Что вам известно о голоде начала 30-х гг.? Напишите короткое эссе (сочинение-размышление) на тему «Голод и коллективизация: рукотворная трагедия?», используя дневниковую запись Чуковского.
X. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы. Из дневника учителя истории И. И. Шитца. 1929 г.
50-летний день рождения Сталина «отпразднован» бесчисленными приветствиями вождю (и даже «теоретику» ленинизма), перепечатанными в газетах. Вся страна превратилась в верноподданных (везде повторяется: «Тебе, вождю», «Тебе, стальному вождю»), не без оттенка институтской восторженности (почти все приветствующие шлют «пламенный привет», либо «горячий привет», либо «пламенный пролетарский», либо «пролетарский горячий»).
Из книги Л. Д. Троцкого «Преданная революция»
Все более назойливое обожествление Сталина является, при всей своей карикатурности, необходимым элементом режима. Бюрократии нужен неприкосновенный суперарбитр, первый консул, если не император, и она поднимает на своих плечах того, кто наиболее отвечает ее притязаниям на господство. «Сила характера» вождя, которой так восторгаются литературные дилетанты Запада, есть на самом деле итог коллективного напора касты, готовой на все, лишь бы отстоять себя. Каждый из них на своем посту считает: «Государство — это я!» В Сталине каждый без труда находит себя. Но и Сталин в каждом из них открывает частицу своего духа. Сталин есть персонификация бюрократии: в этом и состоит его политическая личность.
О какой черте сложившейся в СССР политической системы идет речь в приведенных документах?
В чем видит Л. Д. Троцкий истоки культа личности Сталина?
Согласны ли вы с его суждениями? Какие еще причины появления культа личности Сталина вы можете назвать?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
XI. Заполните сравнительную таблицу. Основные задачи советской внешней политики
В какой области | 1928—1933 гг. | 1933—1938 гг. |
По линии Коминтерна | ||
В области межгосударственных отношений | ||
В области экономического сотрудничества с западными странами |
Тема 5.7. Вторая мировая война. Великая Отечественная война советского народа.
I. Приведите в соответствие события и даты.
Событие | № | Дата |
1. Начало Второй мировой войны | 1. 7.12.1941 г. | |
2. Капитуляция Германии | 2. 2.09.1945 г. | |
3. Капитуляция Японии | 3.8.05.1945 г. | |
4. Сталинградская битва | | 4. 5.12.1941 г.— 20.04.1942 г. | |
5. Сражение у Эль Аламейна | 5. 23.10-4.11.1942 г. | |
6. Курская битва | 6. 19.11.1942 г.— 2.02.1943 г. | |
7. Московская (наступательная) операция | 7. 3—23.07.1943 г. | |
8. Нападение Японии на Пёрл-Харбор | 8. 4.06.1944 г. | |
9. Открытие второго фронта | 9. 1.09.1939 г. | |
10. Сражение у атолла Мидуэй | 10. 24.06.1945 г. | |
11. Парад Победы в Москве | 11. 4—6.06.1942 г. |
II. Прочитайте документ и запишите ответы на вопросы.Из записи беседы Гитлера с представителями высшего командования вермахта
9 января 1941г.
Сталин, властитель России,— умная голова, он не станет открыто выступать против Германии... Ему тоже совершенно ясно, что после полной победы Германии положение России станет очень трудным.
Англичан поддерживает возможность русского вступления в войну. Будь эта последняя континентальная надежда разрушена, они бы прекратили борьбу... Вот почему надо разбить Россию. Тогда либо англичане сдадутся, либо Германия продолжит войну против Великобритании при наиблагоприятнейших условиях. Разгром России позволил бы и японцам всеми своими силами повернуть на США, а это удержало бы США от вступления в войну.
Разгром Советского Союза означал бы для Германии большое облегчение. Тогда на Востоке можно было бы оставить всего 40—50 дивизий...всю военную промышленность использовать для нужд люфтваффе и военно-морского флота. Пришлось бы создать вполне достаточную ПВО и перебазировать важнейшие отрасли промышленности в безопасные районы. Тогда Германия стала бы неуязвимой.
Какое значение придавал Гитлер разгрому СССР с точки зрения своих дальнейших военных планов?
В каком направлении и зачем он предполагал реорганизовать свои вооруженные силы после планируемого разгрома
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. На основе анализа документов определите, какие цели (экономические, военные) ставили руководители нацистской Германии.
ДИРЕКТИВА ГИТЛЕРА № 21О ПОДГОТОВКЕ НАПАДЕНИЯ НА СССР ОТ 18.ХИ.1940 г.(ПЛАН «БАРБАРОССА»)
Германские вооруженные силы должны быть готовы разбить Советскую Россию в ходе кратковременной кампании еще до того, как будет закончена война против Англии (вариант «Барбаросса»).
Сухопутные силы должны использовать для этой цели все находящиеся в их распоряжении соединения...
Задача военно-воздушных сил высвободить такие силы для поддержания сухопутных войск при проведении Восточной кампании, чтобы можно было рассчитывать на быстрое завершение наземных операций и вместе с тем ограничить до минимума разрушение восточных областей Германии вражеской авиацией... Основные усилия военно-морского флота должны и во время Восточной кампании, безусловно, сосредоточиться против Англии... Решающее значение должно быть придано тому, что бы наши намерения напасть не были распознаны.