Тема 14. Прогнозирование развития ситуации на Северном Кавказе в современном контексте

На сегодняшний день крайне важным является прогнозирование и предвидение дальнейшего развития ситуации на Северном Кавказе в свете продолжающегося социально-экономического кризиса, политической нестабильности и постоянной угрозы терроризма. Исследователи предлагают широкий спектр будущих сценариев и анализируют условия, повышающие вероятность каждого из них.

Северный Кавказ всегда был наиболее проблемным регионом Российской Федерации. Список угроз, способных дестабилизировать ситуацию в регионе, широк: колоссальные масштабы коррупции, клановая организация политической и экономической жизни, безработица, депрессивная социальная сфера. Воспроизводящая себя бедность, маргинализация широких слоев населения — благоприятная среда для распространения радикальной исламистской идеологии и пополнения рядов террористического подполья, ответом на деятельность которого стал системный беспредел правоохранительных органов. Картину дополняют традиционные кавказские проблемы — многочисленные тлеющие этнические конфликты и остро стоящий в ряде республик земельный вопрос. В этой связи постоянно предпринимаются попытки спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации в регионе и оценить перспективы преодоления и предотвращения нарастания разнообразных угроз.

Ситуация на Северном Кавказе имеет тенденцию к постоянному ухудшению, утверждают эксперты, обращая внимание на жёсткое подавление оппозиционных митингов в Ингушетии, исчезновение людей в Дагестане, общую нестабильность в Чечне, постоянные межнациональные обострения в Пригородном районе Северной Осетии.

В.А. Авксентьев видит четыре возможных сценария эволюции ситуации на Северном Кавказе.

Позитивный сценарий: поэтапная конструктивная деэскалация основных региональных конфликтов, снижение уровня социальной напряжённости и последующая постконфликтная реконструкция региона. Однако для развития такого сценария отсутствуют необходимые и достаточные условия, так как на федеральном уровне остается непроработанной последовательная региональная политика, предполагающая грамотное управление национальными процессами, нарастает отчуждение общества от власти, имеется рост протестных настроений, обычно принимающих на Северном Кавказе этническую окраску. В регионе произошла демодернизация экономики, сопровождавшаяся массовым закрытием индустриальных производств, либо существенным сокращением объёмов производства; это привело к возрождению досовременных способов самоорганизации социума - этноклановой структуры. Огромные размеры приобрёл теневой рынок, являющийся питательной средой для коррупции, сохранились факторы, обусловливающие миграционные настроения русских, продолжается политизация ислама, расширяется база приверженцев его радикальных форм, происходит геополитическая переконфигурация кавказского региона, ведётся борьба за расширение влияния на его отдельные части и народы. Вероятность реализации позитивного сценария, по мнению автора, невысокая, неуклонно снижающаяся с весны 2004 г.

Умеренный сценарий - затяжной этнополитический кризис с его классическими атрибутами: стагнация экономики на значительной части региона, деградация демократических политических институтов, эпизодическая террористическая активность, вспышки насилия, отток экономически активного населения, немасштабное сокращение доли русского населения в республиках Северного Кавказа. Наличие условий для реализации сценария - достаточные. Данный сценарий представляется автору наиболее вероятным и может реализовываться в течение неопределённого промежутка времени. Динамика процесса будет зависеть как от развития внутриполитической ситуации в России, так и международной.

Негативный сценарий - нарастание и взаимное наложение негативных тенденций 2004 - 2005 гг., рост недовольства как региональной, так и федеральной властями, возникновение массовых протестных движений, кризис региональных властных институтов, рост сепаратистских настроений как реакция на неспособность федерального центра урегулировать ситуацию в регионе, ускоренный отток русского населения не только из республик, но и из Ставропольского края, перерастание локальных конфликтных ситуаций в затяжные конфликты, возникновение и разрастание альтернативных органов власти, активизация политической деятельности в регионе международных, в том числе неправительственных организаций. Наличие условий для реализации сценария представляется автору достаточное. Данный сценарий уступает по степени вероятности умеренному варианту, его вероятность повышается в случае кризисных вариантов развития России в целом.

