Тема: Политическая идеология и общественная жизнь
1. Политическая идеология: сущность, функции.
2. Важнейшие идеологические доктрины.
3. Роль идеологии в политических преобразованиях в России.
Рекомендуемая литература:
1. Политические идеологии // http://ru.wikiversity.org/wiki/Политические_идеологии
2. Идеология // https://ru.wikipedia.org/wiki/Идеология
3. Политическая идеология: сущность, характеристика и функции // http://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/politicheskaya-ideologiya-sushhnost-funkcii
4. Политическая идеология. Основные течения политической мысли // http://rusweb.narod.ru/library/politolog/lect10.htm
5. Скочилова В.Г. Идеологичя в политическом процессе современной России // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2010, № 3. С. 76 - 85.
6. Алексеева Т.А., Капустин Б.Г., Пантин И.К. "Национальная идеология": иллюзия или непонятная потребность? // Октябрь. - 1997. - № 1. - С. 137-153.
7. Беленький В.Х. Борьба вокруг русской идеи // Социально-политический журнал. - 1996. - № 1. - С. 17-29.
8. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995.
9. Ильин В.В. Национально-государственная идеология - энтелехия отечественных реформ // Вестник Моск. ун-та. - Сер. 12. Социально-политические исследования. - 1994. - № 1. С. 3-7.
10. Ильин В.В., Ильина Т.А. Россия: опыт национально-государственной идеологии //Вестник Моск. ун-та. -Сер.12. Социально-политические исследования. - 1993. -№ I. - С. 3-15.
11. Ильин В.В., Панарин A.C. Россия: опыт национально-государственной идеологии. - М., 1994;
12. Кара-Мурза A.A. "Либерально-консервативный синтез" как объединительная идеология // Политические исследования. - 1997. - № 3. - С. 44-47.
13. Кара-Мурза A.A., Панарин A.C., Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? // Октябрь. - 1996. - № 5. - С. 155-165.
14. КоваленкоB.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии // Вестник Моск.ун-та. - Сер. 12. Политические науки. - 1998. - № 4. - С. 3 – 20
15. Колесников А.В., Привалов А.Н. Новая русская идеология: хроника политических мифов. М ГУ-ВШЭ 2001г. 384с.
16. Людвиг фон Мизес. Либерализм. М.: Социум, 2014. 304 с.
17. Глеб Мусихин. Очерки теории идеологий. М.: ГУ ВШЭ, 2013. 288 с.
Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
Темы рефератов
1. Политика как социальное явление и объект научного анализа.
2. Практическая необходимость постоянного развития и изучения политологии.
3. Методы изучения политического процесса.
4. "Идеальное государство" Платона.
5. Н. Макиавелли о политике и государстве.
6. Джон Локк, Жан-Жак Руссо о законе, правах человека и народа.
7. Ш.Л. Монтескье о разделении властей.
8. Гегель о государстве.
9. Основные этапы развития политической мысли в России.
10. Характерные черты и особенности развития политической науки в США.
11. Идеология гандизма.
12. Сущность и черты гражданского общества.
13. Проблемы формирования гражданского общества в России.
14. Типы власти.
15. Теория элит В. Парето.
16. Отчуждение политической власти.
17. Два подхода к пониманию демократии.
18. Положение личности в условиях тоталитарного режима.
19. Понятие "политическая система".
20. Характерные черты политической системы России.
21. Сущность и предназначение государства.
22. Парламентская и президентская республика: сходство и различие.
23. Особенности становления многопартийности в России.
24. Оппозиция в структуре политической системы.
25. Место и роль общественных движений в политическом процессе.
26. Лоббизм, группа давления и влияния.
27. Причины активности и пассивности личности в политической жизни.
28. Формальное и неформальное политическое лидерство.
29. Популизм: сущность, черты.
30. Политические лидеры современной России.
31. Многообразие определений политической культуры.
32. Типы политической культуры.
33. Черты и особенности политической культуры студенческой молодежи .
34. Теоретический и обыденный уровень политического сознания.
35. Понятие "политический менталитет".
36. Концепции деидеологизации и реидеологизации.
37. Особенности развития политического процесса в СССР после провозглашения курса на "перестройку".
38. Попытка модернизации советской политической системы и ее провал.
39. Характер и последствия политического кризиса в сентябре-октябре 1993 года.
40. Принцип разделения властей в Конституции России.
41. Договор о согласии: смысл, результаты, перспективы.
42. Особенности современного мира, его многообразие, противоречивость, единство.
43. Глобальные проблемы современности.
44. Россия и мировое сообщество.
2. Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля знаний слушателей:
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. Перечислить этапы развития политической мысли, важнейшие школы, идеи, концепции выдающихся мыслителей;
2. Перечислить институты и феномены гражданского общества и политической сферы, основные уровни политики (локальный, региональный, национальный, международный);
3. Рассмотреть основные методы осуществления политической власти, их сущность и содержание (демократия, тоталитаризм, авторитаризм);
4. Перечислить виды политических институтов (государство, политические партии, общественные организации и т. д.), их место и роль в политической системе;
5. Перечислить принципы взаимоотношений политики и идеологии, классификацию современных политических доктрин, их сущностные характеристики;
6. Раскрыть механизм отражения в политике иерархии социальных интересов индивидов, малых и больших социальных групп, классов и наций, международных сообществ;
7. Предложить свой вариант мотивации общественно-политической активности личности;
8. Рассмотреть политические роли личности, политическое лидерство и его типы;
9. Какие основные этапы прошла в своем развитии политическая наука?
10. Место политологии в системе современного обществознания.
11. Какому мыслителю античности принадлежит идея создания «идеального государства»
12. В чем заключается вклад в развитие политической науки итальянского мыслителя эпохи «Возрождения» Н. Макиавелли.
13. Что нового внесли в развитие политической науки философы «Нового времени»?
14. Назовите основные черты «гражданского общества».
15. Какой вклад внес М. Дюверже в исследование партий и партийных систем?
16. Разделение властей - необходимое условие их эффективного функционирования. Система “сдержек и противовесов”, ее роль в механизме эффективного функционирования власти.
17. Политическая власть как деятельность. Политические технологии, их роль в эффективном функционировании власти. Виды политических технологий.
18. Легитимность и эффективность политической власти.
19. Понятие, сущность, содержание и характерные черты политической культуры.
20. Факторы формирования политической культуры.
21. Определение классов как больших групп людей, которые различаются между собой по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и размерами получаемой ими доли общественного богатства, принадлежит :
а) К. Марксу;
б) Ф. Гизо;
в) В. Ленину;
г) А. Смиту.
22. Власть толпы, крайняя форма народовластия, при которой власть концентрируется в руках популистов и демагогов:
а) Плутократия;
б) Олигархия;
в) Демократия;
г) Охлократия.
23. Вычеркните лишнюю из трех ветвей власти:
а) Законодательная;
б) Судебная;
в) Исполнительная;
г) Административная.
24. 17. Идеальные типы политической культуры (патриархальный, подданнический и культура участия) и смешанный тип политической культуры (культура гражданственности) выделили:
а) В. Парето, Р. Михельс;
б) Г. Алмонд, С. Верба;
в) М. Восленский;
г) М. Вебер.
25. Чем партии отличаются от заинтересованных групп и общественно-политических движений, какие существуют закономерности их возникновения, развития, строения и функционирования?
26. Какова роль выборов в политическом процессе?
27. Определите реформистские, либеральные, консервативные, революционные партии по социально-политическим ориентациям:
а) стремятся к радикальному общественному переустройству;
б) ориентируются на качественные перемены в обществе с помощью реформ;
в) отстаивают традиционные, выдержавшие проверку временем формы общественной жизни;
г) нацелены на обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности.
28. Определите по нижеприведенным признакам, какие партийные системы являются монопартийными, многопартийными, двухпартийными, «поляризованного плюрализма», «умеренного плюрализма»:
а) группа партий стремится к завоеванию государственной власти, но в их отношениях нет согласия, преобладают центробежные тенденции;
б) за власть борются от трех до пяти партий, и ни одна из них не может победить на выборах; достигнув компромисса, они совместно побеждают и формируют коалиционные правительства;
в) реальными претендентами на власть являются две партии (бипартизм), а остальные не мешают им управлять обществом попеременно;
г) система включает несколько партий; д) единственная в обществе партия монополизирует государственную власть.
