Модуль 1: история россии с древности до конца xviiв.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение………………………………………………………………………………………......2
2. Модуль 1: История России с древности до конца XVII века………………………………….6
3. Модуль 2: История Российской империи с XVIII до начала ХХв. ………………………….21
4. Модуль 3: История Советской России (1917 – 1991)…………………………………………47
5. Модуль 4: Новейшая история России (1992 – 2010гг.)……………………………………….68
Введение
Л.Н. Толстой, говоря о человеческой мудрости, предупреждал, что она не может переливаться из того человека, который полон ею, в того, в котором ее нет. «…Для восприятия чужой мудрости, - отмечал он, - нужна прежде всего самостоятельная работа».
Самостоятельная работа – это деятельность студентов, осуществляемая на всех видах учебных занятий, а так же в часы самостоятельной подготовки вне университета. В процессе изучения дисциплины «Отечественная история» студенты овладевают системой оценок, понятий, хронологических знаний, подводящих их к осознанию закономерностей общественного развития. Значительное место в самостоятельной работе студентов отводится изучению исторических источников. В широком смысле слова над источником понимается то, что и дает, сообщает какие-либо сведения (Словарь русского языка т.1 – с. 191). Таким образом, в круг наших источниковых интересов входят не только первичные источники, но и учебники, монографии, статьи и т.п. Рабочая тетрадь предполагает использование последовательно – текстуального метода изучения источников. Данный метод является наиболее распространенным в вузах. Последовательно-текстуальный метод выражен в четырех основных действиях: вычленение и обработка основных идей источника, анализ авторских вопросов, анализ событий, фактов, персоналий, соотнесение исторического опыта с действительностью.
В рабочей тетради используется метод тестирования. Тестирование решает познавательные задачи в процессе изучения истории, развивает самостоятельные навыки овладения историческим материалом, что дает возможность студентам узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по отечественной истории. Тест, как универсальный метод обучения, развивает творческую инициативу студентов, помогает им выработать собственные суждения и оценки, в том числе и по вопросам, имеющим неоднозначные толкования в учебной и исторической литературе. Тесты позволяют правильно понимать проблемы выбора исторического материала и с научных позиций анализировать и оценивать важнейшие исторические события, факты, сюжеты, вопросы и знания общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни Российского государства.
Рабочая тетрадь разделена на 4-е модуля:
- История России с древности до конца XVII
- История Российской империи с XVIII до начала XXв.
- История Советской России (1917 – 1991гг.)
- Новейшая история России (1992 – 2010гг.)
Каждый модуль предполагает выполнение трех блоков задания: 1-й – работа с понятиями, 2-й – уяснение основных исторических событий в хронологической последовательности, 3-й – выполнение тестовых заданий.
Каждый выполненный модуль оценивается в объеме до 25 баллов.
При выполнении заданий необходимо изучить следующую литературу, имеющую в библиотеке университете:
Основная литература:
1. Апольков В.С., Миняева И.М. История Отечества [текст]: учебное пособие для средне профессионального образования / Апальков В.С., Миняева И.М.: Альфа 2006
2. Гришин Л.Е. История России с древнейших времен [текст]. Учебное пособие / Гришин Л.Е. Волгоград – учитель, 2008
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерк этнической истории [текст] / Гумилев Л.Н. – СПб: Юна 2006
4. Володихин Д.М. Отечественная история [текст]: Учебное пособие для сред. Проф. Образования / Воодихин Д.М., Алексеев С.в., Елисеев Г.А. – М.: ФОРУМ 2006
5. Брежнева С.Н., Мунин А.Н. «Отечественная история»: Курс лекций в 2-х частях – 2-ое издание изд., испр. [текст]: Брежнева С.Н., Мунин А.Н., - Тольятти: ТГИС 2003
6. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России [текст]: Учебное пособие (Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. – М.: проспект 2007
7. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России [Мультимедиа]: электронный учебник / Деревянко А.п., Шабельникова Н.А. – М: КноРус 2009
8. Дворниченко А.Ю. История России [текст]: учебник / Дворниченко А.Ю., Тот Ю.В., Ходяков М.В. – М.: Проспект 2010
9. История России [текст]: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивихина Т.А., МГУ им. М.В. Ломоносова. ист. фак. – М.: Проспект 2009
10. История России с позиций разных идеологий [текст]: учебное пособие для технич. Вузов по дисциплине «Отечественная истрия» Гаврилоа Д.В., Дворянов В.Ф., Запарий В.В., Намынин В.Д., Лигман Б.В. – Ростов н/Д: Феникс 2007
11. история России от древнейших времен до начала ХХ в. [электронный ресурс]: Учебное пособие/ под ред. И.Я. Фроянова – М.: б.и. 2007
12. История России [электронный ресурс] / предисл. А.Н. Сахарова – М.: Директ МЕдиа Паблишинг 2005
13. Мунчаев Ш.М. История России [текст]: учебник для вузов / Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. – М.: Норма 2008
14. Отечественная история [текст]: Учебное пособие для вузов /Полторан С.Н., Бунакова В.А., Ульянова С.Б., Дегтярева Р.В., Уланов Л.П., под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторана – М.: Гардарики 2007
15. Павленко Н.И., Андреев Н.И., Федоров В.А., под ред. Н.И. Павленко – М.: Высш. Шк. 2007
16. Росторгуев С.В. История России IX-XXвв. [текст]: учеб. Пособие для вузов по специальности «Финансы и кредит», Бух учет, анализ и налогообложение» / Росторгуев С.В. – М.: Омега – Л, 2008
17. Современная история России (конец ХХ - начало ХХIвв. [текст]: Учебное пособие по дисциплине «Отечественная история» / ТГУС, кафедра «Отечественная история и правоведение» составитель Николаев А.В., Дубовиков А.м. – Тольятти: изд-во ТГУС, 2007
18. Учебно - методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» [электронный ресурс]: для дистанционного обучения студентов заочного отделения / ТГУС кафедра «Гуманитарные дисциплины», составитель С.Н. Брежнева, А.Н. Мунин, А.М. Дубовиков [и д.р.] – Тольятти: ТГУС 2006
19. Учебно-методическое пособие по дисциплине «Отечественная история» для абитуриентов [текст], составитель С.Н. Брежнева, А.М. Дубовиков, А.Н. Мунин, А.В. Николаев – Тольятти: ПВГУС 2008
20.Фортунатов В.В. «Отечесвенная история» для гуманитарных вузов [текст]: учебное пособие по дисциплине «Отечественная история» для вузов неисторических специальностей / Фортунатов В.В. – СПб: Питер 2009
21. Хрестоматия по истории [текст]: учебное пособие / орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева А.Г., Сивохина Г.А., МГУ им. М.В. Ломоносова, Истор. факт. – М.: Проспект 2009
22. Хрестоматия по новейшей истории России 1917-2004. 41,2 [текст]: Учебное пособие для вузов по специальности «История» в 2 ч./ Киселев А.Ф., Щагин Э.М., Вдовин А.И., Лубков А.В., Чураков Д.О., под. ред. А.Ф. Киселева и Э.М. Щагина – М. Дрофа 2005
23. Шестаков В.А. Новейшая история России [текст]: учебник для вузов Шестаков В.А. – М.: АСТ [и д.р.] 2008
Тест № 1
На специфику русской истории оказали факторы:
1. культурно-цивилизованное наследие;
2. сложные климатические условия;
3. благоприятная внешнеполитическая обстановка.
Тест № 2
Под историческим сознанием понимается:
1. совокупность представлений общества и его социальных групп о своем прошлом и прошлом всего человечества;
2. совокупность знаний о человеке;
3. представления о соотношении природы и человеческого общества.
Тест № 3
К функциям исторического сознания не относятся:
1. функция социальной памяти;
2. научно-познавательная функция;
3. функция предвидения.
Тест № 4
К принципам изучения истории не относятся:
1. принцип историзма;
2. принцип объективности;
3. принцип соответствия.
Тест № 5
На территории современной Московской области в VI–X вв. проживали:
1. вятичи;
2. северяне;
3. поляне.
Тест № 6
Области проживания восточных славян назывались:
1. союзы племен;
2. племена;
3. соседские общины.
Тест № 7
Древнерусское государство было образовано в:
1. 882 г.;
2. 879 г.;
3. 872 г.
Тест № 8
Киевский князь Святослав правил в:
1. 972 – 991 гг.;
2. 964 – 972 гг.;
3. 992 – 1015 гг.
