Историко-формационнмй подход Гегеля: концепция духовных формаций

С позиций всемирно-исторического процесса развития духа свободы и его объективации в различных формах государства проблему типологии государств трактовал Гегель.«Всемирная история, – писал он, – есть необходимое только из понятия свободы духа, развитие моментов разума и тем самым самосознания и свободы духа – истолкование и осуществление всеобщего духа».Формами такого осуществления мирового духа, по Гегелю, являются «четыре всемирно-исторических царства: (1) восточное, (2) греческое, (3) римское, (4) германское». Эти царства, согласно Гегелю, представляют собой объективно-исторические формации (формообразования) мирового духа, т.е. развития идей разума и свободы во всемирной истории.

Со сменой этих всемирно-исторических царств (формаций мирового духа) происходит и смена соответствующих форм государства: восточному царству соответствует теократия (свобода одного, верховного правителя), греческому и римскому царствам - демократия или аристократия (свобода некоторых, т.е. части населения), германскому царству - монархия Нового времени с представительной системой (свобода всех). «Восток, - писал Гегель, – знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, чтовсе свободны». Под «германским миром» Гегель при этом имел в виду страны северо-западной Европы, а под монархией - конституционную монархию с системой представительства и разделением властей.

Таким образом, гегелевская типология государства строится на основе его учения о развитии и смене во всемирной истории различных общественно-духовных формаций (царств, миров), представляющих собой прогрессирующие ступени осуществления разума и свободы, которым соответствуют определенные типы (формы) государства – теократия, демократия или аристократия, конституционная монархия.

Задание 2.1. Дайте определение следующих понятий в контексте их значения в изучаемую эпоху:

Веды - древнейшие тексты священных писаний, записанные предположительно во втором тысячелетии до нашей эры. Веды содержат духовные знания, охватывающие все аспекты жизни и регулирующие социальную, юридическую, повседневную, религиозную жизнь. Они описывают правила, которые должны выполняться при рождении нового человека, браке, смерти и т. д.

Моисты - представители одного из шести основных направлений китайской философии идеологии – конфуцианства, стоявшего на страже интересов правящих классов, основателем которого был Mo Ди (Мо-цзы).

Брахман -в индийской идеалистической философии понятие, обозначающее безличный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

Жрец -носитель основ индуизма его религиозной культуры, ритуального обряда, этики, эстетики, форм социально-семейного уклада и быта были члены брахманских каст, потомки тех самых жрецов из варны брахманов, которые еще до нашей эры являлись носителями религиозных знаний и исполнителями ритуальных обрядов.

Дхарма - индийский философский и религиозный термин, в одном из аспектов - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка.

Задание 2.2. Решите тесты

1. Наиболее ранние политические и правовые учения возникли в странах:

а) Египте, Месопотамии, Индии, Китае;

б) Вавилоне, Палестине, Египте, Греции;

в) Греции, Риме, Вавилоне, Индии;

г) Греции, Риме, России.

2. Выделите одну из главных политико-правовых доктрин Древнего Востока:

а) укрепление существующего строя отражало интересы социальной верхушки;

б) социальное неравенство – это закономерный процесс, установленный богом;

в) войны играли решающую роль в жизни царей;

г) формирование и развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений.

3. Главная идея «Законов Ману» утверждала:

а) социальную структуру, в которой каждый занимается тем делом, которым он обязан заниматься по рождению;

б) кодекс поведения человека в обществе;

в) судьбу, цепь перерождений;

г) государственную власть, являющуюся важным элементом государства.

4. Древнекитайский реформатор и политический мыслитель, утверждающий, что малейший проступок должен караться смертью:

а) Мо-дзы;

б) Шан Ян;

в) Конфуций;

г) Ашок.

5. Основной справедливый закон, направляющий жизнь вселенной в Древней Индии:

а) дхарма;

б) рита;

в) веда;

г) джамма.

6. Цицерон полагал, что есть две причины возникновения государства. Первая – это «врожденная потребность людей жить вместе». А вторая:

а) завоевание одних племен другими;

б) общественный договор;

в) защита частной собственности;

г) разделение труда.

7. Установите соответствие между автором и написанной им работой:

1. Платон - «Государство»

2. Аристотель - «Политика»

3. Цицерон - «О государстве»

4. Аврелий Августин - «О граде Божьем»

5. Гомер - «Илиада»

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопросы 1 – 3.

...Люди разделяются на высших и низших не по имущественному признаку или знатности, а по этическим качествам и знаниям...

Благородный муж с точки зрения ... не только сам следует нравственным нормам, но и сам распространяет этические идеалы, в частности человеколюбие, которое является главной добродетелью. Под ним мудрец подразумевает соблюдение патриархальных традиций – почтительность по отношению к родителям, забота о детях и уважение родственных уз. Принцип человеколюбия переносился и на политическую сферу жизни общества. Правитель должен выполнять роль отца для своих подданных – воспитывать, защищать и заботится об их достатке. Воспитывать подданных следует, увлекая собственным примером. В свою очередь народ должен почитать правителя, как отца, и повиноваться ему...

1) О каком политико-правовом течении Китая идет речь? Конфуцианство

2) Кто явился родоначальником данных идей? Конфуций

3) В чем Вы согласны и не согласны с данным утверждением?

Ответ: Читая данный отрывок и разбирая понятия которые здесь были затронуты, на мой взгляд они полностью соответствуют нужным и местами забытым понятиям. И так как здесь изображается только положительные моменты к ним нужно стремиться и брать за основу для дальнейшего уточнения и совершенствования.

