Тема 4.5.Страны Европы и Северной Америки в XIX в.
I. А.Блок в поэме «Возмездие» писал:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!..
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И мало действенных умов...
А человек? — Он жил безвольно:
Не он — машины, города, «Жизнь» так бескровно и безбольно Пытала дух, как никогда...Какую проблему поставил А. Блок в поэме? Согласны ли вы с его точкой зрения?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Положение французских рабочих (по материалам обследования Л. Р. Виллерме)В департаментах Верхнего Рейна, Нижней Сены и в особенности в г. Мюлузе хлопчатобумажная промышленность Франции получила наибольшее развитие... Начиная с 1827 г. в Мюлузе насчитывалось 44840 рабочих... Продолжительность рабочего дня колеблется в зависимости от вида производства и даже частично в зависимости от местности. В Мюлузе, Дорнахе и других городах механические прядильные и ткацкие фабрики начинают работать, как правило, в 5 часов утра и закрываются в 8 часов вечера, а иногда и в 9. Зимой работа часто начинается с рассвета... Рабочий день длится по крайней мере 15 часов... В механических, ткацких и прядильных мастерских продолжительность рабочего дня одинакова. Что касается мастерских, где прядут вручную, то так как там станки работают без помощи общего мотора и заработная плата постоянно выплачивается по штучной выработке или на меру (локоть), то там приход и уход с работы более свободен. Однако продолжительность рабочего дня почти всегда очень велика; в особенности это относится к тем ткачам, которые берут пряжу домой и ткут всей семьей на своих собственных станках. У них рабочий день часто начинается до рассвета и длится до ночи — до 10—11 часов... В 1828 г. часть рабочих (5687 человек) жила в узких, низких, лишенных воздуха и света, грязных, запущенных подвалах, где на одном и том же убогом ложе спали родители с маленькими детьми, а иногда и взрослые братья и сестры... Подвалы никак не связаны с внутренней частью дома; они имеют выход непосредственно на улицы или во дворы, вход туда по лестнице, спущенной через отверстие, которое часто представляет собой одновременно и дверь, и окно... В этих тесных и печальных жилищах ест, спит и даже работает множество рабочих. Каким было положение рабочих в первой половине XIX в.? Почему условия труда и жизни были такими тяжелыми?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. К середине 19 века первое место в мире по уровню экономического развития занимала Англия, а третье место - США. К концу 19 века они поменялись местами. Почему так произошло?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Чартизм означал нечто различное для различных людей: для одних — избирательное право, для других — ликвидацию работных домов, созданных по новому закону о бедных, 10-часовой рабочий день, «справедливую плату за трудовой день», а то и просто возможность наполнить голодный желудок. Неудивительно поэтому, что чартизм был движением многоликим, по-разному проявляясь в общенациональном масштабе... И все же Хартия всегда была основой всех выступлений чартистов... В известном смысле вся история чартизма — это хроника различных попыток заставить враждебный и оголтело сопротивлявшийся парламент принять шесть пунктов Хартии. Стержневым моментом движения являлся сбор подписей под национальными петициями, адресованными палате общин, проводившийся в цехах, на фабриках, шахтах и массовых собраниях. Дж. Рюде
Как Дж. Рюде оценивает характер требований чартистов? Что, по его мнению, было главным в их требованиях? Какие методы борьбы чартистов упоминает историк?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV.«Акт о реформе» 1867 г.(Фрагмент)
Начиная с 1868 г. и далее каждый взрослый мужчина имеет право зарегистрироваться как избиратель и, будучи зарегистрированным, голосовать за кандидата или кандидатов в парламент от данного городского избирательного округа, если он удовлетворяет следующим требованиям:
если он достиг совершеннолетия и беспорочен по суду;
проживал в данном избирательном округе в течение года перед последним днем июля в качестве собственника или арендатора жилого дома;
занесен в списки домовладельцев или арендаторов жилых домов, уплачивающих налоги в пользу бедных;
если он своевременно уплатил до 20 июля причитающиеся налоги в пользу бедных по обложению, составленному на 5 января.
Причем никакой человек не должен быть зарегистрирован как избиратель, если он является лишь соарендатором жилого дома.
Проанализируйте документ, определите, устанавливал ли он всеобщее избирательное право в Великобритании. Опишите типичного британского избирателя 60—70-х гг. XIX в.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
V.Прочитайте отрывок из статьи историка Т. М. Фадеевой о консерваторах:«Их неприятие капитализма и буржуазной демократии зижделось на том, что общество, лишенное объединяющего всех идеала, духовного консенсуса, переставшее быть организмом и ставшее собранием отдельных распыленных индивидуумов, не может существовать, что ему грозят упадок и декаданс».Какие основные особенности идеологии консерватизма отмечает историк? Чем она объясняет ее возникновение?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Прочитайте фрагмент из «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса (1848):«Коммунисты повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя. Во всех этих движениях они выдвигают на первое место вопрос о собственности как основной вопрос движения, независимо от того, принял ли он более или менее развитую форму... Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».Какие выводы о целях и средствах борьбы можно сделать из документа?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Отметить итоги Гражданской войны в США: усиление роли республиканской партии; ликвидация рабства; укрепление основ плантационного хозяйства; закрепление ведущей роли Севера в политической и экономической жизни страны; развитие сельского хозяйства по фермерскому пути.(подчеркните.)
VI. Укажите даты.
Избрание президентом А. Линкольна ------------------------------------
Гражданская война между Севером и Югом ---------------------------
Закон о гомстедах -------------------------------------------------------------
Закон об отмене рабства -----------------------------------------------------
Убийство А. Линкольна------------------------------------------------------
Объясните термины
Аболиционизм ------------------------------------------------------------------------------------------------
Реконструкция-----------------------------------------------------------------------------------------------
Гомстед-------------------------------------------------------------------------------------
VI.К середине 19 века первое место в мире по уровню экономического развития занимала Англия, а третье место - США. К концу 19 века они поменялись местами. Почему так произошло?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 4.6. Россия в XIX в.
I. Лагарп писал Александру I: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства». Почему Лагарп, будучи последовательным сторонником реформирования России, одновременно призывал Александра сохранить «в неприкосновенности» самодержавие?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
В указе Александра I от 28 мая 1801 года говорилось: «Его императорское величество высочайше повелеть изволил, дабы объявления о продаже людей без земли, ни от кого для припечатания в ведомостях принимаемо не было». Почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------