3. Практические задания
- Преподаватель записывает две разные типологии партийных систем и просит слушателей показать стрелочками соответствие партийных систем друг другу за определенный промежуток времени (1 минута) поставить стрелочки таким образом, чтобы показать стрелочками соответствие партийных систем друг другу.
Двухпартийная Мажоритарная
2,5 партийная Миноритарная
Многопартийная Доминирующая
Какая партийная система из первого столбика в наибольшей степени соответствует партийной системе из второго столбика?
2. Слушателям предлагается на компьютере смоделировать государство. Им предлагается выбрать форму правления, тип политического режима, выбрать партийную систему и т.д., а затем щелкнуть на кнопку «создать государство». И компьютер описывает, какое государство было создано, или же напоминает, что такое государство не может существовать в силу объективных причин, и указывает на эти причины. Данное практическое занятие показывает преподавателю степень усвоения слушателями целого ряда тем (государство, политические режимы, партийные системы и др.) и как каждый из них усвоил теоретический материал.
4. Итоговый тест по дисциплине
1. Какой метод политической науки ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность?
а) функциональный
б) институциональный
в) деятельностный
г) сравнительный
2. Какая функция политологии в обществе является функцией познания политических явлений?
а) гносеологическая
б) аксеологическая
в) мотивационно-регулятивная
3. Какая политика является внутренней?
а) совокупная деятельность государств и международных организаций
б) деятельность государства, всей политической системы той или иной страны на международной арене
в) деятельность государства, партий, общественных организаций, лидеров и других субъектов политики
4. В какой период времени происходит становление политической науки как самостоятельной, независимой академической дисциплины?
а) в первой половине XIX века
б) конец XVIII века
в) вторая половина XIX века
г) середина XVIII века
5. Может ли человек жить и работать в обществе, оставаясь в стороне от политики?
а) да
б) нет
6. Какому из мыслителей античности принадлежит идея «идеального государства»?
а) Аристотель
б) Цицерон
в) Платон
7. Аристотель выделял три правильные формы государства. Какая к ним не относится?
а) полития
б) аристократия
в) демократия
г) монархия
8. Какую форму правления государством Аристотель считал наилучшей?
а) полития
б) монархия
в) аристократия
9. В какую эпоху Церковь оказала особенно сильное влияние на политическую мысль?
а) Возрождение
б) Средневековье
в) Античность
г) Капитализм
10. Кто написал трактат «Государь»?
а) Аристотель
б) Никколо Макиавелли
в) Томас Гоббс
г) Джон Локк
11. Цель государства у Н. Макиавелли?
а) «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни
б) вечное и неизменное стремление к благополучию
в) власть как средство достижения справедливости, благосостояния, свободы или бога
г) защита имущественных интересов граждан
12. Какая идея в концепции раннебуржуазной политической и правовой науки считалась самой важной?
а) идея «естественных прав» человека
б) идея научного познания мира
г) идея общих принципов божественного разума
13. Кто сформулировал основополагающий принцип разделения трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной?
а) Шарль Луи Монтескье
б) Томас Гоббс
в) Джон Локк
г) Жан Жак Руссо
14. Согласно Джону Локку, человек от рождения обладает «естественными правами». Что не входит в это понятие?
а) право на частную собственность
б) право на свободу
в) право на власть
г) право на жизнь
15. Харизматическое господство – это:
а) правовое государство, в котором подчиняются не личности, а законам
б) предполагает выходящую за рамки обыденной личную преданность, вызванную наличием священного дара
в) основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей
16. Что такое «гражданское общество»?
а) общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями
б) важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, самопредставление об обществе и его составных частях
в) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом
17. Что развивается в гражданском обществе?
а) сфера массовых движений
б) партии
в) объединения по интересам
г) все вышеперечисленное
18. Возможно ли существование гражданского общества в тоталитарном государстве?
а) да
б) нет
в) возможно, но частично
19. Существует несколько направлений в трактовке власти. В каком направлении власть рассматривают как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго?
а) бихевиористская трактовка
б) системная трактовка
в) телеологическая трактовка
г) реляционистская трактовка
20. Мировое сообщество является:
а) субъектом власти
б) объектом власти
в) средством власти
г) а и б
21. … ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.
