Либеральная политико-правовая идеология в России в конце XIX - начале XX вв.
План
1. Социологические концепции права.
2. Неокантианские теории права.
3. Религиозно - нравственная философия.
4. Политико-правовые учения:
А - Б.Н. Чичерина,
б - Г.Ф. Шершеневича,
в - Л.И. Петражицкого.
Литература:
Амелина Е.М., B.C. Соловьёв. Теократическая концепция // социально-политический журнал. 1993. № 7.
Блохин В. Забытый мыслитель // Свободная мысль. 1996. № 4.
Власть и реформы: от самодержавной к советской России, Спб., 1996
Русские философы (конец XIX - середина XX вв.). Антология. Вып.1., М., 1993.
1. В теории государства и права социологическое направление исходило из того, что существование и развитие государства и права определяются общественными факторами. Теория Р. Иеринга (юридически защищённый интерес) нашла в России немало сторонников. Наиболее известные - С.А. Муромцев и Н.М. Коркунов.
Сергей Андреевич Муромцев (1850 - 1910) - профессор гражданского права юридического факультета Московского университета, лидер кадетов, председатель 1 гос. Думы. (См.: «Очерки общей теории гражданского права» (1877), «Определение и основное разделение права» (1879), «Что такое догма права?». (1885).
По учению Муромцева в основе права лежат интересы индивидов, общественных групп, союзов и т.д. На базе интересов в обществе возникают различные отношения. «Если отношение сопровождается юридической защитой, но существует и осуществляется без её влияния, то ошибочно почитать такое отношение правовым. К праву не принадлежит все то, что соблюдается из приличий, из нравственности, из привычки, из обычая, из чувства долга, без внимания к факту юридической защиты. Правовое и прочное не одно и то же». Муромцев считал, что правом в собственном смысле всегда является только правовой порядок.
Муромцев различал «правовое» отношение (отношение «защищаемое») и «юридическое» отношение (отношение «вынужденное или защищающее»). Вместе с тем он подчеркивал отсутствие между ним четкой границы, особенно в периоды «развитого государственного быта» (по сути, гражданского общества), когда в обществе действует и получает государственное закрепление особый, частный и групповой, не зависимый от государства интерес. «Законодательная реформа - единственное верное средство для осуществления справедливости: Именно судья должен осуществлять справедливость».
Право создаётся не только «велениями государства», «сверху», но и в процессе развития общественных отношений, т.е. «снизу». Эту точку зрения поддерживал М.М. Ковалевский, Ю.С. Гамбаров, НА. Гредескул и другие.
... Николай Михайлович Коркунов (1853 - 1904) - профессор Петербургского университета. (См.: Государственное право (теория)), 1877; «Лекции по общей теории права», 1904; «общественное значение права», 1892; «Сравнительный очерк государственного права иностранных государств», 1890; «Русское государственное право» (т. 1. 1892; т. 2. 1893); «Указ и закон», 1894; «История философии права», 1896.
Поддерживая многие идеи Иеринга, Коркунов не всецело разделяя его определение права как «защищенного интереса»; утверждал, что право предполагает не отдельный интерес, а связь, отношение не менее чем двух лиц с встречными интересами. Кроме того, охрана интереса неизбежно включает контроль за выбором наилучшего способа его реализма, следовательно концепция Иеринга ведёт к оправданию безграничной правительственной опеки над личностью. По определению Коркунова., право - не просто защита интересов, но их разграничение. Так, гражданское право разграничивает интересы честных лиц, уголовное право — интересы обвинителя и подсудимого, гражданский процесс - истца в ответчика, государственное право - интересы всех участников государственного общения от монарха до подданного, международное право разграничивает интересы людей как участников международных отношений и как граждан конкретных государств.
В целом учение Коркунова трактует право как средство достижения согласованности интересов личности и общества; одновременно он рассматривал право как «взаимное психическое воздействие людей».
«Власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости подвластного». «Государство есть общественный союз, представляющий собой самостоятельное признанное властвование над свободными людьми». Сущность разделения властей - «в обеспечении свободы надлежащим распределением функций властвования». « Нет ни одного государства, где бы законодательство, исполнение и суд были строго обособлены друг от друга». (Хрестоматия. С. 340 - 369 - комментарий).
Коркунов был против цензовой избирательной системы. Отмечал: «... в России государственная служба является единственной формой участия подданных в общей политической жизни страны...» Ратовал за «правомерную, но самодержавную монархию».
Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916). Преподавал в Московском и Петербургском университетах; член 1 гос. Думы. (См.: «Социология» в 2 - х тт., 1910, « Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приёмы изучения истории и права» (1880)), «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (1886), « От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений» - в 3-х тт. (1906), «Общее учение о государстве». (1909 г.)
По Ковалевскому, право - это «нормы, ставящей себе целью поддержание и развитие солидарности», « приводимые в жизнь организованной силой общества - государством», обладающие принудительной силой. Источник власти и государства - «в психическом воздействии личностей, способных к инициативе, к творчеству, на массы, не способные ни к чему иному, как к подчинению своей деятельности к чужому примеру и руководительству». (Общество образует «замиренную среду», основанную на общественной солидарности. Каждая социальная группа, есть также «замиренная среда», в которой вместо борьбы водворяется «солидарность»), «Эволюцию надо предпочитать революции, или, выражаясь языком Конта, прогресс желателен только под условием сохранения порядка». Ковалевский надеялся на «демократическую монархию». «Русская империя нуждается в более широких основах: она может быть только империей всенародной. Сохраняя наследственное руководительство нации её историческим вождём, положил в основу русского обновления систему самоуправления общества».
В знаменитом сборнике «Интеллигенция в России (Спб., 1910) М.М. Ковалевский опубликовал статью «Взаимоотношение свободы и общественной солидарности», её эпиграф гласит: «Если бы люди понимали, что они не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что, делая добро другим, они делают его себе» (Л. Толстой. О жизни и смерти. Друкарь М., 1910. С. 3). В конце своей статьи М.М. Ковалевский заключает (вспомним название работы): « Всё будущее человечества зависит от согласования этих двух, как мы показали, не противоречащих друг другу начал».
2. Павел Иванович Новгородцев (1866 - 1924) - известный правовед, глава идеалистической школы в русской философии права. Он был профессором Московского университета, основателем и первым деканам Русского юридического факультета в Праге, представителем Религиозно - философского общества им. В. Соловьева в Праге. (См.: «Введение в философию права. Кризис современного правосознания», 1909; «Об общественном идеале», 1917). Новгородцев автор статьи «О путях и задачах русской интеллигенции» в знаменитом сборнике «Из глубины» (1918-1921), где подчёркивал: «... и нет сейчас вопроса более жгучего, как вопрос о судьбах нашей интеллигенции». Одним из вариантов его решения могла быть: «... целительная сила, исходящая из святынь народной жизни и народной культуры», которая «может снова сплотить воедино рассыпавшиеся части русской земли.
Вот то общее дело, в котором интеллигенции и народу надлежит быть вместе, и в котором самое противопоставление интеллигенции и народа должно исчезнуть или, по крайней мере, утратить свою остроту».
...Новгородцев стремился соединить теоретические положения Канта и Гегеля с политико-правовыми идеями своего времени. Новгородцева считают одним из основателей концепции «возрожденного» естественного права и представителем нормативно - этической концепции права. Тема всей жизни и научной деятельности Новгородцева - поиск и обновление общественного идеала. Он различал понятия абсолютного и относительного идеалов. Абсолютный идеал создаётся каждым человеком самостоятельно и выступает в качестве бесконечного совершенствования личности.
Относительный идеал зависит не только от конкретного лица, но и от других субъектов общественной жизни (группы, класса, движения, партии...) и ориентирован всегда на создание какого - либо общественного порядка, отражающего в то же время сущность отдельного человека (личная безопасность, свобода, равенство, собственность, солидарность и т. п.).
Общественно - политический идеал (относительный) по Новгородцеву выражался в требовании правового государства (в к. XIX - н. XX в.).
Далее он обосновал понятие «право на достойное человеческое существование», которое должно иметь юридическое значение. В этом случае на наших глазах совершается один из обычных переходов нравственного сознания в правовое, которыми отмечено прогрессивное развитие права». Новгородцев призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия.
Богдан (Фёдор) Александрович Кистяковский (1868 - 1920), юрист, философ и теоретик права и государства, социолог. ( См.: «Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права» (1916); ст. в сб. «Вехи» - « В защиту права (интеллигенция и правосознание)»).
По Кистяковскому понятие права сводится к четырём основным определениям: государственно-организационному, социологическому, психологическому, нормативному. Кроме этих 4-х «теоретических понятий он определил «технические понятия», к которым относил юридико-догматическое и юридико-политическое понятия. Государственно-организационное (государственно-повелительное) - « есть то, что государство приказывает считать правом». Социологическое понятие права - представляет собой социальное явление, заключающее в себе широкий круг национальных, бытовых, экономических и других отношений. Психологическое понятие рассматривает своим объектом «правовую психику». Нормативное понятие признает право как «совокупность норм заключающих в себе идеи о должном, которые определяют внешние отношения людей между собой». И, наконец, «...с точки зрения юридической догматики право представляет собой совокупность правил, указывающих, как находить в действующих правовых нормах решения для всех случаев столкновение интересов или столкновение представлений о праве и неправе». Что касается юридико-политического понятия права (политики права), то это - совокупность правил, помогающих находить и устанавливать какие - либо устойчивые нормы в общественной жизни, тем самым, закрепляя за ним правовой характер. В целом, концепция Кистяковского ориентирована на изучение права как части культурного творчества людей, т.е. на исследование права в сфере оценок и целей.
