Бодров В.А.. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЭРСЭ, 2006.
Величковский Б.Б., Марьин М.И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках моджели «состояние – устойчивая черта» /Вестник МГУ. Серия 14: Психология, 2007 (2), с. 34-46.
Гринберг Дж. Управление стрессом (7-е издание). СПб: Питер, 2004.
Леонова А.Б. Психологическая диагностика функциональных состояний человека. М., МГУ, 1984.
Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции / Психологический журнал, 2004, т. 25 (2), с. 75-85.
Леонова А.Б., Капица М.С. Методы субъективной оценки функциональных состояний человека / Практикум по инженерной психологии и эргономике (под ред. Ю.К. Стредкова). М.: Академия, 2003, с. 136-137.
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007.
Мэграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб: Речь, 2001.
Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб: Сентябрь, 2001.
Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб: Питер, 2002.
Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних дел / Под ред М.И. Марьина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
Цзен Н. В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнениы (2-е издание). М.: НИ «Класс», 2006
Сведения об авторах тематического модуля
Леонова Анна Борисовна, профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ.
Кузнецова Алла Спартаковна, доцент кафедры психологии труда, кандидат психологических наук, доцент.
Барабанщикова Валентина Владимировна, доцент кафедры психологии труда, кандидат психологических наук.
Величковский Борис Борисович, научный сотрудник лаборатории психологии труда факультета психологии, кандидат психологических наук.
Лекция 1. Стресс в профессиональной деятельности специалистов-участников антитеррористических операций
Леонова А.Б.
Аннотация.Лекция посвящена формированию научных представлений о стрессе как процессe адаптации человека к затрудненным условиям жизнедеятельности с выходом на анализ конкретных причин и факторов развития стресса у представителей опасных профессий. Вводятся определения базовых понятий, а также критерии и способы оценки типов успешной и неуспешной адаптации к трудным ситуациям с учетом психологических механизмов их формирования. Дается общая классификация стресс-факторов профессиональной среды, в рамках которой анализируется специфика причин развития стресса в деятельности сотрудников спецслужб. Специальное внимание уделяется ознакомлению с конкретными методиками диагностики причин развития стресса и примерами проведения психологического скрининга поведения специалистов в чрезвычайных ситуациях.
Конспект лекции.
Тема 1. Социальный и общенаучный контекст анализа стресса.В общепринятом значении термин «стресс» используется для обозначения сложных ситуаций или чрезвычайных обстоятельств, которые затрудняют выполнение стоящих перед человеком задач и влияют на поведение, что сопровождается комплексом острых эмоциональных переживаний и сдвигами в протекании физиологических и психических процессов. Помимо непосредственной реакции за возникшее затруднение («острый стресс»), ведущей к серьезным нарушениям поведения, вплоть до полной дезорганизации деятельности, стресс опасен своими отсроченными последствиями. Они возникают в результате длительного накопления негативных эффектов стресса («хронический стресс»), что ведет к развитию болезней стрессовой этиологии и нарушениям психического здоровья человека.
Указанные аспекты объясняют высокую социальную значимость разработки проблематики стресса в современном обществе, так как определяют причины таких неприемлемых явлений, как ошибки и аварии по вине «человеческого фактора», снижение трудоспособности профессионалов и потерю квалифицированных рабочих кадров. Это в первую очередь касается представителей «опасных профессий», к которым относятся специалисты спецслужб, участвующих в проведении антитеррористических операций (примеры медико-демографической статистики по контингентам сотрудников МЧС и МВД).
Научная разработка проблематики стресса первоначально получила развитие в физиологии и медицине. В классической концепции Г. Селье стресс определяется как генерализованная адаптационная реакция организма на любое затруднение, сопровождающаяся всеобщей мобилизацией защитных сил организма. Выделенная триада признаков стресса характеризует многоуровневый процесс гормональных перестроек в организме, которые служат основой для экстренной активизации ресурсов для изменения поведения в затрудненных обстоятельствах. Вместе с тем, эффективность адаптационной реакции будет определяться тем, насколько адекватными окажутся изменения в деятельности и поведении человека с точки зрения успешности решения стоящих перед ним задач. По этому критерию выделяются два принципиально разных типа стресса: (а) продуктивный стресс («эустресс»), обеспечивающий полноценное разрешение сложной ситуации, и (б) деструктивный стресс («дистресс»), ведущий к дезорганизации поведения и/или срыву в работе систем обеспечения жизнедеятельности.
Тема 2. Психологический стресс и индивидуальные формы преодоления стрессовых ситуаций. Углубленная разработка проблематики стресса в психологии началась позднее и была связана с различением механизмов развития адаптационных стрессовых реакции на уровнях (1) биологического функционирования и (2) личностного отношения человека к ситуации (понятия физиологического и психологического стресса по Р. Лазарусу). В современных концепциях психологического стресса центральное место занимают процессы, связанные с субъективной оценкой ситуации и актуализацией доступных способов преодоления или совладания с затруднениями (т.н. копинг-стратегии). Субъективная оценка сложных ситуаций происходит на неосознаваемом уровне и отражается в трех комплексах аффективных переживаний: (1) угроза (чувство тревоги, беспокойства, страха); (2) конфликт (раздражение, гнев, агрессия) и (3) фрустрация (тоска, безысходность, депрессия).
Копинг-стратегии представлены широким спектром прижизненно сформированных способов и тактик поведения в затрудненных обстоятельствах. Они могут иметь как конструктивный (активная направленность на решение проблем), так и деструктивный характер (избегание, уход, замещение). Преобладающий тип субъективной оценки ситуации и выбор стратегий совладающего поведения зависят от индивидуальных особенностей человека и его опыта. Для оценки степени разнообразия и сбалансированности индивидуального репертуара копинг-стратегий, целесообразно использовать методику SACS, по результатам которой даются рекомендации для проведения психологических тренингов по формированию эффективных способов преодоления стресса.
Тема 3. Основные группы факторов риска для развития стресса в профессиональной деятельности. В современных исследованиях преобладает эмпирическая направленность на изучение профессионального стресса, что связано с необходимостью выявления комплексов стресс-факторов, являющихся главными источниками повышенной напряженности в деятельности представителей разных видов труда. В обобщающей классификации К. Купера и Дж. Маршалл выделены следующие основные группы факторов риска для возникновения дистресса: (1) затрудненные условия среды обитания; (2) интенсивность и временная организация рабочих нагрузок; (3) содержание труда, включая необходимость принятия решений и ответственность за их исполнение; (4) трудовая роль и ролевой конфликт; (5) ограничения в развитии профессиональной карьеры; (6) групповые взаимодействия и социально-психологический климат в коллективе; (7) отношения с руководством; (8) структура управления и наличие обратной связи; (9) ограничения, накладываемые на внепрофессиональные контакты (семья, дружеские связи, мобильность персонала).
Состав и характеристика влияния факторов риска по каждой из выделенных групп, типичных для конкретных видов труда, описывается на основе профессиографического анализа деятельности, в рамках которого проводится психологический скрининг особых случаев и трудных ситуаций. Наряду с этим, важным является определение того, в какой степени объективно присутствующие факторы риска субъективно воспринимаются профессионалом как стрессогенные. В этих целях следует применять методики опросного типа, с помощью которых обследуемые лица дают собственную оценку степени выраженности или значимости влияния тех ли иных факторов. Примером такой методики служит «Опросник трудового стресса» (тест JSS), по результатам которого составляется профиль наиболее существенных для каждого специалиста стресс-факторов (отдельно по параметрам интенсивности их влияния и частоты воздействия), а также определяется общий уровень стрессогенности ситуации по индексу «вес стресса».
Подтема 4. Специфика факторов развития стресса в деятельности сотрудников спецслужб, участвующих в антитеррористической деятельности. Деятельность специалистов, принимающих непосредственное участие в антитеррористических операциях, относится к категории особо опасных видов труда. Наряду с наличием факторов риска, общих для разных категорий профессий повышенной сложности, данный вид деятельности характеризуется специфичным комплексом причин развития стресса, связанных как (а) с объективными характеристиками чрезвычайных ситуаций, так и (б) психологическими трудностями, возникающими при решении трудовых задач. По результатам сопоставления данных анализа труда в разных спецподразделениях МЧС и МВД, выделяются следующие группы специфических стресс-факторов:
§ Экстраординарные условия деятельности и опасности в среде обитания.
§ Внезапность, неопределенность ситуации, трудность прогноза развития событий.
§ Чрезмерная интенсивность рабочих нагрузок (физические и психические перегрузки, связанные с интенсивным эмоциональным напряжением).
§ Высокий темп деятельности, ненормированные рабочие смены, отсутствие отдыха.
§ Строгая субординация, дефицит времени для принятия решений и личная ответственность за их исполнение.
§ Повышенные требования к надежности деятельности, ответственность за сохранение жизни/здоровья пострадавших и лиц, находящихся в зоне террористической активности.
§ Избыточность социальных контактов, сопереживание травматическому опыту и переживаниям других людей.
§ Конфликт между наличием непосредственной угрозы жизни (мотив самосохранения) и осознанием высокой социальной значимости профессиональной деятельности.
§ Сужение круга внепрофессиональных контактов, нарушение семейных/дружеских связей.
Психологические особенности влияния этих факторов и комплексный характер их воздействия рассматриваются на примере анализа конкретных случаев проведения антитеррористических операций (операция по спасению заложников в г. Беслане, ликвидация последствий террористического акта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке).
Практические задания:(1) овладение психодиагностическими методиками «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) и «Опросник трудового стресса» (JSS);
(2) составление профессиографической анкеты для выделения стресс-факторов в чрезвычайных ситуациях на примере анализа рассмотренных кейсов.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Прикладное значение исследований стресса: социальные и психологические аспекты.
2. Продуктивный и деструктивный стресс в деятельности представителей опасных видов труда.
3. Факторы развития стресса в разных видах экстремальных профессий.
4. Психологический анализ деятельности специалистов-участников антитеррористических операций в чрезвычайных ситуациях (конкретное исследование).
Основная литература:
1. Бодров В.А. Профессиональный стресс. М.: ПЭРСЭ, 2000.
2. Китаев-Смык Л.Г. Психология стресса. М., 1983.
3. Кокс Т. Стресс. М., Медицина, 1981.
4. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса / Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология, 2000, № 3.
5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности (под ред. Г.С. Никифорова и др.). СП.: Речь, 2001.
6. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979.
Леонова А.Б.
Лекция 2. Психическая напряженность деятельности, состояния сниженной работоспособности и синдромы стрессовых состояний.
Аннотация. В лекции рассматриваются формы повышения психической напряженности в экстремальных условиях как основы развития продуктивного и деструктивного стресса. Анализируются стадии динамики работоспособности в штатных и осложненных ситуациях деятельности с приведением данных о методах дифференциальной оценки основных видов состояний сниженной работоспособности. Дается качественная характеристика синдромов острого и хронического стресса, ведущих к формированию устойчивых личностно-поведенческих деформаций и нарушений психического здоровья.
Конспект лекции.
Тема 1. Экстремальные условия и психическая напряженность деятельности. Разнообразие стрессовых состояний анализируется в контексте понятия психической напряженности деятельности. Критическим факторов, определяющим отличие признаков естественного напряжения, возникающего в процессе любой работы («рабочее напряжение»), от существенного нарастания психической напряженности деятельности, является наличие экстремальных условий ее выполнения. Экстремальными называют предельные или крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта (В.Д. Небылицын). Интенсивность экстремальных воздействий оценивается степенью тяжести по отношению к нормальным условиям функционирования, выделяются трудные, экстраординарные и паратерминальные ситуации.
В зависимости от принципиальных различий в возможностях человека адаптироваться к этим ситуациям выделяют на две категории факторов:
§ абсолютной экстремальности, лежащих на границе возможностей биологической и/или социальной адаптации, возможности приспособления к которым крайне ограничены;
§ относительной экстремальности, интенсивность негативного влияния которых варьирует (вплоть до полного исчезновения) в результате привыкания, тренировки, обучения и др. Основными детерминантами этого процесса являются новизна и внезапность ситуации, сложность, значимость и личная ответственность за исполнение заданий.
Тема 2. Состояния психической напряженности. Способность справиться с выполнением трудовых задач в экстремальных условиях зависит от адекватности активизируемых адаптационные ресурсов требованиям ситуации. Успешность адаптации описывается в терминах отнесения состояний психической напряженности к двум типас:
§ состояния операциональной напряженности или продуктивной мобилизации, способствующей эффективному решению задач с преобладанием процессуальных мотивов деятельности («концентрация на работе»);
§ состояния эмоциональной напряженности (собственно дистресса), характеризующиеся выраженными признаками дезорганизации деятельности и доминированием мотивов самосохранение, самозащиты, поддержания высокой самооценки (концентрация на себе). Выделяются три формы состояний эмоциональной напряженности: (а) тормозная, (б) импульсивная и (в) генерализованная. Они существенно различаются между собой по симптоматике проявлений, но общим для них является существенное снижение работоспособности.
Тема 3. Состояния сниженной работоспособности.
Оценка работоспособности человека является важным критерием для определения успешности и надежности деятельности как в штатных, так и экстремальных ситуациях. Понятие работоспособности используется для характеристики наличных или доступных для актуализации физиологических и психологических ресурсов человека, которые востребуются при решении профессиональных задач. Тип работоспособности определяется содержанием основных рабочих нагрузок (физическая, сенсорная, умственная и пр.), и оценивается по уровню соответствия затрачиваемых ресурсов объективным требованиям деятельности (высокая, оптимальная, сниженная, предельно низкая).
Особенности динамики работоспособности определяются на основе временного распределения разных стадий на протяжении одного рабочего цикла. В обычных условиях на кривой работоспособности выделяются стадии (1) врабатывания, (2) оптимальной работы, (3) компенсируемого и (4) некомпенсируемого утомления. При повышении напряженности деятельности характер динамики меняется, появляются стадии «конечного порыва», «второго дыхания», «срыва адаптации». Причиной ухудшения эффективности и качества труда являются различные виды состояний сниженной работоспособности:
§ утомление – естественное истощение ресурсов, возникающих вследствие продолжительности и интенсивности воздействия рабочих нагрузок с преобладанием мотивации на завершение работы и отдых;
§ монотония – снижение сознательного контроля за исполнением, типичное для ситуаций однообразной работы и частого повторения стереотипных действий, которое сопровождается переживаниями скуки/сонливости и желанием сменить задачу;
§ пресыщение – эмоциональное неприятие слишком простой и малоинтересной деятельности (раздражение, отвращение), приводящее к появлению непреодолимого стремления прекратить работу или внести разнообразие в ее исполнение;
§ психическая напряженность/стресс – экстренная мобилизация адаптационных ресурсов, развивающаяся в ответ на новизну, сложность, значимость и повышенную ответственность с доминирующей мотивацией на преодоление/устранение затруднений.
Причины и негативные эффекты названных состояний различны, и поэтому требуют дифференцированной диагностики и коррекции (практическое занятие по методике ДОРС). Высокая вероятность возникновения каждого из них типична для деятельности сотрудников спецслужб. Кроме того, развитие состояний утомления, монотонии и пресыщения повышают напряженность деятельности, усиливая при этом интенсивность проявлений как острого, так и хронического стресса.
Тема 3. Синдромы проявлений острого и хронического стресса. Комплекс взаимосвязанные негативных проявлений, (а) возникающих непосредственно в ответ на экстремальное воздействие, и б) эффекты их длительного накопления находят отражение в структуре синдромов острого и хронического стресса.
В состав синдрома острого стресса входят следующие признаки:
§ дискомфортные физические ощущения (головокружение, тошнота, сухость во рту );
§ затруднения в когнитивной сфере (хаотичное внимание, забывчивость, замедление мыслительной активности);
§ эмоциональное напряжение (признаки перевозбуждения, нервозность, беспокойство, тревога)
§ нарушения в общении (затруднение социальных контактов, нарушения речи, невосприимчивость к смысловы аспектам коммуникаций)
§ дезорганизация поведения (дискоординация движений, разрушение привычных двигательных стереотипов, замедленность действий)
§ ухудшение общего самочувствия (общая слабость, вялость, плохое настроение).
Синдром хронического стресса включает более стойкие проявления дезадаптации на личностном и соматическом уровнях:
§ повышение личностной тревожности, постоянное беспокойство;
§ агрессивность, обидчивость, вспышки беспричинного гнева;
§ признаки устойчивой депрессии, тоски, безысходности;
§ хроническая усталость, стойкое снижение работоспособности;
§ психосоматические реакции (приступы удушья, сердцебиения, мигрени)
§ нарушения сна (бессонница, приступы сонливости днем и пр.).
Симптоматика отдельных проявлений в рамках описанных синдромов острого и хронического стресса варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей и специфики факторов риска в профессиональной деятельности.
Тема 4. Негативные последствия стресса. Длительное накопление эффектов хронического стресса приводит к устойчивым нарушениям личностного благополучия и психического здоровья человека. К числу наиболее распространенных форм негативных последствий стресса у представителей опасных профессий относятся:
§ профессионально обусловленные личностные и поведенческие деформации (синдром выгорания, тип А поведения, акцентуации характера);
§ укоренение опасных для здоровья привычек (курение, злоупотребление алкоголем, искажение режима питания)
§ психосоматические заболевания, включая развитие пограничных состояний и психических расстройств – неврозы и неврозоподобные состояния, девиантное поведение, синдром посттравматического стресса (см. лекцию 14).
Практическое задание:освоение методики «Дифференциальная оценка состояний сниженной работоспособности» (ДОРС), включающей (1) ознакомление с процедурой проведения опроса и обработки результатов; (2) проведение диагностики в бланковом варианте теста на группе слушателей курса; (3) качественная интерпретация результатов и сопоставление с групповыми данными, полученными на выборке спасателей МЧС.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Психическая напряженность и виды деструктивных стрессовых состояний у представителей опасных профессий
2. Сравнительная характеристика факторов абсолютной и относительной экстремальности у сотрудников спецслужб, участвующих в антитеррористических операциях
3. Особенности динамики состояний работоспособности в процессе проведения антитеррористических операций
4. Влияние индивидуальных особенностей на формирование синдромов острого и хронического стресса в экстремальных ситуациях.
Основная литература:
1. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.
2. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности // Психология психических состояний / Под ред. А.О. Прохорова. Вып. 4, Казань, 2002.
3. Марищук В. Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб: Сентябрь, 2001.
4. Наенко Н.И. Психическая напряженность. М.: МГУ, 1979.
5. Носкова О.Н. Психология труда. М.: Академия, 2004.
6. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб: Речь, 2006.
Леонова А.Б.
Лекция 3. Диагностика профессионального стресса у сотрудников спецслужб по борьбе с терроризмом
Аннотация. В лекции рассматриваются основные психологические подходы к анализу профессионального стресса, формирующие базу для создания интегральной модели оценки стресса в прикладных условиях. Описывается схема проведения комплексной психологической диагностики стресса, направленной на многомерную оценку его проявления. Подробно анализируется методическая база для практической реализации данной схемы с помощью диагностико-превентивной системы ИДИКС и приведены примеры ее практического использования.
Конспект лекции.
Тема 1. Основные подходы к изучению профессионального стресса.Многообразие конкретных форм проявления стресса в разных видах труда предполагает создание обобщенной модели анализа профессионального стресса, позволяющей дать его комплексную характеристику. В современных практико-ориентированных исследованиях сформировалось три основных подхода к изучению профессионального стресса:
§ экологический, в котором стресс рассматривается как результат баланса/дисбаланса между требованиями профессиональной среды (условий, содержания и организации работы) и имеющимися у человека ресурсами, в результате несоответствия которых возникают неприемлемые негативные последствия (по критериям успешности работы, личностного благополучия, ухудшения здоровье);
§ трансактный, где процесс развитие стресса анализируется с позиций субъективной оценки/переоценки ситуации по отношению к имеющимся способам преодоления или совладания с затруднениями (копинг-стратегии);
§ регуляторный, описывающий проявления стресса со стороны различного рода состояний, отражающих изменения в механизмов адаптации и регуляции деятельности в результате как непосредственного, так и длительного воздействия стресс-факторов.
Показано, что эти подходы не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.
Тема 2. Интегральная модель анализа профессионального стресса.
На основе сопоставления концептуальных представлений и методов, разработанных в рамках каждого из подходов, разработана интегральная модель анализа профессионального стресса, включающая три соподчиненных уровня:
§ макроанализ профессиональной ситуации– выявление причин и основных стресс-факторов в конкретном виде труда во взаимосвязи с наиболее типичными негативными последствиями для личностного благополучия и здоровья (экологический подход);
§ опосредующий анализ – характеристика наиболее существенных психологических факторов, опосредующих формирование субъективного отношения к ситуации и выбор конкретных стратегий преодоления затруднений (трансактный подход);
§ микроанализ – спецификация синдромов острых и хронических стрессовых состояния, отражающий задействованные механизмы регуляции деятельности и эффективность адаптации к требованиям рабочей ситуации (регуляторный подход).
Эта модель позволяет упорядочить и интегрировать методы сбора и анализа данных в рамках единой методической схемы анализа стресса в конкретной виде труда, которая описывает полный цикл его развития: (1) объективные причины – (2) субъективная оценка затруднений – (3) синдромы острых и хронических стрессовых состояний – (4) устойчивые негативные последствий стресса.
Данная схема является полноценной основой для создания диагностических систем, пригодных для многомерной оценки проявлений стресса у представителей конкретных профессий (как отдельных лиц, так и рабочих групп/подразделений). Кроме того, комплексная стратегия оценка стресса создает возможность для подготовки целостных программ оптимизационных мероприятия, учитывающих необходимость целенаправленного воздействия на наиболее сильно выраженные признаки неблагополучия в труде.
Тема 3. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная оценка и коррекция стресса» (ИДИКС).При создании системы ИДИКС учитывалась важность получения оценок о качественном разнообразии проявлений стресса по описанной схеме сбора данных, их интеграции в виде четко интерпретируемых показателей и выхода на подготовку оптимизационных рекомендаций. В целом, система ИДИКС состоит из трех частей: (I) оценочной; (II) интерпретационной и (III) превентивной.
Оценочная часть включает (а) проведение предварительного диагностического интервью, направленного на сбор биографических данных и информации о наличии проблем стресогенного характера в жизни обследуемого и (б) собственно диагностической методики. Диагностическая методика представляет собой структурированный опросник, включающий шесть основных шкал, в состав каждой из которых входит набор субшкал:
Шкала 1. Условия и организация труда
(1.1) условия труда; (1.2) интенсивность трудовых нагрузок; (1.3) особенности содержания труда; (1.4) организация трудового процесса.
Шкала 2. Субъективное отношение к трудовой ситуации
(2.1) разнообразие задач; (2.2) сложность задач;
(2.3) значимость работы; (2.4) автономия исполнения.
Шкала 3. Вознаграждение за труд и социальный климат
(3.1) социальные конфликты; (3.2) оплата/вознаграждение за труд;
(3.3) обратная связь; (3.4) контроль за исполнением.
Шкала 4. Синдром острого стресса
(4.1) физиологический дискомфорт; (4.2) когнитивная напряженность;
(4.3) эмоциональная напряженность; (4.4) трудности в общении;
(4.5) затруднения в поведении; (4.6) снижение общего самочувствия.
Шкала 5. Синдром хронического стресса
(5.1) тревога; (5.2) агрессия; (5.3) депрессия; (5.4) астения;
(5.5) психосоматические реакции; (5.6) нарушения сна.
Шкала 6. Устойчивые личностные и поведенческие деформации
(6.1) тип А поведения; (6.2) синдром выгорания; (6.3) невротические реакции;
(6.4) поведенческие риск-факторы (курение, алкоголь и пр.).
В качестве дополнительной, в методику включена шкала «Социальной желательности» («шкала лжи»), для проверки искренности ответов и оценки достоверности полученных данных.
Интерпретационная часть системы ИДИКС включает использование формализованных процедур обработки данных для получения:
§ интегральных количественных показателей стресса (по общему уровню и каждому из перечисленных показателей в сопоставимых единицах);
§ качественной характеристики синдромов стресса у конкретных профессионалов (на основании «профиля стресса» и соотнесения с нормативными данными).
Превентивная часть системы ИДИКС включает перечень мероприятий, рекомендуемых для включения в специализированные программы профилактики и коррекции стресса, которые отбираются на основе выделенных «зон повышенного риска» в структуре выделенных синдромов деструктивного стресса. Эти рекомендации используется для организации оптимизационной работы трех разных категорий «конечных пользователей»: (1) отдельных лиц или членов рабочей группы, проходящих индивидуальное психологическое обследование; (2) консультантов (психологи, психотерапевты, медики), имеющих необходимую квалификацию для оказания специализированной психологической помощи; (в) управленческого звена и администрации, ответственных за проведение работ по оптимизации труда и сохранение здоровья сотрудников организации.
Тема 4. Примеры использования системы ИДИКС для оценки профессионального стресса у сотрудников спецслужб, участвующих в антитеррорстической деятельности. Эмпирическая ценность и пригодность использования системы ИДИКС на практике при проведении психологической работы с сотрудниками спецслужб указанного профиля иллюстрируется примерами результатов реальных обследований, проведенных с разными профессиональными контингентами:
§ сотрудниками МЧС, принимающих непосредственное участие в проведении антитеррористических операций;
§ следователеми военной прокуратуры, производящих разбор инцидентов и дисциплинарных нарушений.
