Политическая элита « политическое лидерство 169
ситуациях. Go стабилизацией социальной системы оно трансформи
руется в традиционное или бюрократическое; происходит «рутини*-
зация харизмы». ■ ■ - . ■ ■-;".:..• ■■ "
Авторитет традиционного лидера, согласно М. Веберуопирав ется на многолетнийобычай.Человек обладает «правом на лидерство» благодаря происхождению, принадлежности к элите. Такой тип лидерства характерен для доиндустриального общества.
Бюрократическое лидерство присуще индустриальному об
ществу. Оно возникает в том случае, когда лидером становятся не в
силу каких-то особых качеств личности {хотя лидер должен проде
монстрировать определенный уровень компетентности), а с помо
щью законных бюрократических структур. Бюрократическое ли
дерство обезличено. ;
Среди отмеченных типов лидерства наиболее большой интерес вызывает харизматический. Понятие «харизма» означаем «бо-жия благодать». Этот термин применяется к индивиду, который выделяется из среды обыкновенных людей и считается наделенным сверхъестественными, сверхчеловеческими, исключительными способностями. Они рассматриваются как исходящие из божества и на их основе индивид признается лидером. Для этого типа лидерства характерна фанатическая преданность последователей лидеру. Всякое сомнение в его качествах рассматривается как святотатство. В этом М. Вебер усматривает важнейшие отличия этого типа лидерства от бюрократического и традиционного.
В конце XX века стало очевидным, что и Запад, и Восток в по
следнее время столкнулись с процессом «харйзматизации» полити
ческого лидерства/Кризисные явления создают в большинстве
стран острую, неустойчивую обстановку, которая порождает в по
литическом сознании надежды на некое чудо, способное разом ре-
пйеть все вопросы бытия: знание й обоснованные ориентации начи
нают заменяться верой. Кризис административно-командной моде
ли социализма в конце 80-х годов вызвал к жизни целую плеяду
лидеров этого типа. ■ .
Порой харизматический лидер способен не только своими по-ступккми, но и одной лишь силой морального воздействия, самим фактом своего существования преодолеть разобщенность общества. Но нельзя не' видеть и негативных аспектов этого процесса, когда харизматический лидер с легкостью окружается ореолом незаменимого.
По стилю Деятельности типы лидера выделяются как авторитарный и демократический.
Авторитарный — это лидер, требующий монопольной власти. Связи между членами группы сведены на нет и проходят под контролем лидера. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное орудие — «железная требовательность», угроза наказания.
170.
Демократические же лидеры инициируют максималытое участие каждого в деятельность групп, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди членов группы^ создают атмосферу сотрудничества.
По характеру деятельности типы лидерства выделяются как:
1) универсальный, то есть постоянно проявляющий качества
лидера;
2) ситуационный, проявляющий качество лидера в определен
ной ситуации.
По содержанию типы лидерства выделяются как:
а) лидер-вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий
программу поведения;
б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной
программы;
в) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и орга
низатором. ': -■■■■■ ■ ■.•:■ ■:.:■-;■■- ■■■ ■ . ■ .■...'■ ■■■'■;-..
-'Но видам деятельности различают «формальное» и «нефор*
мальное» лидерство. ,
Форма льный л и Дер связан с установленными правилами на-
значения руководителя и подразумевает функциональные отно-
- шения. ;..-.- .. . '. ' . ■. . ■ ,■ ■ , ; г■■,.,. , ..V.
■■, Неформальный лидер возникает на основе личных отношений. участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.
Политологи обычно разделяют индивидуальное лидерство -^
лидер и его последователи и коллективное лидерство т— элита и
массы. . . ■ ... : . ■■ v , ■ . . . . .....
Политическое лидерство приписывается обычно одному человеку, но его многочисленные роли выполняют другие люди, прежде всего ближайший штаб. Решения подготавливаются коллективами людей, профессионалами. В демократических обществах политические институты обладают высокой степенью автономии и управлент ческая машина работает независимо от смены лидеров. Например, в Италии с 1945 года сменилось более 50 глав правительств, но стабильность общества сохранилась.
ЛИТЕРАТУРА
Ашия Г. Г. Политическое лидерство: оптимальный стиль //Общественные науки и
современность. 1993. №2.