...Кистяковский отождествлял конституцию и правовое понятие государства. Государство и право ранее развивались независимо друг от друга, постепенно государство стало признавать своей важной обязанностью заботу об охране права, «...право перестраивает государство и превращает его в правовое явление или в создание права». Таким «созданием права» м. б. признано только «современное конституционное или правовое государство». Особо критически Кистяковский исследовал современное ему российское правосознание. Обратимся к статье «В защиту права», «...право - по преимуществу социальная система и притом единственная социально-дисциплинирующая система. ... русская интеллигенция никогда не уважала права. ... Притуплённость правосознания русской интеллигенции отсутствие интереса к правовым идеям являются результатом нашего застарелого зла - отсутствия какого бы то ни было правового порядка в повседневной жизни русского народа».
«... Правосознание нашей интеллигенции и находится на стадии развития, соответствующей формам полицейской государственности. Все типичные черты последней отражаются на склонностях нашей интеллигенции к формализму и бюрократизму».
« Мы нуждаемся в дисциплине внешней, именно потому, что у нас нет внутренней дисциплины».
«Путем ряда горьких испытаний русская интеллигенция должна прийти к признанию наряду с абсолютными ценностями - личного самоусовершенствования и нравственного миропорядка - также и ценностей относительных - самого обыденного, но прочного и ненарушимого правопорядка».
Заслугой Кистяковского является глубокое обоснование множественности методов в изучении права. «Для права недостаточно духовной активности со стороны только законодателя, судьи и администратора. Каждый гражданин должен быть духовно деятельным в области права и по-своему творить его». Т.е. объединяющим все понятия права фактором он считал философию культуры...
3. На рубеже XIX - XX вв. в России была популярна религиозно - нравственная философия права: B.C. Соловьёв, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин, С.Л. Франк и др.
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853 - 1900) - доцент философского факультета Московского университета. (СМ.: «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874), «Критика отвлеченных начал» (1880), «Оправдание добра. Нравственная философия» (1897). «Право - это требование реализации минимальной нравственности, то есть осуществления определённого минимального добра». Задача права не в том, чтобы он до времени не превратился в ад.
В целом Соловьёв был приверженцем концепции «возрожденного» естественного права. Сущность права - «исторически - подвижное определение необходимого принудительного равновесия двух нравственных интересов - личной свободы и общего блага», где право - область внешняя, а интерес личности - область частная. «Общее благо» должно общим пределом ограничить частные интересы, но оно не может их упразднять. Поэтому Соловьёв выступал против смертной казни и пожизненного заключения, которые, по его мнению, противоречат существу права.
Он различает сущность права (идею права) и позитивное право (закон). Закон - это «определенное в данных обстоятельствах места и времени ограничение личной свободы требованиями общего блага», к признакам которого относятся: 1 - публичность, 2 - конкретность, 3 - реальная применимость.
Соловьёв выступал против принципа разделения властей как «системы сдержек и противовесов». Государство - это воплощенное право».
Трем основным моментам лично - общественной жизни - религиозному, политическому, пророческому - в ходе исторического развития соответствуют, по Соловьёву, три последовательные ступени человеческого сознания и формы общественного строя: 1 - родовая, принадлежащая прошедшему, но сохраняемая в современных условиях в видоизмененной форме в семье; 2 - национально -государственный строй, господствующий в настоящем; 3 - всемирное общение жизни как идеал будущего.
Многие философы XX в. восприняли такие идеи Соловьёва, как, ориентация государства на социальные реформы; идея права как минимум нравственности.
Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - философ правовед (история философии права, энциклопедия права в Ярославском Демидовском юридическом лице, Киевском и Московском университетах). Организатор психологического общества при Московском университете, член Государственного Совета (1907 - 1908 г.) См.: «История философии права» (1907); «Социальная утопия Платона» (1908), «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» В 2-х тт. (1913), «Метафизические предложения сознания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Энциклопедия права» (последнее переиздание- 1998)
Трубецкой критиковал основные подходы к праву как к силе, интересу, психике человека. Он подчеркивал: «... право - это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой», или «совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях». Право и нравственность представляют собой две тесно взаимосвязанные области, которые можно сравнить «с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной стороны, общая сфера - сфера пересечения, в которой содержание их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их требования частью не сходятся между собой, частью даже прямо противоречат друг другу».
Трубецкой предлагал соединить идеи исторической школы права (право - продукт истории) с требованием представителей естественного права о нравственных ориентирах права. Он считал, что право есть проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития, когда спорные вопросы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву и государству Евангелие ценит право и государство не как «возможную часть Царства Божия, а как ступень исторического процесса», этап восхождения к Абсолюту.
