Глава 3. Политико-правовые идеи Цаликова Ахмада.

§1 Краткая характеристика политико-правовых идей Цаликова.

Дойдя до вершин политической карьеры, Цаликов был сформирован в политическом аспекте. Он имел свои взгляды практически по всем вопросам государственной жизни: от формы государственного устройства до повышения образовательного уровня отдельных групп лиц.

Цаликов не только сформировал эти политико-правовые идеи, но активно продвигал их для властей и для простых граждан. Это ясно видно из анализа публикаций и выступлений на разных мероприятиях.

Следует подчеркнуть, что такая многоплановая идеологическая деятельность Цаликова стала возможной благодаря особой политико-правовой ситуации в стране. Россия в начале XX века сотрясенная революциями была готовой к принятию различных идей по своему государственному строительству. Каждый без боязни мог высказывать свои политические идеи.

Реальная политическая обстановка также стала в то же время и причиной нереализованности большинства политических программ Цаликова. Он, на наш взгляд, принудительно покинул большевистскую партию, и был причислен к меньшевикам. А имея виду то, что в итоге политической игры власть оказалась в руках у большевиках Цаликов потерял и выгодную турбину и реальный механизм реализации своих идей.

Не следует упускать из внимания и то, что на протяжении всей жизни Ахмад Темболатович, как, впрочем, и любой другой политик мог изменить некоторые свои взгляды.

К основным политико-правовым взглядам Цаликова можно отнести:

1. Построение исламского социализма

2. Предоставление мусульманским народам национально-культурной автономии

3. Повышение образовательного уровня мусульманских народов

При первоначальном описании данных теорий можно сделать вывод о том, что они полностью потеряли свою актуальность через столько лет. Однако, те физические и политические субъекты, во благо которых создавались и продвигались эти идеи, и поныне живы и требуют решения своей политической судьбы.

Во всемирной и российской истории Цаликов был не единственным, кто поднимал эти вопросы. Поэтому необходимо выделить именно цаликовские разработки.

§1 Идея исламского социализма.

При логическом и богословском подходе понятие исламского социализма не может существовать. Даже современные исламские богословы отрицают связь исламской религии с социализмом. Сказал шейх Хамуд ат-Тувейджри: "Слово о том, что социализм – из Ислама является словом, ложность которого известна с предельной очевидностью, и оно вне малейшего сомнения в этом, является неверием[39]. Хотя в то же время в исламском мире были свои социалисты, которые имели большой авторитет.

На основании этого можно сделать заключение о том, что Цаликов по сути занимался пропагандой нововведенческой идеи в Исламе. Но, может быть, у Цаликова было свое понимание социализма. Может быть, Цаликов подхватил идею равенства и сравнил ее с идеями братства и любви в Исламе.

На странное сочетание Ислама и социализма у Цаликова обратил внимание и Чрезвычайный комиссар юга России Г.К. Орджоникидзе. В своем обращении 2 декабря он говорил: «Мы знаем, что нет ни мусульманских, ни христианских социалистов, но мы понимаем любовь Ахмада Цаликов к горским массам»[40].

Если понимать социализм как создание нормальных условий социальной жизни граждан, то это не противоречит Исламскому шариату. Но в то же время социализм предполагает, что собственность в большинстве находится в руках государства, что уже вызывает сомнение со стороны исламской системы экономики. Ислам в отличие от социализма не отрицает право на частную собственность, хотя есть очень большой перечень объектов, которые не могут находиться в частных руках.

На основе этого можно сделать предположение, что Цаликов ориентировался больше на первое понимание социализма. Благодаря социализму он хотел повысить экономическое состояние родных для него кавказских и мусульманских народов.

В связи с этим необходимо вспомнить, что Цаликова и тогда и сейчас многие называют оппортунистом. Имея это ввиду, можно с большой долей уверенности говорить о том, что может быть Цаликову вообще не нужен был этот социализм. Просто видя политическую обстановку, он понимал, что кроме социалистических политических сил никто не мог на тот момент исправить положения граждан в стране, в том числе и положение тех национальных и религиозных страт, защита которых была основной целью Ахмада Цаликова на протяжении всей ее жизни, и поэтому встал на сторону социалистов.

