Шесть шагов во избежание катастрофы
Здесь представлены шесть возможных программ, которые ведут к предупреждению глобальной катастрофы согласно модели «Мир — З». Каждая из этих программ описывается в общих понятиях и может быть реализована сотнями способов, путей, специфических как для отдельных сообществ, наций, регионов, так и для всего мира в целом. Каждый из нас может выбрать любую из них в качестве направляющей к выживанию.
Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА 791
1. Как можно больше изучать указанные проблемы. Держать под контролем уровень благосостояния человечества, состояние локальных и планетарных «источников» и «резервуаров». Поддерживать контакты с руководителями государств; честно, быстро, исчерпывающе информировать правительства и широкие массы людей о состоянии окружающей среды. Учитывать реальную стоимость окружающей среды 9 экономических расчетах, применять показатели, например валовой Национальный продукт, таким образом, чтобы не смешивать стоимость и прибылью, затраты с благосостоянием, обесценивание естественных капиталов с доходом.
2. Сократить время обратной связи. Серьезнее относиться к информации (тщательно исследовать, анализировать, ничего не оставлять без внимания), сигнализирующей о напряженном состоянии окружающей среды. Пытаться заранее предусмотреть возможные действия на случай обострения глобальных проблем. Если возможно, предвидеть обострение подобного рода проблем еще до их проявления. Подготовиться институционально и технологически для эффективных действий в условиях обострения глобальных проблем. Необходимыми требованиями являются также творческий подход, критическое мышление и системное понимание в решении проблем, стоящих перед человечеством.
3. Следует свести к минимуму использование невозобновимых ресурсов. Ископаемые виды топлива, подземные источники води т.д. необходимо использовать с максимальной эффективностью и поддерживать их существование, насколько это возможно.
4. Препятствовать истощению возобновимых ресурсов. Сюда можно отнести такие параметры, как плодородие пахотных земель, источники пресной воды, а также источники всего живого на Земле, включая леса, рыбу, птицу. Все это нужно защищать, восстанавливать и даже увеличивать в количественном отношении. Использовать данные источники следует только в том режиме, который позволяет этим ресурсам восстанавливаться.
5. Использовать все ресурсы с максимальной эффективностью. Попытаться достичь высокого уровня благосостояния при наименьших затратах. В этом случае более высокое качество жизни будет возможно в допустимых пределах. Значительная прибыль как результат эффективного использования ресурсов технически возможна и экономически благоприятна. Чем более длительное время человечество сумеет избежать глобальной катастрофы, тем более высокая степень эффективности может быть достигнута.
792 Раздел VII. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6. Необходимо остановить экспоненциальный рост численности населения и физического капитала. Имеются естественные пределы, в которых могут осуществляться первые пять шагов нашей программы. Этот — шестой — шаг представляется нам наиболее существенным. Он связан как с институциональными и философскими изменениями, так и с социальными инновациями. Необходимо определить оптимальный уровень численности населения и соответственно допустимый объем промышленного производства. Мы должны решить, что будет нашим девизом: «достаточно» или « больше» и как в связи с этим нужно поступать. Этот этап нашей программы предполагает глубокое исследование (возможно, с элементами предвидения) оптимальных условий существования человечества, включая нарастающую экспансию физического воздействия на окружающую среду.
Думаю, мы должны понимать, что радикальное изменение станет возможным лишь в случае реального кризиса, когда человечество столкнется с катастрофой лицом к лицу. До тех пор пока каждая страна, нация, регион не ощутят реального воздействия кризиса, не осознают, что будущее именно этой страны, нации, региона находится под угрозой катастрофы, решительные меры не будут приняты.
Я предлагаю следующее. Нам необходимо проанализировать несколько предстоящих кризисных ситуаций в ряде стран мира, выявить общие тенденции, сопоставить их результаты и проч. Полученные данные нужно использовать в качестве стимула для того, чтобы развернуть широкомасштабную акцию в пределах всей нашей планеты.
В ближайшем будущем человечество ожидают по меньшей мере два глобальных кризиса, к рассмотрению которых мы можем обратиться для решения поставленных задач: 1) истощение озонового слоя; 2) кризис в области мировых рыбных промыслов. Данные проблемы станут очень острыми уже в этом десятилетии, и их решение может явиться фундаментом для всемирного объединения и сотрудничества в области исследования, субсидирования и контроля за окружающей средой.