Бенние У, Почему лидеры не могут руководить //США: Экономика, политика, идео-
Разумов А. Политики кривые зеркала //Свободная мысль. 1995. № 1. Харнавн М. Г. Составные части лидерстве //Мир политики. Суждения и оценки за-падвык политологов- М.; 1991
Что такое политическое лидерство? //Политология в вопроса* и ответах (Консульта
ции политолога/Под рел-А. Ануфриева. М^ 1S94. .
I I тема 12
1 ]тлжшческая культура
1, Политическая культура: понятие и структура
2 .Типология политических культур
3. Политическое сознание: общая характеристика.
Роль и функции политического сознания
4. Уровни политического сознания
5. Политическая социализация: суцр+остъ, этапы и факторы
6. Политическая символика как элемент политической культуры
7. Политическая коммуникация
'-"■■ 1. . j
Политическая культура: понятие и структура .
Политизация современной жизни—факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме — желаем мы того или нет г— приобретают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры.
Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.
Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.
1 Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).
Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.
а) это культура личности, социальной общности, объединяю
щая в себе политическую образованность, политическую сознатель
ность и общественно-политическую деятельность;
б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя
те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими ин
ститутами и политическими процессами;
в) это совокупность стереотипов политического сознания и по
ведения, присущих конкретной социальной общности или конкрет
ной личности;
г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений. ; ■■;..,-.!
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
Политическая культура — это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации вееЙ политической жизни в обществе.
Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются:
- «предписыванием во взаимоотношениях властей и граждан
определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть
оформлена законодательно, а другая часть утверждается в общест
ве в форме традиций, обрядов, обычаев;
- обеспечение целостности и интегрированности политической
сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политичес
кой культуре принципы политического поведения, политические
идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию поли
тических институтов и организаций общества;
- координация политическими методами жизнедеятельности
общества в целом. Сочетание интересов различных социальных
групп, интересов государства и его.граждан.
Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.
Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.
Нравственно-оценочный элемент состоит из политических
чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных
целей. . ■ . .
Поведенческий элемент содержит в себе политические уста-новки.типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности* политическое поведение.
Соответственно знание и понимание гражданами: а) политических интересов—личных, коллективных, государственных общественных, региональных, глобальных; б) конституции и других законов страны; в) программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управ-
Политическвя культура 173
лении обществом и государством; и) особенностей политических
процессов международной жизни — тесно связаны с познаватель
ным элементом политической культу рьь -ч
Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов госу-дарственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в политических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности политических партий и общественно-политических организаций — связано с поведенческим элементом политической культуры.
Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический,
МировоззренческиЙуровень является базовым. На этом уров
не происходит самоопределение человека в мире политики, рыбор
им тех или иных политических ориентации и норм политического по
ведения. ' . .'■' ■■ '■>■■■■ ■" . " .' ■ . ■ -. ■>.-■ ■ .
Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или вострчной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.
Гражданский уровень. На этом уровне формируется «ядро* политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.
Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.
Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям; от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно «проясняются» взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.
Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в по* литичесКую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики/При этом определенная часть людей занимает и позицию «наблюдателей*. Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.
..ъ; к г Типология политических культур
Основные модели политической культуры—тоталитарно-авторитарная и Либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарна я модель политической культу ры
характеризуется приоритетностью коллективистских качест»
гражданина над его индивидуальными качествами; Этой модели
присущи следующие 'характерные черты: - ' ' '
' - политическое сознание и ценности общества фбрмйруются
централизованно, государством. В соответствий с ними государст
венные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных
групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, пб-
литическое доверие, цоддержка государственной поАищики, еди-
щя идеология, политическое единство; . Г -..
- политическое информирование общества дозировано и одно-
канально, монопольно регулируется властями. Активно практику
ется политическая цензура;
- политический язык стандартизирован и скуден. Ему прису
щи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Со
ответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб-
новляема; ■ ■..-. •■ . ■■;.-,-., ' - ,.- .' <_
- политическая культура общества формируется «сверху» на
безальтернативной основе;
- уровень политической культуры большей части общества
невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается «самбизолярованностью» от внешнего мира, «замкнутостью» политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе й прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы.
Либерально-демократическая модель политической культу* ры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.
Политическая культура 175
Этой модели присущи следующие характерные черты:
- политические сознанием ценности общества формируются
децентрализованно (многоканально), из многообразных источников.
Согласно им уровень приоритетности государственных интересов
зависит от степени их совпадения с интересами общества, его соци
альных групп, граждан.
