Исторические типы демократии


  Президентская форма правления Парламентская форма правления
Выборы по мажоритарному принципу Соединенные Штаты, Филиппины Соединенное Королевство, Старое Содружество, Индия, Малайзия, Ямайка
Пропорциональное представительство Латинская Америка Западная Европа

Среди современных демократий очень немного найдется таких, ко­торые нельзя подвести подданную классификацию. Основными исклю­чениями являются демократии, располагающиеся как раз посредине между чисто президентским и чисто парламентским типами (Франция и Швейцария), а также такие, где в избирательных системах применя­ются методики, отличные от пропорционального представительства или же от принципа большинства в их чистом виде (Ирландия, Япония и, опять-таки, Франция). [...]

Два важных фактора повлияли на принятие принципа пропорцио­нального представительства в континентальной Европе. Одним из них явилась проблема этнических и религиозных меньшинств; пропорцио­нальное представительство предназначалось для обеспечения предста­вительства меньшинства и тем самым для противодействия потенци­альным угрозам национальному единству и политической стабильнос­ти. [...] Вторым фактором была динамика процесса демократизации. [...]

Глава 9. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ 425

Оба фактора актуальны и применительно к современному консти­туционному творчеству, особенно для многих стран, где имеется глубо­кая разделенность по этническому признаку или где существует необ­ходимость примирения новых демократических сил с противостоящими демократии старыми группами.

Принимался ли парламентский или же президентский порядок прав­ления — это также изначально определялось процессом демократиза­ции.

[...] Существовало два основных способа, коими монархическая власть могла быть демократизирована: упразднить большую часть лич­ных политических прерогатив монарха и вменить его кабинету ответст­венность перед всенародно избранным законодательным органом, со­здавая тем самым парламентскую систему; или же упразднить наслед­ственного монарха и взамен ввести нового, демократически избирае­мого «монарха», создавая таким образом президентскую систему.

Другими историческими основаниями были произвольное имитиро­вание успешных демократий и доминирующее влияние колониальных держав. Как весьма ясно показывает рис. 1, огромную важность имело влияние Британии как колониальной державы. Президентская модель США широко имитировалась в Латинской Америке в XIX в. А в начале XX в. пропорциональное представительство быстро распространялось в континентальной Европе и Латинской Америке, не только в угоду но­сителям политических пристрастий и ради защиты меньшинств, но и в силу того, что оно широко воспринималось как самый демократичный способ выборов и, стало быть, как «волна демократического будущего».

В связи с этой настроенностью [общественного мнения] в пользу пропорционального представительства выдвигается дискуссионный вопрос о качестве демократии, достигаемом во всех четырех альтерна­тивных системах. Термин «качество» подразумевает степень, в какой та или иная система отвечает таким демократическим нормам, как пред­ставительность, ответственность (подотчетность) (accountability), ра­венство и участие. Заявлявшиеся позиции и контрпозиции слишком хо­рошо известны, чтобы надо было здесь долго о них говорить, но имеет смысл подчеркнуть, что расхождения между противоположными лаге­рями не столь велики, как часто полагают. Прежде всего, сторонники пропорциональной системы и сторонники принципа большинства не согласны друг с другом не столько в том, каковы, соответственно, пос­ледствия этих двух методик проведения выборов, сколько в том, какой вес этим последствиям придавать. Обе стороны согласны в том, что

426 Раздел 111. МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

принцип пропорционального представительства обеспечивает боль­шую пропорциональность представительства вообще, а также предста­вительство меньшинств, а принцип большинства способствует склады­ванию двухпартийных систем и однопартийных органов исполнительной власти. Расходятся спорящие в том, какой из этих результатов считать более предпочтительным, причем сторонники принципа большинства утверждают, что только в двухпартийных системах достижима четкая ответственность за правительственную политику.

Кроме того, обе стороны спорят об эффективности обеих систем. Пропорционалисты ценят представительство меньшинств не просто за демократическое качество [такого порядка], но и за его способность обеспечивать сохранение единства и мира в разделенных обществах. Сходным образом, сторонники принципа большинства настроены в пользу однопартийных кабинетов не только ради их демократической подотчетности, но и ради обеспечиваемой ими, как это считается, твер­дости руководства и эффективности при разработке и проведении по­литики, Обнаруживается также и некоторое различение в акценте, какой обе стороны делают соответственно на качестве и на эффектив­ности. Пропорционалисты склонны придавать большее значение пред­ставительности правления, тогда как мажоритаристы более суще­ственным соображением считают способность управлять.

Наконец, спор между сторонниками президентской и парламент­ской форм правления, хоть он и не был столь ожесточенным, отчетливо обнаруживает свое подобие спору об избирательных системах. И здесь заявленные позиции и контрпозиции вращаются вокруг и качества, и эффективности. Сторонники президентской формы рассматривают как важную демократическую ценность прямое всенародное избрание главного носителя исполнительной власти, парламентаристы же счи­тают не соответствующей демократическому оптимуму сосредоточение исполнительной власти в руках одного-единственного лица. Но в дан­ном случае предметом серьезных дискуссий была в большей степени проблема эффективности, когда одна сторона подчеркивала роль пре­зидента как обеспечивающего сильное и эффективное руководство, а другая — опасность конфликта и тупика в отношениях исполнительной и законодательной властей.

Наши рекомендации