Завершение войн Китая с Тибетом

После смерти Тисон Дэцэна, кажется, во внешних вой­нах Тибета с соседями наступил некоторый перерыв. Он был связан с внутренними делами страны. К этому времени стал ослабевать союз Тибета с Наньчжао. Правители Наньчжао тяготились зависи­мостью от Тибета, и в 794 г. правитель Наньчжао отказался от вас­сальных отношений с Тибетом и признал себя вассалом Китая. Наньчжао развязал успешную для него войну с Тибетом, привед­шую к смерти Тисон Дэцэна.

На северо-западных границах Китая тибетцы в 808 г. были ата­кованы уйгурами, захватившими г. Лянчжоу. Это положило начало новым тибетско-уйгурским столкновениям. В 813 г. тибетцы по­строили мост через р. Хуанхэ в Улане, примерно в 90 км вниз по те­чению от современного г. Ланьчжоу, и начали совершать регуляр­ные вторжения на территорию Ордоса. Эти походы были направ­лены и против уйгуров, и против китайцев. Есть сведения о том, что в 816 г. тибетская конница пересекла пустыню Гоби и вышла к столице Уйгурского каганата г. Ордубалык. В свою очередь, уйгуры довольно успешно теснили тибетцев на западе. Но начавшиеся вой­ны с киргизами не позволили уйгурам развить свой успех в этом ре­гионе, а затем привели и к гибели Уйгурского каганата (840 г.).

В годы царствования цэнпо Тидэ Сонцэна (798-815) военная активность тибетцев на границах с Тан стала ослабевать, тибетцы лишь стараются закрепить успех. Именно в конце VIII — нача­ле IX в. в тибетских документах появляется термин Бод ченпо{62} — «Великий Тибет». Военные действия с Китаем — походы в Ордос, осада и взятие г. Шачжоу в 819 г. — перемежаются попытками за­ключить мирный договор. Танский Китай в принципе тоже был склонен к заключению договора, так как и ему приходилось вое­вать не только с тибетцами, но и с уйгурами. В 821 г. китайцам уда­лось склонить к миру уйгуров, уйгурский каган получил в жены китайскую принцессу. После того как уйгуры и Китай заключили мир, тибетские власти тоже стали склоняться к миру. В мире нуж­дался и Китай. Поэтому китайские власти ответили согласием на ведение мирных переговоров. Их посланники, выехавшие в Тибет, проезжая через территории, ранее контролировавшиеся Тан, к сво­ему удивлению нашли их не опустошенными и разоренными, а про­цветающими. «Земли в Ланьчжоу покрыты были сарацинским пше­ном и обширными садами с персиками, грушами» [Бичурин, 1833, с. 218].

Это означало, что тибетцы вполне справлялись с управлением хозяйством в этих районах. О войне напоминали могильные курга­ны, подле них были выстроены «домики, на которых написаны бе­лые тигры по красному полю. Это могилы знаменитых туфаньцев, отличившихся подвигами на войне. Они при жизни одевались кожами тигров, по смерти употребляют изображения сих зверей в знак мужества, Соумершие погребены подле их могил» [там же, с. 219]. Китайские послы Ло Юань-дин и Ноло были приняты в по­ходной ставке цэнпо: «Стойбище было обнесено полисадом. На пространстве каждых десяти шагов воткнуты до ста кольев. Внутри поставлены большие ставки. Ворот трое в ста шагах одни от других. Воины в латах охраняли сии ворота. Жрецы с птичьими перьями на голове и тигровым поясом били в литавры. Каждого при входе во внутренний двор обыскивали и потом отпускали. Внутри огра­ды стоял возвышенный терем, обнесенный дорогими перилами, на котором кяньбу сидел в своей ставке. При нем стояли тигры, лео­парды и другие звери, вылитые из чистого золота. Он одет был в темное камлотовое платье, при бедре висел меч резной работы из золота» [там же, с. 220].

Тибетцы предлагали мир на следующих условиях: «Тибет и Хань — два государства, каждое из которых оберегает свои границы и управляет пограничными территориями, ни та ни другая сторо­на не допускают вторжений армий, карательных экспедиций и грабительских набегов друг на друга» [Сицзан цзяньши, 1993, с. 64].

