Г.П. Зинченко, Я.Г. Зинченко
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методический комплекс
Ростов-на-Дону
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РАНХиГС
Кафедра социологии
Рецензент: д.ф.н., доцент Овчаренко Р.К.
Зинченко Г.П. , Зинченко Я.Г.
Социология управления: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во Южно-Российского института-филиала РАНХиГС, 2013. 44 с.
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, глоссарий, вопросы для подготовки к экзамену, тематику дипломных проектов.
Предназначен для студентов дневной и заочной форм обучения по направлению 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и профилями подготовки «Управление персоналом государственной и муниципальной службой», «Государственные и муниципальные финансы», «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере».
Печатается по решению кафедры.
Протокол № 5 от 30 октября 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие сведения о курсе | |
Учебно-тематический план | |
Программа курса | |
Планы семинарских и практических занятий | |
Литература | |
Ключи правильных ответов на тесты для самопроверки | |
Рекомендуемые Интернет-ресурсы | |
Тематика дипломных работ Вопросы к экзамену | |
Глоссарий |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ
Социология управления – отраслевая дисциплина, выделяющая в обществе отношения управления. Она изучает управление как социальную систему, как разновидность профессиональной деятельности и как социальный институт. Социология управления охватывает все сферы жизни и деятельности человека, в том числе экономическую, политическую, социальную и духовную, на всех уровнях структурной организации общества как целостной макросистемы: первичном, менеджериальном, институциональном и социетальном.
Цель курса – раскрыть современные проблемы социологии управления, представить социологические теории и концепции управления, ознакомить с методологией и методами социологического анализа управления, сформировать навыки управленческого консультирования.
Текущие задачи:
- освоить основные понятия и положения социологии управления;
- овладеть методами социологического анализа проблем управленческой практики;
- приобрести навыки управленческого консультирования.
Содержательная новизна курса определяется выделением «ведомственного» предмета учебной дисциплины – публичного администрирования как разновидности управления, необходимого для подготовки государственных и муниципальных служащих.
Методическая новизна курса определяется тем, что он предусматривает индивидуальный подход в организации обучения, групповое обсуждение студентами ключевых проблем социологии управления на основе изучения ими рекомендованной литературы, разработку программы самостоятельного эмпирического исследования в рамках темы дипломного проекта.
Требования к уровню освоения содержания курса: студенты должны обладать теоретическими основами социологии, знаниями в области методологии, методики и техники социологических исследований.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- роль и место публичного администрирования в системе самоорганизации общества;
- систему мер административного воздействия, направленных на улучшение качества и уровня жизни социальных групп;
- содержание стратегии государства непосредственно касающейся человека, его положения в обществе;
- администрирование как совокупность управленческих отношений;
- индексы социально-профессиональной общности государственных и муниципальных служащих;
- институты публичного администрирования;
- статусно-ролевые характеристики государственного и муниципального служащего;
- организационные структуры администрирования;
- основные теории взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами;
- субкультуры в организационно-управленческой сфере;
- социальные отклонения субъектов администрирования.
Уметь:
- организовывать совместную работу людей в командах для решения управленческих задач;
- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;
- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию;
- диагностировать социальные отклонения, этические проблемы публичного администрирования.
Демонстрировать способность и готовность:
- применять методологию социологии управления для оценки экономических и социальных условий осуществления государственных программ;
- использовать технологии эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации;
- владеть навыками деловых коммуникаций;
- владеть навыками разрешения конфликта интересов с позиций социальной ответственности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Сем. | Всего часов | Сем. | Всего часов | Сем. |
Форма обучения | очная | заочная | заочная сокр. | |||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||||
Аудиторные занятия (всего) | ||||||
В том числе: | ||||||
Лекции | ||||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||||
Семинары (С) | ||||||
Лабораторные работы (ЛР) | ||||||
Самостоятельная работа (всего) | ||||||
И(или) другие виды самостоятельной работы ˗˗ проект программы социологического исследования | ||||||
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) | экзамен | экзамен | экзамен |
Разделы дисциплин и виды занятий
№ | Наименование темы | Количество часов | ||||||||
Очная форма обучения | Заочная форма обучения | Сокращенная форма обучения | ||||||||
Лек. | Сем. | Пр. | Лек. | Сем. | Пр. | Лек. | Сем. | Пр. | ||
Социология управления как наука и учебная дисциплина | ||||||||||
Публичное администрирование в системе самоорганизации общества | ||||||||||
Система публичного администрирования | ||||||||||
Администрирование как совокупность общественных отношений | ||||||||||
Представительство интересов в системе администрирования | ||||||||||
Коммуникационные основы администрирования | ||||||||||
Администрирование - разновидность профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих | ||||||||||
Институты публичного администрирования | ||||||||||
Организационные структуры администрирования | ||||||||||
Управление административной организацией | ||||||||||
Рабочая группа в административной организации | ||||||||||
Групповая динамика | ||||||||||
Команда в сфере администрирования | ||||||||||
Административная культура | ||||||||||
Социальные отклонения субъектов администрирования | ||||||||||
Социальный контроль административной системы | ||||||||||
Социальные ресурсы административной реформы | ||||||||||
Методы и процедуры исследования в социологии управления | ||||||||||
Итого: |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Социология управления как наука и учебная дисциплина.
Понятие социологии управления. Предпосылки возникновения социологии управления. Становление и развитие социологических концепций управления. Вклад М. Вебера в становление социологии управления. Функциональный подход к управлению (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, А. Файоль и др.). Поведенческий подход к управлению (Э. Мейо, А. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Системный подход к управлению (П. Блау, Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Саймон и др.). Социокультурный подход к управлению. Проблемы, изучаемые социологией управления. Различие между наукой и учебной дисциплиной. Объект и предмет социологии управления. Методы социологии управления. Цели и задачи социологии управления. Функции социологии управления. Принципы социологии управления.