Тема 7. Геополитические аспекты развития ситуации на Северном Кавказе
Северный Кавказ является основным стратегическим регионом для Российской Федерации в силу своего геополитического положения. Однако в последние годы РФ планомерно теряет свои приоритетные позиции в регионе, на которые претендуют многие западные и восточные страны, что в свою очередь, ставит под угрозу как безопасность страны в целом, так и стабильность на Северном Кавказе, в частности.
Геополитическое положение Северного Кавказа определяются двумя существенно значимыми обстоятельствами – это пространство, где стыкуются две цивилизации – христианская и исламская, и где разграничиваются и взаимодействуют Запад и Восток как культурно-цивилизационно-географические образования.
Регион занимает 2,1% территории Российской Федерации, где проживает 11,8% населения страны. К нему примыкает также Каспийский регион Российской Федерации, охватывающий континентальную территорию прикаспийских субъектов Федерации, включая находящиеся на этой территории бассейны рек, а также соответствующие части акватории и шельфа Каспийского моря. Через Каспийское и Черное моря, где находятся незамерзающие морские порты, осуществляются связи с множеством зарубежных стран.С военно-стратегической, позиции значение Северного Кавказа для России определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты ее стратегических и геополитических интересов, обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных районах, сохранения своего влияния в обширном регионе, охватывающем не только Кавказ, но и Средний и Ближний Восток.
Северный Кавказ является сложным регионом с точки зрения геополитической угрозы. Именно здесь происходят самые серьезные вооруженные конфликты и террористические акты. Именно здесь сформировался очаг вооруженного сепаратизма, радикального этнического национализма и религиозного экстремизма. Именно здесь наиболее мощно проявляется феномен массового выхода населения из правового пространства.
В политическом плане Кавказ разделен на две части: Северный Кавказ входит в состав Российской Федерации, а Закавказье состоит из трех независимых государств. С этими частями тесным образом связано Предкавказье, в состав которого входят Ставропольский и Краснодарский края и Ростовская область. В этом вопросе существует ряд противоположных подходов. Так, ряд авторов включают в данный регион как территории, занимаемые северокавказскими национальными республиками Российской Федерации, так и территории Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев. Другая часть ученых исходит из чисто этнодемографических критериев, ограничивают его территориями, заселенными коренными горскими народами, политически оформленными в национальные республики. В этом плане, как правило, от Северного Кавказа отделяют Южно-Русский, регион, составляющий Предкавказье, в которое, включают Краснодарский и Ставропольский края, а также Ростовскую область, а иногда также Волгоградскую, Астраханскую области и Республику Калмыкия. Это в некотором роде переходная зона, по ряду признаков тяготеющая к коренной. России, а по другим - к Северному Кавказу[330].
С давних времен Кавказ рассматривался как важный геостратегический регион, арена противостояния Византии, Османской империи, Ирана и России. На протяжении всей его истории здесь происходило смешение различных племен и этносов. В политическом и духовном менталитете народов Кавказа веками оформлялись и кристаллизировались пространственно-территориальные критерии социальной организации и самоидентификации. Пространство Кавказа осознавалось как способное защитить от внешнего врага и, вместе с тем, трудное для освоения. Горы способствовали сохранению в этнических характеристиках наиболее архаических качеств.
Среди факторов, влияющих на протекание современных геополитических процессов в северокавказском регионе можно выделить следующие:
1) глобальные изменения, произошедшие на мировой арене: становление однополярного мира, расширение НАТО и Европейского союза на восток, обострение конкуренции за мировые энергетические ресурсы;
2) геополитическое положение северокавказских регионов, имеющего значительные запасы различных ресурсов, условия для ведения сельского хозяйства, благоприятный климат;
3) вовлеченность России и ее кавказских соседей в региональные территориальные конфликты;
4) трансграничное сотрудничество с соседними государствами;
5) межэтнические, религиозные, межнациональные, политические, территориальные конфликты с участием федеральных, региональных акторов РФ, а также центров геополитического тяготения;
6) миграционные процессы;
7) тяготение сепаратистских движений в РФ к зарубежным государствам.
Значение южного региона связано с перспективами освоения его энергетических ресурсов. Об этом подчеркивается в докладе Госдепартамента США, представленном американскому Конгрессу. В докладе, в частности, отмечается, что, «имея потенциальные запасы почти в 200 млрд. баррелей нефти (около 27,5 млрд. тонн), Каспийский регион может стать наиболее значимым игроком на мировом нефтяном рынке в следующем десятилетии». По оценкам Министерства энергетики США, экспорт нефти из Каспийского региона к 2015 г. может достичь 2-4 млн. баррелей в день, или около 100-200 млн. тонн в год[331].