Тест № 9
В Древней Руси государство являлось:
1. коллективным феодальным собственником;
2. хранителем личной свободы крестьян-общинников;
3. распределителем материальных благ среди всех членов Древнерусского государства.
Тест № 10
Период феодальной раздробленности на Руси длился:
1. со 2-й трети XII века до конца XV века;
2. со 2-й трети XII века до конца XVI века;
3. с 1-й трети XII века до конца XVI века.
Тест № 11
Главной причиной феодальной раздробленности является:
1. наличие внешней опасности;
2. изменение характера отношений между Великим князем и дружинниками в результате оседания их на землю;
3. усиление междуусобных княжеских войн.
Тест № 12
Упадок Киевского княжения был связан:
1. с усилением других центров Русской земли;
2. с упадком значения срединных княжений;
3. с борьбой за власть и кровной враждой между князьями.
Тест № 13
Высшим органом власти в Новгороде было:
1. вечевое собрание свободных горожан – владельцев городских дворов и усадеб;
2. собрание новгородских бояр;
3. собрание «чистых людей».
Тест № 13
Объединенная русско-половецкая рать встречалась с основными силами монголо-татар:
1. 25 марта 1223 г. на р. Итиль;
2. 31 мая 1223 г. на р. Калка;
3. 14 июня 1227 г. на р. Воже.
Тест № 14
Северо-восточная Русь была завоевана монголо-татарами в:
1. 1239 г.;
2. 1237 г.;
3. 1238 г.
Тест № 15
Новгородский князь Александр Ярославович разгромил шведов:
1. на р. Неве в 1240 г.;
2. на Чудском озере в 1242 г.;
3. на Ладоге в 1241 г.
Тест № 16
Ледовое побоище состоялось:
1. 5 апреля 1242 г.;
2. 5 марта 1241 г.;
3. 5 февраля 1241 г.
Тест № 17
К последствиям монгольского нашествия нельзя отнести:
1. значительные демографические изменения;
2. упадок или неполное запустение хозяйства в экономически развитых ранее областях страны;
3. рост городов и населения Северо-восточной Руси.
Тест № 18
К особенностям в образовании русского централизованного государства можно отнести:
1. консервацию феодально-крепостнических отношений;
2. опережение политической централизации процесса преодоления экономической раздробленности;
3. отсутствие необходимости приобретения государственной целостности и независимости;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 19
Причиной возвышения Москвы и Твери является:
1. ускоренное социально-экономическое развитие;
2. миграционно-демографические факторы;
3. политические и международные факторы;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 20
Антиордынское восстание в Твери произошло:
1. в 1326 г.;
2. в 1327 г.;
3. в 1328 г.
Тест № 21
Значение факта передачи Ивану Калите права сбора дани со всех русских земель и доставки ее в Орду заключалось в том, что:
1. московский князь стал первым среди равных;
2. право получения дани давало возможность распределять дань между собирателем дани и адресатом;
3. позволило московскому князю подготовить в течение 50 лет новое военно-правительственное сословие;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 22
К функциям Владимирского великого князя нельзя отнести:
1. старшинство среди князей Северо-Восточной Руси;
2. руководство внешней политикой;
3. руководство объединенными вооруженными силами;
4. собирание с русских земель «выхода» для Орды;
5. право быть наследственным собственником владимирских земель.
Тест № 23
Куликовская битва состоялась:
1. 8 августа 1379 г.;
2. 8 сентября 1380 г.;
3. 10 октября 1382 г.
Тест № 24
К одним из значений Куликовской битвы можно отнести:
1. превращение Москвы в столицу великого русского государства;
2. восстановление в прежнем объеме власти Золотой Орды над русскими землями;
3. полное освобождение зависимости русских земель от Золотой Орды.
Тест № 25
Иван III правил на Руси в:
1. 1445 – 1462 гг.;
2. 1462 – 1505 гг.;
3. 1505 – 1533 гг.
Тест № 26
Новгородская земля была присоединена к Московскому княжеству:
1. в 1478 г.;
2. в 1485 г.;
3. в 1489 г.
Тест № 27
Феодальная война между внуками Дмитрия Донского, происходившая во второй половине XV в., окончилась:
1. поражением коалиции удельных князей;
2. усилением власти московского великого князя Василия II Темного;
3. ликвидацией порядков феодальной раздробленности;
4. правильно 1 и 3;
5. правильно все.
