Тема 11. Формы и методы международного вмешательства в ситуацию на Северном Кавказе и опыт противодействия им
Развитие негативных внутриполитических процессов в Российской Федерации привело к тому, что Северный Кавказ стал проникаем для экстремистских сил и воздействия различных стран, преследующих конкретные стратегические интересы. На южных рубежах Российской Федерации формируются военно-политические и экономические альянсы, имеющие целью оказывать давление на российское государство, вынуждая его идти на политические и экономические уступки соседним странам, а также центробежным силам, действующим на территории самой России.
Северный Кавказ является объектом пристального внимания со стороны различных государств, но и стал зоной специфических интересов со стороны международных террористических организаций, объектом экспансии зарубежных экстремистских и исламских сил, а также регионом накопления потенциала иностранного вмешательства во внутренние дела Российской Федерации.
Развитие негативных внутриполитических процессов в РФ привело к тому, что Северный Кавказ раздираем межэтническими, территориальными конфликтами, а также конфликтами с федеральным центром. Это делает регион объектом пристального внимания со стороны внешних сил, ориентированных на ослабление роли России на Кавказе.
Внешнее вмешательство в дела российского Северного Кавказа имеет место, хотя никто этого официально или открыто не признает. Между тем у России имеется уже немало достаточно предметных доказательств причастности к этому вмешательству целого ряда стран, например, таких, как Турция, Пакистан, Афганистан, Саудовской Аравии и ряд других арабских государств. Не отстают в этом деле и некоторые страны СНГ. Геополитический интерес к региону проявляют также США, Германия, Великобритания, Франция. Формы вмешательства, а если по существу, то подрывной деятельности, включают разнообразные приемы идеологического воздействия на население региона, проведение диверсионных идеологических акций через различного рода иностранных проповедников и эмиссаров, финансирование вооруженной оппозиции. Продажа и поставки оружия, поощрение проникновения на Северный Кавказ наемного элемента, террористов и профессиональных убийц, оказание антиправительственным силам в регионе моральной и политической поддержки через механизмы и возможности международных политических и правозащитных организаций.
Концептуальный план, где в деталях прописано, как взять под контроль Северный Кавказ, был представлен в США еще в 1990-х годах. Речь идет о документе под названием «Шторм над Каспием», который разработан под руководством профессора Массачусетского технологического института Д. Файна. Он предусматривает, в частности, «миротворческое» военное присутствие США–НАТО в Прикаспии и на Каспии в случае дестабилизации тех кавказских районов, где сосредоточена экспортная добыча нефти, газа и/или где проложены или прокладываются евроазиатские трубопроводы.
Запад продолжает оказывать поддержу северокавказским сепаратистам. По данным Совета Федерации и других источников, наиболее влиятельной в США группировкой, выступающей в поддержку сепаратистов, остается Американский комитет за мир в Чечне, пропагандирующий идею, что так называемое «чеченское восстание показывает недемократическую природу постсоветской России». Этот комитет сравнивает положение в Чечне с Боснией-Герцеговиной и Косово, утверждая, что только «международное» вмешательство в Чечне и на Северном Кавказе в целом может стабилизировать там обстановку. Позиция же упомянутой структуры периодически заслушивается в Конгрессе и Госдепартаменте США. Вдобавок, эта организация уже стала фактически северокавказской организацией, поддерживающей эмигрантские и подпольные сепаратистские группировки. В их числе – легально и полулегально действующие за рубежом, включая Северную Америку, – «Лига в поддержку горских народов», «Чеченский комитет», «Свободная Балкария», «Ассоциация непризнанных горских народов», «Союз за объединение адыгов». Причем большинство таких организаций, что называется, перекочевало в США или под опеку США после разгрома фашистской Германии, создававшей или поддерживавшей вместе с Польшей (до августа 1939 г.) и Турцией такого рода группировки[365].
Правительства стран Запада открыто не стимулируют сепаратистские тенденции на территории Северного Кавказа. В то же время США и Западная Европа контролируют ситуацию, внимательно следят за ее развитием. Учитывая слабость федерального центра и рост влияния регионов, западные правительства изучают региональные элиты и контрэлиты, пытаясь понять их интересы, мотивы и характер поведения лидеров и т. п. В период войны в Чечне и непосредственно после нее наибольшее внимание уделялось Чечне, затем в центре внимания оказался Дагестан, сейчас зона внимания охватывает практически весь регион.