Конечно, это всего лишь прогноз, но существует мнение, что мировой уровень озона к 2000 г. может упасть в среднем на 20%. В результате этого на 40% возрастет ультрафиолетовое излучение, которое достигнет земной поверхности. Последствия будут очень серьезными для здоровья людей, сельского хозяйства, а также скажутся на долговечности многих искусственных материалов, таких, например, как пластик.
Другая серьезная ситуация связана с Мировым океаном и сокращением добычи рыбы. Я предполагаю, что серьезное сокращение рыбных
Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА 793
промыслов в мировом масштабе будет продолжаться в течение всего этого десятилетия и составит серьезную общечеловеческую проблему.
В заключение следует отметить, что мы совершим огромную ошибку, позволив мировому сообществу бороться с глобальными проблемами таким образом, как если бы данные проблемы решались при помощи новых технологий или посредством незначительных изменений в международном законодательстве. Наша задача — помочь мировому сообществу увидеть в этих проблемах зловещие симптомы «запредельной ситуации».
Печатается по: Медоуз Д.Л. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С. 80—86.
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
АДОРНО Теодор (1903¾1969) ¾ немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик.
Социально-политическая проблематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководством и при непосредственном участии. Основная цель данного исследования — описание «нового антропологического типа». Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру.
АКСАКОВ Константин Сергеевич(1817— 1860) — идеолог классического славянофильства.
В славянофильстве как определенном идеологическом феномене отчетливо различимы три основных компонента. Первый из них — социальный; важное место в нем занимает проблема русской сельской общины. Второй компонент славянофильской идеологии — национальный; он включает в себя решение вопросов об особенностях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли России. Наконец, третий компонент — религиозно-идеалистическая философия,
полемически обращенная против рационализма.
Свойственное славянофилам противопоставление политических и нравственных свобод было доведено К.С. Аксаковым до отрицания политической свободы и полного устранения народа от политики: «отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этой общественной жизнью». Противостоявшее народу самодержавное правление оправдывалось славянофилами тем, что народ ищет не внешней — политической свободы, а «ищет свободы нравственной, свободы духа».
В политической концепции славянофилов центральную роль играют два понятия — «Земля» и «Государство». Под Землей славянофилы понимали «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство — власть внешняя, сила, охраняющая Землю, «дело государево». В частности, К.С. Аксаков представлял государство как внесослов-ный и надобщественный орган и отрицал его позитивную общественную роль. Он подчеркивал: «Государство как принцип — зло; ложь лежит не в
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 795
той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе». Приведенные суждения позволили Н.А. Бердяеву заявить:
«Монархизм славянофилов, по своему обоснованию и по своему внутреннему пафосу, был анархический, происходил от отвращения к власти».
АЛМОНД Габриэль (1911) — американский политолог, специалист в области общетеоретической и сравнительной политологии. Наибольшую известность Алмонду принесли работы по теории политической системы и политической культуры.
В модели политической системы, разработанной Алмондом, наибольшее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американскому политологу удалось убедительно показать взаимосвязь между политическими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования политической системы.
В совместной работе Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) — метод компаративистского (сравнительного) политического анализа продемонстрирован на примере сопоставления политических культур народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии.
Основные работы Алмонда:
«Сравнительная политика: концепция развития» (1966), «Политика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988).
АРЕНДТ Ханна (1906¾1975) ¾ немецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма.
В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт утверждала, что нацизм и сталинизм — это новая современная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господства, реализации на практике идеологии, которая провозглашается единственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный индивид, представитель «массы», сплачиваемый в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Идеальной моделью тоталитарного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека разрушались обычные мотивы поведения, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и телесные реакции.
АРИСТОТЕЛЬ (384¾322 до н .э.) ¾ греческий философ и политический мыслитель.
С именем Аристотеля связано зарождение политической науки. Мыслитель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к совместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству (городу-полису). Государство (по Аристотелю) существует ради «лучшей жизни» своих граждан. формы государственного устрой -
796 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
ства Аристотель определил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правления. В зависимости от этого он выделял три «правильных» формы правления (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три « неправильных» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы государственного устройства Аристотель связывал сих «принципами»: принцип аристократии — добродетель, олигархии — богатство, демократии — свобода. Политию, которая включает эти три принципа, греческий ученый считает наилучшей формой правления, так как она объединяет интересы зажиточных и неимущих. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемента ней доминирует во всем: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой.
Свое политическое учение Аристотель раскрывает в трактатах «Политика», «Афинская политая», «Этика».
АРОН Раймон (1905¾1983) ¾ французский социолог и политолог. В фокусе его научных интересов — проблемы демократии, политической свободы, типология современных политических режимов, сравнительный анализ политических систем.
