Государство - ведущий институт политической системы 115


В современной научной литературе существует довольно большой разброс мнений по вопросу о природе гражданского обще­ства. Дискуссионным остается вопрос о происхождении, историчес­ких судьбах, сущностных чертах гражданского общества, его взаи­моотношениях с государством. Часть исследователей считают, что сама идея гражданского общества как независимого от государства образования верна лишь на ранней стадии развития либерального капитализма. В подтверждение этого тезиса приводится довод, что в современных условиях границы между гражданским обществом и государством практически стерлись, что государство, по сути дела, вмешивается в решение всех фундаментальных экономических и социальных проблем.

Существует также мнение, которое отождествляет граждан­ское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло уже в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но это не дает основания смешивать категорию «об­щество» как человеческую общность вообще с категорией «граждан­ское общество», возникшем на определенном этапе развития чело­веческого общества, прежде всего западной цивилизации,

о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражда­нина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивиду­ального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

В чем же сущность гражданского общества? При всех разли­чиях, существующих в трактовке этого понятия, есть общее главное действующее лицо гражданского общества—человек как личность, а не как безликий народ. Человек как личность — это индивид, име­ющий определенную обусловленную систему потребностей, интере­сов, ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы и превращает человека в главного участника общественного разви­тия, члена гражданского общества.

Гражданское общество -— это своего рода социальное прост­ранство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых друг от друга, так и от государства индиви­дов. Это—система обеспечения жизнедеятельности социальной, со­циокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система независимых от государства обще­ственных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивиду­альных или коллективных.

Вместе с тем, гражданское общество — это не только опреде­ленный комплекс институтов, но и система отношений. Поэтому гражданское общество невозможно представить без национальных, религиозных традиций, обычаев, мифов, символов, стереотипов по­ведения, морально-этических норм, ценностей и т. п.

Для устойчивых структур государства характерно преобла­дание иерархических связей, вертикальных отношений, для граж­данского общества —-горизонтальных невластных связей.Эти по­следние весьма разнообразный образуют как бы несколько слоев. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспеченней жиз­недеятельности общества. Второй слой — это социокультурные от-ношения, включающие семейно-родственные, этнические, религи­озные и прочие устойчивые связи. Наконец, третий и верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с по­литическими и культурными предпочтениями, ценностными ориен- ч тациями. Здесь мы находим всякого рода группы интересов, полити­ческие движения, клубы, партии и т. д.

В качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает N личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на при­знании права индивидуальной, личной свободы. В рассматривае­мом контексте гражданское общество обеспечивает права челове­ка, в то время как государство — права гражданина. В обоих случа­ях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человека на жизнь, свободу и т. д., а во втором -^ о ее по­литических правах. Поэтому естественно, что гражданское обще­ство предполагает разграничение между правами человека и пра^ вами гражданина.

Большинство людей в странах Запада, занятых насущными проблемами жизнеобеспечения и жизнедеятельности, уделяют мало внимания политической сфере, рассматривая ее как дале­кую от конкретных реалий жизни. Семейная жизнь, дружеские связи, повседневная экономическая деятельность, учеба испыты­вает на себе лишь косвенное влияние со стороны самых драмати­ческих политических изменений. Люди ведут частную жизнь в самых разных политических условиях. Разумеется, политика за­трагивает их, но в значительной мере их борьба за личную иден­тичность не связана с политикой в стратегически важные момен­ты их жизни.

Опыт мирового развития позволяет говорить о «количествен­ных» и «качественных аспектах» отношений между гражданским обществом и государством. К первому можно отнести степень «по­гружения» государства в общество. Второй аспект связан с самим механизмом взаимодействия, являющимся ядром всей системы по­литического управления обществом. Говоря о «качественной» сторо­не, следует отметить, что анализ ситуации в странах Запада, где ме­ханизм взаимодействия гражданского общества и государства раз­вился в целостную структуру, позволяет вычленить два его основных элемента. Первый — это система взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти, осуществляемая на территориальной основе: Основным связующим звеном здесь яв-

Наши рекомендации