Раздел 3. материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
ПОЛИТОЛОГИЯ
1. В России первой четверти ХХ века большевики вели пропаганду поражения "своего" правительства в Первой мировой войне, в которой Россия, несмотря на огромные трудности и потери, побеждала. Открытый расчет большевиков был на объединение пролетариев всех стран, на мировую революцию. Однако после октябрьского переворота 1917 года в России, в мире не произошло ни мировой революции, ни прекращения войны по причинам пролетарской солидарности. В этой связи укажите на скрытую, эзотеричную сущность той ситуации, в которой оказались Россия и большевики после Великой Октябрьской социалистической революции и Первой мировой войны:
-Скорее всего, установки на пролетарскую солидарность и мировую революцию были пропагандистскими уловками геополитически враждебных России сил, желавших ее стратегически ослабить на арене мировых отношений или сменить режим на более послушный мировым стратегическим центром.
-Скорее всего, большевики оказались орудием (кто слепым, кто сознательным) в сфере стратегического противоборства на арене мировых отношений своего времени.
-Скорее всего мировой революции и прекращения Первой мировой войны не произошло вследствие тактических просчетов марксистских (коммунистических, социал-демократических, рабочих и других) партий.
-Скорее всего, марксизм подтвердил свою жизненность в принципе, однако к данному случаю, он никакого отношения не имеет, а с марксизмом путают то, что к его идейным основам, а тем более к практике, не имеет никакого отношения.
2. Что является основным социальным мотивом развития производительных сил
(человека и его "внешнего" тела)?
-Стремление преобразовать природу.
-Все увеличивающееся знание, развития науки.
-Экономические интересы.
-Экономические потребности.
3. Что является основным средством получения и удержания власти?
-Доверие масс людей к претендентам на власть.
-Сила властных структур, внушающих страх.
-Ценности, представляющие всеобщий интерес, которые узурпированы правящей элитой в силу тех или иных причин и используется для распределения и осуществления власти в данном социуме.
-Харизма (необъяснимое обаяние) субъектов, претендующих на власть или реальных держателей власти.
4. Какая из указанных ниже предпосылок возникновения в человеческом обществе потестарных (властных) отношений является определяющей?
-Возникновение обмена товаров.
-Появление собственности на жизненное пространство (средства производства) и его закрепление в отчужденных формах.
-Наследственное закрепление ответственных социальных функций.
-Насилие (в том числе и над собой)
5. Выберите наиболее правильное и конкретное определение гражданского общества.
-Гражданское общество это совокупность человеческих индивидов вообще.
-Гражданское общество это совокупность человеческих индивидов, удовлетворяющих взаимно согласованной системе цензов.
-Гражданское общество качественно более высокая система, нежели вообще совокупность человеческих индивидов.
-Гражданское общество способ взаимного приспособления индивидов.
6. Что такое политика?
-Это курс, проводимый легитимным руководством автономного сообщества на выживание, защиту своих интересов, своей среды и т.п.
-Это динамический процесс, предопределяющий в живом организме общества разделение функций его членов на лидеров (коллективный разум общества), с одной стороны, и, с другой, на исполнителей их воли на основе возбуждения страсти к ее осуществлению.
-Политика есть концентрированное выражение экономики. Политика вторична и предопределяется социально-экономическими закономерностями разного уровня общности.
-Политика есть результат страстей, охватывающих массы в связи с тем или иным событием в жизни своей эпохи.
-Политика есть искусство узнавать и обезвреживать врага.
7. Выберите самое неточное определение.
-Язык это коммуникационный канал материальных систем.
-Язык это информационный канал материальных систем.
-Язык это система знаков, символов, образов, служащих средством общения людей.
-Язык это средство фиксации, накопления и передачи информации в материальных системах.
8. Какой социальный слой из указанных ниже, является наиболее активной политической силой гражданского общества?
-Производительные средние слои (наёмные работники, коммивояжеры, крестьяне).
-Интеллигенция (представители творческих профессий с ненормированным рабочим днём - юристы, журналисты, политики и т.п.)
-Производительные слои, не имеющие иных доходов кроме заработка, в том числе временного.
-Слои, живущие на доходы с капитала в обороте (типа рантье)
9. Что такое власть с точки зрения той концепции, которая была изложена в лекциях?
-Это устанавливаемые государством формы управления экономикой, социальными группами, культурой и т.п., их развитием и совершенствованием.