На основании этих данных обсуждается необходимость применения различных тактик и стратегий борьбы со стрессом в соответствии со спецификой труда разных категорий профессионалов.
Практическое задание: знакомство с комплексной диагностико-превентивной системы ИДИКС, включающей (1) проведение тестирования по бланковому варианту методики; (2) применение комьютеризованной версии системы ИДИКС; (3) сравнение данных двух вариантов тестирования; (4) подготовку и проведение консультационной беседы с обследованными лицами по результатам тестирования.
Темы курсовых и дипломных работ:
1. Комплексные исследования профессионального стресса: причины, состояния, последствия.
2. Роль фактов субъективной оценки ситуации в развитии профессионального стресса.
3. Методы психологической диагностика профессионального стресса.
4. Профессиональная специфика синдромов стресса у разных категорий сотрудников спецслужб, участвующих в проведении антитеррористических операций
Основная литература:
1. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология. Хрестоматия / Под ред. А.Б. Леоновой и О.Н. Чернышевой. М.: Радикс, 1995.
2. Кокс Т. Стресс. М.: Медицина, 1981.
3. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004, т. 25, № 2.
4. Леонова А.Б. Методика интегральной диагностики и коррекции профессионального стресса (ИДИКС). Методическое руководство. Госстандарт России. СПб: Иматон, 2007.
5. Эверли Дж., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М.: Медицина, 1985.
Лекция 4. Оценка уровня индивидуальной стресс-резистентности у сотрудников спецслужб по борьбе с терроризмом.
Величковский Б.Б.
Аннотация. Центральной темой лекции является информирование слушателей о возможных подходах к оценке индивидуальной устойчивости к стрессу (или стресс-резистентности) у сотрудников спецслужб по борьбе с терроризмом. Рассматриваются общепсихологические основания изучения устойчивости к стрессу как системного свойства личности, характеризующего способность человека преодолевать затруднительные ситуации без негативных последствий для физического и психического здоровья. В качестве диагностического инструмента для оценки индивидуального уровня стресс-резистентности рассматривается комплексная психологическая система ИОСР, и приводятся результаты ее эмпирической верификации. Дается краткое введение в работу с компьютерным вариантом данной психодиагностической системы. Лекцию завершает выполнение ряда практических заданий, направленных на более глубокое понимание значимости формирования высокого уровня устойчивости к стрессу у сотрудников спецслужб, участвующих в борьбе с терроризмом, и на овладения навыками тестирования актуального уровня индивидуальной устойчивости к стрессу у данной категории профессионалов.
Конспект лекции.
Тема 1. Концептуальная база анализа индивидуальной устойчивости к стрессу. Выполнение профессиональных обязанностей сотрудников спецслужб предъявляет повышенные требования к их стрессоустойчивости. В контексте высокой напряженности деятельности, сниженная устойчивость к стрессу может привести к развитию целого комплекса негативных последствий. К ним относятся как различные соматические и психологические нарушения, так и возникновение поведенческих отклонений, в частности, появление в поведении асоциальных тенденций. Таким образом, сниженная устойчивость к стрессу связана не только со снижением личностного и соматического благополучия сотрудников спецслужб, но также – через снижение эффективности и адекватности их профессионального поведения – косвенно приводит к росту террористической опасности в стране.
Принципиальная важность способности человека адаптироваться к действию интенсивных стрессоров привела к разработке в отечественной и зарубежной психологической литературе целого ряда родственных понятий (фрустрационная толерантность, эмоциональная устойчивость, психологическая выносливость, стойкость и т.д.). Все они отражают различные аспекты способности человека преодолевать возникающие затруднения без отягчающих последствий для его физического и психического здоровья (т.е. устойчивости к стрессу). При этом устойчивость к стрессу является гибкой величиной, изменяющейся в соответствии с условиями затруднительной ситуации и подлежащей развитию путем проведения целенаправленных коррекционных мероприятий.
Выделяются различные теоретические подходы к анализу устойчивости к стрессу. Показано, что на уровень устойчивости к стрессу влияют как темпераментальные, так и личностные особенности, прежде всего тип нервной системы, уровень тревожности, тип локуса контроля, диспозиционный пессимизм/оптимизм, психологическая стойкость и др. Важную роль в обеспечении высокого уровня устойчивости к стрессу имеет