Тест № 28
Полное освобождение Русской земли от зависимости ханов Большой и Золотой Орды произошло:
1. 30 августа 1480 г.;
2. 25 сентября 1480 г.;
3. 11 ноября 1480 г.
Тест № 29
Судебник Ивана III предусматривал право крестьян на переход к другим землевладельцам только:
1. 1 раз в году – за неделю до 26 ноября и в течение недели после;
2. 2 раза в году – 26 ноября и 26 апреля – за неделю до и в течение недели после указанных дат;
3. 3 раза в году – за неделю до 26 ноября, 26 августа, 26 апреля и в течение недели после.
Тест № 30
Впервые титул царя был принят:
1. в январе 1547 г. Иваном IV;
2. в январе 1527 г. Василием III;
3. в январе 1503 г. Иваном III.
Тест № 31
«Избранная рада» представляла собой:
1. небольшой круг приближенных к царю лиц;
2. правительство, назначенное Иваном IV;
3. часть Боярской думы.
Тест № 32
К мероприятиям «Избранной рады» нельзя отнести:
1. создание центральных органов государственного управления - приказов;
2. церковную реформу – Стоглавый Собор;
3. принятие нового Судебника в 1550 г.;
4. отмену местничества.
Тест № 33
К основным элементам сословно-представительной монархии нельзя отнести:
1. царь, митрополит, приказная система;
2. Боярская дума, Земский Собор, губные и земские старосты;
3. царь, патриарх, министерства, воеводы.
Тест № 34
Назовите годы, в которые Иван Грозный проводил опричнину как особую внутреннюю политику Российского государства:
1. 1564 – 1572 гг.;
2. 1533 – 1584 гг.;
3. 1547 – 1564 гг.
Тест № 35
К числу причин Смутного времени можно отнести:
1. династический кризис;
2. неравномерное распределение государственных повинностей;
3. произвол «верхов»;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 36
Период «Смуты» в русской истории считают:
1. с 1584 по 1613 гг.;
2. с 1598 по 1613 гг.;
3. с 1601 по 1613 гг.
Тест № 37
Внутренняя политика Б. Годунова была направлена:
1. на консолидацию господствующего класса;
2. на стабилизацию внутреннего положения в стране;
3. на раскрепощение крестьян;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 38
В годы правления Б. Годунова возникли города:
1. Иван-город, Ям, Копорье;
2. Самара, Саратов, Царицын, Уфа;
3. Ставрополь, Челябинск.
Тест № 39
Лжедмитрий I триумфально вступил в Москву:
1. 20 мая 1604 г.;
2. 20 июня 1605 г.;
3. 20 августа 1606 г.
Тест № 40
Второе ополчение возглавлялось:
1. Ляпуновым, Трубецким, Заруцким;
2. Мининым и Пожарским;
3. «Семибоярщиной» во главе с Милославским.
Тест № 41
Первого царя Михаила из новой династии Романовых избрали:
1. на Земском Соборе в 1613 г.;
2. Боярской Думой в декабре 1612 г.;
3. избрали участники Второго народного ополчения в январе 1613 г.
Тест № 42
Царствование Михаила Романова было временем:
1. восстановления разрушенного хозяйства;
2. оживленной законодательной деятельности правительства царя Михаила;
3. глубоких реформ, направленных на изменение государственного устройства;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 43
Какую роль играл при царе Михаиле Романове патриарх Филарет:
1. был фактическим правителем государства;
2. был советником при царе;
3. выполнял только обязанности главы Русской православной церкви.
Тест № 44
Соборное Уложение 1649 г. по своему характеру было:
1. дворянско-крепостническим;
2. боярским;
3. выражало интересы всего народа.
Тест № 45
Соборное Уложение 1649 г.:
1. окончательно устанавливало прикрепление крестьян к земле;
2. устанавливало наследственность крепостного состояния и право распоряжаться имуществом крепостного крестьянина;
3. возложило на землевладельца ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей;
4. отменяло бессрочное право возвращения беглых крестьян;
5. правильно 1, 2, 3;
6. правильно все.
Тест № 46
К основным тенденциям развития государственной системы в XVII в. можно отнести:
1. усиление централизации государственной власти;
2. усиление значения Земских Соборов;
3. усиление влияния Боярской Думы.