Другими словами, у Цаликова возможно и не было намерения строить социализм, даже в таком аспекте, который предлагали меньшевики. Он просто использовал социализм.

Однако использование социализма для Цаликова выражалось в разработке конкретной теории исламского социализма. В мировой практике Ахмад Темболатович не был одинок. Идея исламского социализма была хорошо разработана, например, у Мухаммада Абдо[41]. Если Ахмад Цаликов наряду с продвижением идей «исламского социализма» проповедовал необходимость объединения мусульман в политическом аспекте, то по некоторым данным Мухаммад Абдо занимался возрождением исконных норм Ислама.

Также различие между Ахмадом Цаликовым и Мухаммадом Абдо заключается в том, что Абдо рассматривал вопросы сущности верховной государственной власти. По его мнению, власть в Исламе не разделяется на светскую и религиозную. Цаликов вообще не рассматривал вопрос о сущности верховной власти с точки зрения религии и, скорее всего, он бы отдавал приоритет светского образа управления государством, с учетом прав местных верующих.

Иными словами, Цаликов вообще не рассматривал вопросы исламского государства, в отличие от Мухаммада Абдо, так как Цаликов понимал, что в России на тот момент создать исламское государство невозможно, и он не тратил свое время попусту.

Однако, у всех «исламских социалистов» одинаковые взгляды на объединение мусульман. Как правило, все они выступали за единение мусульман, то есть они были проповедниками идей панисламизма.

Цаликов не исключение. Стоит вспомнить речи Цаликова на Учредительном Собрании, где он призывал к политическому сплочению мусульман России.

Возникает и другой вопрос, а для кого тогда Цаликов разрабатывал идею исламского социализма. Говорить о том, что Цаликов желал отделить мусульманские регионы от России, нельзя, так как выше было сказано, что Ахмад Темболотович никогда не выступал за сепаратизм. Даже автономия, которая предлагалась Цаликовом, имела лишь культурно-национальный характер.

То есть, по сути дела, народы и территории, входящие в состав такой автономии, не имели абсолютно никаких политико-правовых привилегий. Автономия, по модели Цаликова, имела целью создание условий для возрождения и развития местных культурных и религиозных традиций. И возникает вопрос: а что за пределами этой автономии, но на территории России, меньшинству не должно создаваться таких условий?

Здесь возможно сделать два предположения: или Цаликова просто предлагал учитывать социально-экономическую базу ислама при построении социализма в России, или он предлагал ввести параллельно с общероссийским социализмом и региональный мусульманский социализм. Однако, первый вариант, конечно же, более реализуем. Именно элементы социально-экономической системы предлагал использовать при построении Российского социализма Цаликов А.Т.

Сам Цаликов объяснял свою принадлежность социализму, как желание предоставить мусульманскому трудящемуся народу России больше социально-экономических прав. К тому же такой трудящийся мусульманский класс был: к 1911 г. в России было, как минимум, 150.000 рабочих-татар, они трудились на шахтах и рудниках Урала и Донбасса, на нефтепромыслах Баку, оборонных заводах Казани и Ижевска. На рубеже xix-xx веков российские мусульмане создавали мечети и мектебы в заводских поселках и слободах. При этом уже в начале прошлого века они задумались и о защите своих политических и экономических прав[42].

У этих людей были свои защитники, тоже «исламские социалисты». Это Ибрагим Ахтямов, Гумер Терегулов, Хусаин Ямашев. Именно в унисон им Цаликов начал разрабатывать и вводить теорию исламского социализма.

Итак, каков он мусульманский социализм по версии Цаликова? Скорее всего, исходя из оппортунистских настроений, Цаликов и использовал социализм и присоединился к социалистам из-за желания использовать их для улучшения социально-экономического положения трудящегося мусульманского класса.