Алармистский сценарий - резкая эскалация конфликтов, массовое создание альтернативных органов власти, начало военных действий, обвальный отток русского населения из всех республик Северного Кавказа и Ставропольского края, ускоренный - из Краснодарского края, вмешательство иностранных государств, межгосударственных и неправительственных организаций, отторжение центральной и восточной части Предкавказья от России. Наличие условий для реализации сценария недостаточное. Возрастание вероятности сценария может быть обусловлено общим кризисом российской государственности, масштабным экономическим кризисом, полной утратой геополитического влияния России в Закавказье[384].

А. Малашенко обращает внимание на проблему архаизации экономики Северного Кавказа, связанную с недееспособностью современного сектора экономики. Это способствует возрождению традиционных методов ведения сельского хозяйства, развитию откровенно преступных форм деятельности. Одновременно происходит архаизация общества, возрождение тех установок политического сознания населения, которые доминировали в домодернизационную эпоху. Это подтверждается, например, упорным стремлением дагестанцев сохранить традиционную, а не евродемократическую систему республиканского правления, при которой власть строится на традиционном консенсусе между представленными в Государственном совете ведущими этносами республики. В этом же ключе следует рассматривать сохраняющуюся и даже кое-где растущую тягу к использованию на местах традиционных правовых институтов.

В свете такой ситуации основной задачей федеральной власти должна стать не столько приостановка процесса архаизации общества, сколько возможность обратить его во благо, то есть использование отдельных его сторон для достижения стабилизации в обществе, предотвращения проявлений экстремизма. Свидетельством этого можно считать апелляцию Центра за поддержкой к приверженцам традиционных для местной культуры ислама тарикатов (суфийских братств) Накшбандийя и Кадирийя против не характерного для Северного Кавказа движения салафитов.

Несмотря на обилие программ, касающихся разрешения общей кризисной ситуации на Кавказе, приходится констатировать, что у Центра нет четкой реалистичной стратегии в регионе. Его рецепты сводятся к набору указаний и призывов типа «предотвратить», «улучшить», «повысить» и т. д. Нет понимания того, насколько Северный Кавказ единый социально-политический регион, насколько в отдельных его фрагментах велика местная специфика.

Альтернативой утверждениям Кремля и местных северокавказских властей, что Северный Кавказ, включая Чечню, является составной частью России, служит мнение, что он скорее призван играть роль буфера между Россией, Закавказьем и мусульманским югом. В частности, такова позиция части русских националистов, которые видят в северокавказских этносах своего рода колонизованные народы, статус которых не может быть полностью приравнен к статусу коренных жителей Российской Федерации. Парадоксальным образом такая позиция созвучна убеждению местных сепаратистов, настаивающих на полном отделении Северного Кавказа от России и подчеркивающих несовместимость их культур, религий и образа жизни[385].

Тизеев О. обращает внимание на ряд негативных тенденций, характерных для Северного Кавказа на протяжении последних лет, определяющих дальнейшее усиление негативного развития ситуации в регионе:

1) затяжной характер чеченского конфликта привел к экспорту его деструктивных элементов за пределы республики, к распространению террористической активности;

2) в регионе устойчиво сохраняются тенденции спада в экономике, безработица, депрессия социальных и иных функция государства;

3) происходит трансформация самосознания населения народов Северного Кавказа, связанной с утратой ориентации на Россию, падением авторитета государственной власти РФ, демонтажем нормальной системы социальных ценностей и нормативов;

4) непрозрачные местные элиты не имеют социальной поддержки населения;

5) выборы утратили свое значение как инструмент волеизъявления общества;

6) возникновение вторичной нормативной системы, не связанной с инструментами государственной власти, а основанной на местных кровнородственных традициях и радикальных исламских учениях, чей авторитет постоянно растет и материально поддерживается извне во многом благодаря сохранившейся прозрачности границ;

7) отсутствие эффективных инструментов мониторинга и урегулирования этнических противоречий и конфликтов в силу отсутствия заинтересованности в этом самой федеральной власти;

8) отсутствие инструментов регулирования миграционных процессов как стихийных (скопление беженцев в зонах, прилегающих к территории открытого конфликта), так и текущих – миграция горцев в равнинные районы, миграция русских с Северного Кавказа во внутренние регионы России;

9) нарастающий отток русских, которые являются в регионе социальной базой политической стабильности.