а) нормативные
б) утилитарные
в) принудительные
22. К какому способу властвования относится уважение свободы личности, ее фундаментальных прав?
а) конституционному
б) либеральному
в) авторитарному
23. Принудительная власть – это:
а) власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний
б) контроль над экономическими ресурсами
в) распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот
г) опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения силы или угрозы ее применения
24. Легитимная власть – это:
а) принятие населением власти, признание ими ее права управлять и согласие подчиняться
б) власть, доминирующая над другими видами власти
в) не принимаемая народом власть
г) власть, основанная на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам
25. К какому типу легитимности власти относится власть, источником которой выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам?
а) традиционная
б) легальная
в) харизматическая
г) идеологическая
26. Что не входит в понятие «политический режим»?
а) как реально распределяется власть между различными социальными слоями
б) как формируются органы государственной власти
в) как осуществляется победа на выборах
г) состояние прав и свобод личности
27. Какой принцип не входит в понятие демократического устройства общества?
а) всеобщее равноправие
б) тирания
в) выборы на должность по жребию
г) отсутствие деспотизма
28. Что называется прямой демократией?
а) форма правления, при которой сам народ непосредственно участвует в осуществлении власти, принятии важнейших решений
б) форма правления, при которой воля народа выражается через систему избранных народом представительных органов
в) а и б
29. Государство – это…:
а) страна, расположенная на определенной территории и представленная высшими органами власти
б) организация, обладающая верховной властью на определенной территории
в) а и б
30. Для какого типа партий характерно фиксированное членство и уплата членских взносов?
а) кадровых
б) массовых
31. В демократической республике источником власти считается:
а) народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами
б) всевластие главы государства
в) парламентское большинство
32. Чем отличаются конституционные государства от традиционных?
а) по способам его формирования
б) внутреннему строению
в) функциям
г) а, б, в
33. В какой республике премьер-министр официально не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии?
а) президентской
б) полупрезидентской
в) парламентской
34. Какую ценность представляет проведение референдумов?
а) народ способен непосредственно выразить свою волю
б) народ способен стать творцом законов, проявить инициативу
в) а и б
35. Федерация – это …:
а) государство, в котором есть только один субъект суверенитета – народ
б) устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций
в) постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных целей
36. Что лежит в основе правового государства?
а) стремление оградить человека от государственного террора
б) гарантия индивидуальной свободы и основополагающих прав личности
в) а и б
37. К какому периоду относится возникновение партий?
а) XVII век
б) XVIII век
в) XIX век
г) XX век
38. Какая из функций политических партий не относится к внутренним?
а) набор членов
б) пополнение партийной кассы
в) согласование собственных интересов с другими участниками политического процесса
г) регулирование отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии
39. Какая из функций политических партий не является внешней?
а) борьба за завоевание политической власти в интересах определенной группы населения
б) обеспечение связи масс с государственными структурами
в) осуществление политической социализации
г) пополнение партийной кассы
40. Какая из нижеперечисленных групп не входит в состав партии?
а) «меценаты», оказывающие организации материальную поддержку
б) лидеры партии
в) партийная бюрократия
г) мозговой центр, идеологи партии
д) партийный актив
41. В партиях какого типа существуют широкие возможности для рядовых членов влиять на ее деятельность?
а) автократического типа
б) демократического типа
42. Для партий какого типа первичным в программе является победа на выборах?
а) мировоззренческих
б) прагматических
43. Какие из нижеперечисленных партий не относятся к мировоззренческим?
а) реакционные
б) консервативные
в) коммунистические
г) реформистские
д) избирательные
44. К какому типу относится мажоритарная партийная система?
а) однопартийные
б) двухпартийные
в) многопартийные
45. К какому типу относится миноритарная партийная система?
а) однопартийные
б) двухпартийные
в) многопартийные
46. Что расцветает при тоталитаризме?
а) коррупция
б) свобода выбора
в) созидательное творчество
47. Какая отрасль приоритетна в странах с тоталитарным режимом при определении экономического курса?