В таком аспекте нельзя не отметить личные отпечатки Цаликова. Сам он вырос в семье одновременно пролетарской и мусульманской, и этот образ постоянно стоял перед глазами Цаликова.

В какой-то степени Цаликов, отстаивая идею исламского социализма, хотел решить те проблемы, которые ранее он увидел в своем народе. Но выражая волю всех мусульман империи, он разрешал и проблемы своего народа.

Цаликов и его сторонники по строительству исламского социализма добились большего эффекта в международном аспекте, нежели в идеологии общего социализма. Мусульманский социализм побеждал в арабских странах и проживал до наших дней. Даже в письме кавказских социалистов они обращаются к мировому пролетариату.

Причины необходимости введения исламского социализма и конкретные контуры исламского социализма по версии Цаликова можно найти в обращении социалистов горских народов Кавказа. Цаликов был одним из двух подписавшихся под данным письмом.

В письме используется очень хороший политехнический прием. Упомянув о многовековой борьбе кавказских народов за свободу, которая началась еще во время великого имама Шамиля и имела именно социал-освободительную сущность. Поэтому, по мнению разработчиков письма, эта борьба является исторической предпосылкой новой мусульманско-социалистической борьбы.

Монархизм отрицался в корне, а вот революционные позывы были искажены. Кавказские социалисты не были согласны с начавшейся монополией большевиков. Здесь ясно можно проследить и политико-правовую сущность идей самого Цаликова. Как известно, в общем, он поддерживал революционные изменения в России, но предпочел иную, не большевистскую модель таких преобразований.

То есть, Цаликов как «исламский» социалист не поддерживал ни большевиков, не меньшевиков в активном плане.

В то же время, по мнению авторов, кавказцы не смогли сформулировать свою государственность. Проект «Горской республики» оказался почти недееспособным из-за гражданской войны в России. С одной стороны, сторонники старой власти оскверняли святые места, уничтожали кавказский народ, с другой стороны, советская власть сразу после своей победы «забыла» обо всех обещаниях относительно самостоятельности кавказских народов.

Все это породило желание Цаликова и его коллег поставить Кавказ на демократический путь развития с обязательным учетом социализма. Но скорее всего, на Кавказе Цаликов хотел применить социализм именно с исламским акцентом.

На основе изученного можно сделать вывод о характеристиках «исламского» социализма, проповедуемых Цаликовым:

1. Соединение Исламской и Социалистической мысли происходит в идее равенства и создания условий нормального развития народов в социально экономическом праве.

2. По мнению Цаликова, на тот момент была возможность использовать социально-экономические социалистические позиции Ислама для внедрения социализма в России.

3. При построении социализма Цаликов абсолютно не поддерживал в явной форме ни одну из социалистических группировок, будь это большевики и меньшевики. На основании этого можно сделать вывод о том, что Цаликов поддерживал «иной» «срединный» путь построения социализма.

4. «Иной» путь построения социализма у Цаликова выражается в том, что его теория не во всем соответствовала разработкам других всемирных идеологов «исламских социалистов».

5. Построение социализма, по мнению Цаликова, должно основываться на местных традициях и обычаях. Такой учет местных факторов может доходить до признания некоторых обычаев в качестве государственно-правовых институтов.

6. Ахмад Цаликов и его коллеги по российскому исламскому социализму очень много ориентировались на международное построение социализма в Исламском мире.

Имея ввиду полную переориентировку на капиталистический лад современной России возрождение идей «исламского социализма» практически невозможно. Но вот использование социально-экономических норм Ислама можно использовать и сегодня, хотя бы для выхода из ныне существующего экономического кризиса.

§2. Культурно-национальная автономия мусульман России

Вопрос о месте мусульманских народов в государственном устройстве России также как и теория «исламского социализма» практически всю политическую жизнь волновали Ахмада Цаликова.

