Кафедра Административного права.
Факультет Права
Кафедра Административного права.
Реферат по дисциплине Административное право на тему:
Административно - правовой статус политических партий.
Студент группы № 152
Вершинин А.И.
Преподаватель
Шевчук П.П.
Москва, 2012 г.
Оглавление
Введение. 3
I. Создание политической партии. 4
II. Права и обязанности политических партий в взаимоотношениях с органами государственной власти и местного самоуправления. 7
III. Государственная поддержка и государственное финансирование политической партии. 10
IV. Приостановление деятельности политической партии и ее ликвидация. 12
Заключение. 15
Литература и источники. 16
Введение.
Политические партии (от лат. – pars, parties – часть, участие, доля; фр. – parti; нем. – partei; англ. – party) – один из важнейших политических институтов современного общества. Они являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Основная задача политических партий овладеть государственной властью в стране или принять в ней участие через представителей в органах государственной власти и в органах местного самоуправления.
Согласно российскому законодательству, а именно ФЗ “О политических партиях” (с учетом поправок, принятых в 2012 г.) политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В ней должно состоять не менее 500 членов партии, при этом не менее чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения.
Известный российский революционер Лев Троцкий говорил: – “Никакая партия ничего не стоит, если она не имеет целью захват власти”[1]. Но у политической партии есть и другие функции кроме овладения государственной властью[2]. Политическая партия может быть нацелена на формирование общественного мнения, политическое воспитание и образование граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти, выдвижение своих кандидатов на выборы в различные законодательные и представительные органы[3]. Политическая партия является сложным и неоднозначным институтом современного общества, который был объектом изучения многих учёных. Так, К.Маркс определял политическую партию, как “политическую и идеологическую организацию определённого класса или социальной группы, имеющей целью в результате выборов, а также иными путями завоевать государственную власть, либо удержать ее в рамках реализации своих, прежде всего, классовых интересов”[4].
Заключение.
Принципы многопартийности, идеологического разнообразия, свобода образования общественных объединений являются одними из важнейших, закрепленных в Конституции РФ. Основы административно-правового статуса политических партий достаточно широко освещены в нормативно-правовой базе Российской Федерации[13]. Законодательство четко регулирует создание, ликвидацию, взаимодействие партий с государственными органами, закрепляет их права и обязанности. Но в то же время, как мне кажется, наше законодательство, регулирующее правоотношения, касающиеся политических партий, далеко не идеально. Такой вывод можно сделать, анализируя опыт иностранных государств и удачные примеры из российской истории. Недостатком нынешней правовой базы, я считаю запрет на создание избирательных блоков. Блоки – реальный инструмент консолидации политических партий на время выборов без необходимости их дальнейшего объединения в одну структуру для более успешного проведения предвыборной кампании. С другой стороны, я считаю, что нужно более конструктивно решить вопрос относительно политической партии как субъекта административного правонарушения. На мой взгляд, данная проблема в нынешнем законодательстве почти не раскрыта.
В заключении мне хотелось бы сказать, что политические партии - неотъемлемая составляющая современного государства. Они являются субъектами многих отраслей права, однако административное право регулирует их правовой статус наиболее полно.
Литература и источники
Нормативные источники, документы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях". СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 24.10.2012).
3. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
"О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 24.10.2012).
4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ
"О некоммерческих организациях". СПС “Консультант Плюс” (дата обращения: 24.10.2012).
5. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”. СПС “КонсультантПлюс” (дата обращения: 04.02.2012).
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона "О политических партиях" в связи с жалобой политической партии "Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов". СПС “Гарант” (дата обращения: 24.10.2012).
Научные статьи, публикации в журналах, периодических изданиях, электронных ресурсах
1. Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000.
2. Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. – СПб.: Издательство Р.Асланова “Юридический центр Пресс”, 2009.
3. Митин Г.Н. Исключение из политической партии: право гражданина на защиту // “Конституционное и муниципальное право”. 2009. № 16. СПС “Консультант Плюс”.
4. Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования// Конституционное и муниципальное право, 2008. №6. СПС “Консультант Плюс”.
5. Основы теории политических партий: Учеб. пособие/Под. ред. С.Е. Заславского. М.: Европа, 2007.
6. Полунина Г. “Финансирование политических партий”//Обозреватель. 2004 №4. СПС “Консультант Плюс”.
7. Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. № 6. М.: Новая правовая культура, 2008.
8. Технология создания партии. Учебное пособие / под ред. А. Чадаева, В. Быковой. – М.: Издательство “Европа”, 2007.
9. Точкин Д.В. Природа и понятие избирательного фонда при финансировании федеральных избирательных кампаний политических партий// “Конституционное и муниципальное право” 2009. №9. СПС “Консультант Плюс”.
10. Шутько Д.В. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти в Российской Федерации // Сборник "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". М.: Новая Правовая культура. 2003.
11. Юдин Ю. А. Политические партии и право в современном государстве/РАН,Ин-т государства и права.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,1998.
[1] Технология создания партии. Учебное пособие / под ред. А. Чадаева, В. Быковой. – М.: Издательство “Европа”, 2007., С.12.
[2]Карапетян Л.М. Политические партии в судьбе России. – СПб.: Издательство Р.Асланова “Юридический центр Пресс”, 2009., С. 35.
[3] Дюверже М. Политические партии: Пер. с фр. М.: Академический проект, 2000. С. 54.
[4] К. Маркс. Биография. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. 2-е изд. М., Политиздат, 1973.,С. 435.
[5] Технология создания партии. Учебное пособие / под ред. А. Чадаева, В. Быковой. – М.: Издательство “Европа”, 2007., С.62.
[6] Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования// Конституционное и муниципальное право, 2008. №6. СПС “Консультант Плюс”
[7] Соболева Ю.В. Административно-правовой статус общественных объединений: понятие и структура // Гражданин и право. № 6. М.: Новая правовая культура, 2008. С. 45-52.
[8] Шутько Д.В. Взаимодействие общественных объединений с органами исполнительной власти в Российской Федерации // Сборник "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". М.: Новая Правовая культура. 2003., С.53.
[9] Анчуткина Т. А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма / Под общ. ред. Т. Я. Хабриевой. М., 2000., С.43.
[10] Полунина Г. “Финансирование политических партий”//Обозреватель. 2004 №4. СПС “Консультант Плюс”.
[11] Гришаева С.П. Некоммерческие организации. СПС “Консультант плюс”.
[12] Точкин Д.В. Природа и понятие избирательного фонда при финансировании федеральных избирательных кампаний политических партий// “Конституционное и муниципальное право” 2009. №9. СПС “Консультант Плюс” .
[13] Основы теории политических партий: Учеб. Пособие/ Под ред. С.Е. Заславского. М.: Европа, 2007., С.45.
Факультет Права
Кафедра Административного права.
Реферат по дисциплине Административное право на тему: