Политической партии «Единая Россия»

УТВЕРЖДЕНА

Решением III Съезда

Политической партии «Единая Россия»

Сентября 2003 года

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

Москва

СОДЕРЖАНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ И НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
1.2. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» – ПАРТИЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ
2. НАШИ ПРИОРИТЕТЫ НА 2004 - 2007 ГГ.
2.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ
2.1.1. ОТВЕТСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ
2.1.2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ, ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО РОССИИ. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ. ДЕЕСПОСОБНОЕ МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
2.1.3. ЭФФЕКТИВНАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
2.1.4. СВОБОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННЫЕ СМИ
2.2. ДИНАМИЧНАЯ ЭКОНОМИКА
2.2.1. ПРЕВРАЩЕНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ ИЗ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЫРЬЕВОЙ В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНУЮ И ПРОМЫШЛЕННУЮ
2.2.2. ЦИВИЛИЗОВАННЫЙ РЫНОК
2.2.3. РАЗВИТЫЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР. ПОДДЕРЖКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2.2.4. СТАБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
2.2.5. АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ
2.3. ПОВЫШЕНИЕ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ РОССИИ
2.3.1. СИЛЬНАЯ СОВРЕМЕННАЯ АРМИЯ
2.3.2. МОЩНЫЙ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
2.4. ДЕЙСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
2.4.1. ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ
2.4.2. ДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПОМОЩЬ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ
2.4.3. ОБЩЕДОСТУПНОЕ И КАЧЕСТВЕННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
2.4.4. СОЗДАНИЕ В СТРАНЕ ПРИВИЛЕГИРОВАННОЙ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ – ДЕТИ
2.4.5. ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ
3. ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ»?
3.1. МЫ СДЕЛАЛИ ШАГ К ОБЩЕСТВУ, В КОТОРОМ НА ЗАРПЛАТУ И ПЕНСИЮ МОЖНО ЖИТЬ ДОСТОЙНО
3.2. МЫ ДОБИЛИСЬ РОСТА БЛАГОСОСТОЯНИЯ
3.3. МЫ ЗАЛОЖИЛИ МЕХАНИЗМ СДЕРЖИВАНИЯ РОСТА ЦЕН И ТАРИФОВ
3.4. МЫ ДОБИЛИСЬ НАЧАЛА ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ, ДАЛИ СТАРТ СОЗДАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ АРМИИ
3.5. МЫ ПОЛОЖИЛИ НАЧАЛО ПОДЛИННОЙ ДЕМОКРАТИИ
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ

ВВЕДЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ И НАША ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТАЛИ ДЛЯ РОССИИ ПЕРИОДОМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И УВЕРЕННОГО ВОСХОДЯЩЕГО РАЗВИТИЯ. ЗА ЭТИ ГОДЫ МЫ МНОГОГО ДОБИЛИСЬ. ФАКТОМ СТАЛ ПОДЪЕМ ЭКОНОМИКИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА. МЫ ВЫБРАЛИ ВЛАСТЬ, КОТОРОЙ ДОВЕРЯЕТ БОЛЬШИНСТВО. ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ ГРАЖДАН И ВЛАСТИ ПОЗВОЛЯЕТ СООБЩА РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ, ОСТАВШИЕСЯ НАМ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ.

Сегодня Россия вновь стоит перед выбором. Речь идет не только об избрании тех, кто будет защищать интересы граждан России в следующем составе Государственной Думы. Сегодняшний выбор гораздо важнее: у граждан России появился реальный шанс выбрать успешное будущее для себя и для всей страны. Поэтому ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ВИДИТ ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ СТРАНЫ НЕ ТОЛЬКО БЫСТРЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ: ДЛЯ НАС НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО КАЧЕСТВО ЭТОГО РОСТА. КАЧЕСТВО РОСТА – ЭТО КОГДА ЕГО ПЛОДАМИ ПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ. ДЛЯ НАС ВАЖНО, ЧТОБЫ ПРИ РЕШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ НЕ БЫЛ ЗАБЫТ ПРОСТОЙ РОССИЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК, СРЕДНЯЯ РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ. ЛЮБЫЕ РЕФОРМЫ ТЕРЯЮТ СМЫСЛ, КОГДА ЛЮДЯМ СТАНОВИТСЯ ХУЖЕ.

