Тема 3. Приемы оказания психологической помощи лицам, находящимся в зоне террористических действий.
Психологическое сопровождение лиц, находившихся в зоне террористических действий. Основным способом является рациональные техники преодоления стресса:
§ Принятие произошедшего.
§ Принятие своих реакций и чувств.
§ Извлечение урока из случившегося.
§ Перенаправление своих чувств на другой объект.
Групповые формы применения методов преодоления стресса. Дебрифинг – групповой метод неотложной психологической помощи людям, перенесшим травматический опыт. Представляет собой специально организованное обсуждение в группе людей, совместно переживших экстремальное стрессовое событие. Цель: минимизировать негативные последствия сильного стресса. Задачи:
1. Проработка переживаний и реакций.
2. Когнитивная организация опыта.
3. Уменьшение индивидуального и группового напряжения.
4. Снятие ощущения уникальности и патологичности собственных реакций.
5. Мобилизация внутренних и внешних ресурсов.
6. Подготовка к переживанию отсроченных симптомов и реакций.
7. Определение средств дальнейшей помощи в случае необходимости (при проявлении признаков посттравматического стрессового расстройства).
Особенности групповых форм применения методов психологической саморегуляции с целью экстренной корекции неблагоприятных состояний у лиц, находящихся в зоне терористических действий.
Купирование панических состояний у населения как результата террористической агрессии. Своевременное информирование лиц, находящихся в зоне террористических действий. Информирование как контрприем по отношению к слухам и иным видам информационно-психологического оружия.
Организация мероприятий по своевременному оказанию психологической помощи лицам, находящимся в зоне террористических действий, и привлечение специалистов-психологов для реализации указанной профессиональной помощи как одна из основных функций спецслужб.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Терроризм как психологическое явление.
2. Особенности состояния лиц, находящихся в зоне террористических действий.
3. Приемы оказания экстренной психологической помощи лицам, находящимся в зоне террористических действий.
Основная литература:
1. Караяни А.Г., Зинченко Ю.П. Информационно-психологическое противоборство в войне: история, методология, практика: учебник для курсантов и студентов вузов. – М.: МГУ, 2007. – 172 с.
2. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психотехнологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2007. – 311 с.
3. Организация профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел: Методическое пособие. – М.: ГУК МВД России, 2003. – 154 с.
4. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. – М.: УВР ГУКиКП МВД России, 2001. – 308 с.
РАЗДЕЛ 12 ЖУРНАЛИСТИКА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФРМАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ ТЕРРОРИЗМУ
Авторский коллектив факультета журналистики
Темы лекций
1. Журналистика и средства массовой информации в системе антитеррористической деятельности (Е.Л.Вартанова)
2. Функционирование средств массовой информации в условиях террористических конфликтов и информационных войн (С.Э.Некляев, С.С.Смирнов)
3. Правовые и этические аспекты деятельности средств массовой информации и журналиста в условиях террористической угрозы (С.Ю.Гладун)
4. Принципы и формы взаимодействия журналистов с силовыми структурами и органами власти (Г.Г.Щепилова)
5. Особенности деятельности СМИ и журналиста при работе по освещению локального военного конфликта (С.Э.Некляев)
6. Технологии журналистского творчества в контексте антитеррористической деятельности (О.В.Смирнова, Т.И.Фролова)
7. Профилактика и реабилитация информационных травм журналистов и аудитории СМИ в условиях конфликта (Е.Е.Пронина)
8. Проблема достоверности информации о террористическом конфликте в деятельности журналиста (О.В.Смирнова, Т.И.Фролова)
9. Особенности деятельности средств массовой информации и журналистов в условиях мультимедийной среды и конвергентной журналистики (С.С.Смирнов)
10. Особенности деятельности средств массовой информации и журналистов в условиях глобализации информационных потоков (Е.Л.Вартанова)
11. Цифровое неравенство как проблема информационной безопасности (Е.Л.Вартанова, О.В.Смирнова)