Кафедра государственного управления и политологии

Волгоградский филиал

Кафедра государственного управления и политологии

Варакин Сергей Володарьевич

Кандидат философских наук, доцент

ПОЛИТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

ПНБ-200

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол №______ от «___» ______________2014г.
 
Зав. кафедрой ________________________________
 
 

Волгоград 2014

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 3

1.1. Извлечение из требований образовательного стандарта ВПО к обязательному минимуму содержания образовательной программы по дисциплине. 3

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.. 3

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.. 3

1.4. Тематический план учебной дисциплины.. 4

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины.. 4

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ Слушателей.. 24

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. 24

2.2. Пожелания к изучению отдельных тем дисциплины.. 25

2.3. Рекомендации по работе с литературой. 25

2.4. Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса. 25

2.5. Советы по подготовке к зачету. 25

РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИАЛЫ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ИЛИ ПРАКТИКУМ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ТЕМАМ ЛЕКЦИЙ.. 27

РАЗДЕЛ 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ) 35

РАЗДЕЛ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ конерольных, курсовых и ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ.. 43

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Извлечение из требований образовательного стандарта ВПО к обязательному минимуму содержания образовательной программы по дисциплине

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО предполагается обучение по следующей тематике:

Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.

История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.

Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы. Политические партии и электоральные системы.

Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.

Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование у слушателей представления о закономерностях развития политической сферы общества, системы знаний о современных политических институтах, их устройстве и функционировании, о типах, формах и динамике политического процесса, его субъектах, о содержании и путях формирования политической культуры, о многообразных идейно-политических концепциях современности, о мотивах политического поведения личности, различных социальных групп, классов, наций, народов и государств, а также о правах, свободах и обязанностях граждан в демократическом обществе, о политико-правовом положении личности, о способах и формах ее участия в политической жизни.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- Ознакомить с важнейшими политическими идеями, школами;

- Изучить предмет политологии и роль политологического знания в осмыслении и регулировании сложнейшего комплекса политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем современного общества;

- Дать представление об основных отраслях политологического знания (политической философии, политической психологии и политической социологии).

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен знать:

- фундаментальные понятия и категории политологии;

- этапы развития политической мысли, важнейшие школы, идеи, концепции выдающихся мыслителей;

- институты и феномены гражданского общества и политической сферы, основные уровни политики (локальный, региональный, национальный, международный);

- основные методы осуществления политической власти, их сущность и содержание (демократия, тоталитаризм, авторитаризм);

- виды политических институтов (государство, политические партии, общественные организации и т. д.), их место и роль в политической системе;

- принципы взаимоотношений политики и идеологии, классификацию современных политических доктрин, их сущностные характеристики;

- механизм отражения в политике иерархии социальных интересов индивидов, малых и больших социальных групп, классов и наций, международных сообществ;

- мотивации общественно-политической активности личности, политические роли личности, политическое лидерство и его типы;

- роль политической культуры (знаний и навыков, норм и ценностей, традиций и образов поведения) в передаче политического опыта от поколения к поколению и политическая социализация личности;

- особенности политического процесса в современной России, проблемы трансформации социальной системы от тоталитаризма к демократии.

Изучив дисциплину, студент должен уметь:

- обосновать свою политическую, социальную и идеологическую позицию;

- применять полученные знания для анализа современной политической жизни России, проблем внутренней и внешней политики правительства, российских политических сил, проблем перехода общества от тоталитаризма к демократии, определять степень личного участия в становлении новой политической системы.

1.4. Тематический план учебной дисциплины

№ п/п Наименование тем Всего часов В том числе Форма контроля
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. Политология как наука   зачет
2. Генезис политических идей в истории человеческой цивилизации.          
3. Гражданское общество  
4. Власть как социальный феномен    
5. Политические режимы  
6. Политическая система общества    
7. Государство как институт политической системы    
8. Политические партии и партийные системы  
9. Политическое лидерство  
10. Политическая культура    
11. Политическая идеология: общая характеристика, основные доктрины      
  ИТОГО:  

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Семинарское занятие №1

Тема: Политология как наука

1. Предмет и методы политологии.

2. Место политологии в системе современного общественного знания.

3. Понятия и функции политологии.

Рекомендуемая литература:

1. Пляйс Я. А. О генезисе, предмете и современном состоянии политической науки в России // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. – 2005. - № 1.