На современном этапе эпицентром столкновения геополитических интересов различных стран стала, прежде всего, зона Каспийского моря, чей международно-правовой статус до сих пор не определен. До 1920-х годов Каспийским морем распоряжалась Россия, но в соответствии с советско-иранскими договорами 1921г. и 1940г. по нему разрешалось проходить уже советским и иранским судам. Однако эти документы не затрагивали урегулирование вопроса доступа к минеральным ресурсам Каспийского моря. В результате после распада СССР появилось пять претендентов на Каспийское море: Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан и Казахстан. Соответственно, возникла юридическая коллизия относительно принадлежности огромных запасов нефти в акватории Каспия какому-либо из государств. Ситуация усложняется отсутствием единства между заинтересованными странами по вопросу о разделе Каспийского моря. Так, Россия, Иран и Туркмения настаивают на совместном использовании его недр, Азербайджан – на разделе водоема на национальные сектора, Казахстан – на разделе только морского дна.
В то же время при наличии богатых запасов различных ресурсов, в том числе и рекреационных, благоприятных возможностей для ведения сельского хозяйства, для северокавказских республик характерно крайне слабая промышленная база, а по основным социально-экономическим показателям регион остается одним из самых отсталых в РФ.
С точки зрения внешнеполитической стратегии, Северный Кавказ приобретает новое значение для России. Так, например, повысилось стратегическое значение Дагестана, ставшего самой южной республикой Российской Федерации. На востоке он имеет границу с Грузией, на юге – с Азербайджаном, на севере – с непредсказуемой Чеченской республикой, на протяжении многих лет вовлеченной в военное противостояние с федеральным центром. По акватории Каспийского моря Дагестан соприкасается с Казахстаном, Туркменистаном, Азербайджаном и Ираном. Почти по всей территории республики проходит железнодорожная и автомагистраль, связывающие Москву и основные российские регионы. На самой южной оконечности Дагестана через пограничную реку Самур обе магистрали проходят по крупным железнодорожному и автомобильному мостам – единственным связующим звеном между Россией и Азербайджаном и Ираном по суше. Таким образом, Северный Кавказ играет ключевую роль в налаживании партнерских торговых связей с соседними странами.
Одновременно Северный Кавказ является одним из наиболее уязвимых регионов в силу протекания на его территории большого количества актуализированных и латентных конфликтов. В свою очередь, это создает угрозу для национальной безопасности РФ, проявляющейся в сепаратизме, экстремизме, фундаментализме, высоком уровне преступности. Более того, интересы России в этом регионе затрагиваются в связи с наличием многочисленных противоречий с закавказскими государствами. Противоречия с Грузией связаны с южноосетинским и абхазским конфликтами, что затронуло Северную Осетию и привело к напряженности в Адыгее.
Отношения Российской Федерации с большинством новых постсоветских республик определяются во многом стремлением последних к демонстрации и закреплению своего статуса независимого государства, прежде всего, от влияния России. При этом складывается ситуация, когда они, с одной стороны, стремятся использовать российский потенциал, в частности, ресурсный для решения внутренних проблем и восстановления территориальной целостности, с другой стороны, они ориентированы на привлечение к этим процессам других государств, международных организаций, политических институтов и общественности. В разрешении своих конфликтов эти государства стремятся дистанцироваться от РФ, уменьшить ее посредническую роль, заручиться поддержкой западных стран для возрождения социально-экономической сферы.
Геополитические интересы России на Северном Кавказе сводятся к обеспечению контроля над занимаемым пространством и обеспечить его поступательное развитие. В случае потери Россией контроля над данным регионом, этот контроль перейдет к другому субъекту. На сегодняшний день о своих интересах в этом регионе заявили, открыто и завуалировано более 30 государств, включая такие как США, Германия, Франция, Турция, Иран, КНР, Япония и другие.
К.С. Гаджиев замечает: «Большинство народов, населяющих Россию, как островки в русском море, не могут существовать отдельно от нее; другие, отделившись, неминуемо погибнут, поглощенные соседями. Более того, все эти народы были объектом притязаний со стороны своих более могущественных соседей и нередко служили в качестве разменной монеты в их политических и военно-политических играх»[332].
Ключевым геополитическим параметром является объем пространства Юга России (времени, территории). Северный Кавказ занимает «уникальное стратегическое положение на Евразийском континенте, обладает запасами сырья и ресурсов». Из этого вытекает, что потеря федеральными властями действенного контроля за этим пространством означает и утрату потенциала, что, несомненно, отразится на состоянии безопасности страны. Местонахождение региона на пересечении «силовых» линий мировой политики резко поднимает геополитическое значение территории. По мнению А. Здравомыслова, одна из главных причин конфликтности региона, обусловлена тем, что Северный Кавказ является своеобразным «перекрестием геополитических целей»[333].
В результате чеченских войн произошло разрушение геополитической целостности всего Северокавказского региона, разрыв транспортных коммуникаций, нарушение регионального этнодемографического баланса, в связи с перемещением больших масс беженцев и вынужденных переселенцев, превративших Северный Кавказ в своеобразный криминальный плацдарм, ставший одним из факторов, подрывающих национальную безопасность РФ. Все это делает Северный Кавказ чрезвычайно восприимчивым к любым конфликтам, которые в создавшихся ныне условиях, почти наверняка приобретают характер межнациональных.
Для обеспечения безопасности России требуется ее геополитическое единство, дисперсность же населения в его этнических составляющих, а главное при существующих в субъектах федерации этнократических тенденциях разрушают ее пространственное единство. Негативным результатом снижения уровня безопасности может быть исчезновение государства как геополитического субъекта, либо его частичный распад за счет выхода из его состава отдельных частей. При этом снижение уровня безопасности может проходить постепенно и к тому же латентно. В силу этого особенно важно слежение за уровнем безопасности для России как федеративного государства, в силу ее полиэтничности, поскольку ее субъекты уже обладают некоторыми атрибутами государственности, которые при их увеличении могут привести к фактической, а затем и юридической самостоятельности. На Юге России эти процессы неизбежно усиливаются за счет возникновения межэтнического противостояния, которое может служить как в качестве источника сепаратистских тенденций, так и их фоном[334].
До начала XIX века отдельные кавказские регионы входили в состав Ирана и имели с ним тесные культурные связи. Сегодня Иран является одной стран, ориентированных на сближение с Россией. Однако основные трудности на этом пути состоят в международном положении этого государства, считающегося США и странами Западной Европы пособником международного терроризма, а также в актуализирующейся на его территории время от времени угрозы исламского экстремизма.
Благоприятные перспективы Ирана для сближения состоят в том, что его политика в Центральной Азии, Закавказье и Прикаспийском регионе не вступает в противоречие с национальными интересами РФ. Хотя, по оценке специалистов, реализация проекта газопровода «Тебриз-Анкара» с дальнейшим выходом в Европу может оказать негативное влияние на позиции России на газовым рынке Среднего Востока и Европы. Однако он компенсируется с введением в действие газопровода в Турцию по дну Черного моря.
Показательным примером плодотворного политического сотрудничества с Ираном является опыт совместного миротворчества в Таджикистане. Более того, именно Иран, в отличие от большинства мусульманских стран, не осудил действия федеральных российских властей в Чечне. Обе страны заинтересованы в противодействии турецкому влиянию, сепаратизму тюркских народов. Северный Кавказ важен для Ирана как регион, имеющий большое значение для обеспечения его торгово-экономических интересов, а также национальной безопасности.
После распада СССР и окончания холодной войны свою геополитическую значимость стремительными темпами начала терять Турция. Эта страна рассматривалась Западом в качестве южного фланга НАТО в системе защиты от советского государства. Ее значимость увеличивалась и за счет крайне выгодного географического положения: Турция граничила с непримиримыми врагами Израиля и США Сирией и Ираном. Однако сегодня Запад переориентирует свои интересы на другие страны НАТО и сокращает военную мощь Турции.
Несмотря на обозначенную тенденцию, в своей политике на Северном Кавказе Турция нашла поддержку Запада. Восприятие Западом Турции было очень четко обозначено в 1992 г. в публикации Walt Street Journal: «Турция пытается помочь новым мусульманским странам стать светскими демократиями. Она выступает как мост между Западом, Балканами и Ближним Востоком. Она продолжает играть роль жизненно важного рычага безопасности Запада. В регионе, в котором имеются очаги застарелой вражды, где оружие имеет всякий, а этническое недовольство является обычным делом, дружба Турции жизненно важна для Запада, как никогда»[335].
Появление на международной арене новых тюркоязычных государств, обладающих богатейшими запасами природных ресурсов, рассматривалось в Турции как возможность реализовать свои геополитические интересы. В частности, она возродила идею объединения 120 мил. тюркоязычных народов в Туран, простирающийся от Западного Китая до восточного побережья Средиземного моря. Турция стремится объединить вокруг себя новые тюркоязычные страны, оказывая покровительство новым постсоветским государствам, для создания устойчивого противовеса российскому влиянию в акватории Каспийского моря[336].
Важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на турецкую политику в отношении закавказских республик, является наличие в Турции многочисленных диаспор кавказских народов (приблизительно 7 млн. человек). Активно действуют различные общества («Шамиль», «Северный Кавказ»), членами которых являются влиятельные политики страны, бизнесмены, депутаты, журналисты и пр.
Обострению отношений России и Турции способствует наличие проблемы Каспийского моря. Так, РФ не заинтересована в налаживании транспортных потоков нефти из Центральной Азии в обход своей территории. Противоположной позиции придерживается Турция и в некоторой степени Азербайджан. Предпринимаемые совместные с Азербайджаном и Грузией усилия по налаживанию альтернативных маршрутов на сегодняшний день выглядят более убедительно, чем российские. Более того, Турция в наибольшей степени заинтересована в сохранении напряженности в Чеченской республике и на Северном Кавказе в целом, так как это дополнительный весомый аргумент в пользу строительства трубопровода «Баку-Джейхан» в обход России. Тем не менее, официальная Турция выступает за сохранение территориальной целостности РФ, признавая Чечню ее неотъемлемой частью. Турецкие власти препятствовали развернутой кавказской диаспорой кампании по поддержке Чечни и отправке туда добровольцев.
В геополитическом отношении позиции Турции достаточно сильны на Северном Кавказе, что во многом связано с тем, что после распада СССР российская политика в большей степени ориентирована на Запад. Некоторые радикальные турецкие политики открыто заявляют о необходимости создания Кавказской конфедерации, объединяющий как постсоветские независимые кавказские республики, так и национальные республики российского Северного Кавказа. В 1992 г. в Махачкале состоялся Совет тюркских народов, принявший резолюцию о создании «Содружества тюркских народов». В этом же году Дж. Дудаев обратился с призывом к народам Кавказа создать общекавказские вооруженные силы для обеспечения своего государственного суверенитета. На такой же позиции стоят лидеры зарубежных адыгских диаспор и деятели Международной Черкеской ассоциации, адыгской диаспоры Сирии, Турции, Иордании, содействующие возвращению адыгов на историческую родину, воссоздание района шапсугов на территории современного Краснодарского края, поддержание стремлений абхазов на самоопределение.
Теократический характер Саудовского государства, состав и взгляды его правящей элиты, процесс принятия решений и возможности расходования огромных денежных средств превращают Саудовскую Аравию в одного из ведущих международных «игроков» на российском Северном Кавказе. Необходимо выработать особые методы и подходы к нейтрализации саудовского влияния.
Общей стратегии внешних разнородных сил не существует, но смысл их активности состоит в том, чтобы превратить Северный Кавказ в составную часть мусульманского мира, а в геополитическом отношении включить его в «расширенный Ближний и Средний Восток». Попытки реализации этой цели представляют в настоящее время и в перспективе наиболее серьезную угрозу национальным интересам России, стабильности и миру на Северном Кавказе.
Зону Каспийского региона объявили в качестве своих стратегических геополитических интересов США. За последние годы США и другие западные страны активизировали свои контакты с закавказскими государствами по линиям различных международных организаций (ООН, ОБСЕ и пр.). На двусторонней основе они активно участвуют в урегулировании межэтнических и территориальных конфликтов на Кавказе. Для руководителей закавказский государств поддержка Запада является важнейшим аргументов для обоснования правильности проводимого ими политического курса.
Основной приоритет США на Кавказе – энергоресурсы, которые они стремятся поставить под свой контроль. В этой связи они концентрируют свои усилия на развитии инфраструктуры, разработке маршрутов транспортировки нефти. Большое число крупных американских корпораций вовлечено в разработку и освоение энергетического потенциала Каспия.
Оставляя за скобками экономические стратегические интересы Запада на Северном Кавказе, следует отметить, что в вопросах обеспечения международной безопасности отсутствуют серьезные разногласия в позициях РФ и западных стран. С одной стороны, они не заинтересованы в появлении на мировых рынках нового сильного конкурента, с другой – укрепление международной безопасности, предотвращение распространения оружия массового уничтожения, заинтересованной в предотвращении региональных конфликтов, борьба с международным терроризмом – являются приоритетными целями совместной деятельности.
