Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях и на приграничных территориях

Особым видом муниципальных образований являются закры­тые административно-территориальные образования (ЗАТО). В со­ответствии с ФЗ от 2003 г. ЗАТО являются городскими округами. В настоящее время особенности организации местного само­управления в ЗАТО установлены Законом РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном обра­зовании» (с изм. и доп. от 10.01.2006.года.).

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления террито­риальное образование, в пределах которого расположены про­мышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоак­тивных и других материалов, военные и иные объекты, для кото­рых устанавливается особый режим безопасного функционирова­ния и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании (об упраздне­нии) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом Российской Федерации. Федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления действуют в от­ношении закрытого административно-территориального образо­вания с учетом особенностей, устанавливаемых Законом о ЗАТО.

Порядок образования, организация и компетенция органов местного самоуправления закрытого административно-терри­ториального образования определяются законодательством о ме­стном самоуправлении с учетом особенностей, установленных Законом о ЗАТО.

Органы местного самоуправления закрытого административ­но-территориального образования:

— координируют деятельность предприятий и (или) объектов, подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

— разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в случаях аварий на предприятиях и (или) объектах либо при их угрозе. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья населения закрытого административно-территориального образо­вания в результате аварии на предприятии и (или) объекте глава местной администрации совместно с руководителями предприятия, и (или) объекта осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материаль­ных ценностей, а при необходимости — до начала работы соот­ветствующих органов, образуемых Правительством Российской Федерации, принимает решение об эвакуации населения;

— участвуют совместно с руководителями предприятий и (или) объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, и органами фе­деральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, в определении пропуск­ного режима в закрытом административно-территориальном об­разовании, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контроли­руемых и (или) запретных зон;

— по согласованию с органами федеральной службы безо­пасности имеют право давать разрешение на въезд граждан в за­крытое административно-территориальное образование и выезд из него, за исключением режимных территорий предприятий и (или) объектов, находящихся в границах внутренних контроли­руемых и (или) запретных зон;

— осуществляют контроль за санитарно-эпидемиологическим, радиационным и экологическим состоянием территории закрытого административно-территориального образования, за исключением режимных предприятий и (или) объектов, находя­щихся в границах внутренних контролируемых и (или) запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то государст­венных контрольных и надзорных органов. Органы местного са­моуправления информируются о результатах проверок;

— вносят предложения в соответствующие органы государст­венного и военного управления о проведении инспекционных проверок по соблюдению особого режима и обеспечению доста­точных мер для защиты населения закрытого административно-территориального образования от воздействия радиоактивных и других материалов, представляющих повышенную опасность;

— выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов социальной инфраструктуры, в том числе на основе доле­вого участия юридических лиц, расположенных на его территории.

Так, территория и границы ЗАТО определяются не только исходя из особого режима безопасного функционирования предприятий, но и с учетом потребностей развития населенных пунктов (ст. 1 п. 2). Поскольку резервы свободных земель в ЗАТО, как правило, отсутствуют либо ограничены, органы власти субъектов Российской Федерации "...принимают меры по предоставлению земельных участков в ведение органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования для удовлетворения потребностей населения в развитии садоводства, огородничества, сельскохозяйственного производства, жилищного и дачного строительства за пределами указанного образования (ст. 6 п. 5).

Закон "О ЗАТО" оговаривает целый ряд особенностей формирования местного бюджета по сравнению с общим порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Это позволяет обеспечить достаточное и надежное наполнение местного бюджета ЗАТО, что является важнейшей гарантией реализации социальных программ в области жилищного строительства, коммунального хозяйства, образования, культуры, социального попечения, а следовательно, гарантией прав граждан в этих областях.

Программы социально-экономического развития ЗАТО могут осуществляться не только за счет средств местных бюджетов, но и с привлечением средств федерального бюджета.

Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях в настоящее время определяются За­коном РФ от 1 апреля 1993 г. (с изм. от 15.06.2006 года) «О Государственной гра­нице Российской Федерации» Органы местного самоуправления приграничных территорий и их должностные лица:

— оказывают помощь органам и войскам Федеральной по­граничной службы Российской Федерации, Войскам противовоз­душной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государ­ственной границе, исполняют их законные предписания, предос­тавляют необходимую для их деятельности информацию;

— создают условия для участия граждан на добровольных на­чалах в защите Государственной границы в пределах пригранич­ной территории.

Высшие должностные лица органов местного самоуправления имеют право по согласованию с органами безопасности разрешать въезд граждан в закрытое административно-территориальное образование за указанным выше исключением.

Наши рекомендации