Модуль 1: история россии с древности до конца xviiв.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение………………………………………………………………………………………......2

2. Модуль 1: История России с древности до конца XVII века………………………………….6

3. Модуль 2: История Российской империи с XVIII до начала ХХв. ………………………….21

4. Модуль 3: История Советской России (1917 – 1991)…………………………………………47

5. Модуль 4: Новейшая история России (1992 – 2010гг.)……………………………………….68

Введение

Л.Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. «…Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна прежде всего самостоятельная работа».

Самостоятельная работа – это деятельность студентов, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а так же в часы самостоятельной подготовки вне университета. В процессе изучения дисциплины «Отечественная история» студенты овладевают системой оценок, понятий, хронологических знаний, подводящих их к осознанию закономерностей общественного развития. Значительное место в самостоятельной работе студентов отводится изучению исторических источников. В широком смысле слова над источником понимается то, что и дает, сообщает какие-либо сведения (Словарь русского языка т.1 – с. 191). Таким образом, в круг наших источниковых интересов входят не только первичные источники, но и учебники, монографии, статьи и т.п. Рабочая тетрадь предполагает использование последовательно – текстуального метода изучения источников. Данный метод является наиболее распространенным в вузах. Последовательно-текстуальный метод выражен в четырех основных действиях: вычленение и обработка основных идей источника, анализ авторских вопросов, анализ событий, фактов, персоналий, соотнесение исторического опыта с действительностью.

В рабочей тетради используется метод тестирования. Тестирование решает познавательные задачи в процессе изучения истории, развивает самостоятельные навыки овладения историческим материалом, что дает возможность студентам узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по отечественной истории. Тест, как универсальный метод обучения, развивает творческую инициативу студентов, помогает им выработать собственные суждения и оценки, в том числе и по вопросам, имеющим неоднозначные толкования в учебной и исторической литературе. Тесты позволяют правильно понимать проблемы выбора исторического материала и с научных позиций анализировать и оценивать важнейшие исторические события, факты, сюжеты, вопросы и знания общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни Российского государства.

Рабочая тетрадь разделена на 4-е модуля:

  1. История России с древности до конца XVII
  2. История Российской империи с XVIII до начала XXв.
  3. История Советской России (1917 – 1991гг.)
  4. Новейшая история России (1992 – 2010гг.)

Каждый модуль предполагает выполнение трех блоков задания: 1-й – работа с понятиями, 2-й – уяснение основных исторических событий в хронологической последовательности, 3-й – выполнение тестовых заданий.

Каждый выполненный модуль оценивается в объеме до 25 баллов.

При выполнении заданий необходимо изучить следующую литературу, имеющую в библиотеке университете:

Основная литература:

1. Апольков В.С., Миняева И.М. История Отечества [текст]: учебное пособие для средне профессионального образования / Апальков В.С., Миняева И.М.: Альфа 2006

2. Гришин Л.Е. История России с древнейших времен [текст]. Учебное пособие / Гришин Л.Е. Волгоград – учитель, 2008

3. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерк этнической истории [текст] / Гумилев Л.Н. – СПб: Юна 2006

4. Володихин Д.М. Отечественная история [текст]: Учебное пособие для сред. Проф. Образования / Воодихин Д.М., Алексеев С.в., Елисеев Г.А. – М.: ФОРУМ 2006

5. Брежнева С.Н., Мунин А.Н. «Отечественная история»: Курс лекций в 2-х частях – 2-ое издание изд., испр. [текст]: Брежнева С.Н., Мунин А.Н., - Тольятти: ТГИС 2003

6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России [текст]: Учебное пособие (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. – М.: проспект 2007

7. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России [Мультимедиа]: электронный учебник / Деревянко А.п., Шабельникова Н.А. – М: КноРус 2009

8. Дворниченко А.Ю. История России [текст]: учебник / Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. – М.: Проспект 2010

9. История России [текст]: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивихина Т.А., МГУ им. М.В. Ломоносова. ист. фак. – М.: Проспект 2009

10. История России с позиций разных идеологий [текст]: учебное пособие для технич. Вузов по дисциплине «Отечественная истрия» Гаврилоа Д.В., Дворянов В.Ф., Запарий В.В., Намынин В.Д., Лигман Б.В. – Ростов н/Д: Феникс 2007

