Тема 10. Федеральное собрание РФ.
Основы конституционного статуса Федерального собрания РФ, его место в системе органов государства. Палаты федерального собрания - Совет федерации, Государственная Дума: состав, порядок формирования, внутренняя организация, конституционно-правовой статус депутата. Компетенция Федерального собрания и его палат. Порядок деятельности Федерального собрания. Законодательный процесс.
Начиная изучение этой темы, надо, прежде всего, раскрыть содержание понятия "парламент", т.к. Федеральное Собрание РФ согласно ст.94 Конституции является парламентом страны. Парламент – (от фр. слова "говорить"), это общенациональное, представительное учреждение, осуществляющее законодательные функции. Нужно напомнить, что идея народного представительства, воплощенная в парламентаризме, характеризуется разделением властей, законностью и представительством. В соответствии с принципом разделения властей Конституция РФ учреждает ФС как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ч.1, ст.11). Другой важнейший принцип – ФС самостоятельна по отношению к другим органам власти. Независимость – важнейшее условие выполнения парламентом своих функций. Поэтому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента РФ и судебной власти, хотя тесно с ними взаимодействует.
Законодательную ветвь власти составляют представительный орган РФ: Федеральное Собрание и представительные органы субъектов РФ, названия которых определяется в конституциях, уставах субъектов (Московская городская дума, Санкт-Петербургское городское собрание и т.п.).
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования двух его палат: Совета Федерации и Государственной Думы.
В состав Совета Федерации (СФ) входят представители субъектов РФ, по 2 от каждого субъекта: один от представительного органа власти субъекта РФ, второй от исполнительного органа власти субъекта РФ (всего 166 депутатов от 83 субъектов РФ).
К ведению СФ отнесены 3 группы вопросов:
1.исключительные полномочия, определенные ст.102 Конституции.
2.законодательные полномочия, заключающиеся в том, что в течение 14 дней палата должна рассмотреть, одобрить или отклонить закон, принятый Государственной Думой.
3.полномочия по самоорганизации: решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных конституционных законов – не менее ¾ числа депутатов должны быть «за».
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Полномочия ГД делятся на:
1. исключительные (ст. 103)
2. законодательные, реализуемые в форме принятия законов
3. полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших участие в голосовании, квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия федеральных конституционных законов.
Порядок принятия законов.
Именно посредством законодательных актов Российский парламент осуществляет свои властные полномочия. Процесс принятия законов (законодательный процесс) складывается из ряда стадий:
1. Законодательная инициатива.
2. Предварительное рассмотрение законодательного проекта.
3. Рассмотрение законопроектов в ГД в трех чтениях.
4. Принятие закона.
5. Рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации.
6. Подписание и обнародование закона.
Подробно рассмотрите все стадии законодательного процесса, в том числе и порядок преодоления разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думы, в связи с отклонением СФ принятых ГД законов.
Действие закона:
В пространстве– в зависимости от того, каким госорганом принят - действует на территории всей страны или только субъекта РФ. Если на всей территории России, то ее территория включает в себя сухопутные, морские границы и воздушное пространство над ними + территория посольств, консульств и их транспорта, территория воздушных судов (если существует двухсторонний договор), торговые суда (если в наших или нейтральных водах). На военные суда это не распространяется нигде. В Антарктиде – только на территории станции.
Во времени – по общему правилу законы РФ вступают в силу через 10 дней после их опубликования (в специальных изданиях, которые выпускает законодательный орган, или в средствах массовой информации, получивших такой статус), если срок их вступления в силу не оговорен специально в законе. Бывают временные законы, в которых точно оговорен срок их действие от и до, если же срок не указан, то закон действует до принятия нового закона, перекрывающего старый.
Обратная сила закона- по общему правилу закон обратной силы не имеет, если только в законе специально не оговорено обратное. Уголовное законодательство не имеет обратной силы, кроме двух случаев:
1. если действие, ранее считавшееся преступлением, в новом законе таковым не является
2. если новый закон смягчает наказание.
По кругу лиц.Законодательство страны действует на всех ее граждан, являющихся субъектами, обладающими право и дееспособностью. Оно распространяется на юридических лиц, являющихся резидентами данной страны и государственные органы (являющиеся или нет юридическими лицами). В круг лиц попадают и государственные предприятия – юридические лица.