III. Государственная поддержка и государственное финансирование политической партии.

ФЗ “О политических партиях” регламентируют виды поддержки, которые вправе оказывать государственные органы политическим партиям. Основным принципом при осуществлении данной функции государством является принцип равенства. Так государство может и должно обеспечивать равные условия доступа партиям к государственным и муниципальным СМИ; участию в выборах и референдуме; создания равных условий предоставления помещений и средств связи, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности, на условиях, аналогичных условиям их предоставления государственным и муниципальным учреждениям. Политическим партиям, представленным в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, обеспечивается равная возможность информирования о своей деятельности в федеральных средствах массовой информации.

В последнее время видна тенденция к уменьшению взносов и поступлений от профсоюзов (институциональные пожертвования) в доли бюджета партии, но в то же время увеличивается государственное и частное финансирование партий и появились новые возможности для предпринимательской деятельности партий[10]. Наибольшую сумму получают партия, победившая на выборах и, пользующаяся наибольшей народной поддержкой. Некоторые современные политические организации на 80% зависят от государственного финансирования. Согласно ФЗ “О политических партиях” сумма государственных субсидий не должна быть менее 20 рублей умноженных на число избирателей, зарегистрированных на момент состоявшихся выборов. Партии имеют право на государственное финансирование, если федеральный список кандидатов, выдвинутый партией на выборах депутатов Государственной Думы, набрал более 3% голосов, или кандидат, выдвинутый партией на выборы Президента РФ, набрал не менее 3% голосов. Причем выплата в первом случае происходит ежегодно, а во втором единовременно. Политические партии обязаны отчитываться в расходовании бюджетных средств. Государство оказывает поддержку партиям не только в виде финансирования, но и в виде налоговых скидок, бесплатного эфирного времени на государственных телевизионных телеканалах. В последнее время всё больше и больше возрастает финансирование партий по средствам спонсоров – частных и юридических лиц. Так как средства от членских взносов - величина крайне невысокая, а государственное финансирование далеко не набрало быстрых темпов роста, то есть все основания предположить, что большую часть экономической поддержки политические партии получают от частных спонсоров. На мой взгляд, участие государства в финансирование партий и предоставление льгот партиям ведёт к тому, что партии становятся подконтрольны государственному аппарату, а также происходит постепенная утрата ими независимости, следовательно, способности полноценно и не искаженно выражать интересы тех слоев общества, которые они представляют.

Стоит отметить, что одновременно с оказанием финансовой помощи политическим партиям, государство ограничивает число лиц, кто также может быть финансировать деятельность политической партии. В частности, наложен запрет на пожертвования политической партии от иностранных государств, юридических лиц и граждан, международных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, военных организаций, правоохранительных органов и некоторых иных лиц.[11]

Финансирование предвыборной деятельности партий ведется только из средств избирательного фонда. Его можно представить как совокупность денежных средств определённой политической партии, которые собираются и используются на финансирование избирательной компании. Избирательный фонд коренным образом отличается от других известных российскому законодательству видов фондов, так как не требует государственной регистрации и принятия учредительных документов, а также тем, что в регулировании его деятельности участвуют одновременно и нормы публичного права и нормы частного права. Моментом создания избирательного фонда считается внесение специальных средств на открытый избирательный счет, а ликвидированным с момента закрытия этого счета. Создание избирательного фонда – обязательное условие регистрации федерального списка кандидатов. Если политическая партия не создаст избирательный фонд, даже с отсутствием денежных средств на нём, то это может стать поводом для отказа в регистрации списка кандидатов. Избирательные фонды носят строго целевой характер. Это значит, что они создаются только для целей финансирования избирательных компаний. Закон строго указывает на то, на какие цели расходуются средства, а также финансирование избирательной компании может вестись только из средств избирательного фонда. Действующее законодательство не предусматривает проводить предвыборную агитацию без привлечения средств избирательного фонда, самостоятельно оплачивая соответствующие расходы, если он не является кандидатом и если он не выступает от имени кандидата или политической партии[12].



Наши рекомендации