2. Челлен Р. О политической науке, ее соотношении с другими отраслями знания и об изучении политического пространства // ПОЛИС. - 2005. - № 2.

3. Бойцова О. Ю. Политическая наука в ХХ веке: общие характеристики и основные этапы становления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. – 2001. - № 1

4. Василенко И. А. Политология. Учебник для ВУЗов. М., Юрайт, 2013

5. Гаджиев К.С. Политология. Базовый курс. М., Юрайт, 2013

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. CD Введение в политологию. КноРус, 2011.

Семинарское занятие №2

Семинарское занятие №3

Семинарское занятие №4

Тема: Гражданское общество.

1. Понятие «Гражданское общество».

2. Взаимосвязь гражданского и политического общества.

3. Проблемы и перспективы становления гражданского общества в России.

Рекомендуемая литература:

1. Гражданское общество // https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданское_общество

2. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997. № 4.

3. Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы. // Известия ВУЗов. Правоведение. 1995. №3.

4. Бутенко А.П., Миронов А.В. Государство и гражданское общество // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

5. Соловьев А.И. Три облика государства – три стратегии гражданского общества // Полис. 1996. № 6.

6. Баяхчева С.Л. Идеология гражданского общества / С.Л. Баяхчева, С.И. Илларионов. - М. : РИЦ "ПрофЭко", 2006. - 416 с.

7. Гражданское общество: история и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26-27 апреля 2007 года : [сб. ст. : в 2 ч.] / [редкол.: Б. Д. Семашкин (ред.) и др.]. - Чита : ЗабГГПУ, 2007.

8. Гражданское общество в России: проблемы институционализации и взаимодействия с властью : науч. тр. каф. / М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр.", Ин-т гос. и муницип. упр., Каф. гос. упр. и политики ; под ред. Н.И. Глазуновой. - М. : ГОУВПО Гос. ун-т упр., 2003. - 100 с.

9. Гражданское общество и государство в России: обеспечение демократии и правомерности / [редкол.: Ю.Н. Старилов (отв. ред.) и др.]. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2006. - 279 с.

10. Головань О.В. Государство и гражданское общество : учеб. пособие / О.В. Головань ; М-во образования РФ. Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. - Барнаул : АлтГТУ, 2003. - 115 с.

11. Проблемы становления гражданского общества в России : материалы Всерос. конф. / под ред. А.Н. Чумакова. - М. : Рос. филос. о-во, 2007. - 220 с.

12. Федотов А.С. Гражданское общество: проблемы развития и современные формы / А.С. Федотов ; под ред. Г. В. Дыльнова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов : Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2004. – 203 с.

Семинарское занятие №5

Тема: Политические режимы.

1. Понятие «Политический режим». Основные компоненты политических режимов.

2. Основные характеристики тоталитарных режимов.

- причины и условия возникновения;

- правый и левый тоталитаризм;

- государство и общество в условиях тоталитаризма.

3. Авторитаризм.

- условия его возникновения;

- сходство и различие тоталитарного и авторитарного режимов;

- переход от авторитаризма к демократии.

4. Демократия как режим: основные черты.

- классификация демократических режимов;

- гражданское общество и правовое государство - фундамент демократии;

- характер демократического процесса в современной России.

Рекомендуемая литература:

1. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в Современной России. Учебное пособие. – СПб., 2008. Гл. 9 – 10.

2. Вятр Е. Лекции по политологии. Т. 1. Типология политических режимов. – М., 1991.

3. Карл Поппер. Открытое общество и его враги. – М., 2004.

4. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

5. Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России // ПОЛИС. 2003. № 5.

6. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. Свердловск, 1989.

7. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996. – 672 с.

8. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995. – 294 с.

9. Любой учебник по политологии.

Семинарское занятие №6

Семинарское занятие №7

Семинарское занятие №8

Тема: Политическая культура

1. Сущность и структура политической культуры.

2. Пути и средства формирования политической культуры.

3. Развитие политической культуры в России..

Рекомендуемая литература:

1. Глебова, И.И. Политическая культура современной России: облики новой русской власти и социальные расколы / И.И. Глебова // Полис. – 2006. – № 1. – С. 33–44.

2. Малинова, О.Ю. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискурсе / О.Ю. Малинова // Полис. – 2006. – № 5. – С.106–127.

