Структура интегрированной медиакомпании «РБК-Информационные системы»
Источник: www.rbc.ru
Мультимедийная журналистика
Интегрированные мультимедийные проекты в настоящее время больше всего характерны для СМИ, работающих в развлекательном сегменте. Речь идет о таких продуктах, как реалити-телешоу, сериалы и кассовые кинофильмы. Подобные проекты, как правило, на стадии запуска, сопровождаются поддержкой всех существующих коммуникационных средств и платформ. Но мультимедиа приходит и в сферу традиционной журналистики. Приведем некоторые известные примеры существования мультимедийной журналистики от самых простых до наиболее продвинутых ее форм:
• так называемые «standups» (автор в кадре), которые газетный журналисты делает для того, чтобы представить телевизионный вариант новости на веб-сайте своего издания.
• галереи или демонстрации снимков фотокорреспондентов на веб-сайте издания (включающие фотографии, для которых не нашлось места на печатной полосе);
• хроника или резюме, написанные газетными, радио или онлайн-репортерами, которые затем используются для рассылки по электронной почте или по SMS;
• совместные проекты различных СМИ, представляющих в целом общий контент но в разных форматах и на разных платформах;
• полностью интегрированный мультимедийный newsroom, где единая команда журналистов создает контент для распространения во всех форматах (текст, фото, видео, аудио) и на всех платформах (Интернет, радио, телевидение, телефония).
Журналистов, одновременно работающих во всех сферах журналистики на Западе обычно называют Backpack journalists (англ. Backpack – рюкзак), имея с виду, что эти люди имеют «при себе» все, что необходимо для работы в СМИ. Современную цифровую видеокамеру, цифровой фотоаппарат, цифровой диктофон, компьютер-ноутбук или коммуникатор с выходом в Интернет вполне можно носить в одном рюкзаке. И это экономит ресурсы: например, освещение большого ЧП может потребовать целую команду работников СМИ, а на рутиной пресс-конференции справиться и один журналист. Правда, следует понимать, что единственный «мультимедийный» репортер может работать именно на «маленьких» событиях. Но когда речь касается «крупных» новостей, где работает группа «мономедийных» репортеров – продукт «мультимедийного» пока, конечно, проигрывает в качестве. Сложно быть профессионалом одинакового уровня сразу во всех областях.
Исследования, проведенные во многих странах, тем не менее, показывают, что на современном этапе использование мультимедийных технологий имеет тенденцию воспроизводить существующие методы монологической журналистики (ее «старую школу»). Большинство веб-сайтов едва используют интерактив, мультимедийные возможности остаются недогруженными, и большинство примеров инновационного использования того же гипертекста имеют место в рамках сетевых ресурсов, созданных как побочные проекты господствующих традиционных СМИ.
Пример мультимедийного проекта
Источник: www.inweb.h10.ru
Ключевые должности персонала мультимедийного Newsroom:
Мультирепортеры - специалисты, которые собирают информационные ресурсы, занимаются их обработкой, ведут базы данных, генерируют собственные материалы и – что особенно важно - умеют пользоваться компьютером, фотоаппаратом, диктофоном и видеокамерой и прочими коммуникационными устройствами.
Графический художник – специалист, умеющий создавать и редактировать различного вида иллюстрации.
Веб-дизайнер - специалист, знающий законы расположения (верстки) материала различных форматов в рамках сетевого ресурса.
IT-инженер - специалист, владеющий навыками кодировки веб-сайтов по современным стандартам и размещения в сети любого мультимедийного контента.
Аналитик – специалист, отслеживающий последние тенденции в области мультимедийной журналистики и предлагающий новые решения.
Редактор – специалист, контролирующий весь процесс генерации и размещения мультимедийного контента.
Креативный руководитель - лидер команды, ответственный за весь комплекс продвижения и развития проекта.
Планирование мультимедийного пакета
Прежде, чем появится первый бит информации нового мультимедийного проекта, необходимо продумать содержание пакета материалов, который будет размещен в сети. Три основных структурных элемента цифрового пакета – это различные виды текста, изображения и звука. Очевидно, что не каждый пакет нуждается во всех этих элементах. Изначально нужно решить, какие типы форматов будут работать лучше для достижения поставленной цели с наибольшей эффективностью (подвижные и неподвижные графики, диаграммы и карты, фотографии, видео, звук, текст, интерактивные сервисы и пр.). Перегрузка, избыточность зачастую не менее пагубны, чем нехватка ресурсов и опций.
Удобство и простота использования мультимедийного пакета также являются важными критериями его эффективности. Здесь, прежде всего, важны такие параметры как ясность и наглядность навигации веб-сайта, удобочитаемость текстов, заголовков и указателей, техническая простота просмотра и воспроизведения иллюстраций, видео-файлов и аудио-треков. Останутся ли посетители на сайте, уйдут ли, посоветуют его другим людям или нет – все это зависит от ряда факторов. К счастью, многие из них управляемы, поскольку то, как аудитория воспринимает пакет, во многом зависит и от того, как он продвигается на рынке. Помочь в развитии узнаваемости проекта, в раскрутке его эмблемы, расширении бренда могут известные интернет-технологии: активные ссылки, закладки, баннеры, почтовая рассылка и даже вирусный маркетинг.
Алгоритм действий
1. Лучше всего начать с формирования списка вопросов: Что нужно сделать? Каким образом? Для кого? С какой целью? Что получится в результате? и пр. Если ответов на все вопросы не может дать существующая креативная команда (возможно, состоящая из одного человека-журналиста), имеет смысл обратиться к тем, кто может стать потенциальной аудиторией проекта. Список вопросов, естественно, можно и нужно расширять.
2. Ответы на поставленные вопросы помогут определиться с концептуальным содержанием пакета и создать план действий.
3. Следует определиться с количеством элементов пакета и их видами. Наличие более чем шести различных форматов приведет к избыточности пакета.
4. Планируется контент каждого формата. На этом этапе к работе подключаются технические специалисты, иначе производство пакета будет инфраструктурно неорганизованно.
Важно отметить, что в мультимедийной среде форма во многом определяет содержание. Формула проста: «контент таков, поскольку такая упаковка предполагает такой контент». Следовательно, при создании проекта необходимо одновременно решать не только что и кому мы сообщаем, но и по какому каналу и в каком формате. Мультимедиа – это всегда рациональный синтез технологии и информации, функций и идей. Операционная составляющая здесь несет особую смысловую нагрузку.
Технологии мультимедиа
Для работы с мультимедийными ресурсами необходимо соответствующее оборудование. Количество выпущенных персональных компьютеров измеряется миллионами. Общеизвестно, что в компьютерном мире господствуют две системы: Apple Macintosh и IBM PC. Среди моделей IBM PC одной из современных разработок являются компьютеры с процессором Pentium. Они имеют встроенные средства мультимедиа, например Pentium with MMX-technology.
Минимальной конфигурацией мультимедийного компьютера считается:
• процессор Pentium;
• тактовая частота 75 МГц;
• оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) 8 мегабайт;
• жесткий диск не менее 540 мегабайт;
• графическая плата VGA (640x480 точек в режиме 256 цветов или 800x600 точек в режиме 16 цветов);
• дисковод CD-ROM, поддерживающий скорость передачи
данных 600 Кб/с со средним временем доступа 250 мс;
• аудиоплата с 16-битовым звуком и MIDI-порт;
• видео MPEG 1 (аппаратное или программное), поддержка
синхронизированного аудио-видеопотока с разрешением 352x240;
при 30 fps (frame per second - кадров в секунду);
• мышь и клавиатура.
На компьютерах такого уровня можно получить хорошее изображение графических объектов, продемонстрировать реально движущееся видео, прослушать мелодию, воспроизводящуюся с качеством, не уступающим качеству звучания бытовых аудиоприборов.
Дополнительно к персональному компьютеру можно подключить множество различных устройств. Художник не обойдется без графического планшета, режиссер - без видеокамеры, музыкант - без музыкальной клавиатуры и хороших средств воспроизведения звука.
Для ввода и вывода информации потребуется наличие таких устройств, как:
• принтер — устройство для вывода текста и другой графической информации на бумагу;
• сканер — устройство для ввода изображений с бумаги или слайдов;
• стример — устройство для быстрого сохранения информации на кассетах, похожих на кассеты магнитофонов, но большего размера;
• плоттер — устройство для вывода рисунков и другой графической информации на бумагу. Его скорость значительно ниже, чем у принтера, но качество печати — превосходное;
• факс-модем - для подключения к локальным или глобальным компьютерным сетям;
• звуковые колонки — для воспроизведения звука;
• TV-тюнер — для приема теле- или радиопередач;
• различного типа внешние накопители — для хранения данных;
Некоторые устройства могут быть внешними, т. е. подключаться к компьютеру через разъемы, расположенные на задней стенке системного блока. Для некоторых устройств необходимы специальные электронные платы (контроллеры}, которые вставляются в один из унифицированных разъемов (слотов расширения), расположенных на материнской плате. Контроллер монитора называют видеоадаптером.
Слоты расширения имеют различные размеры и соответствуют разным типам плат. Известны платы расширения и соответствующие слоты — ISA, EISA, MCA, USB (к одному USB каналу можно подключить до 127 внешних устройств) и др.
Важным параметром, определяющим скорость компьютера, является объем его оперативной памяти. Она должна быть не менее 32 мегабайт.
Жесткий диск (винчестер} мультимедийного компьютера должен быть по возможности быстрым и большим. Одна минута высококачественного звука требует до 10 Мб. Видеозаписи требуют на порядок больше пространства жесткого диска.
Конструктивно аудиоадаптер - это обычная печатная плата с набором аудиокомпонентов. Плата вставляется в системный блок компьютера, в один из свободных разъемов расширения материнской платы. К аудиоадаптеру подключаются микрофон, проигрыватель звуковых компакт-дисков, стереофонические звуковые колонки и другие устройства, например обычный бытовой аудиокомплекс или внешний усилитель аудиосигналов.
Одним из наиболее распространенных видов звуковых карт
(плат) является карта Sound Blaster. Плата преобразует звуковые сигналы в цифровые, которые способен воспринимать компьютер. Программное обеспечение, установленное на этой плате, не только обеспечивает полное преобразование звука, но и позволяет его многократно сжимать без существенной потери качества.
В звуковую плату встроены электронный синтезатор музыкальных звуков и программно управляемый смеситель звуков от различных источников — микшер. После цифровой обработки сигналы вновь превращаются в обычные аналоговые звуковые и прослушиваются через стереофоническую акустическую систему или стереонаушники.
Для вывода на экран текстовой и графической информации используется монитор. Мониторы бывают цветные и монохромные. Они могут работать в разных режимах, в зависимости от назначения. Компьютерная индустрия ограничила число возможных вариантов количества точек по вертикали и горизонтали экрана (разрешающая способность монитора). Сегодня наиболее широко распространены четыре комбинации: 640 столбцов на 480 строк, 800x600, 1024x768 и 1280x1024.
Существует несколько стандартных комбинаций цветовой палитры: 16 цветов; 256; 65536; 16,7 млн. цветов. Совмещая комбинацию цвета с разрешающей способностью, получаем видеорежим. Чем больше цветов приходится выводить видеоплате, тем больше это занимает времени у процессора. По мере улучшения качества изображения снижается общая производительность компьютера, поскольку вывод на экран сотен тысяч цветовых точек требует огромного числа видеоопераций. Поэтому сегодня в видеоадаптерах используют специальные микросхемы видеоакселерации, позволяющие разгрузить центральный процессор.
Появились и более развитые средства работы с видеоинформацией: платы ввода телевизионных изображений - ТВ-тюнеры и видеоплаты обработки видеоизображений - Video Blaster. Они позволяют создавать изображения телевизионного качества и выводить окошко с ним как на экран дисплея персонального компьютера, так и на экран обычного телевизора.
