Внутренняя политика России в первой четверти ХIХ в. Александр I.

В начале ХIХ в. инициатором преобразований в сфере государственного устроиства и социальных отношений выступил император Александр I (1801-1825).

Характерной чертой Александровского царствования становится борьба двух течений – либерального и консервативно-охранительного и лавирование императора между ними.

Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:

1) 1801-1812 гг. – период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;

2) 1814-1825 гг. – во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.

- судьба реформ всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских сил;

- влияние реформ на последующее развитие страны не редко было двойственным. Успешные, последовательные преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или недовведенные до конца приближали их.

Непосредственным учителем и воспитателем Александра I был швейцарец Фредерик Сезан де Лагарп (1754-1853), поклонник идей Просвещения, стремившийся воспитать в будущем императоре России уважение к политическим свободам и отвращение к деспотизму.

Большое влияние на реформирование страны оказала деятельность Негласного комитета (1801-1803), неофициального органа при Александре I, в который вошли друзья императора П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев, В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский. Планы комитета были обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения Конституции в России. Под Конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

Подавляющее большинство проведенных в этот период реформ действительно носило либеральный характер.

Реформы в области государственного управления:

1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функции органов государственного управления. Она привела к утверждению системы ответственности министерств перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия.

2) в 1802 г. реформирован Сенат, ставшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие в законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право делать «представления» императору по поводу устаревших законов.

Постепенно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. ХIХ в. в высший судебный орган. Департаменты Сената являлись высшими инстанциями для судов губерний.

Реформы в социальной сфере:

1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам;

2) расширены права купцов, мещан и казенных крестьян – им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушало монополию дворянства на владение землей;

3) улучшилось положение крепостных крестьян - помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда и следствия и получили указания освобождать своих крепостных обязательно с землей (Указ «О вольных хлебопашцах»);

4) указы 1804-1805гг. в определенной степени ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды.

Реформа в области образования:

1) в 1803 г. было издано новое Положение «Об устройстве учебных заведений». В 1804г. открылись Харьковский и Казанский Университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г.- университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей;

2)издан ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804г. предоставил широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;

3) созданы органы управления просвещением и образованием.

Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М.М. Сперанский (1772 – 1839), выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов», по которому:

- рекомендовалось дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;

- важнейшими характеристиками политической системы должны были стать законность, выборность определенной части чиновников и их личная ответственность;

- расширялись политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные и губернские думы, а также судебные органы;

- предусматривалось практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение функции между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений должны составлять думы – властные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. Высшем учреждением при императоре должен был стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.

- в 1809 г. издан Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую или воинскую службу;

- все чиновники должны были иметь соответствующие образование – знать право, историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены «на чин»;

- в 1810 г. Не гласный совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшем законосовещательным органом стал Государственный совет;

- с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министров и порядок их деятельности, - «общее учреждение министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;

- для поправления финансов Сперанский увеличил прямые налоги; подушная подать с крестьян и мещанин была повышена с рубля до двух; в 1812г. был введен налог на дворянские имения, не на крепостных крестьян, а на помещиков.

Реформы М.М.Сперанского расширяли возможности буржуазии, несколько ограничивали власть царя. Чиновничество и придворные были им недовольны, называли выскочкой, добились того, чтобы его имя стали связывать с государственной изменой. М.М.Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона и сослали в Нижний Новгород. До 1821 г. он был отстранен от большой политике и вернулся к ней совсем иным человеком, считая свою прошлую деятельность ошибочной и утверждая, что Россия не созрела для перемен. К этому М.М.Сперанский оставил свои конституционные проекты и стал защитником неограниченной монархии.

В 1815 г. Александр I подписал конституцию Польши; была попытка освобождения крестьян от крепостного права в 1817 г. в Курляндии, а 1819 г. – в Лифляндской губернии. Почему же Александр I не осуществил своих планов? Для объяснения причин неудач правительственных реформ первой четверт7и ХIХ в. учеными выдвигаются различные версии (В.В.Тот, Л.М.Ляшенко, Г.И.Чулков).

1. Говоря о преобразованиях а России, сам Александр ставил трудно выполнимые цели, желал достичь невозможного. Думая о серьезных реформах в стране, он хотел оставить не изменой собственную власть, источник бесправия не только крестьян, но и всех слоев России.

2. В подавляющей своей массе дворянство не хотело либеральных преобразований. Не встретившие поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались не жизнеспособными. Пренебречь мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.

3. Неопытность реформаторов, недостаточная продуманность преобразований, отсутствие социальной базы реформ, в конечном счете, могли привести страну к хаосу, распаду и социальным катаклизмам.

В целом в основе консервативной политики Александр I лежал целый комплекс причин как общественного, так и личностного характера.

Наши рекомендации