3. Седов, Л.А. Традиционные черты российской политической культуры в их современном преломлении / Л.А. Седов // Общественные науки и современность. – 2006. – № 3. – С. 67–74.

4. Политическая культура. Политическое сознание // http://rusweb.narod.ru/library/politolog/lect9.htm

5. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли: В 5 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин. Т. II. Зарубежная политическая мысль ХХ в. - М., 1997.

6. Политическая культура // https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_культура

7. Политическая культура // http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskaya-kultura.html

Семинарское занятие №9

Темы рефератов

1. Политика как социальное явление и объект научного анализа.

2. Практическая необходимость постоянного развития и изучения политологии.

3. Методы изучения политического процесса.

4. "Идеальное государство" Платона.

5. Н. Макиавелли о политике и государстве.

6. Джон Локк, Жан-Жак Руссо о законе, правах человека и народа.

7. Ш.Л. Монтескье о разделении властей.

8. Гегель о государстве.

9. Основные этапы развития политической мысли в России.

10. Характерные черты и особенности развития политической науки в США.

11. Идеология гандизма.

12. Сущность и черты гражданского общества.

13. Проблемы формирования гражданского общества в России.

14. Типы власти.

15. Теория элит В. Парето.

16. Отчуждение политической власти.

17. Два подхода к пониманию демократии.

18. Положение личности в условиях тоталитарного режима.

19. Понятие "политическая система".

20. Характерные черты политической системы России.

21. Сущность и предназначение государства.

22. Парламентская и президентская республика: сходство и различие.

23. Особенности становления многопартийности в России.

24. Оппозиция в структуре политической системы.

25. Место и роль общественных движений в политическом процессе.

26. Лоббизм, группа давления и влияния.

27. Причины активности и пассивности личности в политической жизни.

28. Формальное и неформальное политическое лидерство.

29. Популизм: сущность, черты.

30. Политические лидеры современной России.

31. Многообразие определений политической культуры.

32. Типы политической культуры.

33. Черты и особенности политической культуры студенческой молодежи .

34. Теоретический и обыденный уровень политического сознания.

35. Понятие "политический менталитет".

36. Концепции деидеологизации и реидеологизации.

37. Особенности развития политического процесса в СССР после провозглашения курса на "перестройку".

38. Попытка модернизации советской политической системы и ее провал.

39. Характер и последствия политического кризиса в сентябре-октябре 1993 года.

40. Принцип разделения властей в Конституции России.

41. Договор о согласии: смысл, результаты, перспективы.

42. Особенности современного мира, его многообразие, противоречивость, единство.

43. Глобальные проблемы современности.

44. Россия и мировое сообщество.

2. Варианты контрольных работ для осуществления текущего контроля знаний слушателей:

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Перечислить этапы развития политической мысли, важнейшие школы, идеи, концепции выдающихся мыслителей;

2. Перечислить институты и феномены гражданского общества и политической сферы, основные уровни политики (локальный, региональный, национальный, международный);

3. Рассмотреть основные методы осуществления политической власти, их сущность и содержание (демократия, тоталитаризм, авторитаризм);

4. Перечислить виды политических институтов (государство, политические партии, общественные организации и т. д.), их место и роль в политической системе;

5. Перечислить принципы взаимоотношений политики и идеологии, классификацию современных политических доктрин, их сущностные характеристики;

6. Раскрыть механизм отражения в политике иерархии социальных интересов индивидов, малых и больших социальных групп, классов и наций, международных сообществ;

7. Предложить свой вариант мотивации общественно-политической активности личности;

8. Рассмотреть политические роли личности, политическое лидерство и его типы;

9. Какие основные этапы прошла в своем развитии политическая наука?

10. Место политологии в системе современного обществознания.

11. Какому мыслителю античности принадлежит идея создания «идеального государства»

12. В чем заключается вклад в развитие политической науки итальянского мыслителя эпохи «Возрождения» Н. Макиавелли.

13. Что нового внесли в развитие политической науки философы «Нового времени»?

14. Назовите основные черты «гражданского общества».

15. Какой вклад внес М. Дюверже в исследование партий и партийных систем?

16. Разделение властей - необходимое условие их эффективного функционирования. Система “сдержек и противовесов”, ее роль в механизме эффективного функционирования власти.

17. Политическая власть как деятельность. Политические технологии, их роль в эффективном функционировании власти. Виды политических технологий.

18. Легитимность и эффективность политической власти.

19. Понятие, сущность, содержание и характерные черты политической культуры.

20. Факторы формирования политической культуры.

21. Определение классов как больших групп людей, которые различаются между собой по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, способам получения и размерами получаемой ими доли общественного богатства, принадлежит :

а) К. Марксу;

б) Ф. Гизо;

в) В. Ленину;

г) А. Смиту.

22. Власть толпы, крайняя форма народовластия, при которой власть концентрируется в руках популистов и демагогов:

а) Плутократия;

б) Олигархия;

в) Демократия;

г) Охлократия.

23. Вычеркните лишнюю из трех ветвей власти:

а) Законодательная;

б) Судебная;

в) Исполнительная;

г) Административная.

24. 17. Идеальные типы политической культуры (патриархальный, подданнический и культура участия) и смешанный тип политической культуры (культура гражданственности) выделили:

а) В. Парето, Р. Михельс;

б) Г. Алмонд, С. Верба;

в) М. Восленский;

г) М. Вебер.

25. Чем партии отличаются от заинтересованных групп и общественно-политических движений, какие существуют закономерности их возникновения, развития, строения и функционирования?

26. Какова роль выборов в политическом процессе?

27. Определите реформистские, либеральные, консервативные, революционные партии по социально-политическим ориентациям:

а) стремятся к радикальному общественному переустройству;

б) ориентируются на качественные перемены в обществе с помощью реформ;

в) отстаивают традиционные, выдержавшие проверку временем формы общественной жизни;

г) нацелены на обеспечение социальных условий реализации прав и свобод личности.

28. Определите по нижеприведенным признакам, какие партийные системы являются монопартийными, многопартийными, двухпартийными, «поляризованного плюрализма», «умеренного плюрализма»:

а) группа партий стремится к завоеванию государственной власти, но в их отношениях нет согласия, преобладают центробежные тенденции;

б) за власть борются от трех до пяти партий, и ни одна из них не может победить на выборах; достигнув компромисса, они совместно побеждают и формируют коалиционные правительства;

в) реальными претендентами на власть являются две партии (бипартизм), а остальные не мешают им управлять обществом попеременно;

г) система включает несколько партий; д) единственная в обществе партия монополизирует государственную власть.

3. Практические задания

  1. Преподаватель записывает две разные типологии партийных систем и просит слушателей показать стрелочками соответствие партийных систем друг другу за определенный промежуток времени (1 минута) поставить стрелочки таким образом, чтобы показать стрелочками соответствие партийных систем друг другу.

Двухпартийная Мажоритарная

2,5 партийная Миноритарная

Многопартийная Доминирующая

Какая партийная система из первого столбика в наибольшей степени соответствует партийной системе из второго столбика?

2. Слушателям предлагается на компьютере смоделировать государство. Им предлагается выбрать форму правления, тип политического режима, выбрать партийную систему и т.д., а затем щелкнуть на кнопку «создать государство». И компьютер описывает, какое государство было создано, или же напоминает, что такое государство не может существовать в силу объективных причин, и указывает на эти причины. Данное практическое занятие показывает преподавателю степень усвоения слушателями целого ряда тем (государство, политические режимы, партийные системы и др.) и как каждый из них усвоил теоретический материал.

4. Итоговый тест по дисциплине

1. Какой метод политической науки ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность?

а) функциональный

б) институциональный

в) деятельностный

г) сравнительный

2. Какая функция политологии в обществе является функцией познания политических явлений?

а) гносеологическая

б) аксеологическая

в) мотивационно-регулятивная

3. Какая политика является внутренней?

а) совокупная деятельность государств и международных организаций

б) деятельность государства, всей политической системы той или иной страны на международной арене

в) деятельность государства, партий, общественных организаций, лидеров и других субъектов политики

4. В какой период времени происходит становление политической науки как самостоятельной, независимой академической дисциплины?

а) в первой половине XIX века

б) конец XVIII века

в) вторая половина XIX века

г) середина XVIII века

5. Может ли человек жить и работать в обществе, оставаясь в стороне от политики?

а) да

б) нет

6. Какому из мыслителей античности принадлежит идея «идеального государства»?

а) Аристотель

б) Цицерон

в) Платон

7. Аристотель выделял три правильные формы государства. Какая к ним не относится?

а) полития

б) аристократия

в) демократия

г) монархия

8. Какую форму правления государством Аристотель считал наилучшей?