Платы, позволяющие записывать изображения прямо с видеовыхода телевизора, видеомагнитофона, телекамеры и цифровых фотоаппаратов, получили название плат видеозахвата (видеограбберов). Платы захвата видеокадров бывают двух типов — для захвата отдельных кадров и для захвата видеопоследовательностей. При записи в файл компьютеры выполняют компрессию видеоданных, а при воспроизведении - декомпрессию. Эти операции можно организовать программно или аппаратно. Имеются и смешанные варианты.
В связи с тем, что рынок информационно-коммуникационных технологий постоянно меняется, значительно совершенствуется и его программное обеспечение. Появляются новые программы, соответствующие аппаратным возможностям современных ПК.
Мультимедиа - это новая технология создания современных пользовательских программных продуктов. Она избавляет конечного пользователя-непрофессионала от необходимости довольно сложного создания таких программных объектов, как диалоговое меню, красочные изображения, синтезируемые звуки, звуки речи и музыки, разнообразные эффекты динамической графики и т. д. Все это реализовано специализированными мультимедиа-программами, которые можно использовать в авторских разработках, созданных с применением этих оболочек.
Процесс создания мультимедийных программ напоминает строительство крупнопанельного дома. Из больших объектов (готовых записей, звуков и рисунков, программ — проигрывателей файлов, заготовок меню и т. д.) строится программа с великолепным пользовательским интерфейсом. Еще недавно такую программу под силу было создать только большому коллективу программистов за многие месяцы изнурительной работы. Изменение мультимедийной программы, например добавление в нее новых разделов, рисунков или звукового сопровождения, делается довольно просто и быстро.
Библиография
Журналистика на перепутье. Опыт России и США /Под ред. Е.Л. Вартановой. – М., 2006.
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. – М., 2004.
Ефимова Н.Н. Звук в эфире. – М., 2005.
Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М., 2005.
Кастельс М. Галактика Интернет. – Екатеринбург, 2004
Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. – М., 2000
Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ.- М., 2005.
Медынский С.Е. Оператор. Пространство. Кадр. – М., 2004.
Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.
Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. – М., 2004.
Ситников В.П. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание. – М., 2004.
Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино видео. – М., 2001.
Мультимедийные технологии. Режим доступа: http://tso.omgtu.ru/mult.htm
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2004.
Чепмен Н., Чепмен Д. Цифровые технологии мультимедиа. 2-е изд. – М., 2005.
Deuze Mark. What is Multimedia Journalism? Режим доступа:
http://convergence.journalism.indiana.edu/media/documents/convergence/DeuzeMultimediaJS.pdf
Shaping Tomorrow’s Media Systems. Faculty of Journalism, Novosti, Moscow, 2004.
Stephen Quinn, Vincent F. Filak. Convergent Journalism: An introduction. Focal Press, Burlington, 2005.
Контрольные вопросы
- Основные толкования термина «конвергенция».
- Главные причины развития конвергенции в СМИ.
- Аудитория СМИ в «цифровую эпоху».
- Конкуренция СМИ и конвергенция.
- Характеристики конвергенции в СМИ.
- Определение понятия «мультимедиа».
- Соотношение понятий «мультимедиа» и «конвергенция».
- Дигитализация как условие мультимедийности.
- «Линейная» и «нелинейная» мультимедиа.
- «Начальная конвергенция» и «полная конвергенция».
- Концепция «континуума конвергенции».
- Определение мультимедиа в журналистике.
- Формы мультимедийной журналистики.
- «Backpack journalism» как новый вид журналистики.
- Персонал мультимедийного Newsroom.
- Понятие мультимедийного пакета.
- Критерии эффективности мультимедийного пакета.
- Этапы создания мультимедийного проекта.
- Технический портфель мультимедийного проекта.
- Преимущества мультимедийной технологии.
Тема 10:Особенности деятельности СМИ и журналистов в условиях глобализации информационных потоков
Проф. Вартанова Е. Л.
доктор филологических наук
декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова
План лекции
- СМИ в условиях глобализации: особенности деятельности
- СМИ и журналистика России в контексте глобализации информационных потоков
- Свобода и ответственность СМИ в информационном обществе
- Типология угроз информационного общества
- Роль саморегулирования СМИ в условиях глобализации
- Опыт саморегулирования в интернете