11. история России от древнейших времен до начала ХХ в. [электронный ресурс]: Учебное пособие/ под ред. И.Я. Фроянова – М.: б.и. 2007

12. История России [электронный ресурс] / предисл. А.Н. Сахарова – М.: Директ МЕдиа Паблишинг 2005

13. Мунчаев Ш.М. История России [текст]: учебник для вузов / Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. – М.: Норма 2008

14. Отечественная история [текст]: Учебное пособие для вузов /Полторан С.Н., Бунакова В.А., Ульянова С.Б., Дегтярева Р.В., Уланов Л.П., под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторана – М.: Гардарики 2007

15. Павленко Н.И., Андреев Н.И., Федоров В.А., под ред. Н.И. Павленко – М.: Высш. Шк. 2007

16. Росторгуев С.В. История России IX-XXвв. [текст]: учеб. Пособие для вузов по специальности «Финансы и кредит», Бух учет, анализ и налогообложение» / Росторгуев С.В. – М.: Омега – Л, 2008

17. Современная история России (конец ХХ - начало ХХIвв. [текст]: Учебное пособие по дисциплине «Отечественная история» / ТГУС, кафедра «Отечественная история и правоведение» составитель Николаев А.В., Дубовиков А.м. – Тольятти: изд-во ТГУС, 2007

18. Учебно - методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» [электронный ресурс]: для дистанционного обучения студентов заочного отделения / ТГУС кафедра «Гуманитарные дисциплины», составитель С.Н. Брежнева, А.Н. Мунин, А.М. Дубовиков [и д.р.] – Тольятти: ТГУС 2006

19. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» для абитуриентов [текст], составитель С.Н. Брежнева, А.М. Дубовиков, А.Н. Мунин, А.В. Николаев – Тольятти: ПВГУС 2008

20.Фортунатов В.В. «Отечесвенная история» для гуманитарных вузов [текст]: учебное пособие по дисциплине «Отечественная история» для вузов неисторических специальностей / Фортунатов В.В. – СПб: Питер 2009

21. Хрестоматия по истории [текст]: учебное пособие / орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева А.Г., Сивохина Г.А., МГУ им. М.В. Ломоносова, Истор. факт. – М.: Проспект 2009

22. Хрестоматия по новейшей истории России 1917-2004. 41,2 [текст]: Учебное пособие для вузов по специальности «История» в 2 ч./ Киселев А.Ф., Щагин Э.М., Вдовин А.И., Лубков А.В., Чураков Д.О., под. ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина – М. Дрофа 2005

23. Шестаков В.А. Новейшая история России [текст]: учебник для вузов Шестаков В.А. – М.: АСТ [и д.р.] 2008

Тест № 1

На специфику русской истории оказали факторы:

1. культурно-цивилизованное наследие;

2. сложные климатические условия;

3. благоприятная внешнеполитическая обстановка.

Тест № 2

Под историческим сознанием понимается:

1. совокупность представлений общества и его социальных групп о своем прошлом и прошлом всего человечества;

2. совокупность знаний о человеке;

3. представления о соотношении природы и человеческого общества.

Тест № 3

К функциям исторического сознания не относятся:

1. функция социальной памяти;

2. научно-познавательная функция;

3. функция предвидения.

Тест № 4

К принципам изучения истории не относятся:

1. принцип историзма;

2. принцип объективности;

3. принцип соответствия.

Тест № 5

На территории современной Московской области в VI–X вв. проживали:

1. вятичи;

2. северяне;

3. поляне.

Тест № 6

Области проживания восточных славян назывались:

1. союзы племен;

2. племена;

3. соседские общины.

Тест № 7

Древнерусское государство было образовано в:

1. 882 г.;

2. 879 г.;

3. 872 г.

Тест № 8

Киевский князь Святослав правил в:

1. 972 – 991 гг.;

2. 964 – 972 гг.;

3. 992 – 1015 гг.

Тест № 9

В Древней Руси государство являлось:

1. коллективным феодальным собственником;

2. хранителем личной свободы крестьян-общинников;

3. распределителем материальных благ среди всех членов Древнерусского государства.