В противовес «реформаторам» 80-х и 90-х годов, не добившимся главного – роста благосостояния большинства, МЫ ПРИЕМЛЕМ ТОЛЬКО ТЕ РЕФОРМЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ БЛАГОСОСТОЯНИЕ. Россия должна стать страной, комфортной для жизни большинства ее граждан.

Следует перейти от рыночной романтики к государственному прагматизму, где главное – результат. Основное условие для достижения этой цели – устойчивый рост экономики высокими темпами – в среднем 8% в год. За предстоящие 4 года мы должны построить современную и прозрачную рыночную экономику, экономику достатка большинства.

«Единая Россия» – партия предсказуемой, здравой, энергичной, решительной политики. Партия рассматривает себя как опору Президента России, проводника его политики, направленной на то, чтобы обеспечить благосостояние российских граждан и вернуть нашей стране ведущее положение в мире. Поэтому на выборы Политическая партия «Единая Россия» идет с четкой программой действий.

Профессиональное управление государством

Ответственная власть

Российское государство нашло в себе силы исцелиться от наиболее острых болезней 90-х годов. Однако оно все еще остается во многом несовременным, неэффективным, слабым – и при этом непропорционально дорогостоящим. Такое государство может решать задачи выживания, но оно не в состоянии обеспечить необходимых темпов развития, прочно гарантировать конкурентоспособность России в современном мире. Государство должно стать средством общенациональной консолидации, совершенным инструментом решения самых острых проблем России.Но для этого власть должна в полной мере отвечать перед гражданами за свои действия.

Безответственность власти – одна из главных причин социальных потрясений последних десятилетий. Ответственное правительство большинства – это гарантия от принятия необоснованных и своекорыстных решений, залог стабильности и безопасности, основа честных взаимоотношений государства и граждан. Только партия, готовая назвать свой состав правительства, может претендовать на власть в стране. Мы готовы к этому!

Взаимоотношения внутри структур законодательной и исполнительной власти следует существенно упростить, сократив число министерств и ведомств, комитетов и подкомитетов Госдумы, количество функций государственных органов – до минимально необходимого. Работа органов власти должна быть полностью гласной.

Также мы планируем создать эффективные административные процедуры и судебные механизмы разрешения споров между гражданами и государством. Такие механизмы – необходимый признак цивилизованного общества. Сегодня, к сожалению, многие проблемы, возникающие между гражданами и властью, решаются не столько через суд, сколько посредством взяток. Порядок и коррупция несовместимы. Государство обязано быть особенно непримиримым ко всем случаям нарушения законности теми, кто поставлен ее блюсти. Подобные нарушения, особенно когда они носят масштабный и организованный характер, должны рассматриваться как тягчайшее преступление против государства, его Конституции и безопасности.

Наконец, эффективная и ответственная власть требует профессиональных госслужащих – молодых, образованных и энергичных. Следует окончательно разрушить «номенклатурный барьер»: карьера в органах госуправления должна стать доступной для всех, у кого есть необходимые способности и кто готов отвечать за свою страну.

Таким образом, оптимизация государственного управления складывается из шести пунктов:

· упрощение функционирования, сокращение количества функций и структурных единиц;

· усиление партийного влияния на исполнительную власть, подотчетность правительства Думе;

· доступность для всех граждан информации о работе органов власти;

· возможность для всех граждан влиять на работу органов власти – не только через выборы, но и через соответствующие административные процедуры, а также через суд;

· ужесточение мер против коррупции и других правонарушений со стороны работников государственных органов (особенно – правоохранительных);

· окончательное разрушение «номенклатурного барьера», доступность карьеры в органах власти для всех талантливых и энергичных людей.

Динамичная экономика

Из преимущественно сырьевой

Цивилизованный рынок

Экономическое развитие возможно лишь в условиях цивилизованного рынка, т. е. рынка, существующего по прозрачным, незыблемым и обязательным для всех правилам. Чтобы не допустить криминализации экономики, «стихию рынка» необходимо «взять в рамки», обеспечив как интересы собственников, так и интересы всех простых граждан – и государства в целом.

Экономический рост – основное средство решения большинства проблем страны. Но для нас также важно, чтобы его плоды были зримыми для каждого гражданина, каждой российской семьи. Страна богатеет, когда богатеет народ! Тем более что развитие внутреннего рынка требует платежеспособного покупателя. Именно на примере экономической сферы наиболее отчетливо видно: порядок, законность, развитие и справедливость неразрывно связаны друг с другом.

Мы будем добиваться серьезной корректировки законодательства о недрах с целью максимально эффективного недропользования в интересах всего народа, а не только крупных сырьевых компаний. Необходимо установить равноправные и прозрачные условия доступа недропользователей к природным ресурсам, обеспечив финансовые интересы государства как собственника природных ресурсов.

Помимо этого, участие государства в управлении экономикой требуется для наведения порядка в коммунальном хозяйстве, для поддержки сельского хозяйства и, главное, для обеспечения единства ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА России. Государство не может и не должно устраниться от регулирования базовых отраслей и поддержки инфраструктуры. Например, в такой протяженной стране, как Россия, транспорт и энергетика играют настолько важную роль, что ценовую политику в этой области нельзя полностью перепоручать «стихии рынка». Наконец, существование ВПК немыслимо без государственной поддержки и государственного управления этой отраслью.

Наиболее эффективными методами госрегулирования экономики мы считаем методы экономические – через налоги и тарифы. Налоговая политика должна поощрять честную хозяйственную деятельность, а не препятствовать ей, привлекать деньги в Россию, а не выталкивать их за ее пределы. При этом налоговая политика должна быть прозрачной: каждый гражданин имеет право знать, сколько он вносит в общую копилку – и что конкретно делается на его деньги.

Государственное регулирование стратегических отраслей экономики должно дополняться мерами противоположного характера для прочих отраслей. Необходимо освободить энергию предприимчивости. Только таким образом можно вывести наше предпринимательство из «тени». Уменьшение количества контрольных функций и самих контролирующих органов сделает российский бизнес полностью легальным – то есть цивилизованным.

Мы акцентируем внимание на следующих пунктах:

· Преимущественное использование экономических методов регулирования (через налоги и экспортно-импортные тарифы); прозрачность налоговой политики.

· Государственная поддержка стратегических отраслей (таких как транспорт, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство, ВПК).

· В отношении частного предпринимательства (за исключением стратегических областей) – сокращение надзорной деятельности.

Стабильное электроснабжение

В стране с такими климатическими условиями, как Россия, для большинства граждан устойчивое обеспечение электроэнергией является важнейшим условием жизни. Поэтому РАО ЕЭС имеет ярко выраженные социальные функции и должно их выполнять.

Основным гарантом социальной защиты населения является государство, а это значит, что при любых реформах электроэнергетики государство должно сохранить контроль над изменениями тарифов. Необходимо четко сформулировать единую государственную тарифную политику и начать ее реализацию. Мы планируем установить жесткий предел, выше которого тарифы не смогут расти.

Сильная современная армия

Сегодня, как и на протяжении всей истории, одним из главных условий эффективной внешней политики является обороноспособность страны.

«Единая Россия» выступает за переход к профессиональным Вооруженным Силам и за сокращение срока службы по призыву. Целью проводимой при поддержке «Единой России» военной реформы является создание в России меньшей по численности, но гораздо более сильной и эффективной армии, имеющей на вооружении все самые современные разработки отечественного ВПК. Мы поддерживаем принцип комплектования Вооруженных Сил на контрактной основе (в первую очередь, речь идет о сержантском составе).

Пока сохраняется всеобщая воинская обязанность и служба по призыву, необходимо устранить проблемы с комплектованием войск. Мы считаем, что основные причины уклонения молодых людей от службы в армии – слишком долгий срок службы и так называемые «неуставные отношения».

С «неуставными отношениями» необходимо покончить раз и навсегда, введя жесткие меры ответственности для тех, кто этим отношениям способствует или попустительствует. Также необходимо сократить срок службы по призыву – до 1 года: по предложению «Единой России» Правительство Российской Федерации приняло важное решение о сокращении срока службы в армии по призыву до одного года к 2008 году.

Таким образом, здесь можно выделить четыре пункта:

Сокращение численности при повышении качества и технической оснащенности армии.

Частичное комплектование армии на контрактной основе.

Сокращение срока обязательного призыва до 1 года с постепенным переходом к полностью контрактному комплектованию воинских частей.

Полное исключение «неуставных отношений» в армии.

Преодоление бедности

Задача эффективной социальной политики – обеспечить всем гражданам страны минимально необходимый потребительский стандарт, для молодежи – равные условия жизненного старта. Каждый гражданин России должен иметь возможность получить образование, найти приемлемую работу с достойной оплатой, стать хорошим специалистом, при желании - создать свое дело. Для этого «Единая Россия» выступает за сохранение и развитие системы общедоступного высшего образования; в Государственной Думе «Единая Россия» поддерживает законы, направленные на облегчение трудоустройства, обучения и переквалификации.

Социальная помощь в чистом виде должна оказываться лишь тем, кто действительно в ней нуждается, но при этом она должна быть полноценной: в цивилизованной стране бедность недопустима. Мы выступаем за повышение социальных выплат, в том числе пенсий, до уровня не ниже прожиточного минимума.

Особенно недопустима бедность среди трудоспособных работающих граждан. Честный труд должен вознаграждаться по заслугам. Мы намерены уже в ближайшие годы добиться резкого увеличения заработной платы за счет роста доли оплаты труда в ВВП. Также мы считаем необходимым упорядочить отношения между работодателем и наемным работником: цивилизованные и законные формы трудовых отношений, разрешения трудовых споров и конфликтов должны стать нормой в современной России.

Наконец, «Единой Россией» разработана программа поддержки начинающих предпринимателей. Права и безопасность малых и средних предпринимателей следует защищать не в меньшей степени, чем права и безопасность работников наемного труда.

При решении проблемы бедности мы выделяем три пункта:

· Защита прав работников предприятий всех форм собственности.

· Развитие адресной социальной помощи. Повышение социальных выплат до уровня не ниже прожиточного минимума.

· Поддержка малого предпринимательства, внедрение федеральных программ занятости, в том числе – ориентированных на пенсионеров, желающих продолжать активную деятельность.

2.4.2. Доступное и качественное высшее образование.

Доступное жилье

Дефицит жилья и чрезмерно высокие цены на него – явления взаимосвязанные: чем больше будет строиться жилья, тем ниже будут цены. Сегодня в России жилую площадь более 30 кв. м. на каждого члена семьи имеет только 3% семей. Новое жилье недоступно для значительной части населения страны. А крепость семьи, как известно, в высокой степени зависит от жилищных условий. Необходимо, чтобы покупка жилья была доступна обычному работающему человеку со средней зарплатой.

Мы планируем одновременно снижать цены на жилье и развивать кредитование (обычное и ипотечное) тех, кто нуждается в жилье. Ипотека и долгосрочный недорогой кредит – основные методы решения жилищной проблемы, принятые во всех развитых странах. В России они тоже станут основным. Мы планируем снизить проценты по ипотеке, сделать ее доступной для большинства населения.

Одновременно мы намерены принять комплекс мер для снижения цен на жилье. Этого можно достичь, развивая строительный сектор. При этом следует сохранить в целом рентабельность жилищно-строительного бизнеса, используя налоговые и кредитные льготы, чтобы увеличить количество застройщиков и темпы строительства. Одновременно мы планируем ужесточить антимонопольные меры и усилить меры защиты покупателей жилья от недобросовестных застройщиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

«ЕДИНАЯ РОССИЯ» ОТКРЫТА ДЛЯ ВСЕХ

Наша страна богата. Чтобы этим богатством могли пользоваться все граждане, необходимо продолжить наведение в стране порядка, обеспечить экономический рост и справедливое распределение. «Единая Россия» готова взять на себя ответственность за порядок в стране. Через четыре года национальное богатство страны, а значит, и доходы российских семей, возрастут по меньшей мере в полтора раза. Экономический рост обретет устойчивость. Работа в бюджетной сфере перестанет быть синонимом бедности. Высокотехнологичная, качественная отечественная продукция – и сельскохозяйственная, и промышленная – будет широко представлена и на внутреннем, и на мировом рынке. Люди и деньги станут возвращаться в Россию, а не покидать ее. Будет наведен порядок в коммунальном хозяйстве, и каждый гражданин будет знать, за что он платит, и платить только за те услуги, которые получает. Улицы наших городов и сел станут чище и безопаснее. Пенсионеры, ветераны, инвалиды, многодетные семьи обретут уверенность в завтрашнем дне. Ученые, люди творческих профессий, спортсмены найдут приложение своим талантам на Родине. Власть приблизится к гражданам, будет работать в интересах общества. Россия займет достойное место среди развитых стран мира.

УТВЕРЖДЕНА

Решением III Съезда

Политической партии «Единая Россия»

Сентября 2003 года

ПРЕДВЫБОРНАЯ ПРОГРАММА

Наши рекомендации