Шесть шагов во избежание катастрофы

Здесь представлены шесть возможных программ, которые ведут к предупреждению глобальной катастрофы согласно модели «Мир — З». Каждая из этих программ описывается в общих понятиях и может быть реализована сотнями способов, путей, специфических как для от­дельных сообществ, наций, регионов, так и для всего мира в целом. Каждый из нас может выбрать любую из них в качестве направляющей к выживанию.



Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА 791

1. Как можно больше изучать указанные проблемы. Держать под контролем уровень благосостояния человечества, состояние локаль­ных и планетарных «источников» и «резервуаров». Поддерживать кон­такты с руководителями государств; честно, быстро, исчерпывающе информировать правительства и широкие массы людей о состоянии ок­ружающей среды. Учитывать реальную стоимость окружающей среды 9 экономических расчетах, применять показатели, например валовой Национальный продукт, таким образом, чтобы не смешивать стоимость и прибылью, затраты с благосостоянием, обесценивание естественных капиталов с доходом.

2. Сократить время обратной связи. Серьезнее относиться к инфор­мации (тщательно исследовать, анализировать, ничего не оставлять без внимания), сигнализирующей о напряженном состоянии окружающей среды. Пытаться заранее предусмотреть возможные действия на случай обострения глобальных проблем. Если возможно, предвидеть обостре­ние подобного рода проблем еще до их проявления. Подготовиться ин­ституционально и технологически для эффективных действий в услови­ях обострения глобальных проблем. Необходимыми требованиями яв­ляются также творческий подход, критическое мышление и системное понимание в решении проблем, стоящих перед человечеством.

3. Следует свести к минимуму использование невозобновимых ре­сурсов. Ископаемые виды топлива, подземные источники води т.д. не­обходимо использовать с максимальной эффективностью и поддержи­вать их существование, насколько это возможно.

4. Препятствовать истощению возобновимых ресурсов. Сюда можно отнести такие параметры, как плодородие пахотных земель, ис­точники пресной воды, а также источники всего живого на Земле, включая леса, рыбу, птицу. Все это нужно защищать, восстанавливать и даже увеличивать в количественном отношении. Использовать дан­ные источники следует только в том режиме, который позволяет этим ресурсам восстанавливаться.

5. Использовать все ресурсы с максимальной эффективностью. По­пытаться достичь высокого уровня благосостояния при наименьших за­тратах. В этом случае более высокое качество жизни будет возможно в допустимых пределах. Значительная прибыль как результат эффектив­ного использования ресурсов технически возможна и экономически благоприятна. Чем более длительное время человечество сумеет избе­жать глобальной катастрофы, тем более высокая степень эффектив­ности может быть достигнута.




792 Раздел VII. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ



6. Необходимо остановить экспоненциальный рост численности на­селения и физического капитала. Имеются естественные пределы, в которых могут осуществляться первые пять шагов нашей программы. Этот — шестой — шаг представляется нам наиболее существенным. Он связан как с институциональными и философскими изменениями, так и с социальными инновациями. Необходимо определить оптималь­ный уровень численности населения и соответственно допустимый объем промышленного производства. Мы должны решить, что будет нашим девизом: «достаточно» или « больше» и как в связи с этим нужно поступать. Этот этап нашей программы предполагает глубокое исследование (возможно, с элементами предвидения) оптимальных ус­ловий существования человечества, включая нарастающую экспансию физического воздействия на окружающую среду.

Думаю, мы должны понимать, что радикальное изменение станет возможным лишь в случае реального кризиса, когда человечество столкнется с катастрофой лицом к лицу. До тех пор пока каждая страна, нация, регион не ощутят реального воздействия кризиса, не осознают, что будущее именно этой страны, нации, региона находится под угрозой катастрофы, решительные меры не будут приняты.

Я предлагаю следующее. Нам необходимо проанализировать не­сколько предстоящих кризисных ситуаций в ряде стран мира, выявить общие тенденции, сопоставить их результаты и проч. Полученные дан­ные нужно использовать в качестве стимула для того, чтобы развернуть широкомасштабную акцию в пределах всей нашей планеты.

В ближайшем будущем человечество ожидают по меньшей мере два глобальных кризиса, к рассмотрению которых мы можем обратиться для решения поставленных задач: 1) истощение озонового слоя; 2) кри­зис в области мировых рыбных промыслов. Данные проблемы станут очень острыми уже в этом десятилетии, и их решение может явиться фундаментом для всемирного объединения и сотрудничества в области исследования, субсидирования и контроля за окружающей средой.

Конечно, это всего лишь прогноз, но существует мнение, что миро­вой уровень озона к 2000 г. может упасть в среднем на 20%. В резуль­тате этого на 40% возрастет ультрафиолетовое излучение, которое до­стигнет земной поверхности. Последствия будут очень серьезными для здоровья людей, сельского хозяйства, а также скажутся на долговеч­ности многих искусственных материалов, таких, например, как пластик.

Другая серьезная ситуация связана с Мировым океаном и сокраще­нием добычи рыбы. Я предполагаю, что серьезное сокращение рыбных

Глава 18. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА 793

промыслов в мировом масштабе будет продолжаться в течение всего этого десятилетия и составит серьезную общечеловеческую проблему.

В заключение следует отметить, что мы совершим огромную ошиб­ку, позволив мировому сообществу бороться с глобальными проблема­ми таким образом, как если бы данные проблемы решались при помощи новых технологий или посредством незначительных изменений в меж­дународном законодательстве. Наша задача — помочь мировому сооб­ществу увидеть в этих проблемах зловещие симптомы «запредельной ситуации».

Печатается по: Медоуз Д.Л. За пределами роста // Вестн. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 5. С. 80—86.

ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

АДОРНО Теодор (1903¾1969) ¾ немецкий философ, представитель франкфуртской школы, музыкальный критик.

Социально-политическая про­блематика представлена у Адорно прежде всего в коллективном труде «Авторитарная личность» (1950), подготовленном под его руководст­вом и при непосредственном участии. Основная цель данного исследова­ния — описание «нового антрополо­гического типа». Предполагалось, что характеристики этот типа будут соответствовать садомазохистскому характеру.

АКСАКОВ Константин Сергеевич(1817— 1860) — идеолог классичес­кого славянофильства.

В славянофильстве как определен­ном идеологическом феномене отчет­ливо различимы три основных компо­нента. Первый из них — социальный; важное место в нем занимает пробле­ма русской сельской общины. Второй компонент славянофильской идеоло­гии — национальный; он включает в себя решение вопросов об особеннос­тях русского исторического развития, о характере русского народа и русской культуры, об исторической роли Рос­сии. Наконец, третий компонент — религиозно-идеалистическая философия,­

полемически обращенная про­тив рационализма.

Свойственное славянофилам про­тивопоставление политических и нравственных свобод было доведено К.С. Аксаковым до отрицания полити­ческой свободы и полного устранения народа от политики: «отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему (народу) возможность жить этой общественной жизнью». Противо­стоявшее народу самодержавное правление оправдывалось славяно­филами тем, что народ ищет не внеш­ней — политической свободы, а «ищет свободы нравственной, свобо­ды духа».

В политической концепции славя­нофилов центральную роль играют два понятия — «Земля» и «Государст­во». Под Землей славянофилы пони­мали «общественно-человеческое начало», «неопределенное и мирное состояние народа», «душу народа». Государство — власть внешняя, сила, охраняющая Землю, «дело государе­во». В частности, К.С. Аксаков пред­ставлял государство как внесослов-ный и надобщественный орган и отри­цал его позитивную общественную роль. Он подчеркивал: «Государство как принцип — зло; ложь лежит не в

ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 795



той или иной форме государства, а в самом государстве, как идее, как принципе». Приведенные суждения позволили Н.А. Бердяеву заявить:

«Монархизм славянофилов, по свое­му обоснованию и по своему внутрен­нему пафосу, был анархический, про­исходил от отвращения к власти».

АЛМОНД Габриэль (1911) — аме­риканский политолог, специалист в области общетеоретической и срав­нительной политологии. Наиболь­шую известность Алмонду принесли работы по теории политической сис­темы и политической культуры.

В модели политической системы, разработанной Алмондом, наиболь­шее внимание уделялось функциям «входа» и «выхода». Американскому политологу удалось убедительно по­казать взаимосвязь между политичес­кими ориентациями, составляющими содержание политической культуры, и характером функционирования по­литической системы.

В совместной работе Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура» (1963) — метод компаративистского (сравнительного) политического ана­лиза продемонстрирован на примере сопоставления политических культур народов пяти стран: США, Мексики, Италии, Великобритании и Германии.

Основные работы Алмонда:

«Сравнительная политика: концеп­ция развития» (1966), «Политика развивающихся регионов» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988).

АРЕНДТ Ханна (1906¾1975) ¾ не­мецкий политолог, специалист по проблемам тоталитаризма.

В работе «Истоки тоталитаризма» (1951) Арендт утверждала, что на­цизм и сталинизм — это новая совре­менная форма государства, которую не следует путать с традиционными формами подавления. Тоталитаризм стремится к неограниченном господ­ству внутри своей страны и вне ее. Его отличительными чертами являются: наличие государственной идеологии и террор как средство утверждения и укрепления политического господ­ства, реализации на практике идеоло­гии, которая провозглашается един­ственно верной в трактовке законов развития общества. «Тоталитарный человек», по мнению Арендт, есть атомизированный, отчужденный ин­дивид, представитель «массы», спла­чиваемый в коллективные социаль­ные тела с помощью насилия и то­тальной идеологической манипуля­ции. Идеальной моделью тоталитар­ного режима она считала нацистский концлагерь, в котором у человека раз­рушались обычные мотивы поведе­ния, мораль, а затем, из-за голода и пыток, нормальные психические и те­лесные реакции.

АРИСТОТЕЛЬ (384¾322 до н .э.) ¾ греческий философ и политический мыслитель.

С именем Аристотеля связано за­рождение политической науки. Мыс­литель утверждал, что человек, будучи «политическим животным», несет в себе инстинктивное стремление к со­вместному сожительству: развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству (городу-полису). Го­сударство (по Аристотелю) существу­ет ради «лучшей жизни» своих граж­дан. формы государственного устрой -

796 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК



ства Аристотель определил по двум основаниям: количество правящих и цель (моральная значимость) правле­ния. В зависимости от этого он выде­лял три «правильных» формы правле­ния (монархия, аристократия, политая), при которых правители имеют в виду общую пользу, и три « не­правильных» (тирания, олигархия, демократия), преследующие лишь личное благо правителей. Формы го­сударственного устройства Аристо­тель связывал сих «принципами»: принцип аристократии — доброде­тель, олигархии — богатство, демо­кратии — свобода. Политию, которая включает эти три принципа, греческий ученый считает наилучшей формой правления, так как она объединяет ин­тересы зажиточных и неимущих. Полития — «средняя» форма государ­ства, и «средний» элемента ней доми­нирует во всем: в нравах — умерен­ность, в имуществе — средний доста­ток, во властвовании — средний слой.

Свое политическое учение Аристо­тель раскрывает в трактатах «Поли­тика», «Афинская политая», «Этика».

АРОН Раймон (1905¾1983) ¾ фран­цузский социолог и политолог. В фо­кусе его научных интересов — про­блемы демократии, политической свободы, типология современных по­литических режимов, сравнительный анализ политических систем.

Арон — один из создателей теории индустриального общества. Он пола­гал, что на современном этапе разви­тия цивилизации создается единый тип общества (единое индустриальное общество), различными модификаци­ям которого выступают западная (де­мократическая)

модель и советская (тоталитарная). Конфликты инду­стриальной цивилизации ученый видит в противоречии между требова­ниями индустриального общества (централизации, жесткой иерархизации) и идеалами демократии ¾ свобо­дой, равенством. Противостояние этих противоборствующих тенденций обрекает индустриальное общество на нестабильность.