Тест № 10

Период феодальной раздробленности на Руси длился:

1. со 2-й трети XII века до конца XV века;

2. со 2-й трети XII века до конца XVI века;

3. с 1-й трети XII века до конца XVI века.

Тест № 11

Главной причиной феодальной раздробленности является:

1. наличие внешней опасности;

2. изменение характера отношений между Великим князем и дружинниками в результате оседания их на землю;

3. усиление междуусобных княжеских войн.

Тест № 12

Упадок Киевского княжения был связан:

1. с усилением других центров Русской земли;

2. с упадком значения срединных княжений;

3. с борьбой за власть и кровной враждой между князьями.

Тест № 13

Высшим органом власти в Новгороде было:

1. вечевое собрание свободных горожан – владельцев городских дворов и усадеб;

2. собрание новгородских бояр;

3. собрание «чистых людей».

Тест № 13

Объединенная русско-половецкая рать встречалась с основными силами монголо-татар:

1. 25 марта 1223 г. на р. Итиль;

2. 31 мая 1223 г. на р. Калка;

3. 14 июня 1227 г. на р. Воже.

Тест № 14

Северо-восточная Русь была завоевана монголо-татарами в:

1. 1239 г.;

2. 1237 г.;

3. 1238 г.

Тест № 15

Новгородский князь Александр Ярославович разгромил шведов:

1. на р. Неве в 1240 г.;

2. на Чудском озере в 1242 г.;

3. на Ладоге в 1241 г.

Тест № 16

Ледовое побоище состоялось:

1. 5 апреля 1242 г.;

2. 5 марта 1241 г.;

3. 5 февраля 1241 г.

Тест № 17

К последствиям монгольского нашествия нельзя отнести:

1. значительные демографические изменения;

2. упадок или неполное запустение хозяйства в экономически развитых ранее областях страны;

3. рост городов и населения Северо-восточной Руси.

Тест № 18

К особенностям в образовании русского централизованного государства можно отнести:

1. консервацию феодально-крепостнических отношений;

2. опережение политической централизации процесса преодоления экономической раздробленности;

3. отсутствие необходимости приобретения государственной целостности и независимости;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 19

Причиной возвышения Москвы и Твери является:

1. ускоренное социально-экономическое развитие;

2. миграционно-демографические факторы;

3. политические и международные факторы;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 20

Антиордынское восстание в Твери произошло:

1. в 1326 г.;

2. в 1327 г.;

3. в 1328 г.

Тест № 21

Значение факта передачи Ивану Калите права сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду заключалось в том, что:

1. московский князь стал первым среди равных;

2. право получения дани давало возможность распределять дань между собирателем дани и адресатом;

3. позволило московскому князю подготовить в течение 50 лет новое военно-правительственное сословие;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 22

К функциям Владимирского великого князя нельзя отнести:

1. старшинство среди князей Северо-Восточной Руси;

2. руководство внешней политикой;

3. руководство объединенными вооруженными силами;

4. собирание с русских земель «выхода» для Орды;

5. право быть наследственным собственником владимирских земель.

Тест № 23

Куликовская битва состоялась:

1. 8 августа 1379 г.;

2. 8 сентября 1380 г.;

3. 10 октября 1382 г.

Тест № 24

К одним из значений Куликовской битвы можно отнести:

1. превращение Москвы в столицу великого русского государства;

2. восстановление в прежнем объеме власти Золотой Орды над русскими землями;

3. полное освобождение зависимости русских земель от Золотой Орды.

Тест № 25

Иван III правил на Руси в:

1. 1445 – 1462 гг.;

2. 1462 – 1505 гг.;

3. 1505 – 1533 гг.

Тест № 26

Новгородская земля была присоединена к Московскому княжеству:

1. в 1478 г.;

2. в 1485 г.;

3. в 1489 г.

Тест № 27

Феодальная война между внуками Дмитрия Донского, происходившая во второй половине XV в., окончилась:

1. поражением коалиции удельных князей;

2. усилением власти московского великого князя Василия II Темного;

3. ликвидацией порядков феодальной раздробленности;

4. правильно 1 и 3;

5. правильно все.

Тест № 28

Полное освобождение Русской земли от зависимости ханов Большой и Золотой Орды произошло:

1. 30 августа 1480 г.;

2. 25 сентября 1480 г.;

3. 11 ноября 1480 г.

Тест № 29

Судебник Ивана III предусматривал право крестьян на переход к другим землевладельцам только:

1. 1 раз в году – за неделю до 26 ноября и в течение недели после;

2. 2 раза в году – 26 ноября и 26 апреля – за неделю до и в течение недели после указанных дат;

3. 3 раза в году – за неделю до 26 ноября, 26 августа, 26 апреля и в течение недели после.

Тест № 30

Впервые титул царя был принят:

1. в январе 1547 г. Иваном IV;

2. в январе 1527 г. Василием III;

3. в январе 1503 г. Иваном III.

Тест № 31

«Избранная рада» представляла собой:

1. небольшой круг приближенных к царю лиц;

2. правительство, назначенное Иваном IV;

3. часть Боярской думы.

Тест № 32

К мероприятиям «Избранной рады» нельзя отнести:

1. создание центральных органов государственного управления - приказов;

2. церковную реформу – Стоглавый Собор;

3. принятие нового Судебника в 1550 г.;

4. отмену местничества.

Тест № 33

К основным элементам сословно-представительной монархии нельзя отнести:

1. царь, митрополит, приказная система;

2. Боярская дума, Земский Собор, губные и земские старосты;

3. царь, патриарх, министерства, воеводы.

Тест № 34

Назовите годы, в которые Иван Грозный проводил опричнину как особую внутреннюю политику Российского государства:

1. 1564 – 1572 гг.;

2. 1533 – 1584 гг.;

3. 1547 – 1564 гг.

Тест № 35

К числу причин Смутного времени можно отнести:

1. династический кризис;

2. неравномерное распределение государственных повинностей;

3. произвол «верхов»;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 36

Период «Смуты» в русской истории считают:

1. с 1584 по 1613 гг.;

2. с 1598 по 1613 гг.;

3. с 1601 по 1613 гг.

Тест № 37

Внутренняя политика Б. Годунова была направлена:

1. на консолидацию господствующего класса;

2. на стабилизацию внутреннего положения в стране;

3. на раскрепощение крестьян;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 38

В годы правления Б. Годунова возникли города:

1. Иван-город, Ям, Копорье;

2. Самара, Саратов, Царицын, Уфа;

3. Ставрополь, Челябинск.

Тест № 39

Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву:

1. 20 мая 1604 г.;

2. 20 июня 1605 г.;

3. 20 августа 1606 г.

Тест № 40

Второе ополчение возглавлялось:

1. Ляпуновым, Трубецким, Заруцким;

2. Мининым и Пожарским;

3. «Семибоярщиной» во главе с Милославским.

Тест № 41

Первого царя Михаила из новой династии Романовых избрали:

1. на Земском Соборе в 1613 г.;

2. Боярской Думой в декабре 1612 г.;

3. избрали участники Второго народного ополчения в январе 1613 г.

Тест № 42

Царствование Михаила Романова было временем:

1. восстановления разрушенного хозяйства;

2. оживленной законодательной деятельности правительства царя Михаила;

3. глубоких реформ, направленных на изменение государственного устройства;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 43

Какую роль играл при царе Михаиле Романове патриарх Филарет:

1. был фактическим правителем государства;

2. был советником при царе;

3. выполнял только обязанности главы Русской православной церкви.

Тест № 44

Соборное Уложение 1649 г. по своему характеру было:

1. дворянско-крепостническим;

2. боярским;

3. выражало интересы всего народа.

Тест № 45

Соборное Уложение 1649 г.:

1. окончательно устанавливало прикрепление крестьян к земле;

2. устанавливало наследственность крепостного состояния и право распоряжаться имуществом крепостного крестьянина;

3. возложило на землевладельца ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей;

4. отменяло бессрочное право возвращения беглых крестьян;

5. правильно 1, 2, 3;

6. правильно все.

Тест № 46

К основным тенденциям развития государственной системы в XVII в. можно отнести:

1. усиление централизации государственной власти;

2. усиление значения Земских Соборов;

3. усиление влияния Боярской Думы.

Тест № 47

К обычаям и обрядам в Русской православной церкви до патриарха Никона, отличающимся от принятых в греческой церкви, можно отнести:

1. двуперстное крестное знамение;

2. хождение посолонь;

3. двоение возгласа «Аллилуйя»;

4. поясной поклон;

5. правильно 1, 2, 3;

6. правильно все.

Тест № 48

Лидером старообрядческого движения в середине XVII в. был (была):

1. дьяк Назар Чистой;

1. протопоп Аввакум;

2. боярыня Морозова.

Тест № 49

Причиной отстранения Никона от патриаршества являлось:

1. церковные реформы, проводимые патриархом Никоном;

2. борьба между русской церковной правящей иерархией;

3. попытка Никона поставить духовную власть выше светской.

Тест № 50

Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина проходило:

1. 1667 – 1671 гг.;

2. 1666 – 1669 гг.;

3. 1665 – 1668 гг.

Тест № 51

Первые мануфактуры в России были построены:

1. в 1648 г. в Олонецком крае;

2. в 1650 г. на Урале;

3. в 1652 г. в Тульско-Каширском районе.

Тест № 52

Центрами посевов льна, конопли и выделывания полотна в XVII в. в России были:

1. Тула, Тихвин, Кашира;

2. Новгород, Псков, Старая Русса, Смоленск, Вологда, Ярославль;

3. Москва.

Тест № 53

К ярмаркам всероссийского значения нельзя отнести:

1. Макарьевская, Ирбитская, Свенская;

2. Московская, Новгородская, Архангельская;

3. Сорочинская, Козельская, Уральская.

Тест № 54

К изменениям в частном землевладении в XVII в. можно отнести:

1. утрату условного характера поместного землевладения и приближение его к вотчине;

2. утрату связи между службой дворян и ее земельным вознаграждением;

3. передачу земель крестьянским общинам для частного пользования отдельными крестьянами;

4. правильно 1, 2;

5. правильно все.

Тест № 55

Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную в XVII в. проявилась в:

1. падении роли Земских Соборов;

2. усилении значения приказной системы в государственном управлении;

3. расширении влияния Боярской Думы на принятие решений царем;

4. правильно 1, 2;

5. правильно все.

Тест № 56

Отмена местничества произошла:

1. при царе Михаиле, в 1631 г.;

2. при царе Алексее Михайловиче, в 1656 г.;

3. при царе Федоре Алексеевиче, в 1682 г.

Тест № 57

Первый стрелецкий бунт во главе с И. Хованским в Москве произошел:

1. в мае 1682 г.;

2. в июне 1683 г.;

3. в августе 1684 г.

Тест № 58

Второй стрелецкий бунт, поднятый Софьей Алексеевной, произошел:

1. в августе 1689 г.;

2. в сентябре 1688 г.;

3. в октябре 1687 г.

Тест № 59

Третий стрелецкий бунт произошел в:

1. 1697 г.;

2. 1698 г.;

3. 1699 г.

Тест № 3

Северная война проходила:

1. с августа 1700 г. по август 1721 г.;

2. с мая 1701 г. по январь 1724 г.;

3. с сентября 1702 г. по январь 1722 г.

Тест № 4

Город Санкт-Петербург был заложен:

1. 6 октября 1702 г.;

2. 6 мая 1703 г.;

3. 6 июня 1710 г.

Тест № 5

Ништадский мир был подписан:

1. 1 августа 1710 г.;

2. 30 августа 1721 г.;

3. 20 августа 1722 г.

Тест № 6

По условиям Ништадского мира Россия:

1. получила балтийское побережье от Выборга до Риги;

2. получила часть территории Финляндии;

3. получила часть территории Швеции.

Тест № 7

Указ о единонаследии 1714 г. предполагал:

1. слияние поместных и вотчинных земель;

2. признание поместных земель наследственными;

3. правильно все.

Тест № 8

Полтавская битва произошла:

1. 27 июня 1709 г.;

2. 1 августа 1710 г.;

3. 27 сентября 1711 г.

Тест № 9

«Табель о рангах», изданный в 1722 г.:

1. заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности;

2. установил обязательность службы дворян от самых низших чинов служебной лестницы;

3. установил 25-летний срок государственной, военной службы дворян;

4. правильно 1, 2;

5. правильно все.

Тест № 10

В основу регулярной армии была положена рекрутская система набора, которая основывалась:

1. на принципе всеобщей сословной обязанности;

2. на системно-крепостническом принципе;

3. на принципе дворянского ополчения.

