Тема 13. Профилактика вовлечения личности в асоциальные и антисоциальные молодежные и подростковые группы

Аннотация Обоснована важность разработки программы профилактики включения личности в асоциальные и антисоциальные группы. Рассмотрены причины, побуждающие подростков выбирать асоциальные группы как референтные. Выделены этапы развития неформальных групп, показана специфика их целей и задач в ходе исторического развертывания групп молодежной субкультуры. Определена необходимость формирования социально-критического мышления как внутреннего потенциала противодействия асоциальным влияниям (личностного ресурса).

Профилактика вхождения личности в асоциальные и антисоциальные группы требует выявления психологических причин включения молодого человека в субкультуру, так и изучения ее характеристик, функционально отвечающих его потребности.. К этим параметрам относят - способы построения образа мира, систему ценностных ориентация и смыслов личности; морально-нравственную ориентацию личности; самоидентификацию и построение идентичности, целеполагание и формирование жизненных стратегий; степени удовлетворения потребностей в аффилиации и социальном признании и успехе; процесса формирования патологических форм социальной и психологической адаптации. Потребность в аффилиации (принадлежности к определенной группе) относится к одной из базовых. Благодаря этой потребности обеспечивается социализация человека и формирование у него чувства самоидентичности. Поэтому часто приверженцами и активными членами молодежных субкультур становятся выходцы из неполных семей, а также люди, которые по тем или иным причинам испытали трудности адаптации к существующим социальным институтам (в частности, потеряли или вообще не имели работу). Чувство отчуждения, возникающее в подобных ситуациях, становится основой для маргинализации ценностно-смысловой сферы личности человека. Это приводит к трансформации исходной потребности в аффилиации и заставляет человека присоединиться к группе, которая кажется ему родственной. Идентификация с группой обеспечивает ее членов социальной ролью, хотя в ряде случаев и негативной с общественной точки зрения. Выйти из группы психологически для молодого человека крайне трудно, поскольку покинуть группу, значит потерять самоидентичность. Особый вид «культурной патологии» — различные формы деперсонализации, связанные с нарушениями формирования в онтогенезе субъект-объектного членения.

Можно выделить следующие этапы формирования и развития молодежной субкультуры в России:

1. 50-е гг. 20 века – доминирование контр-культурных сообществ преимущественно криминализированного типа. В условиях авторитарного доминирования властных структур («до периода оттепели») оформление структуры и коммуникативных сетей неформальных сообществ затруднено.

2. 50-60 гг. – формирование поколения «детей оттепели». Формирование субкультуры «молодой поэзии». «самиздатовской литературы», начало формирования субкультуры внутреннего сопротивления основной культуре, форм и видов инакомыслия и диссидентства;

3. 70-80 гг. - бурный рост и развитие числа неформальных подростковых и молодежных групп различного типа в силу усиления кризисных симптомов и социальных противоречий. Обострение конфликта «отцов и детей» - преемственности поколений. Рост активности и авторитета неформальных молодежных движений и организаций.

4. 90-е гг. - рост интереса к политике в рамках неформальных молодежных объединений. Возникновение новых молодежных субкультур, связанных со сферами политики и идеологии. Значительное расширение диапазона видов молодежных субкультур. Усиление роли этнического фактора в формировании молодежных групп.

Социальные трансформации, связанные с перестройкой и радикальными переменами общественной жизни в России позволяют заключить, что особенности формирования молодежной субкультуры в России состоят

- в наложении реализации трех моделей соотношения основной и экстернальной субкультур - «изоляции», «источника развития» и «инверсии»;

- в сочетании процессов глобализации и формирования поликультурного общества, включающего различные этнические группы со своими субкультурами, с одной стороны, и роста национального самосознания, с другой;

- воздействии социальных перемен, связанных с процессами перехода России в пост-индустриальное общество, всеобщей информатизации и усиления значения средств массовой информации как важнейшего института социализации общества;

- трансформацией ценностного сознания общества в направлении утраты единства и целостности, поляризации ценностных ориентаций населения; феноменом расширения ценностей потребления.

Важной способностью, позволяющей личности противостоять психологическому манипулятивному воздействию, является социально-критическое мышление. Социально-критическое мышление выступает как когнитивная составляющая социальной компетентности. Ситуация выбора, характерная для современного общества, значительно повышает степень ответственности человека за происходящее и требует формирования его социальной компетентности как основы для принятия взвешенных решений, определяющих как его собственную судьбу, так и дальнейшую судьбу человечества. Социально-критическое мышление автор определяет как более высокий уровень социального мышления, предполагающий понимание подростком сложности взаимодействия «человек – общество», выявление скрытых смыслов социальной реальности. Применительно к подростковому возрасту, социальная компетентность может быть определена как способность анализировать происходящее, адекватно оценивать свои возможности и выстраивать стратегии взаимодействия с окружающим миром.

Вопросы

1. Какую функциональную роль играет членство в неформальной группе в жизни подростка?

2. Что такое деперсонализация? Приведите примеры.

3. Какие факторы определяют развитие молодежной субкультуры в современной России?

4. Назовите критерии оценки социально-критического мышления.

Наши рекомендации