Хотя мы указали, что Цаликов практически не занимался теоретическими вопросами верховной власти, однако формат государственного устройства и место мусульман в этом государственном устройстве имела судьбоносное значение.

Если в вопросах строительства исламского социализма основным источником мы признали письмо кавказских социалистов, то для изучения контуров мусульманской автономии необходимо изучить многочисленные выступления Цаликова.

Так, в своей речи на Учредительном Собрании он признал, что, во-первых, к вопросу о государственном устройстве не одинаково относятся в высших эшелонах мусульманской интеллигенции, во-вторых, права мусульманских меньшинств в аспекте государственного устройства должны отстаивать люди из окраин, то есть инициатива должна идти снизу.

И на заседаниях мусульманской фракции, и на Учредительном Собрании Цаликов резко отвергал идею федерализма как не пригодной для мусульман идеи. Федерализм, он назвал, «есть лишь выражение роста унитарной идеи»[43].

При этом федерализм во время Цаликова понимался, конечно, в ином виде, нежели в настоящее время. Сегодня в Российской федерации возможно предоставление автономии именно национального характера. Однако, тогда Цаликов понимал это по-другому. Хотя надо отметить, что со своими оппонентами по вопросам государственного устройства Цаликов общался очень тактично и цивилизовано. И это несмотря на то, что есть информация о том, что Цаликов свозил на съезд всех противников федерализма[44].

По идее Цаликова, Россия должна представлять собой демократическую республику, на окраине которой будут созданы автономии. Как было указано, автономия у Цаликова имела целью развитие местных, национальных, религиозных традиций.

Понятно, что также как в отношении исламского социализма, Цаликов не мог единолично продвигать идею такой автономии. Например, среди татарской мусульманской интеллигенции такие идеи возникали и ранее. Более того, среди татар даже стали реализоваться квазиавтономные образования. В 1917–1918 гг. основным направлением развития татарского общества было создание органов национальной автономии. Завершающим этапом этого процесса стало создание Вакытлы Милли Идарэ, а затем Милли Идарэ[45].

Татарские интеллигенты иногда называли свой проект не национально-культурной автономией, а религиозной.

Но проект Цаликова был больше, конечно, ориентирован на кавказские народы. Уже после отъезда Цаликова на Кавказ он там твердо стоял на пути самосохранности кавказских народов в политическом смысле, отвергая и большевизм, и меньшевизм.

Но что принесло бы формирование мусульманской культурно-национальной автономии для родины Цаликова – Осетии, народ которой никогда не принадлежал целиком ни к христианской, ни к мусульманской цивилизации. Ведь Осетия не могла быть названа мусульманской автономией.

Здесь можно сделать два предположения:1. Осетия, находясь в гуще мусульманских народов, могла автоматически получить статус автономии, если даже не мусульманской, то хотя бы национальной. 2. Цаликов в этом случае поднимал общекавказские проблемы выше внутриосетинских проблем.

Несмотря на тесное сотрудничество Цаликова с иными известными мусульманскими деятелями, большинство уполномоченных мусульман за федерацию и территориальную автономию мусульман. В частности, I съезд мусульман прошел именно в этом аспекте и принял решение. Но Цаликов начал пропагандировать лишь на II съезде. Окончательно Цаликов оформил свою идею о мусульманской автономии на Втором мусульманском съезде, где была принят Декларация о мусульманской автономии. Через неделю были приняты «Основы национально-культурной автономии мусульман Внутренней России и Сибири».

«Территория "внутренней России" со значительным мусульманским населением делилась на национальные губернии во главе с губернскими национальными собраниями, формируемыми на выборной основе. Губернское собрание для ведения религиозных дел избирало мухтасиба, для управления вопросами просвещения - инспектора по просвещению, финансовыми делами - управляющего финансами. Национальная губерния делилась на национальные округа во главе с помощниками мухтасиба, губернского инспектора по просвещению и управляющего финансами. В каждом городе и деревне для ведения культурно-национальных деле избиралась комиссия в составе учителя, имама и представителя населения из мусульман[46]».

