Демократия как форма власти и средство политического процесса 99
атрибутов государства. Подлинное народовластие несовместимо с существованием государства и демократии как его разновидности. На деле же демократия нигде и никогда не существовала без государства. Отмирание же государства, его замена общественным самоуправлением представляется нереальным, учитывая глобализацию проблем общественной жизни, многообразие социальных отношений, свободу человека и различные интересы людей. Кроне того, сохраняя стабильность социальной системы, неизбежны обязательные для всех решения по определенным вопросам.
Известная нам плюралистическая концепция демократии находит практическое признание и применение во многих государствах мира. Однако и она подвергается критике. К ее недостаткам обычно относят:
1) идеализацию действительности, преувеличение участия
граждан в группах интересов. Поэтому демократия не будет властью
большинства; .
2) игнорирование неравенства влияния социальных слоев на
власть и прежде всего приоритетного влияния бизнеса, бюрократии,
ВПК, профсоюзов; -
3) углубление противоречия между равенством и свободой, ог
раничение свободы в пользу равенства. Это означает нарушение ос
новополагающих прав личности. Поддержка государством социаль
но ущемленных слоев может реально осуществляться только за счет
других групп населения.
Разумеется, нет и не может быть совершенной демократии, но несмотря на все недостатки, она самая лучшая и самая гуманная форма правления из всех до сих пор известных. Хотя очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.
Итак, демократия как народовластие представляет собой во многом утопию, которая все-таки имеет важное значение, поскольку демократия рассматривается как ориентир, цель политического развития общества. Реальнаядемократия в'лучшем случае—власть большинства над меньшинством, в худшем —-господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую власть меньшинства. Меньшинство имеет социальные привилегии над большинством, поддержку информационной власти и формальное согласие большинства граждан.
Опыт многих демократических государств мира свидетельствует, что негативные стороны демократии можно во многом нейтрализовать, не отказываясь при этом от ее главных преимуществ, и
прежде всего эффективности управления. Реально существующая демократия в индустриально развитых странах стремится воплотить идеи самоуправления — в основном на местном уровне и на производстве. В масштабах всего общества демократия выступает в виде парламентаризма—системы правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом. Парламентаризм может включать различные виды представительства: территориальное, партийное, корпоративное, этническое.
Современная парламентская демократия весьма далека от
«народовластия». И все же, несмотря на несовершенства реальной
демократии, она сегодня является наиболее популярной формой
правления. В мировой политической мысли существуют ценностные
и рациовально-утилитараые обоснования демократии. .ц
Ценностные рассматривают демократию как ценность саму
по себе, как реальное воплощение в государственном устройстве
важнейших ценностей: свободы, равенства, социальной справедли
вости, народовластия. Такие утверждения не бесспорны, часто де
мократические ценности истолковываются по-разному. Например,
свобода. Она сегодня воспринимается многими как тяжелое бремя,
связанное с риском, ответственностью, психологическими неудоб
ствами. Ей предпочитается покой, порядок и материальное благосо
стояние. Не только в прошлые эпохи, но и в наше время, многие лю
ди не раздумывая променяют личную свободу на безопасность и
вкусную «чечевичную похлебку». Неоднозначное отношение людей
к основным демократическим ценностям и их различное толкование
свидетельствует о сомнительности ценностных обоснований демо
кратии. Это относится и к практическим попыткам принудительно
го «осчастливить» ею различные народы. ■
Рационально-утилитарное обоснование демократии рассматривает ее как наиболее полезную и рациональную для общества и граждан форму организации. Демократическое правление повышает вероятность нахождения оптимальных решений. Демократия совместно с конкурентными рыночными структурами делает общество открытым для любых идей и вариантов развития, предпочитаемых народом (отсюда и название демократического рыночного государства— «открытое общество»).
Н, Лумая, К. Дойч и др. сторонники системной теории обоснования демократии оправдывают ее существование не гуманными соображениями, а лучшими возможностями сохранения и развития системы, ее адаптации к непрерывно изменяющейся социальной среде. Демократия обеспечивает многообразие общественных явлений, богатство духовных и социальных альтернатив, расширяет политический выбор. При принятии политических решений представлены различные взгляды и позиции и осуществляется отбор наиболее приемлемых из них. Смена парламента и прави-