Демократия как форма власти и средство политического процесса 101


тельства способствует своевременному исправлению ошибок, кор­
ректируется политический курс в соответствии с меняющейся си­
туацией. ■'.-■ :<[■■■<, ■■■.: :г,-.;■■■■.■ , ,. ■ ■ ■. ■ ,; : ■ ■ ■■ . ■- . ■

Такая позиция подвергается критике за полное отвлечение от нравственных ценностей. С точки зрения системного подхода можно оправдать любые формы организации и меры, способствующие са­мосохранению системы. Ограниченность подобного подхода состоит и в том, что полное забвение ценностных ориентации, менталитета людей недопустимо, так как от внутреннего мира человека зависят любые общественные процессы.

Системные трактовки демократии исходят из идеальной мо­дели управления, рациональности политического поведения рядо­вых граждан и политических элит, их готовности действовать ра­зумно. Кроме того, собственные интересы сочетаются с интересами других, с интересами общества на основе закона. К такому состоянию политической культуры подошли частично индустриальные страны: А в большинстве стран преобладают национальная, классовая, рели­гиозная непримиримость, групповой и индивидуальный эгоизм. Со­циальная безответственность в поведении граждан, пренебрежение интересами других—-это реалии сегодняшнего дня. :

Политические антропологи отмечают, что человек не всегда готов к демократии. Существуют индивиды, этносы, которым нужна твердая, авторитарная власть, защищающая «от самого себя», т. е. ограничитель агрессивных инстинктов.

Опыт истории учит, что демократия—благо лишь тогда, когда она соответствует политической культуре и менталитету народа. Не­обходимыми условиями ее социальной эффективности являются на­личие в обществе согласия по основным вопросам совместного про­живания в государстве; признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры»; преобладание индивидуа­листического сознания (ценность личности приоритетна по отноше­нию к коллективу), нравственной готовности к компромиссам, само­ограничению и самодисциплине из уважения других людей, закона, мнения большинства. Демократия неприемлема в экстремальных си­туациях — в периоды войн, острых кризисов и т. д. Переход к ней обычно длителен, необходима постепенность. Без учета этих тенден­ций демократические формы теряют свою сущность, могут привести к разрушению самого государства.

Современный социальный прогресс способствует развитию демократии, обеспечению фундаментальных прав и свобод лично­сти. В странах, где существуют условия для развития индивиду­альной свободы и ответственности, демократия помогает в реали­зации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, спра­ведливости.

Насколько применимы изложенные принципы демократии к российской действительности?

Демократия предполагает определенные условия для своего
утверждения и нормального функционирования. Необходимо, что­
бы каждый народ созрел для организации соответствующих форы и
механизмов самоуправления. Важно, чтобы он осознал не только
пределы своих прав, но и ответственность, обязанности к самоогра­
ничению, что приобретается в результате длительного историчес­
кого опыта. ' . ■ ■

Выше изложено в основном понимание евроцентристской тео­рии демократии. Чтобы стать действительным демократом необхо­димо, чтобы человек родился и вырос, социализировался в демокра­тической социокультурной среде.

Идея демократии в ее евроцентристском понимании опирает­
ся на постулат — индивид важнее группы. Ияое дело на Востоке. Ес­
ли на Западе актуален вопрос об индивидуальных правах и свободах,
то в большинстве восточных стран на первом месте стоят групповые
права и интересы. " \

Поэтому вполне объяснимо, что западные образцы государст­венности по-настоящему не могут институциализироватьея в стра­нах, где господствуют иные социокультурные^ политико-культур-ные, религиозные и т. д. традиции и формы ментальности.

Поэтому мы не можем исключить разное понимание феномена народовластия («демократия») в разных культурах Россия, распо­ложенная на стыке восточных и западных культур, имеет собствен­ное понимание демократии. Какая именно будет модель демократии, определит будущее.

ЛИТЕРАТУРА , ..■:■.-,

Демократия как форма власти и средство политического процесса 101 - student2.ru Актон Д. История свободы в античности //Полна 1993. № 3>

Демократия в России: самокритика и перспективы //Общественные науки и совре­менность. 19Э5. №1

Кагановский Й. Будущее либеральной демократии в России //Общественные туки «Современность. 1993, №2

Каменская Г. В. Генезис идей демократии //Социс. 199*. Щ 4.
Ковстан Б. О свободе древних в ее сравнении со свободой у современных людей
7/Йолис. 1993. № 3. .

Унпелев А. Г. Политология: власть, демократия, личность. Учебное пособие. М, 199*.


Z

T тема 7.

осударство — ведущий институт политической системы

1. Основные теории происхождения государства.
Сущность, функции и структура государства

2. Правовое государство и гражданское общество:

д Эй

■ ■■'■. ■-■■.. ■ 1. ■ . ■ ■■ ■

Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства

В научной литературе существует несколько концепций происхож­дения государства. Теократическая концепция связывает возник­новение государства с божьим установлением. В древних мифах на­родов Востока, Египта, Греции ■— персона верховного правителя -^ божественного происхождения. Согласно воззрениям древних евре­ев, Бог находится в договорном отношении со всеми людьми. Совре­менный католицизм предполагает божественный генезис идеи госу­дарства и принципов власти при преходящем характере и временем происхождения конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности. Еще Конфуций из­ложил патриархально-патерналистскую концепцию государства, согласно которой государство является большой семьей. Он призы­вал правителей строить отношения с подданными на началах доб­родетели. Государство — это развитая форма патриархальной вла­сти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организа­ции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как резуль­тат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Психологическая теория выводит образование государ­ства из идеи, рожденной человеческим гением. Широко распростра­нена социально-экономическая теория. Один из ее ранних предста­вителей Платон выводит истоки государства из разделения труда,

обособления деятельности по руководству обществом. Марксизм объясняет возникновение государства развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением эко­номически господствующего класса закрепить свое положение и по­литически. Переходкой формой к государству признается выделе­ние прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической,ибо
основание государства она видит в правах народов и связывает
власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен­
ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования
и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах
международного права. Таким образом, современная общая теория
государства рассматривает его как правовую форму организации и
функционирования политической власти с точки зрения междуна­
родного права. ■
. Что же такое государство? Какова его природа? :, . :

Термином «государство» обозначается особый тип социаль­ных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным ис­пользованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юри­дического порядка; г) относительным постоянством; д) институцио­нальным измерением.

Основными элементами государства являются: территория, население, власть. Территориягосударств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды. Это означает, что государство поддерживает в перечисленных средах свою власть и имеет право защищать их от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц. Относительно стабильная и обладающая гарантированной целостностью территория является существен­ным условием сохранения государства- Именно вокруг вопроса о контроле за физической основой государства разворачиваются мно­гие внутренние и внешние политические конфликты.

Вторым составляющим элементом государства является насе­ление,т, е. человеческое сообщество, проживающее на его террито­рии и подчиняющееся его власти. Население государства может со­стоять из одного народа или быть многонациональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, суще­ствующие между политической элитой и остальной частью общест­ва. Политическая элита принудительно навязывает власть, исполь­зуя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого М. Вебер утверждает, что «го­сударство... — это отношение господства людей над людьми, основы­вающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство су­ществовало, те, над кем осуществляется господство, должны при­знавать власть тех, кто господствует в данный момент».

Наши рекомендации