При сохранении и усугублении этих процессов в ближайшее десятилетие Северный Кавказ может превратиться в сплошной очаг нестабильности, где влияние Российской Федерации будет сведено к минимуму. Политическая реальность при таком развитии событий будет определяться воздействием исламских радикалом, умножением террористических актов, угрозой отторжения территории Северного Кавказа. С одной стороны, военное вмешательство федеральных сил в разрешение конфликтов может привести к очередной затяжной войне, с другой стороны, сокращение военного присутствия и отвод войск может привести к фактическим территориальным потерям, так как на современном этапе именно силовые структуры являются в регионе единственным атрибутом государственного суверенитета.

Кутаев Р., бывший вице-премьер в правительстве А. Масхадова, утверждает, что, если российские власти не пересмотрят свою политику на Северном Кавказе, то к 2020 г. он может отделиться от РФ. Несмотря на прекращение боевых действий в Чечне, кризис распространился на весь регион: Теракты, регулярно совершаемые в отношении госслужащих и работников правоохранительных структур в Дагестане, Ингушетии, а теперь и в Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, не располагают к благоприятным прогнозам. На Северном Кавказе набирает силу процесс отторжения кавказских народов друг от друга, формирования атмосферы неприятия и озлобленности. В последние годы под видом борьбы с международным терроризмом уничтожаются национальные особенности народов Северного Кавказа. На государственном уровне весьма успешно создан образ бандита-кавказца, террориста-мусульманина. Таким образом, если Проблемы до 2000 года существовавшие в основном в пределах административных границ Чеченской республики не только не разрешены, но довольно быстро распространяются на всей территории Северного Кавказа. Попытки власти решать вопросы исключительно силовыми методами дают обратные результаты: идет отчуждение немалой части населения от общественно-политических процессов, в том или ином регионе с различной интенсивностью. Непонимание власти и населения не оставляют шансов на их взаимодействие.

«Мы прогнозируем: если подобная практика отношений федерального руководства к северокавказскому региону в ближайшее время не изменится, то надо ожидать, что в 2015—2020 гг. Северный Кавказ, где будет царить хаос и ненависть народов друг к другу, будет выдавлен за границы российского государства. Поэтому уже сегодня международное сообщество должно уделить пристальное внимание этому региону. Размывая традиционный для народов Кавказа уклад жизни, формы взаимоотношения, образ мышления, федеральное руководство взамен ничего не предлагает. В то же время джамааты из разных республик взаимодействуют и ищут, и, скорее всего, найдут пути объединения, так как у них есть общая идеология. Очевидно, коррумпированная сверху донизу власть неспособна что-либо противопоставить им»[386].

В настоящее время специалисты по проблемам Северного Кавказа сходятся во мнении, что для региона специфичны многочисленные угрозы в различных сферах, реализация которых в краткосрочной и долгосрочной перспективах с тяжелейшими негативными последствиями может с большой вероятностью привести к актуализации большинства латентных конфликтов в регионе.

В военно-политической сфере Северному Кавказу угрожают:

1) давление со стороны ряда национальных общественных объединений на характер отношений региона с государствами, граничащими с Россией;

2) политические, экономические и военные действия, нацеленные на подрыв национального единства и независимости России;

3) подрывная деятельность, терроризм, подстрекательство к антиконституционным действиям;

4) инициирование изменения прохождения государственной границы, нарушения пограничного режима;

5) сложности комплектования силовых структур, в том числе частей и соединений пограничной службы на Северном Кавказе;

6) разногласия между вооруженными силами и другими военизированными формированиями федерального и местного уровня, конфронтация между военными и гражданским населением.

В экономической сфере ситуация усугубляется:

1) расширением неравенства в экономическом развитии республик, краев и областей на Северном Кавказе;

2) резким увеличением доли безработных и социально незащищенных слоев населения;

3) сращиванием бизнеса и криминальных структур.

В религиозной сфере угрозы проявляются в:

1) нарушении принципов невмешательства государственных органов в деятельность конфессий и религиозных организаций — в дела государства;

2) ослаблении единства полиэтнического общества путем использования этнических и религиозных противоречий.

В социально-правовой сфере проявляется:

1) недостаток политических, экономических, социальных и иных гарантий обеспечения конституционных прав и свобод граждан;

2) правовой нигилизм со стороны местного населения Северного Кавказа;

3) отсутствие чувства идентификации с Россией;

4) распространение шовинизма, реакционных религиозных учений;

5) бесконтрольное распространение материалов, инспирирующих насилие, преступления и экстремизм;

6) обострение криминогенной ситуации в регионе, рост организованной преступности;

7) приток мигрантов из других государств, занимающихся противоправной деятельностью;

8) размывание многонациональной культуры, искажение национальных обычаев и образа жизни[387].

Основная трудность в нейтрализации этих угроз состоит в том, что большинство их проявляется неравномерно в субъектах северокавказского региона. Поэтому однотипный подход к решению проблем субъектов обречен на провал. Хотя исторически кавказский регион рассматривался в качестве единого объекта государственного управления, все же он не является единым ни социально, ни политически, ни духовно.

По мнению, С. Маркедонова, «правила игры на Кавказе будут определяться в Москве, давать какие-либо прогнозы развития ситуации в регионе трудно. Общий тренд таков, что на благоприятный сценарий стоит рассчитывать лишь при одном условии — федеральный центр сможет формулировать и проводить внятную политику, которая приведет к усилению присутствия в регионе российского государства (а не интересов отдельных групп коррумпированной федеральной бюрократии) и социализации населения северокавказских республик».

Принятая федеральной властью стратегия – бюджетные вливания в местные бюджеты, административное регулирование периодических локальных кризисов и жесткая силовая борьба с террористами, на что у нее хватит ресурсов на многие годы. Одновременно сами северокавказские республики, ориентированные в своем развитии исключительно на финансовые вливания со стороны федерального центра, развивающие не легальную цивилизованную экономику, а теневую, будут продолжать скатываться к масштабному социально-политическому и экономическому кризису. При этом эксперт отмечает, что расширение масштабов кризиса не повлечет за собой роста сепаратистских настроений в регионе, так как итоги первой и второй чеченских войн стали для региональной элиты «прививкой от политического сепаратизма».

Другой сценарий – распространение на другие республики Северного Кавказа «кадыровской модели» управления, однако она не дает гарантий вечной лояльности к центру, а самое главное – гарантий интеграции такой системы в правовую и политическую систему России. Кроме того, использование крайне жестких методов борьбы с экстремистами и террористами в этом регионе может дать обратный результат. В целом, ставка на установление жесткой автократической власти в регионе может принесли позитивный результат в краткосрочной перспективе, однако одновременно это законсервирует клановую модель экономических и социальных отношений.

Такое социально-экономическое положение северокавказского региона может спровоцировать мощнейших миграционный поток в русские регионы РФ, в которых экономика развивается намного динамичнее. В то же время кавказцы могут оказаться экономически и социально изолированными от «большой» российской жизни, из-за чего регион потеряет имеющиеся у него сегодня даже немногочисленные шансы на социализацию в российском обществе. В этом случае радикальный исламизм, не имеющий пока на Кавказе внятной политической программы, может оформиться в мощную политическую силу.

Особенно эксперт обращает внимание на опасность возникновения системного протеста, связанный с намерением федерального центра поддерживать в северокавказских республиках авторитарных режимов, что неизбежно приведет к возникновению обиженных местных элитарных групп, которые, опираясь на недовольство населения, могут запустить процесс «стихийной демократизации» Северного Кавказа, аналогичной той, которая происходила в начале 90-х годов[388].

Сегодняшние проблемы российской власти в регионе во многом вызваны ошибками и просчетами самой власти, ее нежеланием решать существующие проблемы. Фактически государство действует ситуативно, увеличивая контингенты внутренних войск, проводя бессистемные рейды и зачистки, не устраняя предпосылки кавказского терроризма и экстремизма. С 2000 года укрепление вертикали в Северо-Кавказском регионе свелось к заключению нового пакта федерального центра с региональными элитами. Последние отказываются от националистического дискурса и демонстрируют лояльность и преданность Кремлю. За это Кремль закрывает глаза на маленькие слабости региональных режимов.

Для решения основных проблем северокавказского региона российской власти требуется принципиально иная кадровая политика, основанная не на идее личной преданности, а политической мотивированности, ориентированных на модернизацию региона. Усиление неформальных связей приведет только к утрате контроля и влияния за ситуацией.

«В любом случае, если Россия хочет сохранить за собой Кавказ, альтернативы усилению государства в этом регионе нет. Точнее, единственная альтернатива - это несколько федераций полевых командиров. Другой вопрос, что означает для нас «усиление государства»? Очевидно, что это - не усиление местных этнономенклатурных режимов и их коррупционных связей с московскими покровителями. Это и не сдача региональных ресурсов и власти под чисто внешнюю лояльность и не хаотические проверки паспортов и зачистки. Ключ к решению этих проблем находится за пределами Кавказского региона. Все проекты по обустройству Северного Кавказа упираются в одну точку. Для того, чтобы деприватизировать АОЗТ «Чечня», «Карачаево-Черкесия», «Адыгея» и другие объекты административного рынка Россия должна стать полноценным государством. Не корпорацией кормленцев, а сильным государством, которое будет невозможно купить и которому жители Кавказа будут готовы присягать и служить»[389].

Таким образом, следует констатировать, что Российской Федерации для стабилизации ситуации на Северном Кавказе, предотвращении усиления всех вышеперечисленных угроз и объективных слабостей современной национальной политики необходимо разработать четкую стратегию развития региона, что подтверждают слова руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества А. Собянина: «Россия обладает подавляющим военным превосходством на Кавказе, однако один этот фактор, несмотря на его весомость, оказывается недостаточным. Одна из основных проблем состоит в том, что элита в Ингушетии, Дагестане, Кабардино-Балкарии очень страдает от того, что на федеральном уровне отсутствует позитивная стратегия развития Кавказа. Вся федеральная программа сводится к простому принципу «не допускать» – проявления терроризма, сепаратизма и так далее. Программы, которые разрабатываются, например, для богатого Краснодарского края, предполагают несоизмеримо большие вложения, чем в бедные республики Северного Кавказа».

Внешние и внутренние угрозы РФ исходят сегодня с разных направлений, однако северокавказские республики являются сегодня «ахиллесовой пятой» России.

Контрольные вопросы

  1. Какие сценарии эволюции ситуации на Северном Кавказе предлагаются российскими исследователями?
  2. Какие факторы усиливают негативные тенденции развития ситуации на Северном Кавказе?
  3. Какие угрозы свойственны Северному Кавказу в военно-политической сфере?
  4. Какие угрозы свойственны Северному Кавказу в экономической сфере?
  5. Какие угрозы свойственны Северному Кавказу в религиозной сфере?
  6. Какие угрозы свойственны Северному Кавказу в социально-правовой сфере?
  7. Каковы перспективы и возможные последействия распространения «кадыровской модели» управления на другие республики Северного Кавказа?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Kanter A. Intervention Decision-making in the Bush Administration \\ US and Russian Policymaking with Respect to the US of Force \ Ed. by J. Azrael, E. Pain. Santa Monica: RAND, 1996.
  2. Абдулатипов Р.Г. Кавказская политика России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. - 1999. -№3.
  3. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог, 2000.
  4. Абдулов Н.С. Северо-Кавказский регион России: геополитический анализ// Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственных интересов России. Ростов н/Д. 1998.
  5. Авксеньтьев А.В., Авксеньтьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения (учебное пособие) // под ред. Проф. В.А. Шаповалова, Ставрополь, 1993.
  6. Авксеньтьев В.А. Исторические аспекты анализа этнических конфликтов // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения – Ростов-на-Дону, 2003.
  7. Авксеньтьев В.А. Региональный этнополитический кризис на Северном Кавказе: упущенные возможности и дальнейшие сценарии // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-2005,14-15 декабря 2005.
  8. Авксеньтьев В.А. Этнические проблемы Северного Кавказа в контексте общероссийских и мировых этнических процессов // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1998. - № 2.
  9. Авксеньтьев В.А., Шаповалова В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский анализ. Ставрополь, 1997.
  10. Агаев Р., Али-заде З. Азербайджан. Конец второй республики (1988-1993). М.: Граница, 2006
  11. Адрианова Л.А. Межэтнические отношения как средство достижения политико-экономических целей в современной России // Этнические проблемы современности. Ставрополь, 1998, вып.3.
  12. Айдемиров Н.Г. Национальное самосознание и межэтнические отношения. Этнические процессы накануне XXI века. Ставрополь,1999.
  13. Акаев В.Х. Ислам: социокультурная реальность на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2004.
  14. Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. М.: Весть, 1992.
  15. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России / под ред. акад. Г.Г.Матишова. Ростов-на-Дону, 2006.
  16. Барышников Д.н. Межнациональные отношения на Кавказе: конфликты и перспективы примирения // Россия и мусульманский мир, 1999, №1 (79).
  17. Беджанов М.Б. Россия и Северный Кавказ: межнациональные отношения на пороге XXI века. - Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2002.
  18. Безменов Л. На Совете старейшин Юга России полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак выступил с критикой властей Северного Кавказа // Российская газета. - 2004, 25 ноября.
  19. Бондарев А.А. Механизмы стабилизации северокавказского региона России. Пятигорск, 2004.
  20. Вертикаль власти: проблемы оптимизации взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти в современной России (Доклады и сообщения на международной конференции). Июнь 2001. Вып. 1. / Отв. ред. В.Г. Игнатов. - Ростов н/Д.: Изд-во: СКАГС, 2001.
  21. Взаимодействие политических, национальных и этнических конфликтов (материалы международного симпозиума 18-20 апреля 1994) // отв. ред. А.Г. Здравомыслов.
  22. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. – М., 2003.
  23. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1995.
  24. Гакаев В.М. Межнациональные противоречия на Северном Кавказе и поиски вариантов их решений. www.darial-online.ru
  25. Гакаев Д.Д. Очерки политической истории Чечни (XX век). М., 1997.
  26. Гуния Ч.Н. Современное положение Чечни: социально-политические проблемы // Южнороссийское обозрение, 2004, №1.
  27. Гуров А.И. Меры борьбы с международным терроризмом // Законодательное обеспечение борьбы с терроризмом: Сборн. док. и матер. - М.: Изд-во Государственной Думы, 2003.
  28. Гусейнов А.Г. Природа этнополитических и конфессиональных конфликтов на Северном Кавказе и в Дагестане // в сборнике «Многоэтнические сообщества в условиях трансформации: опыт Дагестана». – М., 2005.
  29. Давыдов В.Н. Заслон в Дагестане: тест на греховность // «Границы России», 1995, №27.
  30. Давыдов В.Н. Наш идеал – мир и согласие // «Миграция и гражданство», 2003, №5.
  31. Давыдов В.Н. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: региональный фактор // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология, 2004, №1 (5).