Тест № 11

Сенат в России был учреждён:

1. в 1711 г.;

2. в 1712 г.;

3. в 1715 г.

Тест № 12

Патриаршество на Руси было упразднено:

1. в 1721 г.;

2. в 1723 г.;

3. в 1724 г.

Тест № 13

«Петровская ассамблея» – это:

1. собрание дворян, знати, купцов и «главных мастеров» с их семьями;

2. собрание близких друзей Петра I;

3. собрание высокопоставленных государственных чиновников при Петре I.

Тест № 14

К итогам деятельности Петра I нельзя отнести:

1. дан мощный импульс развитию промышленности;

2. созданы боеспособная армия и флот;

3. заложены основы светской русской культуры и системы образования;

4. был сформирован компетентный государственный аппарат;

5. окончательно оформлены привилегии дворян.

Тест № 15

5 февраля 1722 г. указ Петра I вводил новый порядок престолонаследия:

1. императорский престол передавался по наследству от мужа к жене;

2. престолонаследника назначал при жизни лично император;

3. престол передавался по нисходящей линии – от отца к сыну, от старшего брата к младшему.

Тест № 16

Вопрос о престоле в период дворцовых переворотов решался:

1. гвардейцами Преображенского и Семеновского полков;

2. ближайшими претендентами на императорский престол;

3. Сенатом по установленному закону.

Тест № 17

Период дворцовых переворотов (1725 – 1762) характеризуется:

1. продолжением реформ Петра I;

2. ожесточенной борьбой придворных аристократических группировок за власть;

3. широкой законотворческой деятельностью императоров и императриц.

Тест № 18

Время правления Екатерины I:

1. 1725 – 1728 гг.;

2. 1725 – 1729 гг.;

3. 1725 – 1727 гг.

Тест № 19

Время правления Петр II (сын царевича Алексея, внук Петра I):

1. 1727 – 1732 гг.;

2. 1727 – 1730 гг.;

3. 1727 – 1729 гг.

Тест № 20

Время правления Петра II – это:

1. единоличная власть Петра II;

2. фактическое управление государством князем А.Д. Меньшиковым;

3. господство старой московской знати во главе с князем Долгоруким.

Тест № 21

Время правления Анны Ивановны (дочь царя Ивана Алексеевича):

1. 1730 – 1740 гг.;

2. 1730 – 1735 гг.;

3. 1730 – 1738 гг.

Тест № 22

Время правления Ивана VI Антоновича:

1. 1740 – 1741 гг.;

2. 1740 – 1742 гг.;

3. 1740 – 1752 гг.

Тест № 23

Время правления Елизаветы Петровны (дочери Петра I и Марты Скавронской – Екатерины I):

1. ноябрь 1741 г. – декабрь 1761 г.;

2. октябрь 1740 г. – декабрь 1761 г.;

3. ноябрь 1740 г. – декабрь 1761 г.

Тест № 24

Московский университет был открыт:

1. в 1757 г.;

2. в 1756 г.;

3. в 1755 г.

Тест № 25

Время правления Екатерины II:

1. 1762 – 1796 гг.;

2. 1761 – 1792 гг.;

3. 1761 – 1794 гг.

Тест № 26

К особенностям социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. можно отнести:

1. самодержавие усиливало феодально-крепостническую эксплуатацию крестьянства, что вызывало обострения социальных противоречий;

2. усиление экономически мощного сословия – купечества вызывало противоречие между купечеством и социальной опорой самодержавия – дворянством;

3. втягивание поместного дворянства в товарно-денежные отношения заставляло помещиков увеличивать повинности крестьян, что вело к росту крестьянских волнений;

4. правильно все.

Тест № 27

Сущность политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в следующем:

1. стремление законсервировать существующий строй путем укрепления позиций дворянства, усиления его прав и привилегий;

2. расширить товарно-денежные отношения в стране;

3. снизить повинности крепостных крестьян в пользу помещика, постепенно освободить крестьян от крепостного права.

Тест № 28

Первая русско-турецкая война (вторая половина XVIII в.) завершилась:

1. Рымникским мирным договором;

2. Ясским мирным договором;

3. Кючук-Кайнарджийским мирным договором.

Тест № 29

Крым был присоединён к России:

1. в 1774 г.;

2. в 1783 г.;

3. в 1791 г.