По мнению В.А. Тишкова, речь идет не о вытеснении России с Северного Кавказа, а о стремлении прагматичных западных правительств идти чуть впереди событий, внимательно анализируя происходящее и строя прогнозы на будущее - с учетом влияния тех или иных вариантов развития событий на интересы США и ЕС. Все больше сторонников находит взгляд на Северный Кавказ как на «внутреннее зарубежье» России. В этих условиях США и Западная Европа осуществляют менеджмент возрастающей слабости России. В то же время деловые круги этих стран стремятся не упустить возможную выгоду. Это подтверждается, в частности, активностью телекоммуникационных компаний США, Великобритании и Израиля на Кубани, в Чечне и в Грузии.
В принципе, слабость России создает возможности для усиления западного проникновения и влияния на Северный Кавказ, но в действительности растущий «вакуум власти» привлекает в регион враждебные и неподконтрольные Западу силы. События в Дагестане в августе 1999 г. показали, что исламский экстремизм в его вооруженной, террористической форме - один из главных врагов стран Запада - начинает свое разрушительное проникновение и на территорию России. Именно эту озабоченность и опыт противодействия исламскому экстремизму Россия могла бы использовать более активно в своих отношениях с США и странами ЕС.
Деятельность западных международных организаций (Верховный Комиссариат ООН по делам беженцев, Красный Крест, «Врачи без границ» и др.) носит гуманитарный характер, но в большой степени способствует формированию западного общественного мнения о происходящем в регионе. Если до сих пор это мнение не считало источником всех проблем политику российского руководства, то в дальнейшем эта позиция может измениться как результат охлаждения между Россией и США. Впрочем, в то время как США и Запад в целом занимают сдержанную и внешне отстраненную позицию, союзник Вашингтона Турция действует в регионе активно и почти открыто[366].
Из Турции и через Турцию – территории Азербайджана и Грузии, граничащие с Россией, осуществляются поставки оружия и финансовых средств сепаратистам на Северном Кавказе. Грузия играет роль перевалочного пункта, в Азербайджане помощь северокавказским сепаратистам прикрывалась «зеленым» знаменем (как «единоверцам»). Для этого в Азербайджане была создана полулегальная структура. Попытки наладить регулярный транзит в Чечню, Ингушетию и Дагестан предпринимала турецкая шовинистическая организация «Серые волки», созданная разведками Турции (MIT) и Германии еще в 1940-х годах. В частности, детально разработаны варианты «маршрутов» эмиссаров «Серых волков» и другой иностранной агентуры в Чечню и на Северный Кавказ через Азербайджан. Включая действовавший маршрут «Стамбул–Анкара–Нахичевань–Сумгаит». Активно участвуют в распространении сепаратизма на юге России и связанные с Турцией «Конфедерация народов Кавказа» – бывшая прогерманская «Горская национал-социалистическая партия» и «Комитет кавказско-чеченской солидарности», давней целью которых является выход Северного Кавказа из состава РФ. В Турции функционируют «Институт дружбы и братства тюркских государств и общин», «Институт туранской культуры», «Фонд «Ислах», «Институт культурного образования и общественной помощи Кавказу», «Комитет солидарности “Кавказ”», «Комитет кавказских обществ и землячеств», «Фронт великих исламских воинов Востока».
Осуществляется поддержка экстремистских организаций на Северном Кавказе и из Саудовской Аравии. В Джидде находится штаб-квартира неправительственной организации «Международная исламская организация спасения» (МИОС), официально созданной в 1980-х для пропаганды идей ислама, оказания помощи жертвам природных катастроф, беженцам из районов стихийных бедствий и т.п. Колоссальные средства МИОС идут на оказание поддержки радикальным исламских группировок во всем мире, в том числе в странах СНГ и северокавказских республиках России. В частности, под патронажем МИОС действует базирующаяся в Саудовской Аравии «Организация помощи и поддержки мусульман Кавказа», руководимая саудовским подданным Абд ал-Хамида ад-Дагестани (потомком эмигрантов из Дагестана) и гражданином Алжира Зарат Абд аль-Кадера.
В 1992–1994 годах на территории Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Башкирии и Дагестана саудовские организации через созданные ими структуры основали сеть подпольных полувоенных лагерей, где готовились боевики. А на карте, изданной в Саудовской Аравии в середине 1990-х, отмечены будущие самостоятельные исламские государства в РФ. Это Адыгея, в состав которой включены свыше 60% территории Краснодарского и Ставропольского края; Кабарда, Балкария, Ингушетия, Северная Осетия – только Северная, Мордовия, Удмуртия, Чечня.