Апогей защиты идеи предоставления мусульманам автономии выражен в материале Цаликова под названием «Мусульмане России и федерализм», который был и выступлением Цаликова на съезде. Именно в этом выступлении он назвал федерализм «лишь выражением роста унитарной идеи».

Также в публикации «Декларации мусульманской социалистической фракции» от 5 января 1918 года Цаликов поведал об обманчивой политике большевиков: «“Политика СНК по отношению к Белоруссии, Украине, Туркестану и другим автономным единицам...».

Но самое важное заключается в том, что в этой Декларации имеется призыв от имени мусульманской фракции о создании в России реальной федерации, но с возникновением так называемых «штатов». На основе этого нельзя утверждать, что Цаликов изменил свои взгляды на форму устройства государства. Во-первых, Декларация была не собственным произведением Цаликова, а решением мусульманской фракции. Во-вторых, в рассматриваемом проекте существовали элементы автономии в виде штатов, что могло устраивать Цаликова.

Но все же на основе такого решения мусульманской фракции можно сделать вывод, что Цаликов не мог пролоббировать свою идею культурно-национальной автономии. Но с теореческой точки зрения она остается довольно разработанной.

На основе вышеизложенного можно сделать такие выводе:

1. Ахмад Цаликов был убежден, что мусульмане России не просто имеют право, но и обязаны участвовать в решении задач государственного устройства.

2. Цаликов лично был убежден, что в интересах мусульман империи, если им будет предоставлена национально-культурная автономия. При таком варианте Цаликов не видел возможности построения федерализма.

3. Автономия по модели Цаликова создавалась только для развития национально-культурных традиций. Никоим образом этот проект автономии не предполагал сепаратизм.

4. В мусульманском сообществе у Цаликова были и оппоненты по вопросам государственного устройства. С ними проводились различные диспуты и дискуссии.

§ 3 Проблема повышения образовательного уровня мусульманских и кавказских народов.

На первый взгляд, так называемые педагогические воззрения Цаликова не интересуют нас как исследователей политико-правовой сущности его деятельности. Однако необходимо осознавать, что в те времена разбор образовательной системы имел политический характер.

Педагогические воззрения Ахмада Цаликова привлекали исследователей. Так, Чеджемова Е.Н. избрала эту тему для своей диссертационной работы на соискание кандидатской степени. В своей работе она приходит к мнению о том, что, во-первых, основной задачей Цаликова было повышение образовательного уровня мусульманских и кавказских народов, во-вторых, образовательная политика, по версии Цаликова, должна основываться на местных культурных и религиозных традициях.

Повышение образовательного уровня так называемого туземства было политически не выгодно определенным политическим и околополитическим силам. Различные представители центральной власти писали, что им необходимы такие мусульманские и кавказские лидеры, которые при письме на русском языке делали бы «доброе количество» ошибок.

Это было не приемлемо для Цаликова. Сам Цаликов, будучи кавказским интеллигентом, был убежден, что на Кавказе есть и будет интеллигенция, необходимо лишь поднять уровень образования на Кавказе.

Для полного раскрытия внимания Цаликова на проблему образования на Северном Кавказе необходимо уяснить общие тенденции кавказского образования. Образование на Кавказе носило в большинстве своем религиозно-исламское направление.

Цаликов сам был за учет данных религиозных и иных местных традиций. Но для формирования кавказской интеллигенции нужно светское образование. Более того, в статье «Новая запруда» высказывается мнение о том, что начальная школа должна сохранять светский характер и не превращаться в центры богословских знаний.

Низкий уровень образования кавказских мусульманских народов Цаликов признавал не иначе как нарушением и ущемлением их социально-культурных прав граждан мусульманского вероисповедания и в этом аспекте Цаликов проявлял себя как правозащитника по отношению к правам и кавказцев, и мусульман.

