Проблема соотношения политики и морали
Мораль Политика
Платон Макиавелли
Политика Мораль
Различие естественного и позитивного права
Право
Пр 3
Естественное позитивное
3 Пр
Источник Вера Разум
Метод Убеждение Принуждение
Цель Порядок
Или гегелевская логика развития государства и права:
Абсолютная логическая идея | Логическая идея | ||||
(Разум + Дух) | Природа | Субъективный дух | |||
Дух | Объективный дух | Абстрактное право | Семья | ||
Абсолютный дух | Мораль | Гражданское общество | Внутренняя политика | ||
Социальная этика | Гос-во | Внешняя политика | |||
Переход в мир истории |
Через несколько эпох и поколений мыслителей проходит проблема разделения властей.
1. Как она решалась в античном мире (Греция, Рим)?
2. Как она решалась в Средние века между церковной и светской властью (Авг. Блаженный, Ф. Аквинский, М. Падуанский), исламом, православной и католической церковью.
3. Как она решалась в Новое время (Локк, монтескье, Кант) между ветвями власти – по горизонтали.
4. Как она решалась между федеративной и местной властью (Джефферсон, Гамильтон) – по вертикали.
Детальное отражение этих проблем вы найдёте в логико-структурных схемах пособия.
Схема 1 |
Соотношение истории политических и правовых учений (ИпПУ) с теорией государство и права (ТГП)и историей государства и права
зарубежных стран (ИГП з/с)
Логика | |||||
Диалектическая | Формальная | ||||
История | Теория Г и Права | ||||
ИГПЗ/С ИППУ Индия 3 Ману Платон–Аристотель Рим 3 XII Т Конфуций Вавилон 3Х Будда | Г теории - - - - - - - | формы … - - - | П теории - - - - - - - - - | школы - - - | системы - - |
Объективная Субъективная |
ТГП как научная теория выстраивается по законам формальной логики горизонтально.
Это главный предмет юриспруденции. От него, как от ствола дерева, ответвляются отрасли права. Но у ТГП есть корень. Это история государства и права. Своеобразные родители ТГП: ИГП з/с и ИППУ. ТГП создавалась на базе изучения истории государства и права. История объективна, потому что формы государства и права, создаваемые в прошлом, не зависят от нашей воли и сознания.
История динамична. Рассматривает государство и право в развитии по законам диалектической логики. Но изучали историю государства и права люди. В их сознании одни и те же формы государства и права отражались противоречиво, под влиянием различных факторов (кругозора, мировоззрения, интересов и др.) Образно говоря, у каждого мыслителя своё зеркало. Каждый отражает одно и то же событие по-разному. Поэтому история политических и правовых учений носит субъективный характер.
Взаимосвязь современных юридических школ и систем права с философскими науками по источникам права
науки | Источник права | Школа права | Правовая система |
Политология | Власть | нормативистская | романо-германская |
Социология | Общество | социологическая | англосаксонская |
психология | Человек | психологическая | мусульманская |
Чтобы не затеряться в лабиринте проблем ИППУ и сохранить твердый юридический ориентир, в схеме перечислены основные направления права по формуле 5+5.
Как правила правой и левой руки в электротехнике определяют направления магнитного поля, так и в юриспруденции необходимо знать «как свои пять пальцев» содержание права:
Право
1. Субъект – физич. лицо 1. Собственность
2. Объект – обществ. отношения 2. Обязательства
3.
императивный диспозитивный |
4. Метод – 4. Преступление и наказание
5. Цель – порядок 5. Суд и процесс
Схема 2 |
Мировоззрение:
Происхождение
? человек |
общество ? |
природа ? |
?
РжизньС
+ -
Основные вопросы:
1. Откуда?
2. Куда?
3. Смысл?
Происхождение мировоззрения человека об окружающем мире является следствием борьбы за выживаемость. Всё, что способствует жизни, в сознании фиксируется плюсом. Всё, что таит угрозу жизни, фиксируется отрицательно. Положительные и отрицательные факторы существования приводят к двоичному видению мира, его делению на Добро и Зло. Отрицательные и положительные эмоции тотемизируются и закрепляются в образах злых и добрых духов. Так складывается первичная двоичная система мышления, которая распространяется на общественные отношения и становится их регулятором. Мифологическое мировоззрение характерно для родового строя и ранних форм государства.
Ступени познания
Второй ступенью развития мировоззрения является религиозное. Оно существенно отличается от первого. С помощью мифического творца весь бесконечный, сложный и многообразный мир приводится к единству. Вся природа – живая и неживая, все человеческие отношения подчиняются единому акту сотворения мира. Примером такого качественного скачка в мировоззрении является Библия. Первая глава этой книги «Бытие», посвящённая ответу на коренной вопрос человечества – откуда взялся этот мир – показывает совершенно новый уровень миропонимания. Двоичная система становится двоично-троично-семеричной и приводит в идеальный порядок загадочный и запутанный хаотичный мир. Религиозное мировоззрение отличается от мифологического как цветной телевизор от чёрно-белого.
Религиозное мировоззрение несёт в зародыше научное миропонимание, представляет сочетание мифологического миропонимания с научным.
Переход от политеизма к монотеизму связан с переходом от родового строя к государственному.
Религия стала мощным регулятором новых общественных отношений. Без неё не было бы прогресса государственности и современной цивилизации.
3. Ступени миропонимания:
Путь: Характер:
|
1. Мифологическое:
- двоичное + и –
(двухцветное) жизнь-смерть
добро-зло
- политеизм
Вера
Теоцентрическое |
2. Религиозное:
Христианство Ислам |
(многоцветное)
- монотеизм
3. Философское: (Гераклит, Сократ, Платон)
Греция Рим |
(атеизм)
Антропоцентрическое |
Разум - онтологическое
(сущностное)
4. Научное: Аристотель
- логическое
- теоретическое Ф. Аквинский
Гегель
Схема позволяет понять закономерности развития правосознания человечества от Веры к Разуму, выяснить происхождение естественного и позитивного права, ввести собственную периодизацию развития права, отличную от хронологической или формационной.