Российские и зарубежные сайты
Российские
- Портал по социально-гуманитарному и политологическому образованию: http://www.humanities.edu.ru/;
Зарубежные:
- Справочно-информационный портал Sociosite: www.sociosite.net
- Science Information Gateway (SOCIG): www.sosig.ac.uk;
- Информационный и поисковый портал по социальным наукам Social Science Hub: www.sshub.com
- Liens Socio: http://www.liens-socio.org/
- Socioland: www.sozioland.de;
- Международная база данных ЮНЕСКО по социальным наукам DARE (институции, персоналии): www.databases.unesco.org/dare/form.shtml;
- Базы данных научной периодики и книг (НЭБ/Elibrary.ru, JSTORE (www.jstor.org), ProQuest (www.proquestdirect.com), EBSCO (www.ebsco.com). И далее – другие.
Учебная и научная литература:
Список основной литературы
1. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия [Текст] : учебное пособие / ред. Н. М. Платонова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : СПбГИПСР, 2009. - 474 с.
2. Манько, Юрий Владимирович. Теория и практика социальной работы [Текст] / Ю. В. Манько , К. М. Оганян . - СПб. : Петрополис, 2008. - 276 с.
3. Павленок, Пётр Денисович. Методология и теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / П. Д. Павленок . - М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
4. Платонова Н.М. Введение в теорию социальной работы. – СПб., 2009.
5. Платонова, Наталья Михайловна. Теория и методика социальной работы [Текст] : учебник: Рекомендовано ФГУ ФИРО / Н. М. Платонова, Г. Ф. Нестерова. - М. : Академия, 2010. – 384 с.
- Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / ред. Е. П. Агапов. - М. : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К" ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 280 с.
7. Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / ред. Е. П. Агапов. - М. : Дашков и К ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2010. - 280 с.
8. Фирсов, Михаил Васильевич. История социальной работы [Текст] : учебное пособие для высшей школы / М. В. Фирсов . - 3-е изд. - М. : Академический Проект : Трикста, 2009. - 608 с.
9. Фирсов, Михаил Васильевич. Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - 4-е изд. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2009. – 512 с.
10. Холостова, Евдокия Ивановна. Социальная работа [Текст] : учебное пособие / Е. И. Холостова . - 7-е изд. - М. : Дашков и К, 2010. - 800 с.
Список дополнительной литературы
1. Антология социальной работы: в 5 т. / Сост. М.В. Фирсов. – М., 1995-1996. Т. 1-3.
2. Волкова Л.П. Инновационные технологии в работе по профилактике семейного неблагополучия: участковая социальная служба // Социальная работа. – 2007, № 2. – С. 13-14.
3. Григорьев, Святослав Иванович. Социальная работа с молодежью [Текст] : учебник / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова. - М. : Гардарики, 2006. - 204 с.
4. Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы (учебник для социологов, социальных работников и социальных антропологов). – Изд-во СПбГУ, 2004.
5. Григорьева И.А., Келасьев В.Н. Теория и практика социальной работы (учебник для социологов, социальных работников и социальных антропологов). – Изд-во СПбГУ, 2004.
6. Гуслякова, Людмила Герасимовна. Виталистская модель теории и практики социальной работы [Текст] : монография / Л. Г. Гуслякова. - Барнаул : Азбука, 2006. - 194 с.
7. Инновации в социальной работе / Проблемы социальной работы: теория и практика материалы Международной научно-практической конференции, Омск, 2008.
8. Калашников С.В. Очерки теории социального государства. – М., 2006.
9. Колесников С.В. Очерки теории социального государства. – М. 2006.
10. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. – М., 1994.
11. Опыт социальной работы в регионе: научно-методический сборник. – Саратов, 2003.
12. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы. Учеб. пособие. – М., 2004.
13. Пантелеева Т.С. Особенности инноваций в сфере социальной работы / Отечественный журнал социальной работы. – 2003, № 2. – С. 12-14.
14. Платонова Н.М. Введение в теорию социальной работы. – СПб., 2009.
15. Платонова Н.М. Теория социальной работы в вопросах и ответах. – СПб.: СПбГИПСР, 2002.
16. Платонова Н.М. Теория социальной работы в вопросах и ответах. – СПб.: СПбГИПСР, 2002.
17. Попов А.Н. Эффективность социальной работы. Новый взгляд / Российский журнал социальной работы. – 1997, № 3. – С. 21-28.
18. Рузанов В.И., Гончарова А.Н. Актуальные проблемы теории социальной работы. Моногр. – Красноярск, 2005.
19. Семинар по изучению инновационных технологий социальной работы в интересах пожилых людей.
20. Социальная работа и гражданское общество: коллективная монография / Под ред. И.А. Григорьевой, А.А. Козлова, В.А. Самойловой. – СПб., 2006.
21. Социальная работа как служение. История, современные практики, перспективные направления [Текст] : хрестоматия / сост.: И. В. Астэр, Н. Ю. Кучукова, Г. Г. Судакова. - СПб. : СПбГИПСР, 2011. - 304 с.
22. Социальная работа: история, теория, технологии (научная школа проф. Е.И. Холостовой). – М., 2004.
23. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / Малькольм Пэйн: под ред. Дж. Камплинета. Ред. русск. текста проф. И.В. Налистникова. – М., 2007.
24. Социальная работа: современная теория: учебное пособие / Малькольм Пэйн: под ред Дж. Камплинета. Ред. русс. Текста проф. И.В. Налистникова. – М., 2007.
25. Теория и методология исследований социальных проблем / Отв. ред. Р.С. Гнинберг, Г.В. Чубарова. – М.: Наука, 2005.
26. Топчий, Леонид Васильевич. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика [Текст] : учебное пособие; Рекомендовано УМО / Л. В. Топчий ; Российский государственный социальный университет). - М. : РГСУ, 2011. - 320 с.
27. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. – М., 2006.
28. Холостова Е.И. Социальная работа в схемах: учеб. пособие. – М., 2006.
29. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 2003.
30. Эффективность социальной работы: методологический семинар // Сост. В.В. Колков. – М., 1998.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом процесса обучения, который предполагает закрепление личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных рабочей программой дисциплины
Настоящей программой предусмотрены виды самостоятельной работы студентов, которые выполняются под руководством преподавателя и без его непосредственного руководства.
К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:
- написание отчетов о мини-исследований, подготовки тематических докладов, цели и задачи которых обсуждаются с преподавателем;
- подготовка выступлений на семинарах с соответствии с рекомендациями преподавателя;
- подготовка выступления, презентации, научного проекта в составе рабочей группы студентов (индивидуально);
- публичная защита курсовой работы.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя составляет 20 часов.
Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:
- составление библиографии по темам и разделам учебной дисциплины;
- знакомство с сайтами специализированных социальных учреждений для более углубленного изучения опыта практической социальной деятельности;
- чтение специализированных статей, научно-практических публикаций, в т.ч. размещенных на Интернет-сайтах;
- самостоятельное написание курсовой работы по дисциплине в соответствии с рекомендациями преподавателя;
- чтение публицистической и художественной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках групповых обсуждений под руководством преподавателя.
Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя составляет 22 часа.
2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы):
Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института.
Текущий контроль успеваемости проводится в середине семестра и может осуществляться в следующих формах:
- коллоквиума;
- контрольной работы;
- тестирования.
Конкретная форма проведения оценки уровня знаний студентов по данной дисциплине определяется преподавателем и доводится до сведения студентов на первом занятии по дисциплине.
Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.
Контрольные мероприятия по текущему контролю знаний (успеваемости) студентов проводятся в часы, отведенные для изучения дисциплины.
Пример тестирующего вопроса:
Определите принципы теории социальной работы:
- подход с учетом специфики конкретного региона, личности клиента, пола, возраста, культуры, традиций
(принцип _________________________)
- недопустимость прекращения коррекционных поддерживающих действий в отношении клиента
(принцип _________________________)
- доверие, уважение клиентов
(принцип _________________________)
Промежуточная аттестация
Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Теория социальной работы» предусмотрен экзамен в 3 семестре. Также студентами осуществляется подготовка курсовых работ.
Вопросы к промежуточной аттестации (экзамен)
1. Этапы развития социальной работы как научного знания.
