Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими интеллектуалами их глубокого политического отчуждения от российского самодержавия. Причину появления концепций анархизма в России удачно определил русский философ Н.А. Бердяев: «Элемент анархический очень силен и в русской мысли XIX в. Вся русская интеллигенция не любила государства и не считала его своим. Государство это были "они", чужие, "мы" же жили в ином плане, чуждом всякому государству. ...Русские народники не понимали значения государства и не думали о том, как овладеть властью в государстве. ...Идеальное будущее всегда представлялось безгосударственным. Государство есть постылое настоящее». По мнению Н.А.Бердяева, идеология анархизма в России была преимущественно созданием высшего слоя русского барства, а баре — Бакунин, князь Кропоткин, граф Толстой — явились создателями русского и мирового анархизма. Тем самым социальный состав теоретиков анархизма в России принципиально отличался от социального состава теоретиков анархизма во Франции: Прудон, например, был выходцем из среды мелких предпринимателей.
Биография. Родился в Торжке (Тверская губерния), происходил из старинной дворянской семьи. Окончил Петербургское артиллерийское училище. После непродолжительной службы в артиллерийском полку вышел в отставку и поселился в Москве. Стал изучать западноевропейскую философию. Входил в кружок Станкевича; общался с Грановским, Белинским, Герценом, Аксаковым и др. В 1840 г. — студент Берлинского университета, где изучал немецкую философию (Гегеля, Шеллинга и др.). Затем стал изучать работы социалистов-утопистов.
21.2 Политико-правовое учение М.А. Бакунина 339
13 1844 г. заочно познакомился с К. Марксом в журнале •• 11емецко-французский ежегодник». В этом ежегоднике Ьакунин опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой предрекал немцам 1789 год, т.е. революцию. Фраза, которой заканчивалась статья, стала позднее одним из лозунгов анархизма: «Страсть к разрушению есть вместе с чем и творческая страсть!». Анархизмом Бакунина увлек 11рудон.
С К. Марксом у М.А. Бакунина были и очные встречи, однако они «не сошлись характерами». Бакунин писал по этому поводу следующее: «Наши темпераменты не подходили друг другу. Он называл меня сентиментальным идеалистом — и был прав; я называл его вероломным, коварным и тщеславным человеком — и также был прав». Маркс предложил Бакунину примкнуть к «Союзу коммунистов», но тот отказался, посчитав, что коммунизм исходит не из теории и не из закономерностей общественного развития, а из «народного инстинкта, который никогда не ошибается».
В 1848-1849 гг. Бакунин участвовал в революционном движении в Западной Европе, что дало повод А.И. Герцену назвать Бакунина «старой Жанной Д'Арк». В 1849 г. Бакунин возглавил штаб восстания в Дрездене: стал учить военному делу поднявших оружие профессоров, музыкантов и фармацевтов и советовал им поставить на городские стены «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля, считая, что пруссаки не посмеют стрелять по ней. Однако Дрезден был взят прусскими войсками, а временное правительство вместе с Бакуниным укрылось в ратуше. Бакунин предложил укрывшимся взорвать себя, полагая, что они обязаны отдать свою жизнь, чтобы в будущем народ не потерял надежду на освобождение. Однако его никто не поддержал. Маркс и Энгельс в работе «Революция и контрреволюция в Германии» отозвались о Бакунине как о «способном и хладнокровном командире».
Бакунина дважды приговаривали к смертной казни: сначала саксонский суд, а затем австрийский. Затем он был выдан российскому государству, где его снова приговорили к смертной казни, но Бакунин был помилован царем и заключен в одиночный каземат Петропавловской крепости.
Император Николай I пожелал, чтобы Бакунин написал исповедь. Бакунин выполнил это пожелание. В исповеди он объяснял императору причины революционных событий 1848-1849 гг. в Европе, разоблачал буржуазию на За-
■
340 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма_____
паде (Николай I начертал на полях: «Разительная истина»), описал тяжелое положение рабочих.
Бакунин выступил с критикой русского правительства, которое «не хочет ни свободы, ни просвещения, ни возвышения русского народа, видя в нем только бездушную машину для завоеваний в Европе». Хуже всего в России, писал он, простому народу: «Всюду воруют и берут взятки и за деньги творят неправду! — и во Франции, и в Англии, и в честной Германии; в России же, думаю, более, чем в других государствах. На Западе публичный вор редко скрывается. В России же иногда и все знают о воре, о притеснителе, о творящем неправду за деньги; все знают, но все же и молчат, потому что боятся; и само начальство молчит, зная и за собой грехи...».
Бакунин излагал царю свои мысли: «Одним словом, государь, я уверил себя, что Россия, для того чтобы спасти свою честь и свою будущность, должна совершить революцию» — и призывал его «уничтожить монархическое правление и, освободив себя, таким образом, стать во главе Славянского движения». Николай I дал свой комментарий: «Он — умный и хороший малый, но опасный человек, его надобно держать назаперти».
После смерти Николая I в 1855 г. Бакунин был сослан в Иркутск, где поступил на службу и женился. Написал прошение о помиловании, но получил отказ. В 1861 г. Бакунин бежал в Японию, затем в США, затем в Лондон, в котором тогда жили Герцен и Огарев. Здесь он развил деятельную агитацию для распространения анархистских идей (проповедовал разрушение Австрийской империи).
В 1864 г. в Лондоне состоялась новая встреча Бакунина с Марксом. Маркс надеялся на его участие в I Интернационале. В 1865-1866 гг. Бакунин создал в Италии «Альянс интернациональных братьев», а в 1868 г. — «Международный альянс социалистической демократии» (Швейцария), целью которого была пропаганда и подготовка анархистской социальной революции. Он стал добиваться того, чтобы «Альянс» признали в качестве отделения I Интернационала (хотя последний состоял только из национальных секций).
Попытку осуществления на практике своих анархистских теорий Бакунин предпринял в 1870 г., когда вместе со своими сторонниками поднял восстание в Лионе, сыгравшее роль кровавой прелюдии к Парижской коммуне. В
См J. ■ 1л ЯЛчиии..-.„
прокламации, подготовленной Бакуниным на случай успе ха восстания, прямо провозглашалась анархистская орга ипзация: «Так как в основе каждого закона лежит чистая справедливость, а цель каждого закона— интерес народа, то будут отменены все изданные существующим режимом кодексы, декреты и распоряжения».
Борьба за влияние в Генеральном совете I Интернационала между Марксом и Бакуниным привела к тому, что Гаагский конгресс (2-7 сентября 1872 г.) принял решение об исключении Бакунина из этой организации. Однако это решение уже 15 сентября было признано недействительным Чрезвычайным конгрессом ряда секций I Интернационала, принявшим также резолюцию о необходимости «разрушения всякой политической власти». Опасаясь захвата руководства МТР бакунистами, Гаагский конгресс по предложению Энгельса постановил перенести место пребывания Генерального совета МТР в Нью-Йорк. В 1876 г. было объявлено о роспуске I Интернационала.
Логическое основание политико-правового учения. Доктрина анархизма Бакунина сформировалась как оппозиция социалистическим теориям К. Маркса и Ф. Энгельса, Ф. Лассаля, проектам позитивистов школы О. Конта, теории бланкизма и др.
Бланкисты — последователи Огюста Бланки (1805-1818), французского социалиста и революционера, апологета революционных меньшинств.
В основании теории анархического социализма Бакунина лежит его представление о сущности человека как о самом «индивидуальном, и самом общественным из всех животных».
Основные работы: «Реакция в Германии» (1842); «Наука и народ» (1868); «Наука и насущное революционное дело» (1870); «Кнуто-германская империя» (1871); «Государственность и анархия» (1873); «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1895). Эпиграфом к одному из своих сочинений Бакунин выбрал следующую цитату: «1' eglise et 1' etat sont mes deux betes noires» («Церковь и государство — вот две мои антипатии»).
Содержание политике-правового учения. М.А. Бакунин, отстаивая идеалы полной и безграничной свободы индивидов, признавал в качестве одного из врагов этой свободы государство, под которым он понимал «управление
342 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
большинства меньшинством». Бакунин писал: «Государство, каким бы народным его ни делали по форме, всегда останется институтом господства и эксплуатации и, следовательно, для народных масс вечным источником рабства и нищеты»; «государство, по самой сущности своей, есть громадное кладбище, где происходит самопожертвование, смерть и погребение всех проявлений индивидуальной и местной жизни, всех интересов частей, которые и составляют все вместе общество...»; «если есть государство, то непременно есть господство, следовательно, и рабство; государство без рабства, открытого или маскированного, немыслимо, — вот почему мы враги государства».
В работах Бакунина можно обнаружить радикальную критику не только государства вообще, но и российской империи как особого государства. Он оценивает это государство с точки зрения различных слоев российского насе-ч ления: «Для небольшого количества, может быть, для нескольких тысяч людей, во главе которых стоит император со всем августейшим домом и со всею знатною челядью, она (империя. — Авт.) — неистощимый источник всех благ, кроме умственных и человечески-нравственных; для ...высоких военных, гражданских и духовных чиновников, богатых землевладельцев, купцов, капиталистов и паразитов, она — благодушная, благодетельная и снисходительная покровительница законного и весьма прибыльного воровства; для обширнейшей массы мелких служащих... — скупая кормилица; а для бесчисленных миллионов чернорабочего народа — злодейка-мачеха, безжалостная обира-тельница и в гроб загоняющая мучительница».
М.А. Бакунин имел возможность бывать в разных западных государствах и, будучи внимательным наблюдателем, предложил социологическую классификацию государств. Бакунин полагал, что могут существовать:
•S «сильное государство», в котором есть особый государственный аппарат, и именно он играет значительную роль в жизни общества: «В настоящее серьезное время сильное государство может иметь только одно прочное основание — военную и бюрократическую централизацию»;
S слабое государство, которое является полной противоположностью «сильному государству» и существует «только на бумаге» или «по милости» соседних государств.
Бакунин критиковал институт представительной демократии как форму осуществления государственной власти,
21.2 Политико-правовое учение М.А. Бакунина
ссылаясь на один из законов функционирования человеческих обществ: «Кто облечен властью, тот по неизменному социологическому закону непременно сделается притеснителем и эксплуататором общества».
При этом Бакунин не видел принципиальной разницы в том, кто является представителем народа — буржуазия, рабочие, ученые: «Если завтра будут установлены правительство и... парламент, состоящие исключительно из рабочих, эти рабочие, которые в настоящий момент являются такими убежденными социальными демократами, послезавтра станут определенными аристократами... угнетателями и эксплуататорами» .
Бакунин не принимал даже самой идеи представительной демократии, так как считал, что никто не может выразить «общенародную волю», кроме самого народа: «На этой фикции мнимого народного представительства и на действительном факте управления народных масс незначительною горстью привилегированных избранных или даже не избранных толпами народа, согнанными для выборов и никогда не знающими, зачем и кого они выбирают; на этом мнимом и отвлеченном выражении воображаемой общенародной мысли и воли, о которых живой и настоящий народ не имеет даже и малейшего представления, основываются одинаковым образом и теория государственности, и теория так называемой революционной диктатуры».
Бакунин отрицательно относился к существующим в его время монархическим и республиканским формам правления, которые были, по его мнению, антиподами подлинной свободы индивидов. Бакунин признавался в своей ненависти к монархии, а уничтожение ее во всем мире даже называл единственным условием «освобождения человечества»: «Пример покойной Германской конфедерации доказал неоспоримым образом, что конфедерация монархий является насмешкой; что она бессильна гарантировать населению как мир, так и свободу».
В республике, по мнению Бакунина, внутренняя политика, может быть направлена лишь на угнетение своих граждан, а внешняя — обязательно завоевательная: «Крупная, военная, бюрократическая, политически централизованная республика не способна обеспечить своим гражданам благоденствие и свободу»; «отныне всякое государство, если оно хочет существовать не на бумаге только и не по милости соседей, пока им угодно терпеть их существование, но дей-
344 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
ствительно, самостоятельно, независимо, должно непременно быть завоевательным».
Вместе с тем Бакунин признавал относительную прогрессивность одних форм государственного правления по отношению к другим: «Мы твердо убеждены, что самая несовершенная республика в 1000 раз лучше, чем самая просвещенная монархия, ибо в республике есть минуты, когда народ, хотя и вечно эксплуатируемый, по крайней мере, не угнетен, между тем как в монархиях он угнетен постоянно».
Имея печальный опыт знакомства с российским самодержавием, Бакунин имел веские основания заявить от лица «русских социалистов и славян»: «Для нас слово "республика" не имеет другой цены, кроме цены чисто отрицательной: оно означает разрушение, уничтожение монархии».
М.А. Бакунин критически относился не только к существовавшим тогда формам государственного правления, но и к планам К. Маркса по созданию в ходе социалистической революции нового государства —- диктатуры пролетариата: «Никакое государство, как бы демократичны ни были его формы, хотя бы самая красная политическая республика, народная только в смысле лжи, известной под именем народного правительства, не в силах дать народу того, что ему надо, т.е. вольной организации своих собственных интересов снизу вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху».
Бакунин уважал Маркса как мыслителя, признавал его теоретический вклад в дело освобождения пролетариата и даже перевел на русский язык его фундаментальный труд по политэкономии «Капитал», но не понимал самонадеянности некоторых интеллектуалов, берущихся возглавить рабочее движение. Бакунин писал: «Остается лишь задаваться вопросом: как человек, обладающий умом Маркса, мог настолько безрассудно пойти против здравого смысла и накопленного историей опыта и решить, будто группа людей, какими бы умными и предусмотрительными они ни были, может стать душой и объединяющей силой революционного движения и экономической организации пролетариата всех стран».
В отличие от Маркса, который признавал необходимость установления диктатуры пролетариата на переходный период от капитализма к коммунизму, Бакунин не до-
21.2 Политико-правовое учение М.А. Бакунина 345 пускал каких-либо временных ограничений человеческой свободы и выступал за «отмену государства с сегодня на завтра»: «Я не коммунист, потому что коммунизм сосредотачивает все силы общества и всасывает их в государство, поскольку он неизбежно приводит к централизации собственности в руках государства, в то время как я хочу, чтобы государство было отменено. Я хочу, чтобы не осталось и следа от авторитарного принципа государственного надзора, который, утверждая, что морализует и цивилизует людей, на самом деле всегда унижал, репрессировал и эксплуатировал их».
В отличие от Маркса Бакунин не верил, что пролетариат в результате социалистической революции станет господствующим классом: «Неужели весь пролетариат будет стоять во главе управления? Немцев считают около сорока миллионов. Неужели все сорок миллионов будут членами
правительства?».
В отличие от Маркса, который, указывая на пролетариат как господствующий класс, не предусмотрел возможности возникновения у читателей вопроса: над кем же будет господствовать пролетариат, Бакунин этот вопрос задает и сам на него отвечает: «Крестьянская чернь, как известно, не пользующаяся благорасположением марксистов и которая, находясь на низшей ступени культуры, будет, вероятно, управляться городским и фабричным пролетариатом». Таким образом, сохранится господство одних над другими — установится диктатура пролетариата над крестьянством.
Спустя некоторое время, в своих замечаниях на книгу Бакунина «Государственность и анархия» Маркс ответил-таки на этот вопрос: «Пролетариат должен в качестве правительства принимать меры, в результате которых непосредственно улучшится положение крестьянина и которые, следовательно, привлекут его на сторону революции; меры, которые в зародыше облегчают переход от частной собственности на землю к собственности коллективной, так чтобы крестьянин сам пришел к этому хозяйственным путем».
В отличие от Маркса, который полагал, что диктатура пролетариата будет носить временный характер, Бакунин считал это заявление лишь «утешением» для народа. По мнению Бакунина:
■S если диктатура пролетариата выполнит свои благородные задачи («поднять народ как экономически, так и
346 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
политически»), то тогда зачем этому действительно народному государству упраздняться?
S «если же его упразднение необходимо для действительного освобождения народа, то как же они (марксисты. — Авт.) смеют его называть народным?».
Маркс ответил Бакунину следующим образом: «Классовое господство рабочих над сопротивляющимися им прослойками старого мира должно длиться до тех пор, пока не будут уничтожены экономические основы существования классов».
В отличие от Маркса, который в своих работах использовал абстрактное понятие «диктатура пролетариата», Бакунин наполнил его конкретным содержанием. В результате «диктатура пролетариата» Маркса превратилась у Бакунина в диктатуру коммунистической партии: «Пролетариат должен совершить революцию для овладения государством — средство героическое. По нашему мнению, раз овладев им, он должен немедленно его разрушить, как вечную тюрьму народных масс; по теории же г. Маркса, народ не только не должен его разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде передать в полное распоряжение своих благодетелей, опекунов и учителей — начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать по своему».