-Это продукт отчуждения и объективация особого рода деятельности людей, когда требуется реализовать и защитить общие условия жизнедеятельности социума, а именно: охрану порядка, основных и неотъемлемых в данном случае прав, коренных интересов всех и каждого члена данного социума.
-Власть это сила, используемая классом или иной социальной группой для осуществления своих интересов и для подавления деятельности враждебных этим интересам социальных групп.
-Власть это исторически обусловленная возможность определенного социального субъекта брать на себя и реально осуществлять манипуляции в обществе для поддержания, укрепления и легитимации своего влияния.
10. Выберите наиболее существенное с точки зрения политологии определение геополитического фактора в его демографическом аспекте.
-Всякое народонаселение нуждается в четко определенном жизненном пространстве по единым общечеловеческим нормам.
-Всякое народонаселение должно довольствоваться тем жизненным пространством, за которым оно исторически закреплено, а в своей естественной экспансии должно руководствоваться общепринятыми нормами международного права.
-Всякое народонаселение при решении вопроса о своем жизненном пространстве должно руководствоваться политическими интересами того стратегического субъекта (государства, союза государств), который наиболее перспективен для выживания.
-Всякое народонаселение вправе бороться известными в истории средствами за свое жизненное пространство, с тем, чтобы, учитывая изменения в демографической, политической ситуации, проводить активную линию на свою гегемонию.
11. Определите роль географической среды (природы, "внешнего" тела человека) в геополитических процессах.
-Географическая, природная среда как непосредственное жизненное пространство социума это вся окружающая человека природа, как освоенная, актуальная, так и неизведанная, потенциальная.
-Географическая, природная среда как непосредственное жизненное пространство социума это та часть природы, которая включена в общественно производственный контакт с человеком, является осознанным продолжением человека, как разумного существа, в качестве его "внешнего" тела.
-Географическая, природная среда, как непосредственное жизненное пространство социума - это земля с ее свойствами и явлениями (воздух, вода, недра, горы, леса, другие общеизвестные факторы), внешними для человека и, в принципе, безразличными для человека в смысле его пребывания в "этом" мире.
-Географическая, природная среда это естественные богатства средств существования.
12. Что конкретно является наиболее важным, глобальным, противоречием в наше время?
-Противоречие между производительными силами и производственными отношениями.
-Противоречие между притязаниями человека (человеческого сообщества) и его актуальной природой, возможностями.
-Противоречие между различными традициями в функционировании человеческого сообщества.
-Противоречие между экспансией развитых стран и слабостью политической воли остального мира.
-Противоречия между материальным производством и духовным производством.
13. Какой социальный слой, из указанных ниже, является наиболее значащей силой гражданского общества?
-Производительные средние слои (наемные работники, коммивояжеры, крестьяне).
-Интеллигенция (представители творческих профессий с ненормированным рабочим днем: юристы, журналисты, политики и т.п.)
-Производительные слои, не имеющие иных доходов, кроме заработка, в том числе временного.
-Слои, живущие на доходы с капитала в обороте (типа рантье).
14. Что такое русский народ в реальности? Выберите наиболее адекватное определение.
-Это люди, которые называют себя русским народом и вещают от его имени.
-Это люди, сохраняющие определённые национальные манеры, традиции, предания, свойственные только данной, русской нации.
-Это коренное население России и русскоязычное население иных государств.
-Это люди, имеющие общую историю, мифологию, культуру, язык, сознающие своё идеологическое и политическое единство и воинственно защищающие эти и другие национальные ценности от внешнего влияния.
15. В чём, прежде всего, заключается товарный характер власти?
-В выборах властных структур путём реализации избирательного права или по другому.
-В подверженности власти экономическим фактором (коррупция, налоги)
-В мобильности, изменчивости, постоянной трансформации ценностей, относящихся к властным (потестарным) процессам.
-В фетишизации атрибутов, относящихся к властным (потестарным) процессам.
16. Выделите потестарный элемент, не относящийся к классической легитимной власти государства в гражданском обществе:
-Президент (глава исполнительно-распорядительной власти, избираемый путём всеобщего равного представительного голосования).
-Суд.
-Карательные и силовые структуры.
-Парламент.
17. Выделите потестарный элемент, не относящийся к классической традиционалистской легитимной власти государства в обществе (стране).
-Силовые и карательные структуры.
-Церковный архииерарх.