а) народное хозяйство
б) военная промышленность
в) монополистические объединения
48. Политическая социализация – это …:
а) социально определенные цели деятельности человека
б) процесс адаптации индивида к условиям жизни социума
в) занимаемые социальные статусы и роли
49. Что не входит в предпосылки политической активности?
а) материальные предпосылки
б) политико-правовые предпосылки
в) старые методы управления
г) социально-культурные предпосылки
50. От чего зависят возможности неформального лидера?
а) чем выше пост, тем больше прав
б)они определяются его авторитетом среди его единомышленников и коллег
в) зависят от места в пирамиде власти
51. Выберите правильное определение политического лидерства:
а) руководство и управление, обладание властью как необходимое и достаточное условие лидерства
б) специфическое явление общественной жизни, которое нельзя свести к юридическим и др. принципам
в) все верны
52. С незапамятных времен человечество познало только три способа выдвижения лидера. Какой способ не относится к этим трем?
а) наследование
б) выборы
в) назначение «сверху»
г) захват власти
53. Какой тип лидерства характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках лидера, постоянным жестким давлением на общественные структуры, применением террора как средства устрашения политических противников и создание общества на основе страха?
а) демократический
б) автократический
в) либеральный
54.В основе какого лидерства лежит вера людей в способность «вождя» успешно решать стоящие перед обществом проблемы? Такой лидер наделен нравственными качествами, высочайшей мудростью.
а) харизматическое лидерство
б) рационально-легальное лидерство
в) традиционное лидерство
55. К какому типу принадлежат культуры, сориентированные только на собственные, локальные образцы и нормы?
а) закрытые
б) открытые
56. Какое понятие не входит в состав основных структурных элементов политической культуры?
а) политический опыт
б) политический процесс
в) политическое сознание
г) политическое поведение
57. Что является основой развития политической культуры?
а) политический и исторический опыт человечества
б) политическое сознание
в) политическое поведение
58. Как называется тип политической культуры, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни?
а) патриархальный
б) подданический
в) активистский
59. Что не принадлежит к главным признакам общественных организаций?
а) действия в защиту определенных групп и интересов
б) они ведут борьбу за власть, политические цели для них является главными
в) конфликт со структурами власти и ее представителями
г) наличие определенной организованности
60. Какие черты не относятся к общественным движениям?
а) массовость
б) стихийность
в) разнообразность целей
г) в эти движения попадают только избранные (нет свободного членства)
61. Идеология – это …:
а) мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли
б) всеобщие и неизменные законы возникновения идей
в) система политических, нравственных, философских взглядов и идей
62. К какому типу общественных идей относятся идеи, которые рождаются на основе анализа противоречий и объективных тенденций развития общества, содержит в себе сущностные характеристики, схватывают общую логику развития и отдельные ее положения?
а) реальные
б) иллюзорные
63. Какая идеологическая доктрина представляет собой совокупность идей, принципов, взглядов, политических и экономических программ, утверждающих самоценность человеческой личности, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного?
а) либерализм
б) консерватизм
в) коммунизм
г) традиционализм
д) социал-демократизм
64. Что включают международные отношения?
а) внешнеэкономическую деятельность суверенных государств
б) экономическую, политическую и иную деятельность многочисленных региональных союзов
в) многообразную, в политическом отношении, определяющую деятельность ООН и ее органов
г) все вышеперечисленное
65. Что относится к числу основополагающих принципов международных отношений?
а) принцип суверенного равенства государств
б) принцип неприменения силы и угрозы ее применения
в) принцип нерушимости государственных границ
г) принцип территориальной целостности государств
д) принцип всеобщего уважения прав человека
е) все вышеперечисленное.
5. Вопросы к зачету:
1. Политология как наука, ее место в системе современного общественного знания.
2. Политические идеи античности.
3. Политические теории периода Средневековья и Возрождения.
4. Политические теории периода Нового времени.
5. Политическая мысль в России.
6. Сущность и черты гражданского общества.
7. Гражданское общество. Перспективы и проблемы формирования гражданского общества в России.
8. Политические противоречия, конфликты и кризисы.
9. Власть как социальный феномен.
10. Отчуждение политической власти и его формы.
11. Демократия: сущность, процедуры, институты. Особенности демократического процесса в современной России.