Тест № 30

Вторая русско-турецкая война (вторая половина XVIII в.) проходила:

1. 1768 – 1774 гг.;

2. 1787 – 1791 гг.;

3. 1789 – 1792 гг.

Тест № 31

По условиям Ясского мирного договора к России отошли:

1. Северное Причерноморье, Очаков;

2. Придунайские княжества;

3. Черноморские проливы.

Тест № 32

В результате раздела Польши в состав России вошли:

1. все восточнославянские области Польши, западная Украина, Белоруссия, Литва, Курляндия;

2. Померания;

3. юго-западная часть Польши.

Тест № 33

Время правления Павла I:

1. ноябрь 1796 г. – март 1801 г.;

2. ноябрь 1796 г. – март 1803 г.;

3. ноябрь 1796 г. – март 1805 г.

Тест № 34

Павел I укрепление самодержавия видел:

1. в неограниченности прав монарха;

2. в установлении незыблемости порядка наследования;

3. в снижении числа крестьян, находившихся в крепостной зависимости;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 35

Новый закон о престолонаследии, запрещающий женское правление, был учрежден:

1. 10 января 1797 г.;

2. 5 апреля 1797 г.;

3. 15 мая 1798 г.

Тест № 36

Время правления Александра I:

1. март 1801 г. – ноябрь 1825 г.;

2. март 1801 г. – январь 1824 г.;

3. март 1801 г. – декабрь 1823 г.

Тест № 37

Негласный «комитет» – это:

1. правительство Александра I;

2. кружок либерально настроенных друзей Александра I;

3. приближенные к Александру I, высшие чиновники.

Тест № 38

Целью плана государственного переустройства, предложенного М.М. Сперанским, являлось:

1. переустройство всего государственного порядка на буржуазный лад;

2. сословный характер государственных учреждений;

3. смешение функций различных государственных учреждений.

Тест № 39

По условиям Тильзитского договора, заключенного с Францией в 1807 г., Россия:

1. получала часть территории Пруссии;

2. должна была присоединиться к континентальной блокаде Англии;

3. должна была направить экспедиционные войска в Индию.

Тест № 40

Целью генерального сражения при Бородино для Наполеона являлось:

1. лишение России национальной государственности;

2. разгром русской армии и склонение России к выгодному для него миру;

3. превращение России в надежного союзника Франции.

Тест № 41

Александр I издал Манифест, возвестивший об окончании Отечественной войны:

1. 25 декабря 1812 г.;

2. 1 января 1813 г.;

3. 20 июня 1814 г.

Тест № 42

Конституция Н.М. Муравьева предполагала:

1. сохранение помещичьего землевладения;

2. полную ликвидацию помещичьего землевладения;

3. частичное отчуждение помещичьей земли и создание государственного земельного фонда.

Тест № 43

По проекту Н. Муравьева Россия должна стать:

1. конституционной монархией;

2. республикой;

3. абсолютной монархией.

Тест № 44

По проекту П. Пестеля Россия должна стать:

1. конституционной монархией;

2. республикой с однопалатным парламентом;

3. федеративной республикой.

Тест № 45

Вступив на престол, Николай I своими задачами считал:

1. расследование причин вооруженного выступления декабристов;

2. укрепление самодержавной власти;

3. проведение кодификации российских законов;

4. проведение преобразований в устройстве государственных учреждений;

5. правильно все.

Тест № 46

«Восточный вопрос» есть:

1. необходимость получения свободного выхода из Черного моря и защита православных подданных Турции;

2. борьба против революционной опасности в мире;

3. борьба против усиления Англии в Средней Азии и Иране.

Тест № 47

Противниками России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. являлись:

1. Англия, Франция, Турция, Сардиния;

2. Турция, Франция;

3. Англия, Франция.

Тест № 48

Итогами Крымской войны являлись:

1. падение международного авторитета России;

2. распад Священного Союза;

3. установление нейтральности Черного моря;

4. правильно все.

Тест № 49

Либеральная бюрократия 40–60-х гг. XV в. в России выступала:

1. за освобождение крестьян от крепостной зависимости;

2. за введение в России конституционного правления;

3. за проведение в России буржуазных реформ;

4. правильно 1 и 3;

5. правильно все.