Основные ценности: права человека, свобода, плюрализм (т. е, многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
- политическое информирование общества многоканально иаль-
тернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется
в основном к информации радикального, экстремистского толка; ?
существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен. Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
- политический язык обширен и нестандартен. Непрерывно
совершенствуется и обогащается. Политическая символика много-
вариантна, развивается в режиме модернизации;
• политическое поведение многообразно;
- политическая культура общества находится на достаточном
уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляю
щийся технико-технологическим прогрессом.
Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают высокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
Либерально-демократическая модель политической культуры отличается «открытостью» перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.
В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. а) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.
Охарактеризуем основные типы политической культуры:
1. «Закрытый» тип. Отличается политической замкнутостью.
Сориентирован на собственные политические ценности и нормы.
Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко при
вержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологичес
ким) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к дру
гим системам политических норм и ориентации.
Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.
2. «Открытый» тип. Восприимчив к «некультурному опыту.
Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответ
ствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоян
ного самореформирования. Отличается высокодинамичной полити
ческой жизнью, многообразием политического процесса и высоким
уровнем социально-политической мобильности.
Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либераль-нб^демократической модели политической культуры.
3. Патриархальная политическая культура. Данный тип при
сущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором
идет процесс становления политической системы.
У людей — носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей «растворены» в религиозных и социальных стереотипах и традициях.
Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.
4. Подданическая политическая культура. Носители этого ти
па предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воз
действие на власти политическими методами, имеющимися в их рас
поряжении.
Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.
5. Активистская политическая культура. Отличительной чер
той этого типа является отчетливая ориентация гражданина на дей
ственную личную роль в политической жизни общества, на обрете
ние достаточного личного статуса в политической системе.
Третий, четвертый и пятый типы политической культуры от
носятся к категории «чистых», — т. е. достаточно ярко выраженных.
Наряду с ними существуют и «смешанные» типы политической
культуры: .
Политическая культура 177
12 ■ Политология
б.Патриархалыю-подданическая политическая культура. . 7. Подданическо-активистскаяиалитич«скан культура.
8. Патриарэсальао-активистская политическая культура..
, Дело в том, что в реальной политической жизни различные по
литико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимо
влияют друг на друга. В результате этого и образуются «смешанные»
типы политической культуры. .
9. «Культура гражданина» (относится к числу «смешанных» ти
пов). Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократичес
ких политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы
других типов политической стабильности. Способствует конструктивт
ному функционированию соответствующих политических режимов.
10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчет
ливо этот тип наблюдается а обществе, вошедшем в полосу неста
бильности, переживающем переходный период и социально-эконо
мическую «ломку». ■..:;■.■■: -. . Ч. ■<.
В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.
Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, цолитической агрессивностью и нетерпимрстью. Ей свойственна и харизматичность,—то есть ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и «доблестями».
■г Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чув^ етво изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие,
1 П. Интегрированный тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.
Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры.
■■■■■ Речь идет о специфических «подкультурах» («суб» в данном случае в переводе с латинского означает «под»).
Политические, субкультуры характерны для конкретных
субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами,
предпочтениями и поведением соответствующих грулп людей в
сфере политики. *
. К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относят-сяследующие:
а) политическяя«убкультура Запада. Ориентирована на либе-
рально-демократичеекие ценности и нормы. Отличаемся широким
диапазоном политического выбора и политических пристрастий.
Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентации, отличается многообразием.
Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры;
б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на ис-
. торико-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограни
ченного политического выбора. Харизматична. -
В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и
молодежи изолированы от политической жизни.» Эта субкультура
отличается отчетливой политической субординацией. Характери
зуется превосходством административной власти над представи
тельной и судебной. s •■-.-
г Распространена передача власти по наследству и ее эли
тарность} '■ •'...■■■:■■-■■■- ..-/ч '.,.-■ ■■ ■ ..,,..... .,.;■■ .-;■,■ ..■ :. . .....
в) региональные политические субкультуры. Выделяются по
регионально-государственным признакам. ;
По этим признакам наблюдаются различия в стилях поли
тического мышления и поведения, например, граждан США, и
России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западное
вропейских государств, африканских и латиноамериканских
странйт. п. '■■■■■- ■■" ■ ■■-■■ ■■■•■■■■■ ■■ : . „■■ ' ■■■■■..
