Этические технологии: каким языком говорить?
Невозможно обойти вниманием еще одну сторону профессиональной деятельности: позиции и оценки, находящие выражение непосредственно в языковой ткани журналистских текстов. Противодействие «языку вражды» стоит рассматривать как особую технологию. Язык вражды (англ. Hate speech) был определен в рекомендации Кабинета министров Совета Европы как все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание расовой ненависти, ксенофобии, антисемитизма или других видов ненависти на основе нетерпимости, включая нетерпимость в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации или враждебности в отношении меньшинств, мигрантов и лиц с мигрантскими корнями.
В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001-2005 гг.)» особенно подчеркивается необходимость внедрения в социальную практику норм толерантного поведения и гибкого реагирования на изменение социально-политической ситуации в стране. Гибкость и толерантность особенно важны для СМИ, которые транслируют и формируют нормы и модели поведения в обществе.
Исследователи языка вражды различают «мягкий язык вражды» - оскорбительные заголовки, некорректные иллюстрации и анекдоты, и «жесткий язык вражды», подразумевающий практически прямые призывы к насилию.[476]
С точки зрения гуманитарных подходов особенно важно формирование с помощью СМИ толерантного отношения к иммигрантам, представителям разных религиозных конфессий. Необходима максимальная корректность при освещении этнических и религиозных конфликтов, даже в том случае, если они не имеют террористической направленности.
Особенно корректным, предполагающим дифференцированный подход, должно быть освещение и анализ проблем, связанных с религиозным экстремизмом и терроризмом: помнить о том, что мировое сообщество отвергает связь терроризма с какой - либо конкретной религией, расой или национальностью; избегать стереотипов и клише; создавать возможность для диалога представителей разных религиозных конфессий и общин, что является особенно важным в условиях нарастания миграционных потоков.
Недопустимо также использование стереотипов и ярлыков, связанных с национальными аспектами терроризма. Хорошо известно, что терроризм – явление не только международное, но и многонациональное. К примеру, многие из боевиков, принимавших участие в терактах Ш.Басаева, не были чеченцами по происхождении.
После событий в Беслане было отмечено, что журналисты стали активней обсуждать проблему языка вражды в СМИ. Анализ федеральных изданий, проведенный информационно-аналитическим центом «Сова», показал что многие издания акцентируют внимание на национальности и вероисповедании террористов. Среди них оказались такие авторитетные газеты, как «Известия», «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда» и «МК». Так, «МК» на протяжении недели проводило четкую «античеченскую линию», в «КП» выходили материалы, осуждающие ислам. В целом, по мнению экспертов, в течение последних десяти лет уровень языка вражды в российских СМИ держится на отметке 40%. Даже в периоды ослабления террористической угрозы, основным объектом дискриминационных выступлений остаются выходцы с Кавказа. Исследователи СМИ, считают, что кавказофобия на страницах СМИ продолжает нарастать. Примечательно, что половина всех проявлений языка вражды зафиксирована в «Комсомольской правде» и «Московском комсомольце». Именно в этих газетах регулярно публикуются статьи, содержащие оскорбительные высказывания в адрес этнических меньшинств. В то же время, на страницах «Новых Известий», «Новой газеты», «Коммерсанта» и «Независимой газеты» регулярно появляются материалы по проблемам журналистской этики.[477]
Заголовки часто носят провоцирующий характер или подмену понятий, содержат стереотипы шовинистского или националистского характера. Например, заголовок «Лицо террористической национальности» неизбежно вызовет легко угадываемую ассоциацию. В последнее время усилиями правозащитных организаций реализуются тренинги и семинары для журналистов с целью распознавания и нейтрализации языка вражды, реализующие специальные образовательные технологии. Польза от обучающих семинаров для журналистов, несомненно, есть, но пока их выбор невелик.
Описанные технологические подходы представляют собой своего рода реестр профессиональных возможностей для разработки общей концепции антитеррористической деятельности конкретного СМИ с учетом его типологического профиля, в расчете на определенный сегмент аудитории. Концепции реализуются через совокупность технологий. При таком подходе можно воспитывать готовность общества к эффективному противодействию террористической угрозе. Напротив, технологические нарушения - как сознательные, так и спонтанные, проистекающие от профессиональной некомпетентности, - создают условия для расцвета разнообразных манипуляций и политических спекуляций.
Тема 7: Профилактика и реабилитация информационных травм журналистов и аудитории СМИ в условиях конфликта
Пронина Е.Е.
доктор филол. наук профессор