Избирательная система: определение, виды.
Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов. это также определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти. Она является важнейшим элементом политической системы государства. И.с. урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.
Мажоритарная избирательная система
Характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат, набравший определенное (предусмотренное законом) большинство голосов.
Существуют системы, требующие абсолютного большинства (50% + 1 голос) – например, в Австралии. Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает тот, кто набрал больше каждого из своих соперников. Мажоритарную систему называют «системой первого, пришедшего к финишу». Сейчас такая система существует в 4х странах – США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии. Иногда сочетаются обе разновидности – например, Франция. Мажоритарная система создает и укрепляет 2,3- партийных систем.
«+» системы :
§ Возникают и упрочиваются непосредственные связи между кандидатом и избирателями.
§ Побеждают самые сильные => мощная организация в стране(эффективное правительство), создание однопартийных правительств.
«-» системы:
§ Голоса, отданные другим кандидатам не учитываются. Значительная часть населения (иногда до 50%) остается не представленной в органах власти.
§ Заинтересованные силы могут, учитывая «географию выборов» сильно повлиять на исход голосования, при формировании избирательных округов. Пропорциональная избир. Система
Пропорциональная система означает, что мандаты распределяются четко пропорционально числу поданных голосов; более распространена в соврем. мире; две разновидности:
n пропорц изб сист на общегос-ном уровне. Избиратели голосуют за партии в масштабах всей страны.
n пропорц изб сист, основанная на многомандатных округах. Депутатские мандаты распределяются на основе влияния п партий в изб округах.
Страны с пропорц сист: страны Лат. Америки, Италия, Венгрия, Болгария, Турция, Дания, Испания, Португалия, Бельгия, Нидерланды, Австрия и т.д.
Преимущества пропорц. систем:
*представлена реальная расстановка п сил в об-ве;
*способствует развитию многопартийности;
Недостатки пропорциональных систем:
*сложности при формировании правительства;
*п силы, не пользующиеся поддержкой в рамках всей страны попадают в органы представительной власти;
*слабая связь между депутатами и избирателями (голосуют за партии);
*зависимость депутатов от партий.
Все пропорц с-мы можно разделить на 3 типа (в соотв со степенью реализации пропорц представ-ва): 1)С-мы полного пропорц-ма 2)с недостаточным проп-мом 3)проп-ные с-мы с «барьерами» (5%) Во многих странах существуют изб барьеры.
Существует пропорц сист с преференциальным голосованием, где подаются партийные списки с кандидатурами. Она наиболее демократична, но чрезмерно сложна.
Смешанная избир. система.
В России (а также в Германии) смешанная система. Часть деп-тов по маж с - устойчивое прав-во, часть - пропорц. Два бюллетеня - два голоса (1 - за партию, 2 - за кандидата от округа)
Плюсы – как у мажор. и пропорц. систем
Оба фактора играют определяющую роль на различных этапах социализации. В детстве сильнее первый, в зрелости – второй.
Выделяют три этапа социализации:
- от 3-х до 13 лет, когда формируются взгляды, тождественные со взглядами окружающих человека людей
- 13-18 лет: формируются и высказываются собственные взгляды, политические ориентиры, эмоции и чувства
- с 18 лет человек принимает ту или иную позицию в своем отношении к миру политики; часто эта позиция не противоречит общепринятой
Политическая социализация – процесс бесконечный, но задача политических лидеров может быть двоякой в отношении этого процесса. Те, кто стремятся сохранить существующую структуру, акцентируют внимание и обеспечивают стабилизацию позитивных моментов социализации. Те, кто против существующей структуры, делают акцент на негативах политической социализации.
организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
время действия: затяжные, скоротечные.
Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем: конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.
Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:
Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
соглашение, основанное на взаимных уступках;
истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
Примирение на основе принуждения, в основе которого:
явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.
Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений