Кстати, вас не смущает, что у нас слишком много внимания уделяется выборам в Америке?
— Да такое впечатление, что они даже важнее, чем наши собственные. За них-то как раз волноваться не стоит: там система давно устоялась, и любой президент, придя к власти, будет вести умеренную политику в интересах США. А все предвыборные кульбиты — это шоу, выпуск пара. Так всегда: борьба во время выборов острая, а политика будет взвешенной и без резких колебаний. Это и есть главное в зрелой политической системе. Но нам зрелость никто не принесет на блюдечке, мы должны сами повзрослеть. Гражданин, оставшись в день выборов на диване, не участвует в строительстве политической системы своей страны. У выборов гораздо больше функций, чем думают люди. Активность избирателей заставляет власть реагировать. Выборы — это шанс для изменений. Сегодня в России накопилось немало проблем. Почти 20 млн населения живут за чертой бедности. И выборы — один из путей показать власти, что люди не согласны с существующей экономической политикой. Если власть будет уходить от их решения, то появятся силы, которые будут пытаться оседлать социальное недовольство: националисты, фашисты, ультра. Это очень опасно. Поэтому это еще одна из причин прийти на избирательный участок и проголосовать.
· Надо голосовать, но есть сомнения
Мы спросили у иркутян: «Почему надо участвовать в выборах?»
Игорь Николаевич:
— Надо-то надо, но, учитывая опыт предыдущих выборов, возникают сомнения. Обещают много чего, а результатов что-то не очень.
Людмила Ивановна:
— Конечно, надо. Это наш гражданский долг. Сама я всегда голосую. И все в моем окружении тоже.
Валентина Григорьевна:
— Странный вопрос. Мы же выбираем свою власть! Это касается каждого человека. Как мы будем жить, зависит от нашего выбора!
Алексей:
— Не знаю. Наверное, надо. Но это надо куда-то идти, а у меня времени нет.
Константин:
— Надо, но при одном условии: если выборы проходят честно и голоса считают правильно.
· Есть мнение
Олег Козырев, сценарист:
«До момента восстановления свободных выборов в России нет партий, за которые можно голосовать по узкополитическим причинам. Сейчас мы голосуем за силу, ну или за силы, которые в принципе вернут России свободу, выборы, многопартийность. Так что извините, но хватит ныть…»
Борис Акунин (Чхартишвили), писатель:
«По сути дела речь идет о вотуме доверия или недоверия власти, не меняющейся с начала века. В нынешних условиях никакой другой возможности выразить недоверие режиму у избирателей нет. Давайте же ею воспользуемся. Следующий шанс будет нескоро.
Иван Давыдов, заместитель главного редактора The New Times:
«Зачем идти на выборы? Ответ, как ни странно, есть. Дума все равно будет — с этим стоит смириться, как с информацией о неизбежности стихийного бедствия в прогнозе погоды. И, смирившись, выбирать людей. Важно увидеть людей сквозь списки. И обозначить идеологические симпатии тоже важно. Просто показать, что мы, заинтересованные в живой политике, в сохранении гражданских свобод, все еще существуем здесь многому вопреки».
· Елизавета Старшинина
· [email protected]. Фото автора и С ЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО