Г.П. Зинченко, Я.Г. Зинченко

СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра социологии

Рецензент: д.ф.н., доцент Овчаренко Р.К.

Зинченко Г.П. , Зинченко Я.Г.

Социология управления: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2013. 44 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, глоссарий, вопросы для подготовки к экзамену, тематику дипломных проектов.

Предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и профилями подготовки «Управление персоналом государственной и муниципальной службой», «Государственные и муниципальные финансы», «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 5 от 30 октября 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения о курсе
Учебно-тематический план
Программа курса
Планы семинарских и практических занятий
Литература
Ключи правильных ответов на тесты для самопроверки
Рекомендуемые Интернет-ресурсы
Тематика дипломных работ Вопросы к экзамену
Глоссарий

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ

Социология управления – отраслевая дисциплина, выделяющая в обществе отношения управления. Она изучает управление как социальную систему, как разновидность профессиональной деятельности и как социальный институт. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономическую, политическую, социальную и духовную, на всех уровнях структурной организации общества как целостной макросистемы: первичном, менеджериальном, институциональном и социетальном.

Цель курса – раскрыть современные проблемы социологии управления, представить социологические теории и концепции управления, ознакомить с методологией и методами социологического анализа управления, сформировать навыки управленческого консультирования.

Текущие задачи:

- освоить основные понятия и положения социологии управления;

- овладеть методами социологического анализа проблем управленческой практики;

- приобрести навыки управленческого консультирования.

Содержательная новизна курса определяется выделением «ведомственного» предмета учебной дисциплины – публичного администрирования как разновидности управления, необходимого для подготовки государственных и муниципальных служащих.

Методическая новизна курса определяется тем, что он предусматривает индивидуальный подход в организации обучения, групповое обсуждение студентами ключевых проблем социологии управления на основе изучения ими рекомендованной литературы, разработку программы самостоятельного эмпирического исследования в рамках темы дипломного проекта.

Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны обладать теоретическими основами социологии, знаниями в области методологии, методики и техники социологических исследований.

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- роль и место публичного администрирования в системе самоорганизации общества;

- систему мер административного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;

- содержание стратегии государства непосредственно касающейся человека, его положения в обществе;

- администрирование как совокупность управленческих отношений;

- индексы социально-профессиональной общности государственных и муниципальных служащих;

- институты публичного администрирования;

- статусно-ролевые характеристики государственного и муниципального служащего;

- организационные структуры администрирования;

- основные теории взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;

- субкультуры в организационно-управленческой сфере;

- социальные отклонения субъектов администрирования.

Уметь:

- организовывать совместную работу людей в командах для решения управленческих задач;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- диагностировать социальные отклонения, этические проблемы публичного администрирования.

Демонстрировать способность и готовность:

- применять методологию социологии управления для оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;

- использовать технологии эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;

- владеть навыками деловых коммуникаций;

- владеть навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Сем. Всего часов Сем. Всего часов Сем.
Форма обучения очная заочная заочная сокр.
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:            
Лекции
Практические занятия (ПЗ)  
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)            
Самостоятельная работа (всего)
И(или) другие виды самостоятельной работы ˗˗ проект программы социологического исследования
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) экзамен экзамен экзамен

Разделы дисциплин и виды занятий

Наименование темы Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Сокращенная форма обучения
Лек. Сем. Пр. Лек. Сем. Пр. Лек. Сем. Пр.
Социология управления как наука и учебная дисциплина            
Публичное администрирование в системе самоорганизации общества              
Система публичного администрирования            
Администрирование как совокупность общественных отношений          
Представительство интересов в системе администрирования                
Коммуникационные основы администрирования                
Администрирование - разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих            
Институты публичного администрирования          
Организационные структуры администрирования                
Управление административной организацией                
Рабочая группа в административной организации              
Групповая динамика            
Команда в сфере администрирования                
Административная культура            
Социальные отклонения субъектов администрирования            
Социальный контроль административной системы                
Социальные ресурсы административной реформы            
Методы и процедуры исследования в социологии управления                
Итого:    

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Социология управления как наука и учебная дисциплина.

Понятие социологии управления. Предпосылки возникновения социологии управления. Становление и развитие социологических концепций управления. Вклад М. Вебера в становление социологии управления. Функциональный подход к управлению (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль и др.). Поведенческий подход к управлению (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Системный подход к управлению (П. Блау, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон и др.). Социокультурный подход к управлению. Проблемы, изучаемые социологией управления. Различие между наукой и учебной дисциплиной. Объект и предмет социологии управления. Методы социологии управления. Цели и задачи социологии управления. Функции социологии управления. Принципы социологии управления.

Наши рекомендации