Почему развивается конвергенция в СМИ?
• фрагментация аудитории;
• дешевые «диджитал-технологии»;
• изменения общественных и правовых структур, что делает возможным существование кросс-медиа компаний
Характеристики конвергенции в СМИ:
• не ограничивается лишь одним способом доставки информации;
• не является прерогативой только медиагигантов;
• не приносит больших доходов на современном этапе.
Конвергенция возникает в современных ньюсрумах (англ. Newsroom), где различный информационный продукт на различных медиаплатформах достигает массовой аудитории интерактивным контентом. Мультимедийность – объективный результат конвергенции, которая, в свою очередь, стала возможной в результате дигитализации (англ. Digitalisation) или оцифровки - перевод информации в цифровую форму. Более технологическое определение дигитализации - цифровая трансмиссия данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы.
Мультимедиа (англ. Multimedia) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видео информация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD-ROM). В таком случае термин мультимедиа означает, что компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
Мультимедиа может быть классифицирована как линейнаяи нелинейная. Аналогом линейного способа представления может являться кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может повлиять на его вывод. Нелинейный способ представления информации позволяет человеку участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации может быть назван линейным, так как просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации.
Очевидно, что главным мотором мультимедиа является глобальное развитие сетевых ресурсов и технологий. Интернет – основная среда для мультимедийности. Ее главная форма на современном этапе – веб-сайт.
Прежде, чем рассмотреть элементы логики мультимедийной журналистики, следует ввести определение мультимедийной журналистики. Есть два способа определить мультимедиа в журналистике:
- во-первых, как представление пакета одного сообщения (материала) на веб-сайте, с использованием двух или более форматов, таких как устное и письменное слово, музыка, видеоизображения, графические мультипликации, включая интерактивные и гипертекстовые элементы;
- во-вторых, как интегрированное представление одного пакета материалов через различные каналы, такие как веб-сайт, электронная почта, SMS, MMS, радио, телевидение, телетекст, печатные версии газет и журналов.
Оба эти определения могут обозначать возможные «конечные точки» на пути от начальной конвергенции до полной конвергенции. Зарубежные исследователи спорят о количестве так называемых «остановок» на данном пути: одни идентифицируют три «степени» конвергенции до достижения конечной точки - полностью интегрированного мультимедийного СМИ, другие выделяют пять фаз движения к полной конвергенции. Суть расхождения в теориях здесь не столь принципиальна, важнее то, в чем сходятся исследователи – наличие некоего «континуума» в развитии мультимедиа и поэтапность этого процесса.
Концепция «континуума конвергенции» предполагает, что рано или поздно все СМИ придут к той стадии существования, где интеграция различных этапов производства и распространения контента дойдет до абсолюта (речь идет как о генерации и агрегации аудио-, видео-, текстового, фото и графического материала, так и о дистрибуции, продажах, маркетинге и пр.). Эта линейная модель, правда, вообще не рассматривает вариант, при котором некоторые сферы деятельности СМИ остаются не затронутыми конвергенцией. Идея «континуума» также не представляется идеальной из-за предположения о неизбежности полной конвергенции, что будет обусловлено предполагаемым согласием со стороны всех заинтересованных лиц (прежде всего, практиков СМИ).