Методы и категории политологии

Являясь одной из наук об обществе, политология может успешно развиваться только во взаимосвязи с другими общественными науками. Тесная взаимосвязь характерна для политологии и философии. На стыке этих двух наук существует такая научная дисциплина, как политическая философия. Она осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, показывает соотношение объективного и субъективного, материального и духовного в политике.

Не менее тесно политология связана с социологией, прежде всего
с такой промежуточной научной дисциплиной, как политическая социология,которая изучает систему взаимодействия политики и социальной среды. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные общности, общественное мнение влияют на политику, каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь.

Существует тесная связь политологии с экономическими науками. Достижения этих наук позволяют политологам глубоко уяснить, как взаимодействуют экономика и политика, как формируются экономические,
а затем и политические интересы больших и малых социальных общностей. В свою очередь политология дает научное обоснование принципов выработки и осуществления экономической политики, государственного регулирования экономических процессов. Она связана и с правовыми науками, особенно с теорией государства и права, изучающей устройство различных правовых, политических систем, механизмы создания законов и т. д.

Существует тесная связь политологии с историей. Занимаясь прошлым государств и народов, эта наука дает политологии богатый материал о возникновении и развитии политических систем, о политических теориях и политических деятелях прошлого и т. д. Познание политологией политической реальности достигается путем применения совокупности определенных методов, т. е. способов, приемов.

Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества.

Эмпирический метод используется для сбора и анализа фактов реальной политической жизни.

С помощью системного методаполитика познается как целостное общественное явление, как система.

Исторический метод позволяет познавать политические отношения, институты и процессы в контексте исторического их развития.

Социологический метод дает возможность познавать социальную обусловленность политики и влияния ее на общественную жизнь.

Сравнительный, или компаративный, метод используется для сравнения политических систем, партий, режимов и других политических явлений с целью выявления в них общих и специфических черт.

Бихевиористский (поведенческий) методпозволяет изучать непосредственно наблюдаемое политическое поведение социальных групп и конкретных личностей.

Структурно-функциональный метод используется для познания политических институтов (права, государства, политических партий и др.), их структуры, функций и взаимодействия.

Психологический методиспользуется для познания психологических механизмов политического поведения людей.

Одним из важнейших результатов познания политической сферы является система категорий политологии.

Ключевыми категориями (понятиями) политологии являются политика и политическая власть. Все остальные категории раскрывают различные стороны и проявления политики и политической власти. Это такие категории, как политическая система, политический режим, государство, политический процесс, политическая деятельность, политическое участие, политическая партия, политическая культура и др.

Тема 2. Основные этапы становления
и развития политической науки

Вопросы для изучения

1. Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции
и Древнем Риме. Политическая мысль в Средневековье.

2. Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения
и Новое время.

3. Основные направления исследований современных западных по-литологов.

4. Становление и развитие политической мысли в России и Беларуси.

Литература

1. История политических и правовых учений: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Правоведение» / Под ред. В. С. Нерсесянца.– М., 1998.

2. Мельник В. А. Политология: Учебник.– 4-е изд., испр.– Мн., 2002.– С. 27–96.

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В. А. Бобкова, И. Н.Браима.– Мн., 2004.– С. 21–71.

1. Зарождение и развитие политических знаний в Древней Греции
и Древнем Риме. Политическая мысль в Средневековье

Исторически первые представления людей о политике имели мифологически-религиозную форму. Судя по сохранившимся письменным источникам, древние народы воспринимали государство как творение высших сил, богов, его предназначение они видели в том, чтобы установить порядок на земле, организовать и упорядочить совместную жизнь людей. Позднее в Древней Греции происходит постепенное освобождение политической мысли от мифологически-религиозных подходов. На смену им приходят философско-этические представления.

