Факторы участия СМИ в процессе противодействию терроризму
Одним из основных условий, обеспечивающих информационно-психологическую устойчивость в обществе, является деятельность средств массовой информации. Это предъявляет соответствующие требования к форме и содержанию информационного потока.
Темпы развития современных экономических и иных общественных отношений не позволяют обществам замыкаться в самих себе. Удерживать высокий уровень функционирования всех отраслей промышленности просто невозможно, не говоря о том, что невозможно развивать многие отрасли с нуля до конкурентноспособного состояния за пять - десять лет; особенно это касается компьютерных технологий. Однако есть возможность сотрудничества со странами, достигшими значительного прогресса в различных областях. Для эффективности и устойчивости таких отношений нужны достаточная открытость общества, желание участвовать в международных процессах, создание дружеской и партнерской атмосферы общения между странами. Это вынуждает к интеграции в единое мировое информационное пространство. Оно не только является зоной обмена экономической информацией, но и важным интеграционным звеном в процессе создания кросскультурных и общечеловеческих ценностей, которые являются гарантом предотвращения конфликтов как внутри общества, так и между обществами. Одновременно с этим происходит процесс усиления внимания и взаимопомощи между странами в решении целого ряда схожих проблем, касающихся борьбы с экономическим шпионажем и пиратством, организованной преступностью, финансовыми кризисами, природными техногенными катаклизмами.
Вместе с положительными аспектами интеграционных процессов есть и негативные, связанные с единым информационным пространством. Навязчивое участие стран -соседей в решении внутренних проблем других государств заканчивается порой их жесткими действиями: от экономической и политической блокады до проведения военных акций.
Есть и еще одна деликатная для каждого современного государства сфера - этнокультурная, которая в открытом информационном пространстве подвергается вмешательствам других стран. Еще одним нежелательным моментом становится перенос негативных ценностей и установок из одного общества в другое, а иногда привнесение идей и норм, диссонирующих с исторической и этнографической культурой общества. Подобные моменты провоцируют внутренние социально-психологические кризисы, вызывающие усиление сепаратистских настроений, развитие этнического, религиозного, политического и иных форм экстремизма, разрушают механизмы социального контроля.
Наибольшей угрозой становятся процессы подмены культурной составляющей общественной жизни принципами и нормами общества-потребления, что неминуемо снижает образовательный, демографический и культурный потенциал общества, вызывает формирование инертных обществ[401].
Весьма сложная задача в процессе интеграции достается СМИ. Ведущая роль в интеграционном процессе возлагается не на национальные СМИ, а на транснациональные средства массовой информации и СМИ с глобальным вещанием, которые формируют информационную повестку дня и тональность оценки информации. Они же и предоставляют исходный материал и комментарии для национальных СМИ относительно мировых событий. Национальные СМИ могут самостоятельно собирать, анализировать и оценивать информацию, создавать свою повестку дня. Однако аудитория к этому моменту, возможно, уже получила первоначальное представление о проблеме через систему глобального вещания как по каналам телевидения, так и через интернет. Поэтому национальным СМИ требуется особое искусство по формированию общественного представления о проблеме внутри национального информационного поля. При этом СМИ должны сами решить, какую позицию они займут по отношению к событиям: поддержат ли позицию глобального вещателя, будут ли отстаивать собственные убеждения или встанут на позицию своего правительства.
Зоной ответственности СМИ становится даже не столько сама информация, сколько структуры психологического равновесия в обществе и его умонастроения. Однако надо помнить, что сейчас практически любой член общества может получить доступ к огромным ресурсам информации благодаря мощнейшим сетям телекоммуникации и найти единомышленников по всему миру, создавая при этом группу интересов. Группе остается привлечь к себе внимание СМИ и воспользоваться ими в своих целях. Вместе с тем группа способна создавать и свои средства массовой информации. Их статус будет зависеть от принятия единых стандартов и норм. Правда, здесь есть проблема несогласованности и отсутствия взаимосвязи между представителями рынка СМИ.[402]
Для того чтобы СМИ стали участником обеспечения информационно-психологической безопасности, необходим ряд условий. Среди них политические, экономические и правовые, в том числе проблемы самоцензуры и внутриредакционной цензуры.
Очевидно, что важнейшим условием является законодательная база формирования СМИ, обеспечивающая открытый доступ журналистов к социально значимой информации. Законодательство должно также четко оговаривать ограничения при работе с информацией, напрямую связанной с безопасностью государства, правоохранительной деятельностью, а также обеспечение тайны частной жизни и личных сведений.
СМИ должны оставаться автономным институтом общества, реализующим собственные задачи, ориентированные на консолидацию общества и свободное выражение мнений граждан.
Автономность, или самостоятельность СМИ сопряжена с экономическими условиями их функционирования и развития. Экономика медиабизнеса формирует внутрикорпоративную этику журналистского коллектива.