Арон — один из создателей теории индустриального общества. Он полагал, что на современном этапе развития цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификациям которого выступают западная (демократическая)
модель и советская (тоталитарная). Конфликты индустриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требованиями индустриального общества (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии ¾ свободой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.
Основные труды Арона — «Опиум для интеллигенции» (1955), «Разочарование в прогрессе» (1967).
бакунин Михаил Александрович(1814—1876) — революционер, один из основателей русского народничества и теоретиков международного анархизма.
За деятельное участие в революции 1848— 1849 гг. он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 г. Бакунин выдан Австрией правительству Николая I и после длительного заключения сослан в 1857 г. в Сибирь на поселение. В 1861 г., бежав из ссылки, он вновь включился в западноевропейское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служению двум великим целям — борьбе с существующими политическими режимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархического общественного идеала.
Бакунинская политическая программа вырабатывалась в период начальных этапов организованного рабочего движения и деятельности I Интернационала, первых опытов легальной деятельности рабочих партий.
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 797
В конце 1860 ¾ начале 1870-х гг. Бакунин — один из лидеров I Интернационала, идейный и политический противник К. Маркса.
В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государственность и анархия» (1873). Последняя оказала заметное влияние в России. Ряд высказанных в ней идей был использован при формировании программных целей бунтарского направления в русском Народничестве.
Исходным моментом анархической доктрины М.А. Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в общественной практике как основной способ разрешения всех социальных проблем. Государство, по Бакунину, это некое искусственное социальное образование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кончается свобода личности, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влияния государственной власти.
Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволюции общества, связанный с распространением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциаций. В бакунинской концепции исторического процесса свобода выступает как цель истории и одновременно как высший ее результат. Свобода — это процесс
«очеловечивания» человека, развитие его от «животного рабства» через познание природы, самого себя и общества к обществу социальной справедливости. Необходимым условием свободы является свобода всех.
Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, организованное в государство, а общество, основанное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации. Исторический опыт общественного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (общественная солидарность)в концепции Бакунина отразились в идее федеративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества. Именно федерализм, как основополагающий принцип социального бытия свободных граждан (такого определяли еще декабристы), в противоположность централизму с его ограничением человеческой свободы и самодеятельности, по утверждению Бакунина, должен «спасти в Европе свободу и мир».
БЕРДЯЕВ Николай Александрович(1874—1948) ¾ крупнейший русский философ XX в.
На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли «русским Гегелем XX века», «одним из величайших философов и пророков нашего времени», «одним из универсальных людей XX века».
Как и многие интеллектуалы последнего десятилетия XIX в., Бердяев «переболел» марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни.
В центре политической филосо- фии Бердяева — «вечные вопросы»: лич-
798 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
ность и свобода, человек и государство.
Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственности. Он полагал, что свобода, права личности — основополагающие ценности жизни — даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше человека может стоять только Бог, лишь христианские ценности (и только они) могут гарантировать свободу личности. Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убежден, что происхождение государства не объяснимо рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую основу. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, определяемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или отвергнута его религиозная основа. Преодоление различий «Царства кесаря» и «Царства Божьего» ведет, по мнению русского философа, либо к обожествлению государства, его абсолютизации, либо к его отождествлению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, царство зверя. Левиафана, ничем не ограниченного государства. Во втором — безграничная власть общества над личностью. «Государство, — подчеркивал Бердяев, — должно быть сильным, но должно знать свои границы». И эти границы ему устанавливает христианство. Только ограниченное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека «от коллек
тивизма, поглощающего личность», только таким образом понятое государство обеспечивает свободу и независимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла «в , жизни общественной».
Основные труды Бердяева — «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Филосо-фия неравенства» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946).
бёрк Эдмунд (1729¾1797) ¾ английский политический деятель, философ и публицист. Считается «отцом-основателем», «пророком», «Миллем и Марксом» классического консерватизма.
В 1790 г. вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой были сформулированы основные принципы консерватизма: ограниченность сферы человеческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и поддерживаемого религией; «то, что можно не менять, менять не нужно»; вера в «право давности» и традиции народа; убеждение в том, что существование строгих границ между классами и сословиями необходимо для социальной стабильности; частная собственность — продукт человеческого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; рассмотрение человека как несовершенного и неразумного существа, подверженного греховному поведению; презумпция «в пользу любой установленной системы приведения против любого неиспользованного проекта » и др.
