Взаимодействие СМИ и силовых структур: принципы, технологии, саморегулирование
В ходе контртеррористических операций журналисты и сотрудники правоохранительных органов зачастую сталкиваются с разного рода проблемами - в области доступа СМИ к информации, доступа журналистов в места проведения операций и пр.
Определенные нарекания со стороны общества предъявляются как к тем, так и к другим
Журналистов упрекают в распространении непроверенной, недостоверной, а порой и опасной для жизни людей информации.
СМИ, в свою очередь, упрекают правоохранительные органы в сокрытии важных фактов, в ограничении доступа к информации и к месту происшествия. В конечном итоге страдает общество, не получающее или недополучающее важную информацию.
Общеизвестно, что в ряде государств уже много лет действует хорошо отлаженный механизм взаимодействия правоохранительных органов и СМИ.
Возникает ряд вопросов, которые нуждаются в обсуждении, чтобы прояснить ситуацию и сделать взаимодействие СМИ, государства и силовых структур более эффективным и результативным. Среди этих вопросов стоит выделить следующие:
· Взаимодействие государства и СМИ в противодействии террористической угрозе.
· Международные документы (хартии, конвенции, договоры), определяющие процедуры взаимодействия журналистов и силовых структур в экстремальных ситуациях
· Социальная ответственность медиа как фактор стабильности общества.
· Как эффективно выстроить взаимоотношения журналистов и СМИ с силовыми структурами?
· Конфликт СМИ и силовых структур в ходе выполнения профессиональных задач. Как его преодолеть?
· Ситуация выбора «право людей на жизнь или право общества на информацию»: ответственность силовиков и журналистов.
· Ограничение распространения информации: как это соотносится с конституционным правом граждан?
· Российская и зарубежная практика действий СМИ и правоохранительных органов в экстремальных ситуациях.
· Подготовка журналистов для работы в экстремальных условиях.
Одна из основных причин несостоявшегося взаимодействия властей и СМИ – опасение вскрытия некомпетентности, вследствие обнародования и анализа, выданных ими сведений. Такие преграды ведут к рискованным, иногда незаконным способам получения информации со стороны журналистов. Полученные таким образом данные не всегда верны и это ведёт к обострению споров. Не меньший вес имеют ошибки журналистов и редакций в освещении сложных событий. Основные причины тому – некомпетентность в данной теме и скоропалительность в выводах.
В последнее время предпринимаются реальные шаги для исследования и обсуждения роли СМИ в противодействии терроризму. Так, например, по инициативе Организации коллективного договора о безопасности (ОДКБ) в октябре 2004 г. был образован Международный антитеррористический медиафорум, который уже провел - два международных конгресса. [436] В апреле-мае 2005 г. Всероссийским институтом повышения квалификации сотрудников МВД России были проведены специальные курсы для журналистов, освещающих проблемы борьбы с терроризмом. Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) 20 июня 2005 г. также приняла специальную резолюцию "СМИ и терроризм". В ней подчеркивается необходимость осознания журналистами того факта, что террористы совершают свои акции и используют СМИ в целях оказания максимального информационно-пропагандистского давления на общественность.
В этой связи ПАСЕ, в частности, рекомендовала сотрудникам СМИ:
• разработать кодекс поведения по освещению террористических акций и их угроз;
• избегать через свои сообщения и комментарии усиления подавленности в обществе, воздерживаться от распространения высказываний, порождающих ненависть;
• сотрудничать с правоохранительными органами, освещая события, связанные с противодействием террористической угрозе.
5 октября 2005 г. в Москве был проведен российский форум журналистов «Будущее без терроризма», который также привлек должное внимание работников СМИ. 1 февраля 2006 года в Федерации мира и согласия в Москве прошла экспертная встреча на тему "Терроризм и СМИ".
"Сейчас нет противостояния между пресс-службами силовых структур и СМИ. Во многом это связано с тем, что журналисты, освещающие военную тематику и работу спецслужб, стали работать более профессионально, стали мудрее и более опытными[437]", — отметил генсек ОДКБ Николай Бордюжа в ходе конференции "Терроризм и электронные СМИ". Однако сотрудникам пресс-служб силовых структур не хватает "глубины" во взаимоотношениях с журналистами. "В каждой силовой структуре есть подразделения, работающие со СМИ. В них сотни людей, большинство из которых — профессионалы. Однако при этом журналисты практически не получают серьезных аналитических материалов", - сказал Бордюжа.
По его мнению, пока у силовых структур не будет выхода на более профессиональную работу с журналистами, "по-прежнему будут появляться претензии силовиков к журналистам". "К сожалению, попытки ОДКБ собрать за одним столом представителей силовых структур и журналистов дважды провалились. По вине силовых структур", — сообщил секретарь ОДКБ. По мнению Бордюжи, представители силовых структур обязаны давать информацию журналистам. "Нам необходимо учить не только журналистов работе в условиях контртеррористических операций, но и представителей силовых структур. Необходимо обучать их работе с журналистами, которые будут работать с ними в экстремальных условиях. ...К сожалению, сегодня этого нет", — заключил Бордюжа.
Это признание – по сути начало нормального диалога, а не череды обвинений со стороны силовых структур в отношении журналистов и СМИ. Представители журналистского цеха также обсуждают данную проблему. О попытке разработки Кодекса уже говорилось выше. Исследователи журналистики также берут на себя смелость сформулировать положения и правила, которые будут полезны в профессиональной работе журналистов, работающих в зоне конфликтов и террористических акций. Например, такие правила изложены в книге Б.Н. Лозовского «Журналистика: техника безопасности». Многие из них распространяются не только на работу журналиста в «горячей точке», но применимы и к мирной жизни. Остановимся кратко[438] на некоторых наиболее важных, по мнению автора книги, упущениях, которые могут привести к непрофессиональной работе журналиста.
1. Пренебрежение правом и обязанностью журналиста проверять достоверность сообщаемой ему информации.
Правила для преодоления этой оплошности весьма непритязательны:
· перезвонить источнику и в готовом для опубликования материале еще раз перепроверить цифры, точность воспроизведения цитат, иные данные;
· обратиться к существующим документам, копии которых всегда предпочтительно иметь в архиве журналиста;
· встретиться с очевидцами, свидетелями (не менее двух);
· показать материал опытным коллегам, редактору;
· посоветоваться с экспертами;
· наконец, дать для оценки юристу.