Демократия как форма власти и средство политического процесса 99


атрибутов государства. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без госу­дарства. Отмирание же государства, его замена общественным само­управлением представляется нереальным, учитывая глобализацию проблем общественной жизни, многообразие социальных отноше­ний, свободу человека и различные интересы людей. Кроне того, со­храняя стабильность социальной системы, неизбежны обязатель­ные для всех решения по определенным вопросам.

Известная нам плюралистическая концепция демократии на­ходит практическое признание и применение во многих государст­вах мира. Однако и она подвергается критике. К ее недостаткам обычно относят:

1) идеализацию действительности, преувеличение участия
граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью
большинства; .

2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на
власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии,
ВПК, профсоюзов; -

3) углубление противоречия между равенством и свободой, ог­
раничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение ос­
новополагающих прав личности. Поддержка государством социаль­
но ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет
других групп населения.

Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки, она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Хотя очевидны отно­сительность, временная и пространственная ограниченность парла­ментаризма, системы представительства, всеобщего избирательно­го права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и на­всегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более се­рьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.

Итак, демократия как народовластие представляет собой во многом утопию, которая все-таки имеет важное значение, поскольку демократия рассматривается как ориентир, цель политического развития общества. Реальнаядемократия в'лучшем случае—власть большинства над меньшинством, в худшем —-господство хорошо ор­ганизованного, опирающегося на экономическую власть меньшинст­ва. Меньшинство имеет социальные привилегии над большинством, поддержку информационной власти и формальное согласие боль­шинства граждан.

Опыт многих демократических государств мира свидетельст­вует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтра­лизовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и

прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится вопло­тить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве. В масштабах всего общества демократия выступает в виде парламентаризма—системы правления, основанной на разде­лении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное, этническое.

Современная парламентская демократия весьма далека от
«народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной
демократии, она сегодня является наиболее популярной формой
правления. В мировой политической мысли существуют ценностные
и рациовально-утилитараые обоснования демократии. .ц

Ценностные рассматривают демократию как ценность саму
по себе, как реальное воплощение в государственном устройстве
важнейших ценностей: свободы, равенства, социальной справедли­
вости, народовластия. Такие утверждения не бесспорны, часто де­
мократические ценности истолковываются по-разному. Например,
свобода. Она сегодня воспринимается многими как тяжелое бремя,
связанное с риском, ответственностью, психологическими неудоб­
ствами. Ей предпочитается покой, порядок и материальное благосо­
стояние. Не только в прошлые эпохи, но и в наше время, многие лю­
ди не раздумывая променяют личную свободу на безопасность и
вкусную «чечевичную похлебку». Неоднозначное отношение людей
к основным демократическим ценностям и их различное толкование
свидетельствует о сомнительности ценностных обоснований демо­
кратии. Это относится и к практическим попыткам принудительно­
го «осчастливить» ею различные народы. ■

Рационально-утилитарное обоснование демократии рассмат­ривает ее как наиболее полезную и рациональную для общества и граждан форму организации. Демократическое правление повыша­ет вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает обще­ство открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитае­мых народом (отсюда и название демократического рыночного госу­дарства— «открытое общество»).

Н, Лумая, К. Дойч и др. сторонники системной теории обосно­вания демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а лучшими возможностями сохранения и разви­тия системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся социаль­ной среде. Демократия обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расши­ряет политический выбор. При принятии политических решений представлены различные взгляды и позиции и осуществляется отбор наиболее приемлемых из них. Смена парламента и прави-

Наши рекомендации