821-822 годы ушли на заключение договора. В ноябре 821 г. ки­тайская делегация была в Лхасе. Официальные церемонии подписания {63} договора состоялись в 821 г. в западном предместье Чанъани и в 822 г. в восточном предместье Лхасы. Китайский император был признан дядей по матери (цзю), тибетский цэнпо — племянником (сыном сестры — шэн). Оба суверена именовались по-китайски «го­сударями» (чжу), они обсуждали дела и решали, как сблизить свои государства (шэ цзи жу и, «алтари земли и злаков [т.е. государства] уподобить единому»), так была выражена идея сотрудничества и равенства сторон. В тибетском тексте договора говорилось: «Вели­кий государь Тибета, Священный государь чудодейственных сил, и Великий государь Китая, правитель Китая, хуанди (император), совещались друг с другом с целью сблизить государства, и они за­ключили великий договор и пришли к такому соглашению: Тибет и Китай остаются в границах тех территорий, которыми они в дан­ный момент владеют. Все земли к востоку [от этой границы] — страна Великий Китай, все земли к западу [от нее] — соответствен­но страна Великий Тибет. Впредь каждая из сторон не будет дейст­вовать враждебно в отношении другой, начинать военные действия или захватывать территорию другой стороны. Если там (на терри­тории другой стороны) появится какое-либо подозрительное лицо, оно должно быть задержано, его намерения выяснены путем до­проса, а затем оно [должно быть] выслано назад.

Ныне, когда они (государи Тибета и Китая) сблизили свои госу­дарства и заключили этот великий договор, если возникнет необхо­димость послать посольства дружбы, рожденные дружескими отно­шениями между племянником и дядей, то посольства снова долж­ны отправляться старой дорогой и, согласно прежним обычаям, лошади должны меняться в Цанкуньйоге на границе между Тибе­том и Китаем. Китайцы встречают послов в Цешунгчене, и далее оттуда послов снабжает Китай. Тибетцы встречают послов в Цен-шухуани, и оттуда далее послов снабжает Тибет. Они (послы и встречающие) должны оказывать друг другу уважение и воздавать почести по обычаю, как того требуют отношения любви и родства между дядей и племянником. Между двумя государствами не долж­но быть видно ни клубов дыма, ни столбов пыли, не может быть никаких внезапных подъемов войск по тревоге, и даже само слово „враг" не должно произноситься. Начиная от пограничных карау­лов, всюду должно быть спокойно, и у [каждой из сторон] их земля должна быть их землей, а их постель — их постелью. И не должно быть ни страха, ни беспокойства. Они будут жить в мире и наслаж­даться счастьем в течение десяти тысяч лет. Слова возносимой хва­лы должны быть слышны повсюду и достичь солнца и луны. {64}

[Мы], положив начало великому времени, когда Тибет будет сча­стлив на земле Тибета, а Китай будет счастлив на земле Китая, для того чтобы это клятвенное соглашение никогда не было нарушено, призвали в свидетели три сокровища [буддийской веры], все боже­ства, солнце и луну, планеты и звезды. Слова клятвы произнесе­ны, животные принесены в жертву, клятвенная присяга совершена, и договор вступил в силу. Если же стороны не будут действовать в соответствии с этим договором или если они нарушат его и кто-то, будь то Тибет или Китай, первым совершит проступок, нанося­щий ему ущерб, любые военные действия или вероломные нападе­ния, предпринятые [другой стороной] в качестве ответных мер, не будут рассматриваться как нарушение договора» [Richardson, 1952, р. 71-72].

Договоры были заверены печатями китайского императора и ти­бетского цэнпо, подписаны министрами и положены в государ­ственные архивы Китая и Тибета. Текст договора также был вы­ставлен для всеобщего обозрения в г. Дасячуане, ставке тибетского командующего пограничными войсками, местному населению на границе Китая и Тибета было дано указание «охранять свои преде­лы и не нападать на земли дружественной державы» [Бичурин, 1833, с. 221].

Договор подтвердил границы по прежнему соглашению в Цин-шуй 783 г. и, безусловно, был выгоден для Тибета. Все исследовате­ли полагают, что это был равноправный договор, если не считать неравенства в «родственных отношениях» государей: китайский император считался дядей, а тибетский цэнпо — племянником.

Мир продержался двадцать лет вместо заявленных «десяти ты­сяч». Он завершил цикл войн Великого Тибета и танского Китая, среди которых можно выделить четыре:

1. 638-641 гг. Война длилась четыре года и условно может быть названа войной тибетцев за китайскую принцессу.

2. 670-730 гг. 60-летняя война.

3. 737-783 гг. 46-летняя война.

4. 786-822 гг. 36-летняя война.

Примерно за 200 лет контактов китайской династии Тан и вы­шедшего на арену мировой истории Тибета между этими двумя государствами 145 лет было состояние войны. Договор 822 г. стал вершиной могущества Тибета на всем протяжении его истории; как писал китайский сановник Ню Сэн-жу, это была пора, когда Туфань-Тибет «и в длину и в поперечнике содержал по десять ты­сяч ли» [там же, с. 224]. {65}

Наши рекомендации