Интернет как основа и инфраструктура информационного общества
Ограниченный доступ населения земного шара к современным ИКТ не нуждается в дополнительных подтверждениях. Так, согласно последним данным за 2008 г., в США число компьютеров на 1 000 чел. составляет 900, а в менее развитых странах, например, в Индонезии – число компьютеров на 1000 человек – всего лишь 105.
Не менее впечатляюще выглядит проблема цифрового раскола на примере доступа к Интернету. Согласно недавней статистике, количество пользователей Интернета в мире на середину 2008 года достигло 1 млрд. 463 млн. человек, что составляет 21.9% жителей планеты..
Уже сейчас в 47 странах мира доля пользователей Интернета составляет более половины. В первую десятку вошли Гренландия, Нидерланды, Норвегия, Барбадос и Антигуа, Исландия, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Швеция и Фолклендские острова. Так, в Гренландии – стране с населением чуть более 56 тыс., Интернетом пользуются 52 тыс. человек, то есть 92.3% жителей. Во всем остальном мире средняя доля пользователей Интернета составляет 13.2%.
В абсолютном выражении лидером по количеству пользователей в 2008 году стал Китай (253 млн.), впервые в истории обогнавший США (220.1 млн.) За ними следуют Япония и Индия. Кстати, китайский язык уже стал вторым среди самых используемых языков в Интернете после английского, за ними следует испанский [498]. Россия, где доля пользователей достигла в 2007 году 26% взрослого населения, не вошла в топ-лист по доле пользователей, однако она попала в двадцатку по общему количеству – 32.7 млн., заняв 11 место после Италии.
Однако показатели по использованию Интернета не являются единственным индикатором цифрового неравенства. Существует также рейтинг, который составляется на основе индекс цифровых возможностей (digital opportunity index, DOI), который отражает доступность населению телекоммуникационных услуг, уровень развития инфраструктуры и количество пользователей в разных странах и регионах мира.
Международный союз связи (ITU) после Всемирной встречи на высшем уровне по информационному обществу провел в 2006 году исследование уровня развития информационных технологий в 180 странах. По его результатам был подготовлен доклад о состоянии мирового информационного общества («The World Information Society Report 2007: Beyond WSIS»). Согласно этому докладу, лидером в сфере ICT является Южная Корея, следом за ней идут Япония, Дания, Ирландия, Гонконг, Швеция и Великобритания. США, несмотря на традиционные позиции лидера в сфере использования Интернета, в сфере телекоммуникаций эту репутацию не оправдали и оказались лишь в третьем десятке. Россия, хотя пока и не завоевала лидирующих позиций в общем рейтинге, находится в числе стран, наиболее быстрыми темпами преодолевающих цифровое неравенство. В этом наша страна уступает лишь Индии и Китаю[499]. Тем самым, можно сделать вывод о достаточно заметном существовании цифрового неравенства между странами и континентами мира.
Но цифровой разрыв существует не только между ними. Одной из серьезных проблем и темой для анализа является также неравенство в доступе к информационным технологиям населения внутри отдельной страны. Разумеется, такой цифровой разрыв приобретает самые масштабные формы в странах с низким уровнем развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. Прежде всего, речь идет о развивающихся странах, имеющих неблагоприятную экономическую и политическую ситуацию, о нестабильных регионах, а особенно зонах конфликтов. Серьезным препятствием на пути преодоления цифрового разрыва в стране становятся также факторы социо-культурного характера: низкий уровень образования, традиции, религия, влияние соседних стран и т.п.
Цифровое неравенство влечет за собой и углубление прочих видов неравенства – экономического, социального и культурного. Неравномерность развития современного общества проявляется в том, что люди, обладающие достаточным образованием и материальным благосостоянием, имеют доступ к наиболее продвинутым информационным технологиям, которые в свою очередь позволяют им быстро и эффективно развиваться. Уровень жизни таких людей значительно выше, чем у тех, кому новые информационные технологии недоступны, так как они развиваются значительно медленней и качество жизни у них низкое. Но не только уровень жизни этой социальной прослойки выше, чем у менее благополучных слоев населения. Люди, имеющие доступ к наиболее современным технологиям, производят более существенные экономические эффекты. Этот факт известен под названием «фактор 80/20». Он означает, что 80% прибыли производится 20% тех, кто имеет доступ к наиболее эффективным и современным технологиям.
В результате, неравномерные доступ к ИКТ и их использование приводят к растущей поляризации современного мира – интеллектуальной, социальной, экономической, политической. Именно поэтому информационное неравенство становится сегодня в ряд наиболее актуальных мировых социальных проблем.
Разумеется, разные страны и социальные группы имеют неравные возможности доступа к мировым информационным ресурсам, а также возможности использования новейших информационно-коммуникационных технологий. Это создает условия для увеличения разрыва между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами порождает классы информационных богачей и информационных бедняков. Такая ситуация не может способствовать стабильности, напротив она является скрытой причиной конфликтов. Как отмечают исследователи, «…Цифровое неравенство влечет за собой явный социальный проигрыш, усугубляет социокультурные различия между людьми, имеющими и не имеющими доступ в интернет. Это неравенство отражает противоречия современной эпохи. Оно имеет материальную основу, которая коренится в экономических отношениях внутри стран и в разрыве между ними на международной арене, оно свидетельствует о культурных различиях, политических дифференциях. Оно отражает и другие стороны бытия, такие как этнические, географические, демографические особенности людей и обществ»[500].