Основные труды Арона — «Опиум для интеллигенции» (1955), «Разоча­рование в прогрессе» (1967).

бакунин Михаил Александрович(1814—1876) — революционер, один из основателей русского народничест­ва и теоретиков международного анархизма.

За деятельное участие в революции 1848— 1849 гг. он был дважды (судами Саксонии и Австрии) приговорен к смертной казни. В 1851 г. Бакунин выдан Австрией правительству Нико­лая I и после длительного заключения сослан в 1857 г. в Сибирь на поселе­ние. В 1861 г., бежав из ссылки, он вновь включился в западноевропей­ское революционное движение. С этого времени и до конца своих дней он целиком посвящает себя служе­нию двум великим целям — борьбе с существующими политическими ре­жимами, с государством вообще и теоретическому поиску анархическо­го общественного идеала.

Бакунинская политическая про­грамма вырабатывалась в период на­чальных этапов организованного ра­бочего движения и деятельности I Ин­тернационала, первых опытов легаль­ной деятельности рабочих партий.

ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 797



В конце 1860 ¾ начале 1870-х гг. Ба­кунин — один из лидеров I Интернаци­онала, идейный и политический про­тивник К. Маркса.

В наиболее систематизированном виде его взгляды представлены в ра­ботах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1868), «Кнуто-германская империя» (1871) и «Государ­ственность и анархия» (1873). Пос­ледняя оказала заметное влияние в России. Ряд высказанных в ней идей был использован при формировании программных целей бунтарского на­правления в русском Народничестве.

Исходным моментом анархической доктрины М.А. Бакунина являлась идея о том, что уничтожение всякой государственности выступает в обще­ственной практике как основной спо­соб разрешения всех социальных проблем. Государство, по Бакунину, это некое искусственное социальное об­разование, которое символизирует собой абстрактное ограничение прав и свобод личности во имя абстрактной и мифической идеи всеобщего блага. Там, где начинается государство, кон­чается свобода личности, и наоборот, свобода человека, расширение его прав приводят к переделу сфер влия­ния государственной власти.

Анархия, утверждал Бакунин, явит собой заключительный этап в эволю­ции общества, связанный с распро­странением идеи свободы в массах в виде свободы индивидов и ассоциа­ций. В бакунинской концепции исто­рического процесса свобода выступа­ет как цель истории и одновременно как высший ее результат. Свобода — это процесс
«очеловечивания» чело­века, развитие его от «животного раб­ства» через познание природы, самого­ себя и общества к обществу соци­альной справедливости. Необходи­мым условием свободы является сво­бода всех.

Идеальный общественный строй, по Бакунину, это не общество, орга­низованное в государство, а общест­во, основанное на началах самоуправ­ления, автономии и свободной феде­рации. Исторический опыт общест­венного самоуправления, традиции взаимной помощи и поддержки (об­щественная солидарность)в концеп­ции Бакунина отразились в идее феде­ративного устройства безвластного (самоуправляющегося) общества. Именно федерализм, как основопола­гающий принцип социального бытия свободных граждан (такого определя­ли еще декабристы), в противополож­ность централизму с его ограничени­ем человеческой свободы и самодея­тельности, по утверждению Бакуни­на, должен «спасти в Европе свободу и мир».

БЕРДЯЕВ Николай Александрович(1874—1948) ¾ крупнейший русский философ XX в.

На Западе Н.А. Бердяев стал ярким популяризатором русского духовного мира. Его называли «русским Гегелем XX века», «одним из величайших фи­лософов и пророков нашего време­ни», «одним из универсальных людей XX века».

Как и многие интеллектуалы пос­леднего десятилетия XIX в., Бердяев «переболел» марксизмом. С начала XX в. ученый переходит на позиции религиозной философии и остается ей верен до конца своей жизни.

В центре политической филосо- фии Бердяева — «вечные вопросы»: лич-

798 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК



ность и свобода, человек и государст­во.

