Государство - ведущий институт политической системы 109


быть сменено последним. Наряду с конституционным регулировани­ем важную роль играют структура партийной системы и фактичес­кое отношение парламентского большинства. Президент во Фран­ции только тогда может прочно удерживать свои позиции, когда рас­полагает большинством в парламенте, — в противоположность ситуации, когда президент представлялся от имени партии, не вла­девшей большинством в Национальном собрании и фактическим но­сителем власти был премьер-министр.

t Второй тип: а Швейцарии существует конституция: соединя­ющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь» правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депу­татский мандат несовместимы. Правительство образует коллеги­альный орган, а также имеет—в противоположность президентской системе—формальную возможность законодательной инициативы.

Несмотря на отличие этих систем, которые в сущности сводят­ся к отношениям между парламентом и правительством: парламен­ты везде имеют сходные функции, а именно:

-законодательство, включая согласование бюджета;

- контроль над правительством;

* -представительство и учет общественных интересов;

- «волеобразо&ание», т. е. активное влияние на население пу­
тем открытого изложения аргументов, касающихся принимаемых
решений;

- различия между парламентами состоят в типе избиратель­
ной системы и, естественно, правилах отзыва правительства.

Форма государственного устройства—это национально-тер­риториальная организация государства и взаимоотношения цент­ральных и региональных органов. Она дает ответ на вопрос о том; из каких частей состоит территория страны и каково их правовое поло­жение: соотношение и взаимосвязи иерархических структур госу­дарства.

Существуют две основные формы: унитарная и федеративная.

Для унитарного государства (Италия, Фракция, Дания, Шве­ция и др.) свойственны единая конституция, принимаемая на всей территории без ограничений и изъятий, единое гражданство, единая система права, судебная система, отсутствие политической самосто­ятельности у административно-территориальных единиц. В ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются администра­тивной автономией (к примеру, Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративная форма государственного устройства (Австра­лия, Австрия, Индия, Россия, США, ФРГ и др.) это союз государст­венных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Составляющие федерацию




условии соблюдения правовых гарантий и свобод индивида. Социо­логи этого направления раньше других увидели опасность идеи под­чинения правовых нори «исторической целесообразности», подмены позитивного права реализацией субъективных интересов различ­ных политических сил.

,' Правовое государство есть само по себе величайшее достиже­
ние цивилизации. Основные отличительные признаки правового го­
сударства; -

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- реальность прав и свобод личности;

- взаимная ответственность государства и личности;

- разделение власти на законодательную, исполнительную,
судебную;

- наличие эффективных форм контроля и надзору за осуще­
ствлением законов.

Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все пуб­лично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организациям функционирование самой власти строится на право­вых началах. Такое государство может базироваться только на ут­верждении закономерного воздействия права на государство. «Прав­ление закона» может быть атрибутом правового государства лишь тогда, когда сами законы адекватны необходимому правопорядку.

Каковы же пути формирования правового государства?

1. Превращение закона в решающее средство управления все­
ми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соот­
ношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

2. Достижение такого состояния общества, при котором со­
блюдение закона-было бы выгоднее его нарушения, что предполага­
ет высокий уровень правовой культуры населения, его правовую
грамотность.

3. Превращение правоохранительных органов в рабочий меха­
низм, активно содействующий становлению правопорядка.

4. Децентрализация управления, разграничение функций
центральных структур власти и органов местного самоуправления,
расширение компетенции последних.

Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической систе­мы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений определя­ющее значение имеет то обстоятельство, что государство как наибо­лее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наи­большим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы.

Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы. Не вмешиваясь в работу партий, профсоюзов, движений, других само­государство - ведущий институт политической системы 113 8 • Политология

штаты, кантоны, земли, республики, провинции являются субъек­тами федерации и имеют собственное административно-террито­риальное деление.

Признаками федерации являются следующие: территория федерации не представляет единого целого в политико-администра­тивном отношении. Правда, во многих федерациях ее субъекты не обладают правом выхода (право рецессии) из союза. Субъект феде­рации, как правило, наделяется учредительной властью, т. е. ему предоставляется право принятия собственной конституции* в пре­делах установленной компетенции, издание законодательных ак­тов, иметь собственную правовую и судебную систему. Для федера­ции характерны наличие двойного гражданства, двухпалатная структура парламента.

Существуют и довольно своеобразные, рыхлые объединения государств. Во-первых, это конфедерации, в которые объединяются независимые государства для координации какого-либо вида госу­дарственной деятельности— военной, внешнеполитической и др. Эти объединения крайне нестабильные. Они либо распадаются после решения поставленных задач, либо развиваются в федерацию: чему пример — США, Швейцария и др.

Во-вторых, существуют и объединения государств, центром которых являются бывшие метрополии. Вокруг них группируются бывшие колонии. Это прежде всего Британское содружество наций и Франкофония, основывающиеся на общности языка, элементов культуры, наличие некоего наднационального аппарата. Преимуще­ственная сфера сотрудничества государств, входящих в эти объеди­нения, —культура, наряду е которой все большее значение приобре­тают политика и экономика. В послевоенный период появились и но­вые объединения государств, например Европейское содружество, в котором создано не только общее экономическое пространство, но и надгосударственные органы, координируется политика.

Устойчивость политической жизни, ее непрерывность и пре­емственность определяют разделение государств на стабильные и неустойчивые. Последние отличаются частой сменой президентов, правительств» парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. С этой точки зрения особой нестабильностью отличает­ся государственная жизнь латиноамериканского континента. За 150 лет независимого существования латиноамериканских республик в них было совершено 535 государственных переворотов.

Государства могут быть типологизированы и по выполняе­мым ими функциям, точнее по функциям, имеющим преимущест­венное, приоритетное значение в их деятельности, Так, можно вы­делить военное или полицейское государство, характеризуемое ги­пертрофированным развитием и значительной частью структур государственного насилия — армии, военно-промышленного ком­плекса, органов охраны, порядка и безопасности. Основное назначе-

Наши рекомендации