Трубецкой критиковал «черного зверя» - правительство за медлительность с реформами, «красного зверя» - за разрушения.
4. а - Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904) - профессор Московского университета (см.: «История политических учений» (1869 - 1902) - 5 тт.; «Собственность и государство» - (1881 - 1883) - 2 тт.; «Курс государственной науки» - (1894 - 1898) - в 3–х частях; «Философия права» (1900)
Большое внимание уделялось свободе личности. «Источник права не в законе, а в свободе». Необходимым проявлением свободы является собственность. Задача права – не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах, «мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других». «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Государство - «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага». Основными элементами государства являются: 1 -власть, 2 - закон, 3 - свобода, 4 - общая цель. «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола»... Высшая стадия идеи развития государства - конституционная монархия, «...в России монархия сделалась исходной точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни». «Там, где господствует упорная притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории».
Чичерин различал 3 вида либерализма: уличный («своеволие»), оппозиционный («наслаждение самим блеском оппозиционного положения»), охранительный («в примирении начала свободы с началом власти и закона»).
Чичерин — один из основателей юридической (государственной) школы русской историографии. История России - смена юридических форм общества (родовой -вотчинный - государственный строй). Движущая сила истории - монархия, которая в интересах общества ранее закрепощала сословия, а, достигнув исторических целей, раскрепощала их.
4. б - Габриэль Феликсович Шершеневич (1863 - 1912) - профессор Казанского и Московского университетов, (см. «История философии права» (1904 - 1905), «Наука гражданского права в России» (1893), «Курс торгового права» (1899), «Общая теория права»(1910- 19120в 4 - х выпусках, «Общее учение о праве и государстве (1911). Много работ по конкретным проблемам теории права: «Общее определение понятие о праве» (1896), О чувстве законности»(1897).
Философия права, по Шершеневичу, изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Понятие права включает в себя только положительное, действующее право.
К существенным чертам права относятся: 1 - право предполагает поведение лица, 2 - право обладает принудительным характером, 3 - право всегда связано с государственной властью. Тем не менее, Шершеневич доказывал опасность дуализма - «исторически сложившегося права и умопостигаемого». Противопоставление действующего права и права «идеального ведёт к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами».
Понятие права Шершеневич строго разграничивал с понятием нравственности. «Что общего между ветхозаветным принципом возмездия и новозаветным началом прощения врагам?» все нравственные понятия исторически обусловлены.
Шершеневич считал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное. Каноническое и международное право. «Писаная конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти...» Некоторые признают (ошибочно) конституцию правом 2и ожидают от неё тех гарантий, какие связаны с правом. Тогда как она может дать только гарантии, какие заключаются в общественном мнении». Также церковные международные каноны поддерживаются лишь силой определённого общественного мнения. Шершеневич поддерживал Иеринга в том что «право есть хорошо понимаемая политика силы». Право - это «равнодействующая двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а другая - интересы подвластных». Единственно верным путём развития государства он считал реформы. Разграничивал понятия «правовое» и «конституционное» государство. Правовое - это теоретическая конституция, а конституционное - это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе. Шершеневич считал очень важным изучать догму и технику права. Его теория права, созданная на основе формально-догматического метода, важна и сегодня, (см.: «Общая теория права», переиздание -1995 г.)
4.в — Процесс становления психологии как самостоятельной отрасли знаний повлиял на становление новых направлений в теории права. Психологическую теорию права разработал Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После 1917 г. он возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. (См.: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» - 1907 г.). Право, по Петражицкому, коренится в психике индивида. Источник права - эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий и назвал «эмоциональная теория», противопоставляя её иным психологическим трактовкам права.
Эмоции могут быть моральные и правовые. «Наше право есть не что иное, как закреплённый за нами, принадлежащий нам как наше добро, долг другого лица». Соответственно он безгранично расширял понятие права (к правовым нормам - правила игр, вежливости, этикета...) Тем не менее - это одна из первых попыток проследить формирование юридических норм в правосознании. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов». Соотношение интуитивного и официального права зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия - «царство интуитивного права по преимуществу». Но недопустимо возведение интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов масштаб для оценки действующих законов. Реформы - законодательства надо проводить на основе научных знаний. Следовательно, нужно создать особую научную дисциплину - политика права (т.е. философия права делится на теорию и политику). «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упразднённым».
Определённые аспекты этих взглядов развивали Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин, М.А.Рейснер.
В целом обозначенные тенденции близки либеральной политико-правовой идеологии. Несколько «в стороне» стоит учение Петражицкого, привлекающее внимание многих политических партий.
ТЕМА 14