Важный вклад в теоретические исследования политики внес древнегреческий философ Платон (428 или 427–348 или 347 до н. э.). В своих трактатах «Государство» и «Законы» он проанализировал политическую жизнь своего времени и создал проект идеального, совершенного, по его мнению, государства. Согласно его замыслу, в таком государстве свободные граждане по своим природным данным и способностям должны быть разделены на три сословия: философы, воины и трудящиеся. Правящую власть Платон предполагал вручить философам, так как только они при осуществлении власти способны руководствоваться разумно понятными общими интересами.

Что касается воинов, или стражей, то их задача должна была состоять в том, чтобы проводить в жизнь решения философов, охранять общественный порядок и защищать государство от опасности извне. Трудящиеся (земледельцы и ремесленники) должны были создавать материальные блага, обслуживать материальные потребности государства. В системе отношений «человек – государство» Платон отдавал приоритет государству
и утверждал, что предназначение человека – служить государству. Общей целью государства Платон провозглашал заботу о моральном совершенствовании людей, достигаемом благодаря развитию наук.

Другой древнегреческий философ Аристотель (384–322 до н. э.) исследовал политическое устройство более 150 городов-государств (полисов). Свои политические взгляды он изложил в трактатах «Политика»
и «Никомахова этика». Согласно Аристотелю, политика – это управление обществом через государство, а также управление самим государством. Государство он определял как общение людей ради достижения лучшей жизни. В зависимости от целей, преследуемых правителями, Аристотель выделил три правильные и три неправильные государственные формы.
К правильным формам, преследующим общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих) и политию (правление многих), к неправильным, преследующим частные интересы, – тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы, утверждал Аристотель, основаны на власти закона,
а неправильные пренебрегают законами.

В отличие от Платона Аристотель ставил на первое место человека,
а не государство, и утверждал, что государство должно служить интересам людей.

Идеи Платона и Аристотеля оказали заметное влияние на развитие политической мысли в Древнем Риме. Наиболее значительным ее представителем был знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон.По его мнению, государство является по своей сущности воплощением справедливости и права. Он различал три формы правления: царскую власть, власть оптимантов (аристократов) и народную власть (демократию). Наиболее разумной считал смешанную форму, в которой нашли бы воплощение достоинства и царской власти, и власти аристократов, и власти народа.

Наиболее крупными политическими мыслителями эпохи Средневековья были Аврелий Августин(354–430) и Фома Аквинский (1225–1274). Они всячески старались обосновать стремление церкви участвовать в осуществлении государственной власти. Аврелий Августин утверждал, что
в мире существуют две общности: «град божий» (церковь) и «град земной» (государство). Первый основан на любви к Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй – на эгоизме, насилии, разбое и принуждении. Чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле.

Фома Аквинский считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не души. Верховная же, всеобъемлющая власть, в том числе и право, должны распоряжаться духовной жизнью людей и принадлежать церкви. Государственную власть Фома Аквинский рассматривал как результат воли Бога. Цель государства – сохранение порядка и гражданского мира. Лучшей формой государства он считал монархию. По его мнению, основной задачей монарха является забота о добродетельной жизни подданных. Власть доброго и справедливого короля должна быть отражением власти Бога в мире. Если же государь явно творит зло, то подданные имеют право его свергнуть. Судьей в таких спорах должна выступать церковь.

2. Политическая мысль в Западной Европе в эпоху Возрождения
и Новое время

Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. Это не могло не отразиться на развитии политической мысли. В противовес религиозному толкованию власти и государства в этот период начинают формироваться взгляды, основанные на понимании естественной природы человека, его земных интересов и потребностей.

Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был итальянский мыслитель Никколо Макиавелли(1469–1527). Важной его заслугой явилось то, что теологической (религиозной) концепции государства он противопоставил концепцию светского государства. Политику, по мнению Макиавелли, определяют не Бог и мораль, а естественные законы жизни и человеческая психология. В основе политической деятельности лежат реальные интересы, и в частности, корысть, стремление к обогащению. Отстаивая в своей книге «Государь» идею о необходимости создания независимого централизованного итальянского государства, он выступает сторонником сильной власти. По его мнению, правитель, если того требуют обстоятельства и благо государства, может прибегать к любым, в том числе и аморальным, средствам.