  32. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема // Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1998. - № 2.
  33. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону, 2003.
  34. Дерлугьян Г. Чеченская революция и чеченская история // Чечня и Россия: общества и государства. М.: Полинформ-Талбури, 1999.
  35. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 2000.
  36. Добаев И. Рост религиозно-политического экстремизма и терроризма на Северном Кавказе // Фонд стратегической культуры, 21.05.2007
  37. Добаев И. Террористические группировки на Юге России: новые тенденции // www.evrazia.org
  38. Добаев И.П. Геополитика Турции на Кавказе.//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общ. науки. – 1999. - №1.
  39. Добаев И.П. Исламский фактор в этнополитических и геополитических процессах на Северном Кавказе // www.evrazia.org
  40. Долгов В.М. Политические механизмы взаимодействия центра и регионов Российской Федерации // Полис. - 2004. - № 6.
  41. Дружинин А.Г Южно-Российский регионогенез: факторы, тенденции, этапы // Научная мысль Кавказа. - 2000. - № 2.
  42. Дуденков А.В. Федерализм и этнические конфликты на Северном Кавказе // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. М., 2003.
  43. Жирков А.А.Этнические факторы политической стабильности. – М.: «Славянский диалог», 1995.
  44. Запрудский Ю.Г. Современная конфликтология как методология познания и управления общественными процессами // Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения. Ростов-на-Дону, 2003.
  45. Захарченко Ю.М. Становление и развитие федерализма на Северном Кавказе. М, 2007.
  46. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1999.
  47. Зыкова В. П.. Трощенок С.В. Проявление актуальных проблем межнациональный отношений в Северо-Кавказском регионе. Краснодар, 1993.
  48. Ибрагимов З.Х. Чеченская история. Политика. Экономика. Культура. 2-я половина XIX века. – М., 1999.
  49. Известия высших учебных заведений. / Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - Ростов н/Дону, 2005. - № 3. - С. 86.
  50. Ингушетия: проблемы и надежды // Новая политика, 02.02.2005
  51. Кавказский регион: пути стабилизации: Материалы международной научной конференции // Отв. ред. Ю.Г. Волков. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2004.
  52. Казанцев В.Г. Южный федеральный округ и его Северо-Кавказский субрегион как предмет социально-политической теории и практики // Социально-гуманитарные знания. -2001. - № 1.
  53. Казенное С.Ю., Кумачев В.Н. Проблема преодоления сепаратизма в России (на примере Чеченского конфликта) // Некоторые проблемы национальной безопасности России. - 2005.
  54. Кетов Ю.М. Как обеспечить национальную безопасность на Северном Кавказе // Национальные интересы, 2005, №2.
  55. Кетов Ю.М. Конституционно-правовые аспекты проблемы обеспечения национальной безопасности на Северном Кавказе: Монография. - М., 2005.
  56. Кетов Ю.М. Современные проблемы развития системы государственной власти республик в составе Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности на Северном Кавказе. - М.: Анкил, 2005.
  57. Кикоть В.И., Мельник И.К. Психологические проблемы борьбы с террористами – смертниками // www.pkc.ru, 11.09/2008
  58. Кисриев Э. Природа устойчивости политического баланса в Дагестане // Многоэтнические сообщества в условиях трансформации: опыт Дагестана. – М., 2005.
  59. Кисриев Э. Этнополитическая ситуация в Республике Дагестан. – М., 1994.
  60. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М., 2003.
  61. Колосов В.А., Трейвиш А.И., Туровский РФ. Геополитическое положение Кавказа и юга России. Материалы международной конференции. - Астрахань, 1993.
  62. Комарова О.Д., Осипов А.Г., Степанов В.В. и др. Межэтнические отношения в Российской Федерации: Ежегодный доклад Института этнологии и антропологии РАН. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2004.
  63. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы и особенности их проявления на Северном Кавказе // Научная мысль Кавказа. 1997. - № 3.
  64. Косиков И.Г., Косикова Л.С. Северный Кавказ. Социально-экономический справочник. – М., 1999.
  65. Кротов Д.В. Геополитика и безопасность Юга России // Южнороссийское обозрение, 2001, №5.
  66. Кротов Д.В. Современные проблемы геополитики Кавказа // Южнороссийское обозрение, 2001, №5.
  67. Куксин И.Н., Сергеев В.С. Выбить почву из-под ног террористов // Национальные интересы, 2004,№6.
  68. Кутаем Р.М. Доклад о ситуации на Северном Кавказе // www.civitas.ru
  69. Лапидус Г. Десять «заповедей», на которых строится российская политика в Чечне // Центральная Азия и Кавказ, 2000, №4.
  70. Малашенко А. Северный Кавказ: продолжение исламизации. Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2001.