Чеджемова Е.Н. выделила следующие элементы предлагаемой Цаликовым образовательной политики:

• организация обучения на родном языке;

•соответствие учебного материала психолого-возрастным особенностям обучающихся;

•применение различных форм и методов обучения, позволяющих школьнику лучше усваивать изучаемый материал;

•осуществление в рамках учебного процесса эстетического развития детей;

• введение в школьную программу предметов эстетического цикла (пение, рисование, музыка);

• запрет телесных наказаний;

• овладение учащимися не только родным, но и русским языком.

Многие из этих пунктов имеют важного политико-правового содержания. Например, запрет на телесные наказания в образовательном процессе подчеркивает демократический характер подходов Цаликова в образовании.

Такие же демократические воззрения Цаликов показывает в «Осади назад»[47], где он критикует закрытие организации, помогающей развитию начального образования в Курске. Ахмад Темболатович был убежден, что причиной такого закрытия являлась поддержка преподавания на основе таких «неугодных книг» как «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, «В голодный год» В.Г. Короленко и т.д. На основе таких воззрений Цаликова можно сделать вывод о том, что если бы Цаликов видел современный список запрещенных материалов, он бы еще жестче осуждал такую антидемократическую политику.

По мнению той же Чеджемовой Е.Н., проблематика образования указанных категорий лиц у Цаликова тесно связана с теорией исламского социализма. «Особое внимание А.Т. Цаликов уделял теории исламского социализма. Рассматривая его связь с институтами образования и воспитания, он особо акцентировал свое внимание на гражданско-правовом и патриотическом воспитании[48].

Имея это ввиду, можно сделать вывод о том, что по модели Цаликова, «новая кавказская интеллигенция должна вырасти на основе патриотических и социалистических идей.

Также Цаликов видел очень большой образовательной ресурс в Исламе и это не странно, ведь в первоисточниках Ислама получение знаний всегда ценилось особо. Так в одном из изречений Пророка Мухаммада говорится, что получение знаний является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки.

Образование, по модели Цаликова, не может представлять собой лишь запрограммированный процесс. Важно, чтобы в процессе получения такого образования у молодежи складывались нравственные основы. При этом школа не может создавать нечто новое в нравственной сфере, она лишь обязана закреплять те ценности, которые были получены человеком в семье.

У Цаликова существовало совершено четкое представление о формате таких учебных процессов. Они могут быть религиозными, но с проповедованиями светских наук. Эти идей были очень схожи с обновленческими движениями среди татарских мусульман.

Касаемо религиозного образования Ахмад Темболатович желал, чтобы оно имела глубокий познавательный смысл. Учащиеся молодые люди должны читать Священный Коран с пониманием. Анализируя нынешнее состояние богословской сферы мусульманской общины, можно признать, что проблема осмысления знаний является необходимой и сегодня.

Цаликов категорически был против повального закрытия школ. А такой процесс действительно имел место, что хорошо описано в статье «О «муллах» - шарлатанах, Школы в Кабарде, Беспорядки в Ардонской семинарии»[49].

Цаликов был, безусловно, убежден, что повышение образовательного уровня невозможно без повышения авторитета и социально-экономического статуса учителя.

Важнейшей ошибкой существующей образовательной политики Цаликова А.Т. были декларативность и нереализованность многих ее положений. Такую ситуацию он описывал через цитату Гамлета «Друг Горцио, слова, слова, слова»[50].

Как видно из прежде сказанного в публицистических материалах Цаликова А.Т. очень большее внимание уделяется проблемам педагогики. Это позволило некоторым исследователям подчеркнуть наличие у Цаликова педагогической публицистики.

Имея ввиду изученное, можно вывести следующие политико-правовые моменты из педагогических воззрений Цаликова:

1. Цаликов А.Т. был полностью убежден, что на Кавказе должна возникнуть своя интеллигенция, А это в свою очередь невозможно без повышения образовательного уровня.

2. Образование должно отвечать принципу демократии и плюрализма. Должны отсутствовать какие-либо ограничения по литературным и иным памятникам истории. Другими словами, цензура должна быть запрещена.