-Парламент (уполномоченные народа, избранные в отношении пропорционального представительства).
-Духовная элита (аристократия, династия и т.п.).
18. Что такое общественное бытие? Выберите оптимальное определение в рамках социологической концепции Маркса (его философского учения об обществе).
-Это жизнь общественного организма в универсуме.
-Это антропосоциопроцесс.
-Это производство людьми своей жизни в процессе труда.
-Это все общественные явления, существующие вне сознания человека.
-Это совокупность материальных географических условий жизни общества, включая биологическую природу самого человека.
-Это природные условия жизни общества.
19. Что такое труд в той же концепции?
-Это целеполагающая деятельность людей по преобразованию природы в соответствии с общественными потребностями и интересами.
-Это обмен деятельности между человеком и природой.
-Это расходование субъектом антропосоциопроцесса своей экзистенциальной энергии
-Это фрагмент процесса феноменальных преобразований универсума.
20. Что такое человек в той же концепции?
-Один из субъектов антропосоциопроцесса.
-Главная производительная сила универсума.
-Высший статус феноменального развития универсума.
-Животное, наделённое особыми свойствами, в частности, стремлением к познанию антропосоциопроцесса.
-Это автономная, относительно самостоятельная часть природы, в определённой степени независимая от неё.
21. Результатом общественного производства в первую очередь являются (является):
-Товар.
-Производственные отношения.
-Продукты труда.
-Общество.
22. Что такое товар? Выберите оптимальное определение.
-Продукт деятельности людей, какова бы ни была его форма.
-Продукт деятельности людей, удовлетворяющий общественным потребностям.
-Продукт деятельности людей, независимо от того, удовлетворяет он или нет общественным потребностям и интересам.
-Это жизненные средства в самом широком смысле.
23. Ценность товара (продукта труда), по Марксу, определяется:
-Полезностью.
-Спросом.
-Всеми издержками по его изготовлению.
-Волей изготовителя.
-Виртуальным характером потребности в нём.
24. Что такое природа вообще?
-Это часть универсума, не зависящая от сознания и деятельности людей.
-Это часть универсума, преобразованная предшествующими поколениями людей.
-Это часть универсума, включённая в непосредственный обмен деятельностью с человеком.
-Неорганическое тело человека.
25. Что такое "первая" природа?
-Это часть универсума, не зависящая от сознания и деятельности людей.
-Это часть универсума, преобразованная предшествующими поколениями людей.
-Это часть универсума, включённая в непосредственный обмен деятельностью с человеком.
-Это неорганическое тело человека.
26. Что такое "вторая" природа?
-Это часть универсума, не зависящая от сознания и деятельности людей.
-Это часть универсума, преобразованная предшествующими поколениями людей.
-Это часть универсума, включённая в непосредственный обмен деятельностью с человеком.
-Это неорганическое тело человека.
27. Что такое "третья" природа?
-Это часть универсума, не зависящая от сознания и деятельности людей.
-Это часть универсума, преобразованная предшествующими поколениями людей.
-Это часть универсума, включённая в непосредственный обмен деятельностью с человеком.
-Это неорганическое тело человека.
28. Что такое производственное отношение?
-Это один из объективных мотивов человеческой активности в процессе труда.
-Это реализация общественных потребностей человека.
-Это реализация общественных интересов человека.
-Это характеристика производства человеком своей жизни по общественно значимым направлениям.
29. Выделите группу главных производственных отношений.
-Отношения, связанные со стремлением к экспансии, к расширению жизненного пространства с находящимися на нем ценностями средствами к существованию, к власти, к господству.
-Отношения, связанные с необходимостью обмена продуктами труда, рынок, экономика.
-Отношения, связанные с содержанием так называемой непроизводительной части общества, бюджетные, собственно государственные задачи.
-Организационно трудовые отношения, отношения управления, менеджмент.
-Непосредственно производственные отношения, "работа".
30. Касаясь вопроса о носителях социальной динамики, выберите высказывания, укладывающиеся в марксистскую концепцию общественного бытия.
-Движущими факторами революции являются исторически значимые проблемы общества.
-В основе социально-исторических процессов лежит эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.
-Носителями социальной энергии являются субъекты социальных противоречий (профессиональные, возрастные, половые, имущественные, интеллектуальные общности).
-Нет более глупой ошибки, чем представление, что революция вызывается экономическими причинами.
31. Выберите верное высказывание в рамках социальной концепции Маркса.
-Массовый тип сознания состоит из совокупности качеств индивидуальных представителей общества, взятых по тому или иному признаку.
-Массовый тип сознания представляет собой сознание качественно нового субъекта социального действия, в котором каждый индивидуум представляет собой довольно пассивную клеточку надындивидуального организма.
-В сознании массы образуется социально-психологическое (духовное) единство - "душа толпы", масса проникается определёнными общими чувствами, взаимовнушение даёт ей колоссальное увеличение энергии; в массе глушится, исчезает сознательная личность.
-Массовый тип сознания подчиняется коллективному подсознательному, содержанием которого являются до опытные, первобытные архетипы.
32. Какому направлению принадлежит следующая мысль: "Все события в обществе совершаются однозначно, в соответствии со строгой необходимостью, исключая все случайности"?
-Марксистской социологии.
-Фатализму.
-Волюнтаризму.
-Объективному идеализму.
33. Какому направлению принадлежит мысль о том, что развитие общества есть результат организованных и сознательных усилий наиболее выдающихся представителей человечества?
- Телеологизму.
- Фатализму.
-Волюнтаризму.
-Субъективному идеализму.
34. Какому направлению может принадлежать мысль о том, что общество на основе предустановленной гармонии развивается в направлении совершенства?
-Волюнтаризму.
-Телеологизму.
-Субъективному идеализму.
-Марксистской социологии.
35. Кто из перечисленных ниже придерживался субъективно идеалистического понимания социальных процессов?
-Монтескьё.
-Гегель.
-Шопенгауэр.
-Ницше.
36. Какой концепции социологии может принадлежать следующая идея: избежать мировой термоядерной войны можно путём создания "единого интегрального общества", сменившего капитализм и социализм?
-Деидеологизации.
-Конвергенции.
-Технократизму.
-Шовинизму.
37. Какая социальная теория, вопреки ленинскому пониманию классов, утверждает, что в современном обществе уже нет классов, а существуют многочисленные группы и слои с самыми разнообразными признаками?
-Теория социальной стратификации.
-Теория среднего класса.
-Теория единого индустриального общества.
-Теория социальной мобильности.
-Теория диверсификации.
38. Какому направлению принадлежит утверждение, что, по мере развития научно-технической революции, общественная власть будет переходить к учёным и инженерам?
-Психологическому направлению.
-Буржуазной философии истории.
-Технократическому направлению.
-Неотомизму.
39. Какое направление в современной западной социологии считает ведущим мотивом социального поведения человека врождённые инстинкты и их комплексы?
-Структурно-функциональный анализ.
-Фрейдизм.
-Микросоциология.
-Технократическое направление.
40. Какое социально теоретическое направление предлагает в качестве критерия "развитого и совершенного общества" взять всемерное развитие "массового потребления"?
-Теория социальной мобильности.
-Теория народного капитализма.
-Теория постиндустриального общества.
-Теория конвергенции.
41. Выберите верное суждение:
-Аспекты духовного производства - это формы рационального отражения действительности.
-Аспекты духовного производства это вся совокупность духовных процессов, протекающих в обществе
-Аспекты духовного производства - это отражение в сознании людей общественных, а не природных связей и явлений
-Аспекты духовного производства - это правильное, верное отражение любой действительности в головах людей.
-Аспекты духовного производства это аксиологически значимые формы отражения человеком и человеческими сообществами действительности в общественном бытии.
42. Чем, главным образом, отличается обыденный уровень сознания от научного, теоретического?
-Возможностью постижения объективной истины.
-Зависимостью от общественной практики.
-Отсутствием глубины и системности отражения.
-Опорой на чувственные данные.
43. Что представляет собой индивидуальное по типу сознание ?
-Всю совокупность духовных качеств индивида.
-То, что отличает сознание одного индивида от другого.
-Общее для индивидов одной и той же социальной группы.
-Всё, что сознание индивида усвоило из общественного (массового) сознания и что объединяет их.
44. Выберите методологически ложное суждение:
-Научную идеологию необходимо вносить в сознание пролетариата, так как сам он её не вырабатывает.
-Научную идеологию необходимо вносить потому, что рабочий класс стихийно тяготеет к буржуазной идеологии.
-Научную идеологию необходимо вносить для того, чтобы рабочий класс правильно осознал свои коренные интересы.
-Научная идеология необходима, чтобы вытеснить из сознания пролетариата буржуазную идеологию.