12. Тоталитаризм и его разновидности.
13. Черты и особенности авторитарной политической системы.
14. Политическая система общества: структура, классификация.
15. Эволюция политической системы современной России.
16. Сущность и функции государства.
17. Правовое государство.
18. Политические партии и партийные системы.
19. Феномен партий и их место в политической жизни.
20. Типология партийных систем.
21. Общественно-политические организации и группы интересов.
22. Национальные отношения и национальная политика.
23. Проблемы национальных отношений в России сегодня.
24. Социальная политика.
25. Политическое лидерство.
26. Политическая идеология: сущность, функции.
27. Важнейшие идеологические доктрины.
28. Политическая культура. Особенность развития политической культуры в России.
29. Политическая социализация личности.
30. Политический процесс в России.
31. Политическая модернизация в России.
32. Национальный интерес. Национальные интересы во внешней политике государства.
33. Виды политических взаимодействий на политической арене.
34. Проблема достижения гражданского согласия в России.
Основная литература:
1. Демидов А.И. «Политология. Учебник». М. Гардарики, 2009. 319 с., Гриф МО РФ.
2. Мухаев Р.Т. Политология. 3-е изд., перераб и доп. ЮНИТИ, 2008. 495 с. Гриф МО РФ.
3. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов. Логос-М, 2006. 488 с. Гриф МО РФ.
4. Козырев Г.И. Политология. М.: Форум, 2014. 368 с. Гриф МО РФ.
5. Добреньков В.И., Елишев С.О. Основы политологии. Консервативный взгляд: Учебное пособие для ВУЗов. М.: Академический проект, 2013. 311 с.
6. Капицын В.М., Мокшин В.К., Новгородцева С.Г. Политология. Учебное пособие. М.:
Дашков и К°, 2012. 596 с.
7. Ланцов С.А. Политология. Учебное пособие. Питер, 2011. 544 с.
Дополнительная литература:
8. Смирнов Г.Н. Политология. Гриф УМЦ «Классический учебник», Велби, 2006. 336с.
9. Смирнов Г.Н. Политология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2014. 288 с.
10. Коротец И.Д. Политология. 100 экзаменационных ответов. М., 2008. 256 с.
11. Белякович Н.Н. Политология. М., 2008. 408 с.
12. Комаровский В.С. Политология. М., РАГС, 2008. 598 с.
13. Погорелый Д.Е. Политология: словарь. Эксмо, 2008. 320 с.
14. Пугачев В.П. Введение в политологию. Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2005.
15. Мельвиль А.Ю. Политология. Мелби, 2007. 618 с.
16. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.
17. Сухорукова О.А. История политических и правовых отношений Древнего мира, Средневековья, Возрождения и Нового времени: Учебное пособие. Гриф МО РФ. М.: Инфра-М, Форум, 2015. 128 с.
18. Денисенко И.Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие. М.: Феникс, 2015. 477 с.
19. Козырев Г.И. Политическая социология. Учебное пособие. М.: Форум, 2015. 336 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию.
20. Мухаев Р.Т. Политология. Конспект лекций. Учебное пособие. М.: Проспект, 2015. 224 с.
21. Екадумова И.И. Политология. М.: Тетралит, 2014. 176 с.
22. Каневский П. Политическая стратификация в современной России. Классы, элиты, группы интересов. М.: Академический проект, 2014. 151 с.
23. Семенов В.А. Политический анализ и прогнозирование. Учебное пособие. Питер, 2014. 432 с.
24. Косов Г.В., Паньшин А.И., Харламова Ю.А. Политология (для бакалавров). Учебное пособие. М.: КноРус, 2014. 232 с.
25. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений. М.: Аспект-Пресс, 2014. 494 с.
26. Козырев Г.И. Политическая конфликтология. М.: Инфра-М, Форум, 2014. 432 с. Гриф УМО по классическому университетскому образованию.
27. Коваленко В.И. Современная российская политика. Учебное пособие. М.: МГУ, 2013. 472 с. . Гриф УМО по классическому университетскому образованию.
28. Байханов И.Б. Демократия, избирательные системы и избирательные технологии. Учебно-методическое пообие. М.: Проспект, 2013. 160 с.