Так, политической культуре граждан США свойственны: ин
дивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к по
литической состязательности; относительная толерантность (тер
пимость) к иным политическим позициям; приверженность к леги
тимным (законным) формам политическою поведения; ориентация
на общественное мнение; взыскательность электората (избирате
лей) к политикам и властям. .;.
Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой .нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е* приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др.
Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик-субъектов РФ, а также центрально-чернозёмного, южного, урало-сибирского и дальневосточного регионов.
Политическая культура 179
С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры;
г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тес
ным переплетением религиозной и политической сфер обществен
ной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на по
литические ориентации и поведение субъектов политики.
Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.
Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан;
д) этно-политические субкультуры. Характерны для госу
дарств, имеющих неоднородный национальный состав. .
В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.
Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;
е) молодежная политическая-субкультура. Ее основными но
сителями является учащаяся (ив первую очередь студенческая)
молодежь.
Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения.
Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень «внушаемости»; эклектичность,—т.е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.
Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.
Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.
Немаловажно ито, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.
Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время
более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих а государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно «Среда жизни» людей «разрезана» многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятствия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономические международные блоки; 3) расовые, религиозные и территориальные противоречия и др.
Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности — разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между «элитными» государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и «остальным миром». В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % мирового дохода, а на долю остальных 80 9Ь; землян —17;:%, причем на долю 20 % беднейшей части населения мира -—■ всего 1,4%. При этом разрыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960 г. он составлял 30:1, а в 1990 г.—уже 60:1.
Й все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно становится реальностью
Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского «универса-
лис» означает «всеобщий»).
Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур.
К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие:
1. Общечеловеческие политические ценности и принципы.
Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего меж
дународного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода,
правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равно
правие в междупароднь1хотношечг1ях и многое другое.
2. Международный политический язык. Внем отражены об
щечеловеческие политические ценности и их содержание, а также
наиболее значимые для всего человечества направления глобально
го политического процесса.
Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.
3. Международная политическая символика.Она тесно связа
на с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько
ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть
все основания для ее выделения.
Политическая культура 181
В международной политической жизни такая символика представлена; «апример, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимаетсявсемй людьми.
Так, изображение земного шара символизирует единство че
ловечества и утпиталъность, хрупкость мира, в котором мы живем.
Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и
насилия. '-.■■. ;■■-.., -■■ ■■.. :..:■■■■,..-. ..:. ,■-■, ■. ■ ■.. ■ . ■.■■■'■.■
■ • Определенной символичностью в мире политики обладают и
некоторые цвета. Голубой цвет — символ миротворчества, защи
ты. Белый цвет — символ помощи, чистоты помыслов и действий.
Зеленый цвет — символ жизни, экологии, общности человека и
природы. >
4. Существование и функционирование международных по
литических организаций. Их деятельность во многом способствует
утверждению общечеловеческой политической культуры, коорди
нации глобальной политической жизни. .
5. Международное право. Оно во многом регулирует отноше
ния между государствами и другими объектами международных от
ношений, «облагораживает» их, опираясь на достижения политиче
ской культуры и исторический опыт политических взаимоотноше
ний;- ■ " ■■■:■ ■■.■■.' • ■ . . , - ■-. . . ■.. . . . ..■.-.-- -.- ■
: 6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединенных усилий всего человечества.
■ 7, Глобальнаяраспространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный «фундамент» человеческой цивилизации.
8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), —
те. политическая пассивность, аполитичность, политическое рав
нодушие. .■:..-■■ /■ .! * ■ -.■■.-.-.,■■■:. • ,■■-': . ■-.■ ■■
г В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50% взрослого населения планеты.
9. Политический регионализм (негативная универсалия).
Он существует как бы «параллельно» глобальной политической ин
теграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоре
чив. Он состоит-из множества государств. А их внешняя политика
строится с первоочередным учетом интересов своих граждан («на
циональных», «жизненных»). Несовпадение интересов массы совре
менных государств побуждает их искать и объединяться с потенци
альными союзниками. : '..■;■ . : ■■
Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множе
ство регионально-политических (Европейский Парламент, Органи
зация Американских государств, Лига Арабских государств, Орга
низация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НА
ТО и др.) организаций и блоков. :
10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное по* литическое насилие,т— в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции; политически корыстного законотворчества, -*- будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несо-^ впадение политических интересов людей.
Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), та
ким образом, позволяют констатуфовать реальность общечеловече-
ской политической культуры, ее развития по определенным параме-
трам, в определенном русле. [ :
. Политическое сознание: общая характеристика.