Тема государства у Бердяева тесно переплетена с проблемами человека, свободы, добра, зла и нравственнос­ти. Он полагал, что свобода, права личности — основополагающие цен­ности жизни — даются человеку свыше. Эти абсолютные идеи имеют внечеловеческий и внеисторический религиозный характер. Выше челове­ка может стоять только Бог, лишь христианские ценности (и только они) могут гарантировать свободу личнос­ти. Идею государства Бердяев тесно связывал с религией. Он был убеж­ден, что происхождение государства не объяснимо рационалистическими причинами, оно всегда имеет иррационалистическую, мистическую осно­ву. Государство действует в греховном мире и потому тесно связано со злом. Но само по себе государство, опреде­ляемое свыше, не есть зло, но может им стать, если будет забыта или от­вергнута его религиозная основа. Преодоление различий «Царства ке­саря» и «Царства Божьего» ведет, по мнению русского философа, либо к обожествлению государства, его аб­солютизации, либо к его отождест­влению с обществом. В первом случае неизбежно возникает деспотизм, цар­ство зверя. Левиафана, ничем не ог­раниченного государства. Во вто­ром — безграничная власть общества над личностью. «Государство, — под­черкивал Бердяев, — должно быть сильным, но должно знать свои грани­цы». И эти границы ему устанавлива­ет христианство. Только ограничен­ное государство может упорядочивать внешние отношения людей, спасая в то же время человека «от коллек
тивизма, поглощающего личность», только таким образом понятое госу­дарство обеспечивает свободу и неза­висимость индивиду, одновременно предохраняя общество от зла «в , жизни общественной».

Основные труды Бердяева — «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Филосо-фия неравенства» (1923), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), «Русская идея» (1946).

бёрк Эдмунд (1729¾1797) ¾ анг­лийский политический деятель, фило­соф и публицист. Считается «отцом-основателем», «пророком», «Миллем и Марксом» классического кон­серватизма.

В 1790 г. вышла в свет его книга «Размышления о революции во Франции», в которой были сформули­рованы основные принципы консер­ватизма: ограниченность сферы чело­веческого разума и, следовательно, важность универсального морального порядка, санкционированного и под­держиваемого религией; «то, что можно не менять, менять не нужно»; вера в «право давности» и традиции народа; убеждение в том, что сущест­вование строгих границ между клас­сами и сословиями необходимо для социальной стабильности; частная собственность — продукт человечес­кого разнообразия, без нее свобода невозможна, а общество обречено на гибель; рассмотрение человека как несовершенного и неразумного суще­ства, подверженного греховному по­ведению; презумпция «в пользу любой установленной системы приве­дения против любого неиспользован­ного проекта » и др.

именной словарь-справочник 799



Согласно Э. Бёрку, настоящее ни­когда и ни в коем случае не свободно от прошлого. Он любил повторять сле­дующее крылатое выражение: «Исто­рия без политической науки бесплод­на; политическая наука без истории безродна». «Уста-новка на то, чтобы сохранить лучшее и способствовать к усовершенствованию недостаточно­го, взятые вместе — вот что определя­ет для меня государственного челове­ка. Все остальное пошло и сомнитель­но. Истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты».

«Мой ведущий принцип реформа­ции государства, ¾ подчеркивал Бёрк в письме, адресованном члену Француз­ской ассамблеи, — использовать имею­щиеся материалы... Ваши же архитек­торы строят без фундамента ».

Государство объявлялось Бёрком вечным и неизменным организмом, стоящим над личностью и неподвласт­ным ее воле. Традиция есть самый на­дежный авторитет, ибо в ней находит свое воплощение «коллективная муд­рость человеческого рода».

БОДЕН Жан (1530¾1596) ¾ фран­цузский политический мыслитель и правовед.

В работах «Метод легкого изуче­ния истории» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) рассматривается развитие исторического процесса, а также возникновение и становление государственных институтов в раз­личных географических и климати­ческих условиях.

