Вопрос Акты применения права: понятие, структура и виды

Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акт применения права – индивидуальное государственно властное веление, предписание вынесенное в результате разрешения юридического дела.

Признаки:

1. принимается компетентным органом государства, должностного лица,

2. веление носит обязательный государственно властный характер, общеобязательный

3. правоприменительный акт индивидуализирует общую норму права применительно к конкретной ситуации и конкретного лица, он определяет юридические права и обязанности конкретного лица

4. правоприменительные акты как правило имеют документальную письменную форму

5. выступают как юридические факты (влекут изменение, прекращение правоотношений)

Структура правоприменительного акта

1. вводная часть (наименование акта, дата и место издания, указание на орган принявший этот акт)

2. описательная часть (есть не всегда) – излагаются фактические обстоятельства дела, существо спора

3. мотивировочная (сложная) - излагаются мотивы принятия такого решения

4. резолютивная- окончательный вывод по делу (краткая, четкая).

Виды правоприменительного акта:

1. по субъекту правоприменения

- правоприменительные акты органов исполнительной власти

- правоприменительные акты органов правосудия

- правоприменительные акты контрольно- надзорных органов

- правоприменительные акты органов законодательной власти

2. по отраслям права: - правоприменительный акт гражд., угол. права и т.д.

3. по характеру правоприменительного акта: - запрещающие, - обязывающие,

- управомочивающие, - удостоверяющие

4. по способу выражения:

- акты документы,

- акты символы,

- акты действия

5. по наименованию: приговоры, решения, приказы, указы Президента, протоколы, предупреждения и т.д.

3 вопрос Относительная самостоятельность государства: понятие, виды

Вопрос об относительной самостоятельности государства является методологическим. Ведь если рассмотрение государства в обусловленности экономическим строем общества, классовой структурой и прочим является составной частью общих философских требований, оборотной стороной тех же требований является признание относительной самостоятельности государства. То и другое служит ответом на вопрос, как изучать государство, и относится к числу теоретических принципов подхода к исследованию государственно-правовых явлений, тех принципов, которые в своей совокупности составляют основу научной методологии. Понятие «относительная самостоятельность» предполагает наличие по меньшей мере двух компонентов, находящихся между собой в какой-либо связи (причинной или функциональной). Каждый из них состоит в известной зависимости от другого, подвергается его воздействию, хотя и имеет внутренние, собственные источники развития. Вместе с тем анализируемое понятие указывает на первенство, главенство одного из компонентов, в связи с чем и приходится отстаивать самостоятельность другого. По отношению к главенствующему явлению или в случае «равенства» их в смысле воздействия друг на друга лучше говорить просто об их самостоятельности. Понятием «относительная самостоятельность» подчеркивается именно тот факт, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, а «абсолютная зависимость» несовместима с реальным бытием предмета. Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки. В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности. Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образов, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.





Наши рекомендации