2. Эволюция различных форм социальной поддержки.
3. Перспективы развития социальной работы в условиях глобализации.
4. Подходы к определению сущности социальной работы.
5. Роль социальной благотворительности на современном этапе.
6. Социальная работа как система деятельности.
7. Институты социальной работы.
8. Характеристика объекта и субъекта социальной работы.
9. Методы и формы социальной работы на различных организационных уровнях.
10. Социальная работа как область научного знания.
11. Теория социальной работы в системе социальных наук.
12. Направления исследований в социальной работе.
13. Основные понятия и категории теории социальной работы.
14. Закономерности теории социальной работы.
15. Принципы социальной работы.
16. Системный характер социальной работы.
17. Специфика методов социальной работы как области научного познания.
18. Перспективы развития теории социальной работы.
19. Основные методы и средства практической социальной работы.
20. Краткая характеристика психолого-ориентированных теорий социальной работы.
21. Краткая характеристика социолого-ориентированных теорий социальной работы.
22. Краткая характеристика комплексных теорий социальной работы.
23. Философские основания теории социальной работы.
24. Влияние социокультурных факторов на теорию социальной работы.
25. Этика в социальной работе.
26. Социальная работа как профессиональная деятельность.
27. Профессиональные роли и риски в социальной работе.
28. Система социального обслуживания населения.
29. Типология социальных служб.
30. Взаимосвязь профессиональной и непрофессиональной социальной работы.
31. Социальная защита населения: принципы, методы, функции.
32. Социальная политика государства и социальной работы.
33. Принципы современной социальной политики.
34. Модели социальной политики.
35. Социальные программы и проекты.
36. Социальные инициативы России на международном уровне.
37. Понятие социального государства.
38. Система социальной защиты и помощи современной семье.
39. Формы помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
40. Материнство как социальная ценность.
41. Государственная молодежная политика, ее ведущие направления.
42. Организация социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами.
43. Международные социальные программы для пожилых и инвалидов.
44. Специфика социальной работы в системе здравоохранения и образования.
45. Роль социальной работы в гуманизации общественных отношений.
46. Социальная патология: ее виды и проявление в жизнедеятельности человека.
47. Оптимизация системы «человек-среда» как основная цель и направление социальной работы.
48. Профессиональные риски и психогигиена в социальной работе.
49. Критерии эффективности в социальной работе.
50. Общественные и общественно-государственная структура социальной работы в России.
Вопросы к государственному экзамену
1. Методология социальной работы и ее значение для практической деятельности.
Особенности социальной работы как науки, характеристики направлений исследования в социальной работе. Система научных методов применительно к области социальной работы. Методы социальной работы как области практической деятельности. Взаимосвязь теории и практики социальной работы.
Литература
- Кравченко А.И. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М., 2008.
- Платонова Н.М. Введение в теорию социальной работы. – СПб., 2009.
2. Социальная работа как феномен современного мира.
Особенности развития института социальной работы в отечественном и зарубежном опыте. Актуальные задачи социальной работы на современном этапе. Опыт международного сотрудничества решения актуальных социальных проблем. Перспективы развития института социальной работы в ХХI веке.
Литература
- Манифест «Социальная работа в период кризиса», Саргоса, 8 мая 2009 г. / Социальная работа. – 2009, № 4. – С. 5-9.
- Платонова Н.М. Введение в теорию социальной работы. – СПб., 2009.
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
Лекции и семинарские занятия по дисциплине «Теория социальной работы» могут проводиться преподавателем, имеющем степень кандидата или доктора социологических (психологических, педагогических) наук или степень PhD, а также преподавателем, не имеющим ученую степень, но имеющим базовое высшее образование по социальной работе, психологии, педагогики, социологии, большой опыт научно-исследовательской и научно-методической деятельности и систематически занимающимся повышением квалификации, подтвержденное соответствующими сертификатами.
Требования к обеспечению учебно-вспомогательным персоналом
Для координационного и технического обеспечения учебного процесса необходима возможность прибегать к помощи специалистов, ответственных за надлежащее функционирование компьютеров и программного обеспечения, а также за своевременное поддержание в рабочем состоянии другой используемой техники.