Тест № 47
К обычаям и обрядам в Русской православной церкви до патриарха Никона, отличающимся от принятых в греческой церкви, можно отнести:
1. двуперстное крестное знамение;
2. хождение посолонь;
3. двоение возгласа «Аллилуйя»;
4. поясной поклон;
5. правильно 1, 2, 3;
6. правильно все.
Тест № 48
Лидером старообрядческого движения в середине XVII в. был (была):
1. дьяк Назар Чистой;
1. протопоп Аввакум;
2. боярыня Морозова.
Тест № 49
Причиной отстранения Никона от патриаршества являлось:
1. церковные реформы, проводимые патриархом Никоном;
2. борьба между русской церковной правящей иерархией;
3. попытка Никона поставить духовную власть выше светской.
Тест № 50
Крестьянское восстание под предводительством Степана Разина проходило:
1. 1667 – 1671 гг.;
2. 1666 – 1669 гг.;
3. 1665 – 1668 гг.
Тест № 51
Первые мануфактуры в России были построены:
1. в 1648 г. в Олонецком крае;
2. в 1650 г. на Урале;
3. в 1652 г. в Тульско-Каширском районе.
Тест № 52
Центрами посевов льна, конопли и выделывания полотна в XVII в. в России были:
1. Тула, Тихвин, Кашира;
2. Новгород, Псков, Старая Русса, Смоленск, Вологда, Ярославль;
3. Москва.
Тест № 53
К ярмаркам всероссийского значения нельзя отнести:
1. Макарьевская, Ирбитская, Свенская;
2. Московская, Новгородская, Архангельская;
3. Сорочинская, Козельская, Уральская.
Тест № 54
К изменениям в частном землевладении в XVII в. можно отнести:
1. утрату условного характера поместного землевладения и приближение его к вотчине;
2. утрату связи между службой дворян и ее земельным вознаграждением;
3. передачу земель крестьянским общинам для частного пользования отдельными крестьянами;
4. правильно 1, 2;
5. правильно все.
Тест № 55
Эволюция сословно-представительной монархии в абсолютную в XVII в. проявилась в:
1. падении роли Земских Соборов;
2. усилении значения приказной системы в государственном управлении;
3. расширении влияния Боярской Думы на принятие решений царем;
4. правильно 1, 2;
5. правильно все.
Тест № 56
Отмена местничества произошла:
1. при царе Михаиле, в 1631 г.;
2. при царе Алексее Михайловиче, в 1656 г.;
3. при царе Федоре Алексеевиче, в 1682 г.
Тест № 57
Первый стрелецкий бунт во главе с И. Хованским в Москве произошел:
1. в мае 1682 г.;
2. в июне 1683 г.;
3. в августе 1684 г.
Тест № 58
Второй стрелецкий бунт, поднятый Софьей Алексеевной, произошел:
1. в августе 1689 г.;
2. в сентябре 1688 г.;
3. в октябре 1687 г.
Тест № 59
Третий стрелецкий бунт произошел в:
1. 1697 г.;
2. 1698 г.;
3. 1699 г.
Тест № 3
Северная война проходила:
1. с августа 1700 г. по август 1721 г.;
2. с мая 1701 г. по январь 1724 г.;
3. с сентября 1702 г. по январь 1722 г.
Тест № 4
Город Санкт-Петербург был заложен:
1. 6 октября 1702 г.;
2. 6 мая 1703 г.;
3. 6 июня 1710 г.
Тест № 5
Ништадский мир был подписан:
1. 1 августа 1710 г.;
2. 30 августа 1721 г.;
3. 20 августа 1722 г.
Тест № 6
По условиям Ништадского мира Россия:
1. получила балтийское побережье от Выборга до Риги;
2. получила часть территории Финляндии;
3. получила часть территории Швеции.
Тест № 7
Указ о единонаследии 1714 г. предполагал:
1. слияние поместных и вотчинных земель;
2. признание поместных земель наследственными;
3. правильно все.
Тест № 8
Полтавская битва произошла:
1. 27 июня 1709 г.;
2. 1 августа 1710 г.;
3. 27 сентября 1711 г.
Тест № 9
«Табель о рангах», изданный в 1722 г.:
1. заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности;
2. установил обязательность службы дворян от самых низших чинов служебной лестницы;
3. установил 25-летний срок государственной, военной службы дворян;
4. правильно 1, 2;
5. правильно все.
