Вторая технологическая революция
Промышленный переворот, начавшийся в Англии в 1760-е гг. и примерно через столетие завершившийся в странах первого и второго эшелонов капитализма, считается первой технологической революцией. Вторая технологическая революция охватила примерно полувековой период – последнюю треть XIX в. и начало ХХ в. вплоть до первой мировой войны (1914-1918).
Эту эпоху называют по-разному: монополистический капитализм, финансовый капитализм, фондовый капитализм, империализм. Наиболее удачно, по- видимому, первое определение, во многом тождественное с остальными. В любом случае это был период качественных сдвигов в мировом капиталистическом хозяйстве: в исследовательской базе нововведений, в технологии производства и формах организации бизнеса, в структуре ведущих отраслей промышленности, во взаимоотношениях между капиталом и трудом, между капиталом и государством, между различными видами рынков и т.д.
К числу важнейших технологических инноваций, изменивших отраслевую структуру экономики стран-лидеров, можно отнести: - инновации, связанные с подготовкой и началом эры автомобильного транспорта: двигатели внутреннего сгорания, резиновые и пневматические шины, электромоторы, легированные стали (упрочение и облегчение конструкции автомобиля);
- инновации, стимулировавшие добычу и переработку нефти, которая стала заменять уголь в качестве главного топливного ресурса: керосин для освещения, бензин для двигателей внутреннего сгорания и др.;
- инновации в области промышленной, коммунальной и бытовой электро- энергетики и электротехники: динамо-машины, генераторы переменного тока, трансформаторы, гидроэлектростанции, лампочки накаливания, электросвязь
(телефон, радио) и т.д.;
- инновации в черной и цветной металлургии: методы выплавки стали (бессемеровский и томасовский конвертеры, мартеновские печи), электрическая сварка, ковка и плавка, легированные стали, электролитический способ получения алюминия, скоростное резание металлов;
- инновации, связанные с химической промышленностью: производство искусственных (анилиновых) красителей, производство минеральных удобрений - нитратов, фосфатов, новый способ получения соды, целлулоид, фотопленка, производство взрывчатых веществ и т. д.;
- транспортные инновации (кроме автомобиля): изобретение пневматического тормоза и вагоноцистерн, электрификация железнодорожного транспорта, новые транспортные средства на воде и в воздухе - нефтеналивные суда (танкеры), дирижабли.
Особо следует выделить связанные со многими отраслями промышленности инновации в военной технике: ручное огнестрельное оружие (ружья и винтовки с магазинами, наган, маузер), станковый пулемет, стальные пушки, взрывчатые вещества (динамит, баллистит, тротил), самодвижущиеся мины - торпеды, миноносцы, корабли со стальными корпусами, подводные лодки, бронированный автомобиль и т. д.
Значение ведущих отраслей промышленной революции - текстильной, угольной, черной металлургии, парового транспорта - не уменьшилось. Но вместе с тем резко возросло значение химической промышленности и сложились новые отрасли-лидеры: нефтедобыча и нефтепереработка,
электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта. Вторая технологическая революция привела к изменению отраслевой структуры промышленности: отрасли тяжелой промышленности заняли ведущее место, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Структурные сдвиги в промышленности обусловили качественные изменения в характере капиталистического рынка: перерастание свободной конкуренции в монополию или олигополию - подчинение рынка какой-либо корпорации или его раздел несколькими крупнейшими фирмами.
Причинами монополизации рынка были стремление предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения конкурентов и вызванное структурными сдвигами резкое возрастание минимальных размеров капитала, требуемого для функционирования отдельного предприятия. Развитие отраслей тяжелой промышленности было подчинено эффекту масштаба: снижению средних издержек производства за счет значительного увеличения размеров предприятия и доли на рынке. Применение новых способов выплавки стали, развитие производства алюминия, нефтепродуктов, красителей, автомобилей было экономически выгодным лишь при крупных масштабах производства.
Развитие коммунального хозяйства: энергоснабжения, электрического освещения, городского транспорта, телефонной связи - было целесообразно лишь в условиях естественных монополий - предоставления правительством какой- либо одной фирме исключительной привилегии поставлять газовое топливо, электричество, телефонные услуги или организацию общественного транспорта. Географическая локализация запасов важнейших видов промышленного сырья и институт частной собственности позволяли наиболее удачливым и расторопным предпринимателям монополизировать ресурсы и “отсекать” таким образом, возможных конкурентов. Например, американский банкир Э.Меллон завладел в начале XX в. основными запасами бокситов в США и нефтеносным районом в штате Техас, создав два монополистических объединения - “Алюминиум Компани оф Америка” и “Галф Ойл”. Важнейшим способом ограничения конкуренции стало развитие патентного права: первый Патентный конгресс во время Всемирной выставки в Вене (1873) принял решение о выработке единого международного патентного закона, и через 10 лет была заключена Парижская патентная конвенция, к которой присоединились почти все европейские страны (кроме России), США, Мексика, Куба, Бразилия и Япония.