Задание 4.

1) Сформулируйте основные положения политико-правовой идеологии брахманизма и буддизма. Исходя из понятия дхарма, проанализируйте такие источники политико-правовой мысли Древней Индии как «Законы Ману» и «Артхашастра» Каутильи.

На конкретных примерах, используя первоисточник, докажите, что светская правовая мысль Древнего Востока оставалась сугубо прикладной, т.к. ее содержание касалось лишь искусства управления, механизма осуществления власти и правосудия.

Ответ:

Основные положения брахманизма заключаются в следующем:
1. Исповедуется многобожие.

2. Закон кармы (учение о переселении душ): душа человека после его смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений, если он жил грешно, или, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе.
3. Дхарма — закон, долг, обычай, правило поведения, установленные богами для каждой варны.

4. Обоснование варново-кастовой системы: они созданы богом.
5. Люди не равны по природе. Сословная принадлежность определяется по рождению и является пожизненной. Переход в высшие варны разрешался только после смерти, какнаграда за служение богам, терпение и покорность.
6. Наказание и принуждение рассматривались как средства, обеспечивающие кастовые предписания. Угнетенным внушаются мысли о бесплодности борьбы за улучшение условий своей жизни.
Буддизм: Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно — во II–I вв. до н.э.

Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланке и названный позднее типитака.
В буддизме отвергалась мысль о боге как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона;

утверждалось, что дела человеческие зависят от собственных усилий людей — поэтому в качестве центральной была выдвинута идея освобождения человека от страданий, причиной которых являются мирские желания. Предварительным условием спасения буддисты объявили выход человека из мира и вступление его в монашескую общину.

В III–I вв. до н.э. и в первых веках нашей эры происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности, создается жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Одновременно развивалась другая, морально-культовая сторона буддизма, т.е. путь, который может привести каждого к прекращению страданий.

К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления:
стхавиравадины и махасангики.
Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в I в. до н.э. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве — существе, способном стать Буддой, который
приближается к достижению нирваны, но из сострадания к людям
в нее не вступает. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисатва являются объектами почитания.
Согласно Махаяне достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы, и из-за этого в I в. до н.э.монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Разделение буддизма на две ветви: Хинаяну (малая повозка) и Махаяну (большая повозка).

В "Артхашастре" подчеркивается необходимость соблюдения законов. Много внимания Каутилья уделяет источникам права, выстраивая их в иерархическом порядке: правительственные распоряжения, закон, обычай, судебные решения. Если в основе правительственных распоряжений должна лежать польза, то закон основывается на истине, обычай — на соглашении народа, а судебное разбирательство — на показаниях свидетелей.

В целом, трактат "Артхашастра" — один из выдающихся трактатов древней политико-правовой мысли. Самого автора называют индийским предшественником Макиавелли, а его произведение по своему значению сопоставимо с таким выдающимся древнегреческим трактатом, как "Политика" Аристотеля.

Наиболее известны «Законы Ману» (2 век до н.э.), а точнее «Наставления Ману о дхарме». В них содержится относительно упорядоченная сумма правил, санкционированных государством, рассуждения о браке, правила очищения и приема пищи, искупления и покаяния, о дхарме царей, о суде и т.д.

Артхашастра Каутильи, который представляет собой трактат о политических и экономических сторонах жизни. Так, согласно этому памятнику права целью общества объявлялось поддержание общественно-политической стабильности, созданного порядка. Залогом сохранения стабильности общественных отношений являлось неукоснительное соблюдение каждым человеком дхармы – установленных правил поведения.

В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания.

Незавершенный характер этого процесса проявлялся в следующем.

Политико-правовые учения Древнего Востока были сугубо прикладными. Главное содержание их составляли вопросы, касающиеся искусства ("ремесла") управления, механизма осуществления власти и правосудия. Иначе говоря, в политических доктринах не столько содержались теоретические обобщения, сколько разрабатывались конкретные проблемы техники и методов отправления власти.

Государственная власть при этом в подавляющем большинстве учений отождествлялась с властью царя или императора. Причиной тому послужила свойственная Древнему Востоку тенденция к усилению власти единоличных правителей и образованию такой формы государственного управления обществом, как восточная деспотия. Верховный правитель считался олицетворением государства, средоточием всей государственной жизни. "Государь и его держава – вот главные элементы государства", – сказано в индийском трактате "Артхашастра".

Политико-правовые учения Древнего Востока не отделялись от морали и представляли собой этико-политические доктрины. Повышенный интерес к проблемам морали вообще характерен для идеологии формирующихся классов. Это общая закономерность всей истории политической мысли, и наиболее отчетливо она проявилась на стадии формирования раннеклассовых обществ.

Преобразования в обществе и государстве во многих древневосточных учениях связывались с изменениями морального облика людей. Само искусство управления подчас сводится к нравственному совершенствованию государя, к управлению силой личного примера. "Если правитель утвердит свое совершенство, – подчеркивалось в китайской книге "Ту цзин", – то во всем его многочисленном народе не будет сообществ злоумышленников". Многие акции социального протеста проходили под лозунгами морального содержания и были направлены против конкретных носителей или узурпаторов власти. Народные массы выступали главным образом за восстановление справедливости, перераспределение богатства, но не подвергали сомнению экономические и политические основы общества.

2) Аристотель различал два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Чем различаются выделенные Аристотелем виды справедливости? По какому принципу должно осуществляться распределение материальных и нематериальных благ в обществе, с точки зрения Аристотеля? Насколько данный принцип распределения применим сегодня?

Наши рекомендации