Тест № 10
В основу регулярной армии была положена рекрутская система набора, которая основывалась:
1. на принципе всеобщей сословной обязанности;
2. на системно-крепостническом принципе;
3. на принципе дворянского ополчения.
Тест № 11
Сенат в России был учреждён:
1. в 1711 г.;
2. в 1712 г.;
3. в 1715 г.
Тест № 12
Патриаршество на Руси было упразднено:
1. в 1721 г.;
2. в 1723 г.;
3. в 1724 г.
Тест № 13
«Петровская ассамблея» – это:
1. собрание дворян, знати, купцов и «главных мастеров» с их семьями;
2. собрание близких друзей Петра I;
3. собрание высокопоставленных государственных чиновников при Петре I.
Тест № 14
К итогам деятельности Петра I нельзя отнести:
1. дан мощный импульс развитию промышленности;
2. созданы боеспособная армия и флот;
3. заложены основы светской русской культуры и системы образования;
4. был сформирован компетентный государственный аппарат;
5. окончательно оформлены привилегии дворян.
Тест № 15
5 февраля 1722 г. указ Петра I вводил новый порядок престолонаследия:
1. императорский престол передавался по наследству от мужа к жене;
2. престолонаследника назначал при жизни лично император;
3. престол передавался по нисходящей линии – от отца к сыну, от старшего брата к младшему.
Тест № 16
Вопрос о престоле в период дворцовых переворотов решался:
1. гвардейцами Преображенского и Семеновского полков;
2. ближайшими претендентами на императорский престол;
3. Сенатом по установленному закону.
Тест № 17
Период дворцовых переворотов (1725 – 1762) характеризуется:
1. продолжением реформ Петра I;
2. ожесточенной борьбой придворных аристократических группировок за власть;
3. широкой законотворческой деятельностью императоров и императриц.
Тест № 18
Время правления Екатерины I:
1. 1725 – 1728 гг.;
2. 1725 – 1729 гг.;
3. 1725 – 1727 гг.
Тест № 19
Время правления Петр II (сын царевича Алексея, внук Петра I):
1. 1727 – 1732 гг.;
2. 1727 – 1730 гг.;
3. 1727 – 1729 гг.
Тест № 20
Время правления Петра II – это:
1. единоличная власть Петра II;
2. фактическое управление государством князем А.Д. Меньшиковым;
3. господство старой московской знати во главе с князем Долгоруким.
Тест № 21
Время правления Анны Ивановны (дочь царя Ивана Алексеевича):
1. 1730 – 1740 гг.;
2. 1730 – 1735 гг.;
3. 1730 – 1738 гг.
Тест № 22
Время правления Ивана VI Антоновича:
1. 1740 – 1741 гг.;
2. 1740 – 1742 гг.;
3. 1740 – 1752 гг.
Тест № 23
Время правления Елизаветы Петровны (дочери Петра I и Марты Скавронской – Екатерины I):
1. ноябрь 1741 г. – декабрь 1761 г.;
2. октябрь 1740 г. – декабрь 1761 г.;
3. ноябрь 1740 г. – декабрь 1761 г.
Тест № 24
Московский университет был открыт:
1. в 1757 г.;
2. в 1756 г.;
3. в 1755 г.
Тест № 25
Время правления Екатерины II:
1. 1762 – 1796 гг.;
2. 1761 – 1792 гг.;
3. 1761 – 1794 гг.
Тест № 26
К особенностям социально-экономического развития России во второй половине XVIII в. можно отнести:
1. самодержавие усиливало феодально-крепостническую эксплуатацию крестьянства, что вызывало обострения социальных противоречий;
2. усиление экономически мощного сословия – купечества вызывало противоречие между купечеством и социальной опорой самодержавия – дворянством;
3. втягивание поместного дворянства в товарно-денежные отношения заставляло помещиков увеличивать повинности крестьян, что вело к росту крестьянских волнений;
4. правильно все.
Тест № 27
Сущность политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в следующем:
1. стремление законсервировать существующий строй путем укрепления позиций дворянства, усиления его прав и привилегий;
2. расширить товарно-денежные отношения в стране;
3. снизить повинности крепостных крестьян в пользу помещика, постепенно освободить крестьян от крепостного права.
Тест № 28
Первая русско-турецкая война (вторая половина XVIII в.) завершилась:
1. Рымникским мирным договором;
2. Ясским мирным договором;
3. Кючук-Кайнарджийским мирным договором.
Тест № 29
Крым был присоединён к России:
1. в 1774 г.;
2. в 1783 г.;
3. в 1791 г.
Тест № 30
Вторая русско-турецкая война (вторая половина XVIII в.) проходила:
1. 1768 – 1774 гг.;
2. 1787 – 1791 гг.;
3. 1789 – 1792 гг.
Тест № 31
По условиям Ясского мирного договора к России отошли:
1. Северное Причерноморье, Очаков;
2. Придунайские княжества;
3. Черноморские проливы.
Тест № 32
В результате раздела Польши в состав России вошли:
1. все восточнославянские области Польши, западная Украина, Белоруссия, Литва, Курляндия;
2. Померания;
3. юго-западная часть Польши.
Тест № 33
Время правления Павла I:
1. ноябрь 1796 г. – март 1801 г.;
2. ноябрь 1796 г. – март 1803 г.;
3. ноябрь 1796 г. – март 1805 г.
Тест № 34
Павел I укрепление самодержавия видел:
1. в неограниченности прав монарха;
2. в установлении незыблемости порядка наследования;
3. в снижении числа крестьян, находившихся в крепостной зависимости;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 35
Новый закон о престолонаследии, запрещающий женское правление, был учрежден:
1. 10 января 1797 г.;
2. 5 апреля 1797 г.;
3. 15 мая 1798 г.
Тест № 36
Время правления Александра I:
1. март 1801 г. – ноябрь 1825 г.;
2. март 1801 г. – январь 1824 г.;
3. март 1801 г. – декабрь 1823 г.
Тест № 37
Негласный «комитет» – это:
1. правительство Александра I;
2. кружок либерально настроенных друзей Александра I;
3. приближенные к Александру I, высшие чиновники.
Тест № 38
Целью плана государственного переустройства, предложенного М.М. Сперанским, являлось:
1. переустройство всего государственного порядка на буржуазный лад;
2. сословный характер государственных учреждений;
3. смешение функций различных государственных учреждений.
Тест № 39
По условиям Тильзитского договора, заключенного с Францией в 1807 г., Россия:
1. получала часть территории Пруссии;
2. должна была присоединиться к континентальной блокаде Англии;
3. должна была направить экспедиционные войска в Индию.
Тест № 40
Целью генерального сражения при Бородино для Наполеона являлось:
1. лишение России национальной государственности;
2. разгром русской армии и склонение России к выгодному для него миру;
3. превращение России в надежного союзника Франции.
Тест № 41
Александр I издал Манифест, возвестивший об окончании Отечественной войны:
1. 25 декабря 1812 г.;
2. 1 января 1813 г.;
3. 20 июня 1814 г.
Тест № 42
Конституция Н.М. Муравьева предполагала:
1. сохранение помещичьего землевладения;
2. полную ликвидацию помещичьего землевладения;
3. частичное отчуждение помещичьей земли и создание государственного земельного фонда.
Тест № 43
По проекту Н. Муравьева Россия должна стать:
1. конституционной монархией;
2. республикой;
3. абсолютной монархией.
Тест № 44
По проекту П. Пестеля Россия должна стать:
1. конституционной монархией;
2. республикой с однопалатным парламентом;
3. федеративной республикой.
Тест № 45
Вступив на престол, Николай I своими задачами считал:
1. расследование причин вооруженного выступления декабристов;
2. укрепление самодержавной власти;
3. проведение кодификации российских законов;
4. проведение преобразований в устройстве государственных учреждений;
5. правильно все.
Тест № 46
«Восточный вопрос» есть:
1. необходимость получения свободного выхода из Черного моря и защита православных подданных Турции;
2. борьба против революционной опасности в мире;
3. борьба против усиления Англии в Средней Азии и Иране.
Тест № 47
Противниками России в Крымской войне 1853 – 1856 гг. являлись:
1. Англия, Франция, Турция, Сардиния;
2. Турция, Франция;
3. Англия, Франция.
Тест № 48
Итогами Крымской войны являлись:
1. падение международного авторитета России;
2. распад Священного Союза;
3. установление нейтральности Черного моря;
4. правильно все.
Тест № 49
Либеральная бюрократия 40–60-х гг. XV в. в России выступала:
1. за освобождение крестьян от крепостной зависимости;
2. за введение в России конституционного правления;
3. за проведение в России буржуазных реформ;
4. правильно 1 и 3;
5. правильно все.
