Демократия как форма власти и средство политического процесса 101
тельства способствует своевременному исправлению ошибок, кор
ректируется политический курс в соответствии с меняющейся си
туацией. ■'.-■ :<[■■■<, ■■■.: :г,-.;■■■■.■ , ,. ■ ■ ■. ■ ,; : ■ ■ ■■ . ■- . ■
Такая позиция подвергается критике за полное отвлечение от нравственных ценностей. С точки зрения системного подхода можно оправдать любые формы организации и меры, способствующие самосохранению системы. Ограниченность подобного подхода состоит и в том, что полное забвение ценностных ориентации, менталитета людей недопустимо, так как от внутреннего мира человека зависят любые общественные процессы.
Системные трактовки демократии исходят из идеальной модели управления, рациональности политического поведения рядовых граждан и политических элит, их готовности действовать разумно. Кроме того, собственные интересы сочетаются с интересами других, с интересами общества на основе закона. К такому состоянию политической культуры подошли частично индустриальные страны: А в большинстве стран преобладают национальная, классовая, религиозная непримиримость, групповой и индивидуальный эгоизм. Социальная безответственность в поведении граждан, пренебрежение интересами других—-это реалии сегодняшнего дня. :
Политические антропологи отмечают, что человек не всегда готов к демократии. Существуют индивиды, этносы, которым нужна твердая, авторитарная власть, защищающая «от самого себя», т. е. ограничитель агрессивных инстинктов.
Опыт истории учит, что демократия—благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Необходимыми условиями ее социальной эффективности являются наличие в обществе согласия по основным вопросам совместного проживания в государстве; признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуалистического сознания (ценность личности приоритетна по отношению к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона, мнения большинства. Демократия неприемлема в экстремальных ситуациях — в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенденций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства.
Современный социальный прогресс способствует развитию демократии, обеспечению фундаментальных прав и свобод личности. В странах, где существуют условия для развития индивидуальной свободы и ответственности, демократия помогает в реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости.
Насколько применимы изложенные принципы демократии к российской действительности?
Демократия предполагает определенные условия для своего
утверждения и нормального функционирования. Необходимо, что
бы каждый народ созрел для организации соответствующих форы и
механизмов самоуправления. Важно, чтобы он осознал не только
пределы своих прав, но и ответственность, обязанности к самоогра
ничению, что приобретается в результате длительного историчес
кого опыта. ' . ■ ■
Выше изложено в основном понимание евроцентристской теории демократии. Чтобы стать действительным демократом необходимо, чтобы человек родился и вырос, социализировался в демократической социокультурной среде.
Идея демократии в ее евроцентристском понимании опирает
ся на постулат — индивид важнее группы. Ияое дело на Востоке. Ес
ли на Западе актуален вопрос об индивидуальных правах и свободах,
то в большинстве восточных стран на первом месте стоят групповые
права и интересы. " \
Поэтому вполне объяснимо, что западные образцы государственности по-настоящему не могут институциализироватьея в странах, где господствуют иные социокультурные^ политико-культур-ные, религиозные и т. д. традиции и формы ментальности.
Поэтому мы не можем исключить разное понимание феномена народовластия («демократия») в разных культурах Россия, расположенная на стыке восточных и западных культур, имеет собственное понимание демократии. Какая именно будет модель демократии, определит будущее.
ЛИТЕРАТУРА , ..■:■.-,
Актон Д. История свободы в античности //Полна 1993. № 3>
Демократия в России: самокритика и перспективы //Общественные науки и современность. 19Э5. №1
Кагановский Й. Будущее либеральной демократии в России //Общественные туки «Современность. 1993, №2
Каменская Г. В. Генезис идей демократии //Социс. 199*. Щ 4.
Ковстан Б. О свободе древних в ее сравнении со свободой у современных людей
7/Йолис. 1993. № 3. .
Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. Учебное пособие. М, 199*.
Z |
T тема 7.
осударство — ведущий институт политической системы
1. Основные теории происхождения государства.
Сущность, функции и структура государства
2. Правовое государство и гражданское общество:
д Эй
■ ■■'■. ■-■■.. ■ 1. ■ . ■ ■■ ■
Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства
В научной литературе существует несколько концепций происхождения государства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением. В древних мифах народов Востока, Египта, Греции ■— персона верховного правителя -^ божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евреев, Бог находится в договорном отношении со всеми людьми. Современный католицизм предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и временем происхождения конкретных актов ее осуществления.
Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Он призывал правителей строить отношения с подданными на началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе.
Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.
В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Психологическая теория выводит образование государства из идеи, рожденной человеческим гением. Широко распространена социально-экономическая теория. Один из ее ранних представителей Платон выводит истоки государства из разделения труда,
обособления деятельности по руководству обществом. Марксизм объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Переходкой формой к государству признается выделение прослойки вождей.
Современная теория государства является юридической,ибо
основание государства она видит в правах народов и связывает
власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен
ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования
и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах
международного права. Таким образом, современная общая теория
государства рассматривает его как правовую форму организации и
функционирования политической власти с точки зрения междуна
родного права. ■
. Что же такое государство? Какова его природа? :, . :
Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением.
Основными элементами государства являются: территория, население, власть. Территориягосударств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существенным условием сохранения государства- Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются многие внутренние и внешние политические конфликты.
Вторым составляющим элементом государства является население,т, е. человеческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его власти. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным.
Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно навязывает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого М. Вебер утверждает, что «государство... — это отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство существовало, те, над кем осуществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в данный момент».