3. По мнению Цаликова, авторитет учителей и преподавателей должен быть повышен, так как это единственная гарантия создания эффективной образовательной системы.

4. Цаликов считал, что одновременно должны сохраняться как светское, так и религиозное образование, ведь у каждого из этих видов образования свои функции и цели.

5. Образование, по мнению Цаликова, должно носить в себе высокую нравственную основу. Этого можно достигнуть в случае, если образование будет учитывать местные, национальные, религиозные и иные факторы.

Заключение

Политико-правовые воззрения Цаликова, которые могут быть изучены на основе его деятельности и публицистским материалам, отличается разнообразностью. Ведь Цаликов действительно представлял различные общественные силы: осетин, мусульман, политиков и т.д., отстаивая интересы которых, он занимался различными проблемами.

Он имел особую способность соединять не соединяемое. В частности, на Кавказе он всячески способствовал примирению различных национальных и конфессиональных групп, что видно на примере сюжета романа «Брат на брата». Также он был сторонником теории «исламского социализма», несмотря на распространенное мнение, что эти два понятия не могут сочетаться между собой.

Личность Цаликова вызывала неоднозначную оценку и во время его жизни и сегодня. Если тогда его называли «перебежчиком», то сегодня предателем Осетии. Однако ни одно из этих предположений не соответствует истине.

Назвать Цаликова «перебежчиком», например, большевики не могли, так как после ссоры с Лениным Цаликов не примкнул ни к одной из политических сил. Также осетинские патриоты не могут обвинить Цаликова в «предательстве», так как вся его жизнь показывает обратное.

Необходимо отметить, что во многом развитию Цаликова способствовала конкретная политико-общественная обстановка. Ахмад Темболатович был из пролетарской семьи, и если бы не революционные изменения с социалистическим подходом, то ему было бы труднее стать политиком общероссийского масштаба.

На сегодняшний день и личная жизнь Цаликова А.Т. и его политические взгляды мало известны и даже на уровне научных кругов мало разработаны. И свидетельство этому тот факт, что даже личный архив Цаликова был перевезен из государственного архива Цаликова в Москву.

Именно это должно подтолкнуть исследователей к новому осмыслению политико-правовых воззрений Цаликова. Особенный упор надо делать на возможность применения его идей сегодня.

Список использованной литературы

1. Ахмад Цаликов. Избранное. 2002г. изд.ИР

2. С. Р. Чеджемов. Развитие государственно-правовых отношений и правовой культуры на юге России (ХVIII-ХХI веков) : моногр. /; Северо-Осетинская гос. мед. акад. ; РАН. - Владикавказ : СОИГСМ, 2011. - 336 с.

3. С.Р. Чеджемов. Ученый, просветитель, гуманист… 18. Северная Осетия, 2007 26 сентября

4. В.Д. Дзидзоев. Зарождение и развитие правовой мысли и общественно-политических процессов в Осетии во второй половине XIX века. Владикавказ 2008

5. Чеджемова Е. Н. Педагогические воззрения А. Т. Цаликова : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2006 153 с. РГБ ОД, 61:06-13/1722

6. Ахматы дыууа фыстдажы Мах дуг 2003 №6

7. ЦÆЛЫККАТЫ АХМÆТ — ХЪАЗУАТ ДУДЖЫ БÆГЪАТЫР ХÆСТОН (1882–1928) М. Айдын Туран Журнал «Мах дуг», 1997 аз, №1

8. Неуслышанное предупреждение А.Цаликова Журнал XX век: страницы истории 1999 3/4

9. Мусульманские пролетарии России: под знаками полумесяца и молота http://islamrf.ru/news/history/culture/17169/

[1] См.газета «Северная Осетия» №177 26 сентября 2007 С.Р Чеджемов

[2] См. Мах дуг. №2.1997 ст.80

[3] Там же.