а) полития

б) монархия

в) аристократия

9. В какую эпоху Церковь оказала особенно сильное влияние на политическую мысль?

а) Возрождение

б) Средневековье

в) Античность

г) Капитализм

10. Кто написал трактат «Государь»?

а) Аристотель

б) Никколо Макиавелли

в) Томас Гоббс

г) Джон Локк

11. Цель государства у Н. Макиавелли?

а) «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни

б) вечное и неизменное стремление к благополучию

в) власть как средство достижения справедливости, благосостояния, свободы или бога

г) защита имущественных интересов граждан

12. Какая идея в концепции раннебуржуазной политической и правовой науки считалась самой важной?

а) идея «естественных прав» человека

б) идея научного познания мира

г) идея общих принципов божественного разума

13. Кто сформулировал основополагающий принцип разделения трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной?

а) Шарль Луи Монтескье

б) Томас Гоббс

в) Джон Локк

г) Жан Жак Руссо

14. Согласно Джону Локку, человек от рождения обладает «естественными правами». Что не входит в это понятие?

а) право на частную собственность

б) право на свободу

в) право на власть

г) право на жизнь

15. Харизматическое господство – это:

а) правовое государство, в котором подчиняются не личности, а законам

б) предполагает выходящую за рамки обыденной личную преданность, вызванную наличием священного дара

в) основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей

16. Что такое «гражданское общество»?

а) общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями

б) важная составная часть общественного сознания и общественного мнения, самопредставление об обществе и его составных частях

в) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом

17. Что развивается в гражданском обществе?

а) сфера массовых движений

б) партии

в) объединения по интересам

г) все вышеперечисленное

18. Возможно ли существование гражданского общества в тоталитарном государстве?

а) да

б) нет

в) возможно, но частично

19. Существует несколько направлений в трактовке власти. В каком направлении власть рассматривают как отношение между двумя партнерами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго?

а) бихевиористская трактовка

б) системная трактовка

в) телеологическая трактовка

г) реляционистская трактовка

20. Мировое сообщество является:

а) субъектом власти

б) объектом власти

в) средством власти

г) а и б

21. … ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

а) нормативные

б) утилитарные

в) принудительные

22. К какому способу властвования относится уважение свободы личности, ее фундаментальных прав?

а) конституционному

б) либеральному

в) авторитарному

23. Принудительная власть – это:

а) власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний

б) контроль над экономическими ресурсами

в) распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот

г) опирается на силовые ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения силы или угрозы ее применения

24. Легитимная власть – это:

а) принятие населением власти, признание ими ее права управлять и согласие подчиняться

б) власть, доминирующая над другими видами власти

в) не принимаемая народом власть

г) власть, основанная на управлении сознанием и поведением людей вопреки их интересам

25. К какому типу легитимности власти относится власть, источником которой выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам?

а) традиционная

б) легальная

в) харизматическая

г) идеологическая

26. Что не входит в понятие «политический режим»?

а) как реально распределяется власть между различными социальными слоями

б) как формируются органы государственной власти

в) как осуществляется победа на выборах

г) состояние прав и свобод личности

27. Какой принцип не входит в понятие демократического устройства общества?

а) всеобщее равноправие

б) тирания

в) выборы на должность по жребию

г) отсутствие деспотизма

28. Что называется прямой демократией?

а) форма правления, при которой сам народ непосредственно участвует в осуществлении власти, принятии важнейших решений

б) форма правления, при которой воля народа выражается через систему избранных народом представительных органов

в) а и б

29. Государство – это…:

а) страна, расположенная на определенной территории и представленная высшими органами власти

б) организация, обладающая верховной властью на определенной территории

в) а и б

30. Для какого типа партий характерно фиксированное членство и уплата членских взносов?

а) кадровых

б) массовых

31. В демократической республике источником власти считается:

а) народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами

б) всевластие главы государства

в) парламентское большинство

32. Чем отличаются конституционные государства от традиционных?

а) по способам его формирования

б) внутреннему строению

в) функциям

г) а, б, в

33. В какой республике премьер-министр официально не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии?

а) президентской

б) полупрезидентской

в) парламентской

34. Какую ценность представляет проведение референдумов?