именной словарь-справочник 799
Согласно Э. Бёрку, настоящее никогда и ни в коем случае не свободно от прошлого. Он любил повторять следующее крылатое выражение: «История без политической науки бесплодна; политическая наука без истории безродна». «Уста-новка на то, чтобы сохранить лучшее и способствовать к усовершенствованию недостаточного, взятые вместе — вот что определяет для меня государственного человека. Все остальное пошло и сомнительно. Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты».
«Мой ведущий принцип реформации государства, ¾ подчеркивал Бёрк в письме, адресованном члену Французской ассамблеи, — использовать имеющиеся материалы... Ваши же архитекторы строят без фундамента ».
Государство объявлялось Бёрком вечным и неизменным организмом, стоящим над личностью и неподвластным ее воле. Традиция есть самый надежный авторитет, ибо в ней находит свое воплощение «коллективная мудрость человеческого рода».
БОДЕН Жан (1530¾1596) ¾ французский политический мыслитель и правовед.
В работах «Метод легкого изучения истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) рассматривается развитие исторического процесса, а также возникновение и становление государственных институтов в различных географических и климатических условиях.
Боден первым в истории политической мысли дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. По его утверждению, суверенитет,
или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство — обладатель верховной политической власти как внутри своей собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их. Боден выделяет пять отличительных признаков суверенитета. Первый из них — издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и учреждениям государства. Второй — решение вопросов войны и мира. Третий — назначение должностных лиц. Четвертый — действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый — помилование.
Воззрения Бодена оказали значительное влияние на развитие политической и юридической науки.
ВЕБЕР Макс (1864¾1929) ¾ один из крупнейших представителей западной социологии и политологии. Вебера нередко называли великим буржуазным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Труды Вебера сегодня являются классикой западной социальной и политической науки.
В центре политической социологии Вебера — проблема власти. М. Вебер определял власть как «возможность того, что одно лицо внутри социального отношения будет в состоянии осуществить волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана».
Власть, основанную на приказе и
800 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
подчинении, Вебер называл господством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства — одна из главных в научном творчестве Вебера. Методологические подходы, сформулированные ученым, оказали большое влияние на характер и направление развития всей последующей политической науки.
Вебер указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (поведенческие) характеристики господства (власти) и придавал главное значение фактору монопольного применения насилия.
М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства: традиционное, харизматическое и легальное (рационально-бюрокра-тическое).
Значителен вклад Вебера в разработку теории бюрократии. Бюрократия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального господства. Им же были сформулированы основные требования к чиновникам, актуальные и по сей день: лично свободны и подчиняются только деловому служебному долгу; имеют устой-чивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соответствии со специальной квалификацией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном «отры-
ве» от средств управления и без присвоения служебных мест; подлежат строгой единой служебной дисциплине и контролю.
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих(1770¾1831) — выдающийся представитель немецкой классической философии.
Гегель разработал фундаментальные принципы развития мировой истории. Среди них: разумность того, что в истории необходимо и закономерно; поиск человечеством конечной цели мирового развития - свободы; взаимосвязь целей и средств в социальном, политическом и духовном процессе, вариативность движения экономической и политической истории; сдвиг всемирной истории с Востока на Запад; особая роль государства в человеческой истории.
В работе «Философия права» (1820) Гегель излагает теорию государства и права как последовательность ступеней развития духа в его объективной форме. Немецкий философ разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем добра и совести, намерения и блага, умысла и вины; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.
Важное место в развитии политической теории занимает концепция Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рас-
ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 801
сматривается во взаимной связи с социально-экономической сферой и политикой. Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. Философ заложил основы теории групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества.
Общество и государство, по гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум: общество — это «внешнее государство», «государство нужны и рассудка», а подлинное государство — разумно. Поэтому в философско-логи-ческом плане общество расценивается как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных интересов, а следовательно, с помощью группового представительства в верховных органах власти. Своим идеалом Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.
ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812¾1870) — писатель, публицист, философ, революционер-демократ. С его именем связана разработка проблем русского крестьянского социализма.
Основные идеи русского крестьянского социализма были сформулированы Герценом в работах «Россия» (1849), «С того берега» (1849), «О развитии, революционных идей в России» (1850), «Русский народи социализм» (1851) и др.