По данным ФСБ России, существует перечень экстремистских, террористических и неправительственных организаций и фондов, деятельность которых наносит ущерб безопасности Российской Федерации. В него входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа» (Чечня); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (Чечня); «База» ("Аль-Каида", Афганистан), «Асбаталь-Ансар» (Ливан); «Священная война» ("Аль-Джихад", "Holy War", Египет), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия», Египет), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Мусли мун», "Muslim Brotherhood", международная), «Партия исламского освобождения» ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", «Islamic Salvation Party», международная), «Лашкар-и-Тайба» (Пакистан), «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами», Пакистан), Движение «Талибан» (Афганистан), «Исламская партия Туркестана» (бывшее "Исламское движение Узбекистана), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи», «Social Reform Society», Кувейт), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами», «Islamic Heritage Revival Society», Кувейт), «Дом двух святынь» («Аль-Харамейн», Саудовская Аравия).
На южных рубежах Российской Федерации формируются военно-политические и экономические альянсы, имеющие целью оказывать давление на российское государство, вынуждая его идти на политические и экономические уступки соседним странам, а также центробежным силам, действующим на территории самой России. В этой связи не исключается возможность создания структуры политико-экономического и военного сотрудничества государств Ближнего и Среднего Востока, рассматривающей в качестве зоны своих интересов не только государства Закавказья и Центральной Азии, но и российский Северный Кавказ. Инициаторами такого объединения могут выступать Иран, Турция и Пакистан (а также Грузия и Чечня). Необходимо учитывать, что сотрудничество этих государств в складывающихся условиях может быть основано преимущественно на антироссийской основе. Активизации консолидационных процессов именно на такой основе способствуют ряд факторов, в числе которых незавершенность процесса договорно-правового оформления границы по рубежу Северного Кавказа, провоцирующего настроения сепаратизма в регионе; неурегулированность проблем, связанных со статусом Каспийского моря, несогласованность в действиях прикаспийских государств по освоению морских биологических и углеводородных ресурсов; отсутствие согласованных действий федерального Центра и субъектов Федерации на Северном Кавказе по урегулированию приграничных вопросов[367].
Возвращаясь к позиции Запада, следует особое внимание обратить на арсенал политических механизмов, позволяющих ему оказывать влияние на позицию России, а также в целях урегулирования сложившихся конфликтных противостояний. Среди мягких методов можно выделить политические демарши, способные привести к тому, чтобы Россия проводила более сдержанную политику, ориентируясь на поиск политического разрешения конфликтов. В свою очередь, это откроет возможности для Запада оказывать гуманитарную помощь ущемленным сторонам в конфликте. В данном случае могут быть задействованы различные механизмы Европейского союза (политический диалог), Совета Европы и ОБСЕ (соблюдение прав человека), ООН (Комиссия по правам человека). Несмотря на отсутствие реальной материальной поддержки такого рода действиям, хорошо организованная дипломатия может продемонстрировать серьезность намерений Запада в отношении ситуации на Северном Кавказе.
Применима также и политика «взывания к совести» - широкого распространения информации о неадекватном обращении с гражданским населением в зоне конфликта. Данная стратегия исходит из предположения о том, что под давлением общественного мнения удастся положить конец преступлениям, совершаемым обеими сторонами конфликта. В частности, такая позиция звучала во время обсуждения чеченского вопроса в Комиссии ООН по правам человека. Предпринимались попытки создания независимой комиссии с обязательным участием международных организаций для расследования нарушений прав человека в Чечне. Предполагалось, что публикуемые материалы о фактах нарушения российским государством норм гуманитарного права могут сильно воздействовать на мнение российской элиты и широкой общественности.
Среди более жестких методов воздействия – сокращение и переориентация средств в рамках конкретных программ поддержки. В частности, в 2000 г. Европейский союз приостановил действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Однако следует признать, что применение каких-либо санкций в отношении России не приведет к желаемым последствиям, а только усложнит ее взаимоотношения с Западом. Более того, это невыгодно и самому Западу, так как обострение отношений с РФ приведет к серьезным финансовым затратам, к которым он не готов.
Контрольные вопросы
- Какие страны и по каким причинам пытаются вмешиваться в ситуацию на Северном Кавказе?
- В каких формах и какими методами осуществляется международное вмешательство в ситуацию на Северном Кавказе?