29. Василенко А.И. Сравнительная политология. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2013. 376 с.
30. Богатуров А.Д. Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом. М.: Аспект-Пресс, 2012. 240 с.
31. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов. Учебное пособие. М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2012. 205 с. Гриф МО РФ.
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ Слушателей
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на требования образовательного стандарта по данной учебной дисциплине, содержащиеся в п.1.1. Раздела 1. Здесь представлены основные знания, которыми должен обладать слушатель по окончании курса, а также умения и навыки, которыми он должен овладеть в ходе изучения дисциплины.
При изучении раздела № 1 настоящего комплекса необходимо обратить внимание на основные термины, прилагающиеся к каждой теме курса.
Проведение лекционных занятий по данной дисциплине может осуществляться методом «лекция-диалог», для проведения которого необходимо:
а) объявить слушателям предварительно тему лекции-дискуссии и предоставить список рекомендуемой литературы;
б) поставить предварительно задачу анализа практического опыта слушателей в области данной дисциплины;
в) разработать регламент проведения лекции-дискуссии и заранее ознакомить с ним слушателей. Регламент должен предусматривать максимальное количество слушателей, выступающих по каждому из рассматриваемых преподавателем вопросов, и время максимальное для каждого выступающего;
г) определить процедуру проведения преподавателем итогов лекции-дискуссии.
Традиционное лекционное занятие также должно быть соответствующим образом подготовлено. Должно быть обеспечено достаточное количество раздаточного материала, если его наличие предусмотрено сценарием лекции, наличие и рабочее состояние технических средств обучения.
Семинарские занятия для придания им практического характера предполагается проводить и в форме дискуссии. Деловой обмен мнениями в ходе дискуссии на семинарском занятии обеспечивается тщательной ее подготовкой и умением преподавателя в соответствии с установленными правилами вести дискуссию.
Практические занятия должны проводится как выполнение заданий, потребность в которых задается типичными и достаточно вероятными ситуациями практической деятельности руководителей и специалистов в социальной сфере. Выполнение заданий, являющихся возможными моделями осуществления профессиональной деятельности, может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Подготовка к практическому занятию с индивидуальными заданиями состоит, в основном, из разработки преподавателем самих заданий.
Практическое занятие с выполнением заданий группами должно проводиться в соответствии с процедурой, включающей в себя:
- доведение необходимой информации до слушателей;
- разделение большой группы на малые группы;
- объяснения малым группам формы представления своих результатов;
- работа в малых группах;
- представление малыми группами в регламентированной последовательности своих результатов;
- обсуждение результатов малых групп;
разработку большой группой единого варианта выполнения задания (или решения проблемы).
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем дисциплины
При подготовке к теме 1 «Политология как наука» следует обратить внимание на предысторию и время появления политической науки, предмет ее исследования и методы, с помощью которых анализируются политические институты, политический процесс, эволюция политической системы. Кроме того, особое внимание следует уделить изучению этапов развития политической науки, взаимосвязи политологии с другими научными дисциплинами, четко представлять себе необходимость (актуальность) изучения данной дисциплины.
При изучении темы 5. «Политические режимы» следует обратить внимание на предпосылки и условия возникновения тех или иных политических режимов, их характерные черты, типологию, эволюцию и причины смены политических режимов.
Рассматривая тему 8. «Политическое лидерство» уделите внимание изучению стилей и типов политического лидерства, разберитесь, какие типы и стили политического лидерства востребованы в разные эпохи, какие наиболее эффективны в разных политических режимах, политических системах и условиях их функционирования. Какие типы политических лидеров, по Вашему мнению, наиболее эффективны на современном этапе развития российского государства?
Рекомендации по работе с литературой
К основным (базовым) литературным источникам учебной дисциплины относятся:
1. Политология: энциклопедический словарь - М., Изд-во Моск. ком. ун-та, 1993.
2. Политология: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Василика. – М.: Гардарики, 2006.
3. Гаджиев К.С. Политология. Учебник для вузов.- М.: Логос, 2006.
Приступая к изучению той или иной темы, обратите внимание на основные термины, понятия, которые необходимо усвоить. Посмотрите значения этих терминов в энциклопедическом словаре.