Социалистичность как характерная черта жизни и психологии русского крестьянина виделась Герценом в уникальности существующей сельской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Община, способная к развитию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как основание, зародыш будущего общества. Позже, обосновывая роль общины в некапиталистическом пути развития России, Герцен скажет, что Европа пойдет «пролетариатом к социализму, мы — социализмом к свободе». В конечном счете идея «русского социализма» сводилась к формуле: «человек будущего России — мужик, точно так же, как во Франции работник». В общине виделась та социальная структура, которая может связать настоящее и будущее страны с наименьшими «издержками» и более быстрыми темпами.
Определяя республику как форму правления, Герцен подразделял ее на политическую и социальную. Политическую республику, как шаг вперед, он отождествлял с западными парламентскими демократиями, которые не являются «воплощением суверенитета народа, а только представляют его». Социальная республика — это самодержавие народа, отсутствие централизации, это «волостное правление: канцелярия общественных дел». В социальной республике будут «поверенные делегаты, но совокупность их не может представлять верховной власти, они не выше народа».
Буржуазно-либеральному лозунгу «политической республики» Герцен противопоставляет идею «социальной республики», которая возникает на основе социалистического переустройства общества, а требованиям политических свобод и политического равенства в формально-правовом духе буржуазного парламентариз-
802 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
ма ¾ идею фактического социального равенства в обществе. Раскрывая ограниченность буржуазного республиканизма, Герцен писал, что «даже край буржуазного радикализма реакционен по отношению к социализму», поскольку даже самые прогрессивные из радикалов не решаются «коснуться эксплуатации страдающего бедного большинства богатым и угнетающим меньшинством»,
В целом представления Герцена о социализме не получили законченного оформления. В его взглядах с удивительной причудливостью переплелись идеализация общины, вера в созидающую силу передовой интеллигенции, надежда на преобразующую миссию русского царя, отрицание и неприятие крови и страданий революционного переворота. Прекрасный пропагандист социалистических идей, яростный противник мещанства и буржуазности, Герцен заложил основы народничества, которые, по меткому замечанию М.А. Бакунина, можно назвать мирным, нереволюционным социализмом.
ГОББС Томас (1588¾1679) ¾ английский философ и политический мыслитель.
Гоббс определял государство как «искусственное тело», продукт человеческой деятельности, а не божественное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе «общест-венного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою
свободу, были перенесены на государя (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благополучия граждан.
По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Общественный договор представляет собой объединение каждого с каждым; это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в организованное общество и образует единое лицо. Так возникает государство — новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей считается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты».
Гоббс называет государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении, или политическими государствами. Строение государства он уподоблял устройству живого организма: суверена — душе государственности, тайных агентов — глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мятежи, гражданские войны — с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.
В основном своем труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) Гоббс исследовал проблемы государства и политической власти.
ГОУЛД Филипп ¾ британский специалист в области стратегии избирательных кампаний.
именной словарь-справочник 803
ДАJIb Роберт Алан (1915) ¾ видный представитель американской политической науки.
В ряде получивших мировую известность книг, таких как «Введение в демократическую теорию» (1956), «Современный политический анализ» (1964), «Политические оппозиции в западных демократиях» (1966), «Дилеммы плюралистической демократии» (1982), Даль рассматривает проблемы трансформации политических систем, предпосылки демократии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии.
Всеобщий интерес вызвала разработанная Далем в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпретируемая как действительность, отличная от демократического идеала, но все же предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и лидерам — возможность открытого соперничества в борьбе за власть. Полиархия — особый тип режима правления в современном обществе, который отличается от других политических режимов наличием двух характерных черт: относительно высокой терпимостью к оппозиции и относительно широкими возможностями влияния на поведение правительства, включая устранение должностных лиц мирными средствами. Теория полиархии получила развитие в работах Даля «Полиархия. Участие и оппозиция» (1971) и «Демократия, свобода и равенство» (1986).
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822¾1885) ¾ философ, публицист, естествоиспытатель.
В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии известность, — «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869¾1871).
Данилевский — создатель оригинальной философско-истори-ческой системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теория культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.
Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых умирающих цивилизаций; и, наконец, народы, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой этнографический материал, используемый творческими народами для оплодотворения и обогащения своих цивилизаций.
В работе «Россия и Европа» Данилевский насчитывает десять «полноценных» культурно-исто-рических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдёйский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосе-митский (аравийский) 10)рома-но-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся один-
804 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
надцатый культурно-истори-ческий тип — славянский — более высокий, чем все предыдущие.
Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже вступила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной — творческой в двух областях (политической и научной), то русско-славянская будет трех- или даже четырехсоставной — творческой в четырех областях (религиозной, научной, политико-экономической и эстетической, причем главным образом в области социально-экономической путем создания нового и с