Тест № 50

По Манифесту Александра II от 19 февраля 1861 г. владельческие крестьяне:

1. получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;

2. наделялись землей за выкуп;

3. наделялись землей безвозмездно;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 51

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. основывались на следующих принципах:

1. бессословность и гласность;

2. состязательность (с адвокатурой) и выборность мирового суда;

3. несменяемостью коронных судей и независимость от администрации;

4. правильно 1 и 2;

5. правильно все.

Тест № 52

Какой из государственных органов из проекта государственного переустройства был в начале XX в. создан:

1. Государственный Совет;

2. Государственная Дума;

3. Сенат.

Тест № 53

Реформа государственной деревни, проведенная при Николае I, была подготовлена и проведена под руководством:

1. П.Д. Кисилева;

2. Е.Ф. Канкрина;

3. Я.И. Ростовцева.

Тест № 54

Основу внешнеполитической доктрины Александра III составляло:

1. укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи;

2. панславинизм и поддержка освободительного движения славян;

3. сближение с Францией;

4. правильно все.

Тест № 55

Основу экономической политики Александра III составляло:

1. укрепление самодержавной власти с помощью развития национальной промышленности;

2. расширение экономической независимости торгово-промышленного сословия;

3. разрушение общинных порядков в деревне.

Тест № 56

Программа Николая II при вступлении на престол предполагала:

1. поиск компромиссов с различными российскими сословиями;

2. введение общероссийского представительного органа;

3. сохранение незыблемости самодержавия.

Тест № 57

Программа ускоренной модернизации российской экономики С.Ю. Витте включала:

1. введение золотого денежного обращения;

2. доступ в экономику иностранного капитала;

3. увеличение косвенного налогообложения;

4. правильно все.

Тест № 58

Экономическая программа С.Ю. Витте:

1. создавала экономические условия для введения конституционного управления;

2. укрепляла позиции и привилегии дворянства;

3. не затрагивала основ самодержавной системы государственного управления.

Тест № 59

Идейной доктриной российского государства, сформированной при Николае I, являлось:

1. православие, самодержавие, народность;

2. Москва – третий Рим;

3. народность, опора на собственные силы, просвещение.

Тест № 60

Автором теории русского общинного социализма являлся:

1. А.И. Герцен;

2. В.Г. Белинский;

3. Н.А. Станкевич.

Тест № 61

Западничество как новый образ мышления предполагало:

1. рационализм, исполненный веры в могущество человеческого разума;

2. вера в прогресс;

3. видение истории как необратимого процесса исторического движения вперед;

4. правильно все.

Тест № 62

Сторонниками западничества в России являлись:

1. И. Панаев, А. Анненков, Т. Грановский, Н. Станкевич;

2. А. Хомяков, Д. Валуев, К. Аксаков, И. Аксаков;

3. С. Уваров, С. Строганов, Д. Бутурлин.

Тест № 63

Славянофильство как образ мышления предполагало:

1. успех России в ее самобытности и особенности;

2. православие есть основа самобытности;

3. крестьянская община есть воплощение коллективизма;

4. правильно все.

Тест № 64

Сторонниками славянофильства в России являлись:

1. А. Хомяков, Д. Валуев, К. Аксаков, И. Аксаков, А. Кошелев;

2. А. Герцен, В. Белинский, Н. Огарев;

3. М. Буташевич-Петрашевский, Д. Ахшарумов, А. Плещеев.

4.

Тест № 65

Кружок М. В. Буташевича-Петрашевского действовал в:

1. 1840 – 1858 гг.;

2. 1835 – 1844 гг.;

3. 1845 – 1849 гг.

Тест № 66

В период первой российской революции оформились 3 партийно-политических лагеря:

1. правительственный, буржуазно-либеральный, революционно-демократический;

2. дворянский, торгово-промышленного сословия, крестьянский;

3. сословно-представительский, крестьянский, рабочий.

Тест № 67

Российский либерализм как идейно-политическое течение возник в:

1. середине XIX в.;

2. в ходе первой русской революции;

3. в ходе Февральской революции.

Тест № 68

Основными требованиями земских либералов с середины 70-х до середины 90-х гг. XIX в. являлись:

1. созыв Земского Собора;

2. реформа Государс<

Наши рекомендации