Маркс верил в уникальность управления учеными-социалистами будущим обществом в условиях диктатуры пролетариата, Бакунин же, не разделяя этих надежд Маркса, писал по этому поводу следующее: «Дайте им полную волю, они станут делать над человеческим обществом те же опыты, какие ради пользы науки делают теперь над кроликами, кошками и собаками»; «мнимое народное государство будет не что иное, как весьма деспотическое управление народных масс новою и весьма немногочисленною аристократией действительных или мнимых ученых. Народ неучен, значит, он целиком будет освобожден от забот управления, целиком будет включен в управляемое стадо. Хорошо освобождение».
Итак, Бакунин — оппонент Маркса: «Во имя свободы, которую мы признаем за единственное основание, единственный законный принцип всякой организации, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм». Он стремился дистанцироваться от теории государственного
_____ 21.2 Политико-правовое учение М.А. Бакунина 347
социализма (коммунизма) Маркса, называя себя не коммунистом, а «коллективистом»: «Я не коммунист, потому что коммунизм сосредотачивает все силы общества и всасывает их в государство, поскольку он неизбежно приводит к централизации собственности в руках государства, в то время как я хочу, чтобы государство было отменено. Я хочу, чтобы не осталось и следа от авторитарного принципа государственного надзора, который, утверждая, что морализует и цивилизует людей, на самом деле всегда унижал, репрессировал и эксплуатировал их. Я хочу, чтобы общество и коллективная (или общественная) собственность организовывались снизу вверх на свободных началах, а не сверху вниз по инициативе власти, какой бы природы она не была... В этом смысле я коллективист, но вовсе не коммунист». Именно поэтому политическое учение Бакунина называют анархическим коллективизмом.
Политическая программа действий: цель и средства. Бакунин предлагал создать вольную «организацию снизу вверх» на основе добровольных союзов:
S «организацию разнузданной чернорабочей черни». В отличие от Маркса Бакунин признавал значимость в социальной жизни люмпен-пролетариата — «пролетариата в лохмотьях», поскольку «дух и сила грядущего социального переворота за ним и только за ним, а не за той прослойкой рабочего класса, которая стала сродни буржуазии»;
S организацию «всего освобожденного человечества» — «федеральную организацию снизу вверх рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, и, наконец, областей и народов — это единственное условие настоящей, а не фиктивной свободы»;
■S «новый общечеловеческий мир». Для выполнения поставленных целей Бакунин не предлагал ввести новую Конституцию или принять новые законы: «Нам нужно кое-что другое, нам нужны буря и жизнь и новый свободный от законов, а потому и свободный, мир». Бакунин призывал к интернациональной анархистской социальной революции: «Итак, в настоящее время существует для всех стран цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес — полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос без кровавой, ужасной борьбы разрешиться не может...»; «государства сами не валятся; их может
348 Глава 21. Политико-правовая идеология анархизма
только повалить всенародная и всеплеменная, интернациональная Социальная Революция».
«Анархическая социальная революция», полагал Бакунин, не может произойти по указке кого-либо и по какому-то предустановленному кем-то плану, напротив, она возникает «самостоятельно в народной среде, разрушающей все, что противно широкому разливу народной жизни, для того чтобы потом из самой глубины народного существа создать новые формы свободной общественности». Эта революция, по мнению Бакунина, не может быть революцией одного народа, она должна коснуться в том числе и славян, которые «ради своей свободы, должны связать свои стремления и организацию своих народных сил с стремлениями и организацией народных сил всех других стран».
Бакунин верил в русскую революцию, которая может произойти раньше, чем на Западе: «Если рабочие Запада будут слишком долго ждать, им подадут пример крестьяне России».
Сравнение концепции анархизма Бакунина с концепцией анархизма Прудона.
В отличие от Прудона Бакунин:
• отрицал частную собственность:
S на средства производства: «Необходимо, чтобы земля и капитал, во всех видах, сделались коллективной собственностью». Для достижения этой цели Бакунин выступал за отмену права наследования и стихийный захват фабрик работниками;
■S на землю: «В качестве славян и русских мы можем прибавить, что у нас основной социальной идеей, основанной на всеобщем и традиционном инстинкте населения, является идея, что земля, собственность всего народа, может быть во владении лишь тех, кто обрабатывает ее собственным трудом».
• признавал необходимость насильственной революции:
«Государства сами не валятся»;
• не допускал установления «правительства ученых как
самого надменного и вредного».
В XIX в. сторонниками М.А. Бакунина предпринимались попытки реализовать его анархистские идеи на практике. В 1870 г. в Лионе рабочие подняли восстание и про-