Условия работы с источниками информации в контексте антитеррористической деятельности

Знание общих профессиональных стандартов в работе с информацией – необходимая составляющая, основа компетентной деятельности в любой конкретной ситуации. Другая составляющая - понимание условий, в которых разворачивается реальная деятельность журналиста. В контексте антитеррористической деятельности и особенно в условиях чрезвычайных ситуаций эти обстоятельства имеют исключительное значение. Журналист обязан знать их и учитывать в своей работе. Технологическая специфика складывается, таким образом, на основе профессиональных стандартов с учетом особого правового статуса и необходимых этических ограничений.

Международное право, национальное законодательство не только устанавливают правовой режим антитеррористической деятельности, но и определяют приоритеты, основные направления, принципы, организационные основы, компетенции субъектов антитеррора, а также ответственность за причастность к терроризму – все эти аспекты формируют информационное поле, в котором осуществляется журналистская деятельность: направляют поиск источников информации, предостерегают от опрометчивых шагов, подчеркивают необходимость тщательной проверки информации, обусловливают выбор методов получения информации. Знание норм антитеррористического законодательства становится профессиональной необходимостью.

Так, одна из резолюций Совбеза ООН[484], квалифицируя терроризм во всех его проявлениях как одну из самых серьезных угроз миру и безопасности, подтверждает, что любые теракты являются не имеющими оправдания преступлениями, независимо от их мотивации; СБ призывает к мирному урегулированию споров и локальных конфликтов и созданию атмосферы взаимной терпимости и уважения, к расширению диалога и углублению взаимопонимания между цивилизациями, к воспитанию толерантности, к решению глобальных проблем и сотрудничеству. Здесь - огромный потенциал для информационной деятельности, широкое поле для журналистского поиска.

В числе основных принципов, определенных Законом РФ «О противодействии терроризму»[485], есть непосредственно влияющие на работу журналистов:

· единоначалие в руководстве привлекаемыми силами при проведении контртеррористических операций

· сочетание гласных и негласных методов, конфиденциальность сведений о спецсредствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий и составе их участников

· недопустимость уступок террористам

· минимизация последствий терроризма

Журналисту также необходимо знать, что террористической деятельностью считается подстрекательство к террористическому акту, информационное или иное пособничество, пропаганда идей терроризма, распространение материалов и информации, призывающих к террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих ее необходимость. Любая организация, ответственная за такие действия, может быть подвергнута уголовному преследованию.

В законе определены компетенции президента, правительства, федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, а также особых органов по координации их деятельности. Руководитель контртеррористической операцией несет персональную ответственность за ее осуществление; в частности, он определяет сотрудника оперативного штаба, ответственного за поддержание связи с представителями средств массовой информации и общественности.З

Закон устанавливает порядок введения правового режима контртеррористической операции, действие которого распространяется в том числе и на представителей СМИ. Границы территории (или перечень объектов), меры и ограничения, отмена режима подлежат незамедлительному обнародованию. Временными ограничениями допускается:

· проверка документов у физических лиц

· удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов

· усиление охраны общественного порядка и жизненно важных объектов

· введение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, электрической связи и в почтовых отправлениях.

Указом Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» постановляется образование Национального антитеррористического комитета и Федерального оперативного штаба в его составе, а также антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах РФ. Положением о Национальном антитеррористическом комитете определяется состав Комитета, комиссий и штабов по должностям. Кроме того, Комитет может привлекать к работе специалистов и представителей общественности.

Обзор антитеррористического законодательства дает возможность журналисту ориентироваться в правовых условиях поиска и интерпретации информации, необходимой аудитории СМИ. Сущность и задачи информационного взаимодействия силовых структур, органов государственной власти и журналистики представлена в виде схемы, помещенной на интернет-портале Национального антитеррористического комитета:

Условия работы с источниками информации в контексте антитеррористической деятельности - student2.ru

Вместе с тем необходимо понимать, что правовой режим задает контуры и определяет основные принципы взаимодействия, но не может предусмотреть всех нюансов, разрешить любые ситуации, которые неизбежно возникают в столь сложной, конфликтогенной, нередко чрезвычайной среде, как противодействие террору в целом и террористическая атака в частности.

После того, как террористические акты, другие насильственные и экстремистские действия стали печальной российской реальностью, а следовательно, и реальностью в практике их освещения СМИ, была осознана основная информационная коллизия – между потребностью аудитории СМИ в полной и достоверной информации (многократно усиленной экстремальностью ситуации) и ограниченным доступом к ней: журналисты от лица общества и в его интересах стремятся получить информацию о происходящем из различных источников – спецслужбы, также в интересах общества, в целях его же безопасности, стремятся ограничить движение и распространение информации.

Есть и третья сторона – террористы: в своих собственных интересах, нередко выдавая их за общественные, они стремятся к публичности, к максимальной огласке своих действий и целей, то есть к тому, чтобы, выражаясь профессиональным языком журналистов, стать главным ньюсмейкером, главным источником информации в конфликтной ситуации. Террористы вне закона – это неоспоримо, но как понять причины происходящего, в чем корни события? Когда и кто предоставит такую информацию?

Наконец, есть и четвертая сторона – жертвы и их близкие: они невинны, они страдают, но они же и инструмент давления террористов, они заложники ситуации. Любая оплошность, в том числе журналистская, может стоить им жизни и здоровья. Могут ли они быть источником информации? Объективной и достоверной информации? Когда и как предоставлять им слово?

Потенциальные источники информации, помимо названных, - еще и публичные персоны (депутаты, общественники, артисты, врачи, другие авторитетные и известные лица), обычно присутствующие в эпицентре событий по своей инициативе, по моральным побуждениям, либо приглашенные, либо выступающие в СМИ как эксперты и т.д. Их моральный авторитет может быть чрезвычайно полезным, они способны сказать очень важные для всех слова; в некоторых случаях их прямое участие в проведении контртеррористической операции оказывается решающим. Однако – и в этом журналисты должны отдавать себе отчет – кто-то способен заниматься «пиаром на крови», кто-то делает неосторожные заявления. Кому, при каких обстоятельствах предоставить слово?

Завязывается тугой узел противоречий, в котором участники, действующие в интересах общества, стремятся к общей главной цели, но решают тактически разные задачи. В результате нередко складывается ситуация, когда партнеры по контртеррористической операции не понимают друг друга, становятся оппонентами и пытаются разрешить проблемную ситуацию каждый по-своему: «силовики» вводят неоправданные ограничения на доступ к информации, на передвижения журналистов, санкционируют запретительные и карательные меры по отношению к журналистам - те, в свою очередь, считают, что с помощью запретов и ограничений спецслужбы хотят скрыть свою некомпетентность, уйти от общественной оценки и любыми способами, часто опасными и неприемлемыми, пытаются добыть информацию. В ситуациях, когда складывается подобное противостояние, происходит дальнейшая эскалация взаимного недоверия, что может привести к срыву всей контртеррористической операции, к драматическим осложнениям и неоправданным человеческим жертвам, другим негативным последствиям, к которым ни одна из «позитивных» сторон, естественно, не стремится. Более того, информационный вакуум, неизвестность рождают в обществе атмосферу страха, паники, недоверия власти, что и является главной целью терроризма. Возможные дисфункциональные эффекты в процессе тактической несогласованности не могут не приниматься во внимание.

4. «Антитеррористическая конвенция»:

Наши рекомендации