Другим видным идеологом централизованного государства эпохи Возрождения был француз Жан Бодéн (1530–1596). Свои политические воззрения он изложил в труде «Шесть книг о государстве». В нем он определял государство как власть, которой принадлежит решающая сила, и выдвинул идею государственного суверенитета, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными.

Дальнейшее развитие европейская политическая мысль получает
в эпоху Нового времени (XVII–XIX вв.). Наибольшее влияние на этот процесс оказали буржуазные революции в Голландии, Англии и Франции. Под их воздействием сформировались две политические теории: теория естественных прав и теория общественного договора. Первая из них была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления общества и обосновывала равенство людей, данное им природой. В основе второй лежала идея о том, что государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов.

Одним из ярких политических мыслителей начального этапа Нового времени был английский философ Томас Гоббс (1588–1679). Он утверждал, что государственная власть возникла в результате договора между подданными и правителем с целью поддержания гражданского мира, обеспечения и соблюдения прав граждан. Т. Гоббс характеризовал государство как сложный механизм господства и подчинения. Он считал, что для эффективного выполнения своих функций государство должно располагать абсолютной властью и неограниченными правами.

Большой вклад в разработку теории «общественного договора» внес английский мыслитель Джон Локк (1632–1704). В отличие от Т. Гоббса он утверждал, что объем полномочий государства необходимо ограничивать. Общество должно предоставлять ему ровно столько власти, сколько необходимо для защиты и обеспечения права каждого на жизнь, здоровье, свободу и собственность. Дж. Локк выдвинул идею разделения власти в государстве между различными органами (законодательными и исполнительными) для того, чтобы не допускать ее деспотического использования и злоупотребления ею.

Дальнейшее развитие данная идея получила у французского просветителя Шарля Луи Монтескьё(1689–1755). Он считал, что политическая свобода и соблюдение законов могут быть гарантированы только в случае относительно независимого существования трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. В этом случае власти будут сдерживать и контролировать друг друга, что явится гарантией от злоупотреблений и произвола.

Оригинальные политические взгляды отстаивал выдающийся французский просветитель Жан Жак Руссо (1712–1778). Он был сторонником такого государственного устройства, при котором граждане имели бы возможность непосредственно влиять на государственную политику, участвовать в принятии законов. Он заявлял, что всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен. Избранники народа, по мнению Руссо, должны заниматься только исполнением законов, перед которыми все равны.

Логическим развитием демократических идей европейского просвещения явились политические взгляды американских мыслителей Бенджамина Франклина (1706–1790), Томаса Джефферсона (1743–1826), Джей-мса Медисона (1751–1836) и др. Эти взгляды формировались в ходе борьбы за создание США. Особо важное значение имели идеи о том, что все люди от природы свободны, независимы и обладают неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и стремление к счастью; о праве народа на политическое самоопределение и независимое существование; о необходимости системы сдержек и противовесов при разделении властей; об обязательном судебном надзоре за конституционностью принимаемых законов.

Значительные заслуги в разработке политических идей принадлежат великим немецким философам Иммануилу Канту (1724–1804) и Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю (1770–1831). Основополагающим принципом политической теории Канта является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. Кантом была теоретически обоснована идея правового государства, основанного на верховенстве закона. Важнейшими условиями утверждения такого государства он считал укрепление нравственности и формирование гражданского общества.

Гегель особое внимание уделял рассмотрению проблемы соотношения гражданского общества и государства. При этом государство он трактовал как систему всеобщего интереса, а гражданское общество – как систему частного интереса.