[4] Ист.: I-2, on. 21, д. 493; I-3, 3 д/п, 1902, д. 1704; IV-87; VII-4, 1904-1905; VII-43

[5] Хабутдинов А.Ю. Органы национальной автономии… С. 25–30.

[6] История Осетии XIX-XX вв. Под редакции Дзасохова А.С и др. ст.303

[7] Газета «Северная Осетия» №177 26 сентября 2007 С.Р Чеджемов

[8] Съезд народов Терка 1918г Сборник документов и материалов в 2-х томах. ст.202

[9] http://old.bashvest.ru/showinf.php?id=11084

[10] В.Д Дидзоев Экономическое и общественно-политическое состояние Северной Осетии в начале ХХ в. (1900-1917гг). ст.120.

[11] Там же

[12] Мзоков. Указ,соч.

[13] http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=7&art=93

[14] Неуслышанное предупреждение А.Цаликова Мусульманская фракция в Учредительном собранииРечь Ахмеда Цаликова http://www.protas.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1999_3_4/03/03_1/

[15] Там же

[16] Там же.

[17] Там же

[18] Неуслышанное предупреждение А.Цаликова Мусульманская фракция в Учредительном собранииРечь Ахмеда Цаликова http://www.protas.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/1999_3_4/03/03_1/

[19] Цит. по: Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. М., 1931. С.49.

[20] Цит. по: Царская армия в период мировой войны и Февральской революции... С.176.

[21] Д.М. Усманова Мусульманская фракция Государственной думы России http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/1/plenary_usmanova.htm?

[22] http://www.politike.ru/dictionary/477/word/pervyi-vserosiiskii-musulmanskii-sezd

[23] К ВОПРОСУ О ДЕПОРТАЦИИ ТЕРСКОГО КАЗАЧЕСТВА В 1918-1920 гг. http://faithfulcossacks.mybb.ru/viewtopic.php?id=237

[24] Там же

[25] http://www.adiga.narod.ru/history/401.htm

[26] Цаликов А. Избранное ст 279-415

[27] Там же

[28] Там же

[29] Там же

[30] Там же

[31] Там же

[32] Там же

[33] Там же

[34] Чеджемов С.Р Указ,соч.

[35] Там же

[36] Там же

[37] Там же

[38] Там же

[39] см. "Аль-Идох уа ат-табьин лима уакаа фихи аль-аксарин мин мушабахатиль мушрикин", 36

[40]

[41] Кстати, некоторые ортодоксальные исламские богословы справедливо обвинил Мухаммада Абдо в нарушении фундаментальных основ Ислам. К тому же Абдо вырос в атмосферы суфиского воспитание, а у суфисты извечно наблюдались отклонение. По другим источником, Абдо стал придерживается идеологий исламского социализма лишь к концу жизни в то время как на протяжение всей свои жизни он активно отрицал ее

[42] Мусульманские пролетарии России: под знаками полумесяца и молота http://islamrf.ru/news/history/culture/17169/

[43] Цаликов А., Мусульмане России и федерация

[44] См. http://www.peoples-rights.info/2011/08/istoriya-tataro-bashkirskix-protivorechij/

[45] Хабутдинов А. Ю. Татарское общественно-политическое движение… Ч. 1. – С. 30–32; Его же. Начальные этапы формирования татарского управленческого аппарата // Вестник Евразии. – 1999. – № 1/2. – С. 67–68.

[46] Национально-культурная автономия в России: исторический опыт и современные проблемы. Нам Ираида Владимировна, к.и.н., доцент кафедры современной отечественной истории Томского госуниверситета http://federalmcart.ksu.ru/conference/seminar3/nam.htm

[47] См.»Живое Слова» 1913 №18 ст.11-12

[48] Педагогические воззрения А.Т. Цаликова Чеджемова Е.Н Автореферат ст.10

[49] Цаликов Избранное ст.199-205

[50] Булатов А.Т Родные картинки // Живое солнца 1913 №11.ст.11

Наши рекомендации