  71. Малашенко А., Тренин Д. Время Юга. Россия в Чечне, Чечня в России. – М.: Московский Центр Карнеги, 2002.
  72. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. – М., 2001.
  73. Маркедов С. Терроризм на российском Северном Кавказе: вызов и поиски ответа // Современный Северный Кавказ, 2005
  74. Маркедонов С. Вернуться на Кавказ // Апология, 2006, №9.
  75. Маркедонов С. Полигон этнических конфликтов // Агентство политических новостей, 21.08.2008
  76. Маркедонов С. Советский Кавказ в 1970-е годы: предчувствие гражданской войны. www.instkavkaz.ru
  77. Маркедонов С.М. Кавказ в поисках «своей земли»: Проблемы легитимности и безопасности в регионе // Центральная Азия и Кавказ. 2004, №2.
  78. Международный терроризм. Борьба за геополитическое господство // под ред. Возженникова А.В., М., 2006.
  79. Международный терроризм. Борьба за геополитическое господство // под ред. Возженникова А.В., М., 2006.
  80. Межнациональные отношения в условиях социальной нестабильности // отв. ред. Э.Х. Панеш. – Спб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого, 1994.
  81. Межэтническое взаимодействие на Юге России: проблемы и пути решения в условиях социальной трансформации: Сборник статей по материалам третьей региональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 20 июня 2003 г. // Под ред. Б.Д. Иванникова, А.В. Панкратова, ГА. Копылова. - Москва-Ставрополь: ИСПИ РАН, 2003.
  82. Межэтническое взаимодействие на Юге России: проблемы и пути решения. Шамба Т.М. Национальная политика и национально-государственное устройство Российской Федерации. - М: Изд-во МГУК, 2000.
  83. Межэтническое взаимодействие на Юге России: проблемы и пути решения в условиях социальной трансформации: Сборник статей по материалам третьей региональной научно-практической конференции. - Ставрополь, 20 июня 2003 г. // Под ред. Б.Д. Иванникова, А.В. Панкратова, ГА. Копылова. - Москва-Ставрополь: ИСПИ РАН, 2003.
  84. Михайлов В.А. Международные аспекты политики России в Кавказском регионе // Россия в мировой политике. Часть I. – М.: Издательство РАГС, 2002.
  85. Музаев Т.М. Этнический сепаратизм в России. М.: Панорама, 1999.
  86. Мукомель В. Вооруженные межнациональные и региональные конфликты: людские потери и социальные последствия // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М.: Московский Центр Карнеги, 1997.
  87. Нарочницкая Н. Кавказские войны – средство геополитики // Аналитическое обозрение, 14.11.2002
  88. Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы научн. конф. Москва, 27-28 апреля 2000 г. / Под ред. Авакьяна С.А. - М.: МГУ, 2000
  89. Ормонбеков Ж. Теория консоционализма Аренда Лейпхарта // Казанский федералист, 2007, №1-2.
  90. Паин Э. Этнические конфликты и пограничные споры на южных рубежах России // в сборнике «Безопасность России. XXI век». – М., 2000.
  91. Паин Э.А., Солитаев З. На скользких склонах: «антитеррористическая» политика России в Чечне и ее возможные последствия // Терроризм в современном мире: истоки, сущность, направления и угрозы. – М., 2003.
  92. Планы стабилизации Кавказа. Запад и российские интересы. Доклады Института Европы №74.- М.: Экслибрис-Пресс, 2001.
  93. Попов В.В. Южный узел. – М., 1998.
  94. Пресс-конференция Президента Российской Федерации В.В. Путина 24 июня 2002 г. // www.strana.ru.2002.25 июня
  95. Проблемы законодательного обеспечения региональной безопасности на Северном Кавказе. Аналитический вестник. - 2000. Выпуск 28.
  96. Пути мира на Северном Кавказе. Независимый экспертный доклад / Под ред. В.А. Тишкова // Экономика и социальная сфера. М., 1999.
  97. Радиев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис, 1993, №8.
  98. Рашковский Е.Б. «Кавказский меловой круг»: трагические судьбы региона //Proetcontra. 2002. T. 7. №3.
  99. Рискин А. Черная дыра на Юге России // Независимая газета, 31.01.2006
  100. Рубан Л.С. Геополитическая ситуация на Кавказе // Полемика, №8.
  101. Рубан Л.С. Ситуация на Кавказе и Юге России в контексте безопасности // Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке: Материалы второй научно-практической конференции 10-11 декабря 2002 г. - М., 2002.
  102. Рудаков В., Миндич Д., Верлин Е. С чего собирается Родина // Россия в глобальной политике, 2006, №3.
  103. Сарматин Е.С. Ксенофобия на Юге России: сепаратизм, конфликты и пути их преодоления // Южнороссийское обозрение, 2002, №6.
  104. Северный Кавказ: проблемы экономики и политики // под ред. А.А. Язьковой. – М., 2008.
  105. Семенкина О. Конфликтный менеджмент и региональная политика на Северном Кавказе // Стратегии для России, 2004, №11.
  106. Сердюк Л.В. Насильники и их жертвы. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. – Уфа, 2002.
  107. Сикевич З.В., Социология и психология национальных отношений. - СПб.: 1999.
  108. Смирнов В.Н. Некоторые проблемы геополитической напряженности на Северном Кавказе и Россия // Кавказ: проблемы геополитики и на

Наши рекомендации