Важной особенностью развития европейской политической мысли XIX в. явилось то, что наряду с теориями, нацеленными на объяснение, оправдание и постепенное совершенствование капиталистического строя, создаются теории, направленные против него. Особенно ярко это нашло отражение в учении, созданном Карлом Марксом(1818–1883) и Фридрихом Энгельсом(1820–1895) и получившем название марксизм. Суть марксистского истолкования политики состоит в ее понимании как надстройки по отношению к экономической структуре общества. Власть, государство, право уходят корнями в материальные отношения и во многом от них зависят.

Основоположники марксизма утверждали, что капитализм, как и все предшествовавшие ему формации преходящ. И конфликт между развивающимися производительными силами и сдерживающими это развитие частнособственническими производственными отношениями, обострение классовых противоречий неизбежно приведут к замене капитализма более прогрессивным строем, социализмом, базирующимся на общественной соб-ственности на средства производства. Эта замена произойдет в результате революции, которую совершит рабочий класс, руководимый коммунистической партией. Разрушив старое буржуазное государство, он создаст новое государство диктатуры пролетариата, с помощью которого и будет построено социалистическое общество.

Обоснование возможности осуществления этого проекта было сделано Марксом и Энгельсом в той конкретной исторической обстановке,
в которой они жили, которую имели возможность непосредственно изучать. Однако с течением времени ситуация коренным образом изменилась. Попытки реализовать идеи марксизма на практике в бывшем СССР, в некоторых странах успехом не увенчались.

3. Основные направления исследований современных
западных политологов

В конце XIX – начале ХХ вв. в развитии политических исследований наступает качественно новый этап. Происходит выделение и становление политологии как самостоятельной науки. Основную роль при этом сыграли представители социологического направления в политической науке – итальянские ученые Г. МоскаиВ. Парето, немецкие социологи М. Вебер и Р. Михельс,американский политолог А. Бентли
и русские ученые М. ОстрогорскийиМ. Ковалевский. В своих трудах эти исследователи раскрывали такие проблемы, как структура исполнительной власти, механизм и условия ее функционирования. Они обратили внимание на групповой характер реализации политической власти, показали роль политических элит, партий, лидеров, государства в ее осуществлении.

Начиная с первых десятилетий ХХ в., политология получает значительное развитие в США. В этот период группа ученых Чикагского университета во главе с Ч. Мерриамом начинает уделять особое внимание изучению влияния психологических мотивов поведения отдельных людей и социальных групп на политические процессы в обществе. Это положило начало формированию бихевиористского направления в политологии. Его целью является стремление вывести структуру властных отношений из природы человека.

Значительную роль в западной политологии играет и такое направление, как институционализм. Наиболее видные его представители С. М. Липсет, Ч. Миллс, М. Дюверже.Основным понятием, используемым данным направлением, является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведениелюдей изучается представителями этого направления в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов.

Большое значение для развития политических исследований в США и других западных странах имеют также системныйи структурно-функциональныйподходы. Первым системный подход в политологии применил американский ученый Д. Истон. Именно он ввел в науку понятие «политическая система». Д. Истон и его последователи исходят из того, что политическая действительность обладает чертами системы и лучше всего ее можно описать через взаимодействие составляющих ее элементов. По их мнению, политическая система может быть определена как совокупность политических взаимодействий.

Основной методологический принцип структурно-функционального подхода состоит в том, что социально-политические явления и процессы рассматриваются как структурно расчлененные целостности, где каждый элемент имеет свое функциональное назначение. И задача исследователя заключается в том, чтобы определить, какие функции выполняют те или иные структуры.

Наряду с отмеченными имеются и другие направления, и подходы
в западной политологии. Это свидетельствует о том, что она не представляет собою единой теории. Ее развитие во многом определяется запросами и потребностями политики, проводимой в той или иной стране.

4. Становление и развитие политической мысли
в России и Беларуси

Начало становления русской политической мысли связано с возникновением и развитием раннефеодального государства – Киевской Руси.
К первым письменным памятникам политического характера относится «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (XI в.). Главные идеи этого произведения – обоснование независимости Киевской Руси от Византийской империи и укрепление княжеской власти. В письменных памятниках XII в. «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве» провозглашается идея необходимости объединения русских земель и их борьбы с внешними врагами.

В XIV–XVII вв. в российской политической мысли наиболее острыми были идеи укрепления централизованного Русского государства, борьбы с засильем бояр и укрепление царской власти.

В XVIII в. в Россию стали проникать идеи западноевропейских политических мыслителей, оказавшие сильное влияние на российскую политическую мысль. Сторонником теории «естественного права» был русский историк и государственный деятель В. Н. Татищев(1686–1750). Он выступал против крепостного права, за развитие наук, просвещения. Был сторонником самодержавия, ограниченного представительными дворянскими учреждениями.

Писатель и мыслитель А. Н. Радищев (1749–1802) в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» также резко выступил против крепостного права, но в отличие от В. Н. Татищева считал, что единственным средством ликвидации крепостничества может быть народная революция. Эта революция должна привести к распаду Российской империи на части, которые затем вновь объединятся в добровольный союз республик, власть в которых будет осуществляться народными избранниками.

В первой половине XIX в. в России получают распространение идеи либерализма. Виднейшим представителем либерального течения в политической мысли был крупный царский чиновник М. М. Сперанский (1772–1839). Свои взгляды он изложил в проекте государственных реформ, которые разрабатывал по поручению императора Александра I. В этих проектах особое внимание было уделено разделению властей. Законодательная власть должна быть сосредоточена в Государственной думе, исполнительная – у императора, а судебная – в высшем судебном органе.

Значительный вклад в развитие российской политической мысли внесли декабристы Н. М. Муравьев (1795–1843) и П. И. Пестель (1793–1826). Они выдвинули смелые идеи по демократизации государственного строя России: обеспечение ответственности правительства перед народом, введение демократических прав и свобод, гарантия неприкосновенности личности и др.

К середине XIX в. в России сформировались два диаметрально противоположных направления политической мысли, получивших названия западников и славянофилов.Западники (П. В. Анненков, В. П. Боткин, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, И. С. Тургенев и др.) выступали за введение парламентаризма и конституционных порядков, освобождение крестьян (за выкуп), поощрение развития промышленности, транспорта, торговли.

Славянофилы К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков считали западноевропейский опыт неприемлемым для России из-за специфики российского миропонимания, традиционного общественного строя, стиля и уклада жизни населения. «Особость» России они связывали также с истинным православием и церковью, основывающейся на нравственности, любви и братстве.

Односторонность взглядов западников и славянофилов критиковал русский философ В. С. Соловьев (1853–1900). Он призывал преодолеть противопоставление Востока и Запада, православия и католицизма. Его политическим идеалом было установление политической власти воссоединившихся православной и католической церквей в рамках церковно-монархического государства.

Значительный вклад в развитие российской политической мысли внесли революционеры-демократы А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов.Главную силу исторического развития они видели в народе и отстаивали идею народовластия, к которому должна привести крестьянская революция. Они считали возможным избежать капиталистического пути развития и построить социализм на базе крестьянской общины.

Революционеры-демократы содействовали появлению движения разночинной интеллигенции, получившего название народничества. Виднейшими идеологами этого движения былиМ. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Все они являлись сторонниками крестьянской революции, которая должна привести к общинному социализму.

В конце XIX в. в России появляется марксистское направление политической мысли. Одним из наиболее ярких его представителей стал
В. И. Ленин(1870–1924). Он, как и Маркс, был последовательным сторонником пролетарской революции, призванной привести к установлению диктатуры пролетариата и построению социализма, а затем и коммунизма. В 1917 г., воспользовавшись революционной ситуацией в России, Ленин повел возглавляемую им партию большевиков и поддержавших ее лозунги рабочих, солдат и матросов на вооруженное восстание. В результате победы его была установлена диктатура пролетариата и предпринята попытка построения социализма, оказавшаяся, в конечном счете, неудачной.