Боден первым в истории полити­ческой мысли дал толкование сувере­нитета как важнейшего признака го­сударства. По его утверждению, суве­ренитет,

или право творить и прово­дить в жизнь законы, принадлежит го­сударству по определению. Государ­ство — обладатель верховной полити­ческой власти как внутри своей собст­венной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше но­сителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не за­висит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их. Боден выделяет пять отличитель­ных признаков суверенитета. Первый из них — издание законов, адресуемых всем без исключения подданным и уч­реждениям государства. Второй — ре­шение вопросов войны и мира. Тре­тий — назначение должностных лиц. Четвертый — действие в качестве высшего суда, суда в последней ин­станции. Пятый — помилование.

Воззрения Бодена оказали значи­тельное влияние на развитие политической и юридической науки.

ВЕБЕР Макс (1864¾1929) ¾ один из крупнейших представителей запад­ной социологии и политологии. Вебера нередко называли великим буржу­азным антиподом К. Маркса или «Марксом буржуазии». Труды Вебера сегодня являются классикой запад­ной социальной и политической науки.

В центре политической социологии Вебера — проблема власти. М. Вебер определял власть как «возможность того, что одно лицо внутри социально­го отношения будет в состоянии осу­ществить волю, несмотря на сопро­тивление и независимо от того, на чем такая возможность основана».

Власть, основанную на приказе и

800 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК



подчинении, Вебер называл господ­ством. Основой господства является легитимность. Проблема легитимного господства — одна из главных в на­учном творчестве Вебера. Методоло­гические подходы, сформулирован­ные ученым, оказали большое влия­ние на характер и направление разви­тия всей последующей политической науки.

Вебер указал на то, что любая власть нуждается в самооправдании, признании и поддержке. Понятие «легитимность» часто переводится как «законность», что не совсем точно, так как Вебер имел в виду не юридические, а социологические (по­веденческие) характеристики господ­ства (власти) и придавал главное зна­чение фактору монопольного приме­нения насилия.

М. Вебер выделил три основных типа легитимного господства: тради­ционное, харизматическое и легаль­ное (рационально-бюрокра-тическое).

Значителен вклад Вебера в разра­ботку теории бюрократии. Бюрокра­тия, по Веберу, технически является самым чистым типом легального гос­подства. Им же были сформулирова­ны основные требования к чиновни­кам, актуальные и по сей день: лично свободны и подчиняются только дело­вому служебному долгу; имеют устой-чивую служебную иерархию; имеют твердо определенную компетенцию; работают в силу контракта (на основе свободного выбора); работают в соот­ветствии со специальной квалифика­цией; вознаграждаются постоянными денежными окладами; рассматривают свою службу как единственную или главную профессию; предвидят свою карьеру; работают в полном «отры­-

ве» от средств управления и без при­своения служебных мест; подлежат строгой единой служебной дисципли­не и контролю.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих(1770¾1831) — выдающийся пред­ставитель немецкой классической философии.

Гегель разработал фундаменталь­ные принципы развития мировой ис­тории. Среди них: разумность того, что в истории необходимо и законо­мерно; поиск человечеством конечной цели мирового развития - свободы; взаимосвязь целей и средств в соци­альном, политическом и духовном процессе, вариативность движения экономической и политической исто­рии; сдвиг всемирной истории с Вос­тока на Запад; особая роль государст­ва в человеческой истории.

В работе «Философия права» (1820) Гегель излагает теорию госу­дарства и права как последователь­ность ступеней развития духа в его объективной форме. Немецкий фило­соф разрабатывает учение о свобод­ной воле, которая соотносится с пра­вом и представлена в виде трех ступе­ней развития: абстрактное право, мо­ральность и нравственность. Аб­страктное право относится к пробле­мам собственности и договора; учение о морали касается проблем добра и совести, намерения и блага, умысла и вины; учение о нравственности включает проблематику семьи, граждан­ского общества и государства.

Важное место в развитии политической теории занимает концепция Гегеля о гражданском обществе и правовом государстве, которое рас-­

ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК 801



сматривается во взаимной связи с со­циально-экономической сферой и по­литикой. Гражданское общество — сфера реализации особенных, част­ных целей и интересов отдельной лич­ности. Философ заложил основы тео­рии групповых интересов, которые рассматривал в качестве основы гражданского общества.

Общество и государство, по гегелев­ской концепции, соотносятся как рассу­док и разум: общество — это «внешнее государство», «государство нужны и рассудка», а подлинное государство — разумно. Поэтому в философско-логи-ческом плане общество расценивается как момент государства, как то, что «снимается» в государстве. Единство общества может быть достигнуто путем согласования различных инте­ресов, а следовательно, с помощью группового представительства в вер­ховных органах власти. Своим идеа­лом Гегель считает конституционную монархию, выражающую завершение абсолютной идеи права.

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812¾1870) — писатель, публицист, фило­соф, революционер-демократ. С его именем связана разработка проблем русского крестьянского социализма.

Основные идеи русского крестьян­ского социализма были сформулиро­ваны Герценом в работах «Россия» (1849), «С того берега» (1849), «О развитии, революционных идей в Рос­сии» (1850), «Русский народи социа­лизм» (1851) и др.

Социалистичность как характер­ная черта жизни и психологии русско­го крестьянина виделась Герценом в уникальности существующей сель­ской общины, городской артели и самобытной воинской организации казачества. Община, способная к раз­витию и обеспечивающая свободное развитие личности, мыслилась как ос­нование, зародыш будущего общест­ва. Позже, обосновывая роль общины в некапиталистическом пути развития России, Герцен скажет, что Европа пойдет «пролетариатом к социализму, мы — социализмом к свободе». В ко­нечном счете идея «русского социа­лизма» сводилась к формуле: «чело­век будущего России — мужик, точно так же, как во Франции работник». В общине виделась та социальная структура, которая может связать на­стоящее и будущее страны с наимень­шими «издержками» и более быстры­ми темпами.

Определяя республику как форму правления, Герцен подразделял ее на политическую и социальную. Полити­ческую республику, как шаг вперед, он отождествлял с западными парла­ментскими демократиями, которые не являются «воплощением суверените­та народа, а только представляют его». Социальная республика — это самодержавие народа, отсутствие централизации, это «волостное прав­ление: канцелярия общественных дел». В социальной республике будут «поверенные делегаты, но совокуп­ность их не может представлять вер­ховной власти, они не выше народа».

Буржуазно-либеральному лозунгу «политической республики» Герцен противопоставляет идею «социаль­ной республики», которая возникает на основе социалистического пере­устройства общества, а требованиям политических свобод и политического равенства в формально-правовом духе буржуазного парламентариз-

802 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК



ма ¾ идею фактического социального равенства в обществе. Раскрывая ог­раниченность буржуазного республи­канизма, Герцен писал, что «даже край буржуазного радикализма реак­ционен по отношению к социализму», поскольку даже самые прогрессивные из радикалов не решаются «коснуться эксплуатации страдающего бедного большинства богатым и угнетающим меньшинством»,

В целом представления Герцена о социализме не получили законченно­го оформления. В его взглядах с уди­вительной причудливостью перепле­лись идеализация общины, вера в со­зидающую силу передовой интелли­генции, надежда на преобразующую миссию русского царя, отрицание и неприятие крови и страданий револю­ционного переворота. Прекрасный пропагандист социалистических идей, яростный противник мещанства и буржуазности, Герцен заложил осно­вы народничества, которые, по метко­му замечанию М.А. Бакунина, можно назвать мирным, нереволюционным социализмом.

ГОББС Томас (1588¾1679) ¾ анг­лийский философ и политический мыслитель.

Гоббс определял государство как «искусственное тело», продукт чело­веческой деятельности, а не божест­венное установление. Государство, по мнению философа, возникло на основе «общест-венного договора» из «естественного состояния», когда люди жили разобщенно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно ограничивающих свою

свободу, были перенесены на госуда­ря (или государственные органы), на которого была возложена функция охраны мира и обеспечения благопо­лучия граждан.

По мнению Гоббса, обществен­ный договор приводит к образованию общества и государства одновремен­но. Общественный договор представ­ляет собой объединение каждого с каждым; это своего рода договор объединения, посредством которого масса, толпа превращается в орга­низованное общество и образует еди­ное лицо. Так возникает государст­во — новое лицо, «воля которого в силу соглашения многих людей счи­тается за волю их всех, с тем, чтобы государство могло распоряжаться си­лами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и за­щиты».

Гоббс называет государства, воз­никающие в результате добровольно­го соглашения, основанными на уста­новлении, или политическими госу­дарствами. Строение государства он уподоблял устройству живого орга­низма: суверена — душе государст­венности, тайных агентов — глазам государства и т.д. Гражданский мир сравнивался им со здоровьем, а мяте­жи, гражданские войны — с болезнью государства, влекущей за собой его распад и гибель.

В основном своем труде «Левиафан, или Материя, форма и власть государ­ства церковного и гражданского» (1651) Гоббс исследовал проблемы государства и политической власти.

ГОУЛД Филипп ¾ британский спе­циалист в области стратегии избира­тельных кампаний.

именной словарь-справочник 803



ДАJIb Роберт Алан (1915) ¾ вид­ный представитель американской по­литической науки.

В ряде получивших мировую из­вестность книг, таких как «Введение в демократическую теорию» (1956), «Современный политический ана­лиз» (1964), «Политические оппози­ции в западных демократиях» (1966), «Дилеммы плюралистической демо­кратии» (1982), Даль рассматривает проблемы трансформации полити­ческих систем, предпосылки демокра­тии, соотношение понятий свободы, равенства и демократии.

Всеобщий интерес вызвала разра­ботанная Далем в середине 50-х гг. концепция полиархии, интерпрети­руемая как действительность, отлич­ная от демократического идеала, но все же предоставляющая гражданам возможность политического участия, а группам и лидерам — возможность открытого соперничества в борьбе за власть. Полиархия — особый тип ре­жима правления в современном об­ществе, который отличается от других политических режимов наличием двух характерных черт: относительно вы­сокой терпимостью к оппозиции и от­носительно широкими возможностя­ми влияния на поведение правитель­ства, включая устранение должност­ных лиц мирными средствами. Теория полиархии получила развитие в рабо­тах Даля «Полиархия. Участие и оп­позиция» (1971) и «Демократия, сво­бода и равенство» (1986).

ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковле­вич (1822¾1885) ¾ философ, публи­цист, естествоиспытатель.

В 1865г. он начал писать труд, принесший ему впоследствии извест­ность, — «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отноше­ния славянского мира к германо-ро­манскому» (1869¾1871).

Данилевский — создатель ориги­нальной философско-истори-ческой системы, получившей впоследствии в научной литературе наименование «теория культурно-исторических типов». Эта теория стала предтечей концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби.

Данилевский разделяет все народы на три основных класса: позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-истори­ческие типы; негативных творцов ис­тории, которые, подобно гуннам, мон­голам и туркам, не создавали великих цивилизаций, но как «божий кнут» способствовали гибели дряхлых уми­рающих цивилизаций; и, наконец, на­роды, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии, и поэтому они не могут стать ни созида­тельной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой эт­нографический материал, используе­мый творческими народами для опло­дотворения и обогащения своих циви­лизаций.

В работе «Россия и Европа» Дани­левский насчитывает десять «полно­ценных» культурно-исто-рических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдёйский (древнесемитский); 4) индийский; 5) иранский; 6) еврей­ский; 7) греческий; 8) римский; 9) но­восе-митский (аравийский) 10)рома-но-германский (европейский). По его убеждению, нарождающийся один-

804 ИМЕННОЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК



надцатый культурно-истори-ческий тип — славянский — более высокий, чем все предыдущие.

Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к России и славянству, Данилевский видит их в том, что Европа уже всту­пила в период упадка, в то время как славянская цивилизация входит в пе­риод расцвета своих творческих сил. Если европейская цивилизация ока­залась двусоставной — творческой в двух областях (политической и науч­ной), то русско-славянская будет трех- или даже четырехсоставной — творческой в четырех областях (рели­гиозной, научной, политико-экономи­ческой и эстетической, причем глав­ным образом в области социально-экономической путем создания нового и с

Наши рекомендации