Тест № 50
По Манифесту Александра II от 19 февраля 1861 г. владельческие крестьяне:
1. получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
2. наделялись землей за выкуп;
3. наделялись землей безвозмездно;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 51
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. основывались на следующих принципах:
1. бессословность и гласность;
2. состязательность (с адвокатурой) и выборность мирового суда;
3. несменяемостью коронных судей и независимость от администрации;
4. правильно 1 и 2;
5. правильно все.
Тест № 52
Какой из государственных органов из проекта государственного переустройства был в начале XX в. создан:
1. Государственный Совет;
2. Государственная Дума;
3. Сенат.
Тест № 53
Реформа государственной деревни, проведенная при Николае I, была подготовлена и проведена под руководством:
1. П.Д. Кисилева;
2. Е.Ф. Канкрина;
3. Я.И. Ростовцева.
Тест № 54
Основу внешнеполитической доктрины Александра III составляло:
1. укрепление русского влияния в Азии и экспансия на окраинах империи;
2. панславинизм и поддержка освободительного движения славян;
3. сближение с Францией;
4. правильно все.
Тест № 55
Основу экономической политики Александра III составляло:
1. укрепление самодержавной власти с помощью развития национальной промышленности;
2. расширение экономической независимости торгово-промышленного сословия;
3. разрушение общинных порядков в деревне.
Тест № 56
Программа Николая II при вступлении на престол предполагала:
1. поиск компромиссов с различными российскими сословиями;
2. введение общероссийского представительного органа;
3. сохранение незыблемости самодержавия.
Тест № 57
Программа ускоренной модернизации российской экономики С.Ю. Витте включала:
1. введение золотого денежного обращения;
2. доступ в экономику иностранного капитала;
3. увеличение косвенного налогообложения;
4. правильно все.
Тест № 58
Экономическая программа С.Ю. Витте:
1. создавала экономические условия для введения конституционного управления;
2. укрепляла позиции и привилегии дворянства;
3. не затрагивала основ самодержавной системы государственного управления.
Тест № 59
Идейной доктриной российского государства, сформированной при Николае I, являлось:
1. православие, самодержавие, народность;
2. Москва – третий Рим;
3. народность, опора на собственные силы, просвещение.
Тест № 60
Автором теории русского общинного социализма являлся:
1. А.И. Герцен;
2. В.Г. Белинский;
3. Н.А. Станкевич.
Тест № 61
Западничество как новый образ мышления предполагало:
1. рационализм, исполненный веры в могущество человеческого разума;
2. вера в прогресс;
3. видение истории как необратимого процесса исторического движения вперед;
4. правильно все.
Тест № 62
Сторонниками западничества в России являлись:
1. И. Панаев, А. Анненков, Т. Грановский, Н. Станкевич;
2. А. Хомяков, Д. Валуев, К. Аксаков, И. Аксаков;
3. С. Уваров, С. Строганов, Д. Бутурлин.
Тест № 63
Славянофильство как образ мышления предполагало:
1. успех России в ее самобытности и особенности;
2. православие есть основа самобытности;
3. крестьянская община есть воплощение коллективизма;
4. правильно все.
Тест № 64
Сторонниками славянофильства в России являлись:
1. А. Хомяков, Д. Валуев, К. Аксаков, И. Аксаков, А. Кошелев;
2. А. Герцен, В. Белинский, Н. Огарев;
3. М. Буташевич-Петрашевский, Д. Ахшарумов, А. Плещеев.
4.
Тест № 65
Кружок М. В. Буташевича-Петрашевского действовал в:
1. 1840 – 1858 гг.;
2. 1835 – 1844 гг.;
3. 1845 – 1849 гг.
Тест № 66
В период первой российской революции оформились 3 партийно-политических лагеря:
1. правительственный, буржуазно-либеральный, революционно-демократический;
2. дворянский, торгово-промышленного сословия, крестьянский;
3. сословно-представительский, крестьянский, рабочий.
Тест № 67
Российский либерализм как идейно-политическое течение возник в:
1. середине XIX в.;
2. в ходе первой русской революции;
3. в ходе Февральской революции.
Тест № 68
Основными требованиями земских либералов с середины 70-х до середины 90-х гг. XIX в. являлись:
1. созыв Земского Собора;
2. реформа Государс<