Формирование и развитие политической мысли в Беларуси имело свои особенности. В значительной мере это связано с тем, что в разные периоды своей истории белорусские земли входили сначала в Древнерусское государство, затем в Великое княжество Литовское, Речь Посполитую и, наконец, в Российскую империю. Первые письменные памятники политического характера в Беларуси были посвящены укреплению единства восточнославянских княжеств и утверждению христианской религии. Об этом свидетельствуют произведения таких мыслителей, религиозных и общественных деятелей, как Евфросинья Полоцкая (1120–1173) и Кирилл Туровский (около 1130-х – не позднее 1182).

В XV–XVI вв. в Беларусь (входила в состав Великого княжества Литовского) проникают идеи европейского гуманизма. Ярчайшим представителем гуманистической мысли в Беларуси был белорусский первопечатник и просветитель Франциск (Георгий) Скорина (до 1490 – не позднее 1551). Политические воззрения Скорины были направлены на утверждение в народе правосознания, а в государстве – правосудия и справедливости. Закон, по мнению Скорины, должен быть основой, на которой существует общество. Вместе с тем он должен базироваться на морали и на таких нравственных ценностях, как человеколюбие и справедливость. Политическим идеалом Скорины была гуманная и сильная власть. Возглавлять государство должен образованный, мудрый, милосердный, верующий и справедливый монарх. Он строго следит за выполнением законов, и сам руководствуется ими в своей деятельности.

Помимо Скорины с гуманистических позиций выступали Микола Гусовский, Сымон Будный, Михаил Литвин, Андрей Волан, Лев Сапега и др. Писатель и ученый Андрей Волан (1530–1610) придерживался теорий естественного права и общественного договора. Государство, утверждал он, возникло тогда, когда появилась угроза естественным правам человека. Формой государственного правления, наиболее приемлемой для Беларуси, Волан считал монархию, которая правит народом с помощью закона.

Крупный государственный деятель Лев Сапега (1557–1633) отстаивал идею единого централизованного, независимого государства, законы
в котором защищают не только управляющих, но и управляемых. Свои взгляды он выразил, в частности, в предисловии и статьях Статута Великого княжества Литовского 1588 г., главным редактором которого являлся.

Особое место в общественно-политической мысли XVII–XVIII вв. занимала тема освобождения Беларуси от власти Польши и воссоединения с Россией. Наиболее значительными представителями этого течения были Афанасий Филиппович (1597–1648) и Симеон Полоцкий (1629–1680).

В XIX в. все более заметную роль в развитии политической мысли Беларуси начинают играть демократические идеи. Один из руководителей тайного «Демократического общества» Франц Савич (1815 – около 1845) придерживался республиканских взглядов, выступал за уничтожение крепостного права посредством вооруженного восстания, за освобождение от деспотизма и дружбу между белорусским, русским, украинским и польским народами.

Наиболее ярким представителем революционно-демократического движения в Беларуси был Кастусь Калиновский (1838–1864). По своим политическим взглядам он являлся демократом, республиканцем, противником бюрократии. В качестве основных противоборствующих классов общества своего времени он рассматривал крестьян и помещиков.

В 1863 г. К. Калиновский возглавил восстание в Беларуси и Литве, направленное против крепостничества и царского самодержавия. Главной целью восстания было искоренение имущественного и сословного неравенства, установление демократического строя, при котором земля должна принадлежать крестьянам, а все государственные дела будет решать сам народ. Восстание было подавлено, а Калиновский казнен.

В 70–80-е гг. XIX в. значительное влияние в Беларуси получают идеи народничества. Их поддерживали и пропагандировали С. Ковалик, Н. Судзиловский, И. Гриневицкий, Ф. Богушевич, С. Лучина, А. Бог-данович, другие белорусские ученые и литераторы.

В начале ХХ в. определенное распространение получили в Беларуси либерально-буржуазное, социал-демократическое, большевистское (коммунистическое) и некоторые другие политические течения.

Р А З Д Е Л II

Наши рекомендации