а) народ способен непосредственно выразить свою волю

б) народ способен стать творцом законов, проявить инициативу

в) а и б

35. Федерация – это …:

а) государство, в котором есть только один субъект суверенитета – народ

б) устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций

в) постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных целей

36. Что лежит в основе правового государства?

а) стремление оградить человека от государственного террора

б) гарантия индивидуальной свободы и основополагающих прав личности

в) а и б

37. К какому периоду относится возникновение партий?

а) XVII век

б) XVIII век

в) XIX век

г) XX век

38. Какая из функций политических партий не относится к внутренним?

а) набор членов

б) пополнение партийной кассы

в) согласование собственных интересов с другими участниками политического процесса

г) регулирование отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии

39. Какая из функций политических партий не является внешней?

а) борьба за завоевание политической власти в интересах определенной группы населения

б) обеспечение связи масс с государственными структурами

в) осуществление политической социализации

г) пополнение партийной кассы

40. Какая из нижеперечисленных групп не входит в состав партии?

а) «меценаты», оказывающие организации материальную поддержку

б) лидеры партии

в) партийная бюрократия

г) мозговой центр, идеологи партии

д) партийный актив

41. В партиях какого типа существуют широкие возможности для рядовых членов влиять на ее деятельность?

а) автократического типа

б) демократического типа

42. Для партий какого типа первичным в программе является победа на выборах?

а) мировоззренческих

б) прагматических

43. Какие из нижеперечисленных партий не относятся к мировоззренческим?

а) реакционные

б) консервативные

в) коммунистические

г) реформистские

д) избирательные

44. К какому типу относится мажоритарная партийная система?

а) однопартийные

б) двухпартийные

в) многопартийные

45. К какому типу относится миноритарная партийная система?

а) однопартийные

б) двухпартийные

в) многопартийные

46. Что расцветает при тоталитаризме?

а) коррупция

б) свобода выбора

в) созидательное творчество

47. Какая отрасль приоритетна в странах с тоталитарным режимом при определении экономического курса?

а) народное хозяйство

б) военная промышленность

в) монополистические объединения

48. Политическая социализация – это …:

а) социально определенные цели деятельности человека

б) процесс адаптации индивида к условиям жизни социума

в) занимаемые социальные статусы и роли

49. Что не входит в предпосылки политической активности?

а) материальные предпосылки

б) политико-правовые предпосылки

в) старые методы управления

г) социально-культурные предпосылки

50. От чего зависят возможности неформального лидера?

а) чем выше пост, тем больше прав

б)они определяются его авторитетом среди его единомышленников и коллег

в) зависят от места в пирамиде власти

51. Выберите правильное определение политического лидерства:

а) руководство и управление, обладание властью как необходимое и достаточное условие лидерства

б) специфическое явление общественной жизни, которое нельзя свести к юридическим и др. принципам

в) все верны

52. С незапамятных времен человечество познало только три способа выдвижения лидера. Какой способ не относится к этим трем?

а) наследование

б) выборы

в) назначение «сверху»

г) захват власти

53. Какой тип лидерства характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках лидера, постоянным жестким давлением на общественные структуры, применением террора как средства устрашения политических противников и создание общества на основе страха?

а) демократический

б) автократический

в) либеральный

54.В основе какого лидерства лежит вера людей в способность «вождя» успешно решать стоящие перед обществом проблемы? Такой лидер наделен нравственными качествами, высочайшей мудростью.

а) харизматическое лидерство

б) рационально-легальное лидерство

в) традиционное лидерство

55. К какому типу принадлежат культуры, сориентированные только на собственные, локальные образцы и нормы?

а) закрытые

б) открытые

56. Какое понятие не входит в состав основных структурных элементов политической культуры?

а) политический опыт

б) политический процесс

в) политическое сознание

г) политическое поведение

57. Что является основой развития политической культуры?

а) политический и исторический опыт человечества

б) политическое сознание

в) политическое поведение

58. Как называется тип политической культуры, для которого характерно отсутствие интереса граждан к политической жизни?

а) патриархальный

б) подданический

в) активистский

59. Что не принадлежит к главным признакам общественных организаций?

а) действия в защиту определенных групп и интересов

б) они ведут борьбу за власть, политические цели для них является главными

в) конфликт со структурами власти и ее представителями

г) наличие определенной организованности

60. Какие черты не относятся к общественным движениям?

а) массовость

б) стихийность

в) разнообразность целей

г) в эти движения попадают только избр<

Наши рекомендации