Слабость России создает возможности для усиления западного проникновения и влияния на Северный Кавказ, но в действительности «вакуум власти» привлекает в регион враждебные и неподконтрольные Западу силы. Исламский экстремизм в его вооруженной, террористической форме — один из главных врагов стран Запада — начал разрушительное проникновение и на территорию России. Именно эту озабоченность и опыт противодействия исламскому экстремизму Россия могла бы использовать более активно в отношениях с США и странами ЕС.
Реальными партнерами России на Кавказе являются государства Евросоюза, заинтересованные в стабилизации периферийных регионов Европы (включая Кавказ) и ориентированные на сотрудничество с РФ. Для налаживания взаимодействия с ЕС Россия в своих действиях на Северном Кавказе должна следовать нормам и принципам Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Особое значение имеет гражданский контроль над действиями силовых структур. В то же время Россия должна энергично противостоять попыткам Европейского парламента, других международных структур использовать ситуацию в Чечне и Дагестане в узкополитических интересах. Действия ряда европейских структур, а также правительственных кругов некоторых государств, не позволяют разрешить и провоцируют новые конфликты в регионе.
Спецификой современного этапа является реструктурирование субъектов международных отношений, появление на Кавказе новых независимых государств и национальных образований внутри РФ, имеющих отличные от России внешнеполитические и внешнеэкономические интересы. Проблема с северокавказскими национальными республиками внутри РФ состоит в том, что не принятие во внимание их интересов может привести к ситуации, когда национальные элиты республик могут поддержать различные сепаратистские движения на Кавказе. Более того, на южных границах РФ формируются военно-политические и экономические альянсы, стремящиеся оказывать влияние на позиции России на Северном Кавказе. Безусловно, что геополитическая обстановка осложняется ситуацией в Чечне. 80 км границы с Грузией, проходящей по Чеченской республике, слабо контролируются.
В целом, Северный Кавказ имеет для России важнейшее геостратегическое значение, однако формирование и реализация национальных интересов в этом регионе является серьезной проблемой, решение которой обеспечит национальную безопасность страны. Однако ситуация осложняется процессами, происходящими в массовом сознании. В условиях постсоветской реальности на людей обрушился поток исторической информации, обнажившей давние противоречия и проблемы, когда чуть ли не каждый экскурс в историю содержит в себе потенциал конфликтности, сопровождается новым мифотворчеством, предельной героизацией прошлого. Каждый из народов начинает замыкаться на своих «приватных» этнонациональных интересах, не всегда считаясь с интересами соседей. Крушение господствующих многие десятилетия порядка и социальных гарантий, разрушение всей системы социокультурных символов, составлявших основу самоидентификации, вызывает негативную психологическую реакцию. Нежелание жить по-старому причудливо сочетается в массовом сознании с неумением жить по-новому и разочарованием в новым социальных идеалах. Все это является условием для того, чтобы манипулировать массовым сознанием в различных конъюнктурных целях[337].
На локальном внутригосударственном уровне Российской Федерации необходимо урегулирование внутренних конфликтов, сохранение территориальной целостности страны, наращивание экономической и социальной инфраструктуры, формирование эффективной административной системы управления на Северном Кавказе. В проведении политики федерального центра необходимо установление и поддержание межнационального согласия, преодоление конфликтных и кризисных ситуаций, сепаратистских настроений, решение проблем внешних границ региона. При этом необходимо принимать во внимание роль местных политических элит и традиционных общественных структур в регионе.
Наиболее важными вопросами обеспечения безопасности в субъектах Северо-Кавказского региона, требующими первоочередного разрешения, являются:
- в Ростовской области -проблемы экономической и социальной стабильности (шахтеры, казаки, другие социальные слои);
- для Краснодарского края -проблемы ограничения миграционных потоков и ужесточения пограничного режима;
- для Ставропольского края: -решение вопроса о статусе приграничных с Чечней территорий и организация защиты от бандформирований;
- для республик Ингушетия и Северная Осетия-Алания: -проблемы преодоления осетино-ингушского конфликта и практическая реализация закона о реабилитации репрессированных народов;
- для Республики Дагестан: -жесткое воспрепятствование распространению ваххабизма и его глубокой политизации;
- для Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии: - сохранение национального мира и территориальной целостности;
- для Адыгеи: - снижение криминогенности обстановки[338].
Задача российской политики состоит в создании благоприятных внешних предпосылок для реализации главных целей сохранения целостности государства и укрепления его единства при условии развития правового демократического государства. Для достижения этой задачи необходимо выработать и реализовать скоординированную стратегию, основными направлениями которой должны быть следующие:
1) повышение заинтересованности иностранного капитала в стабилизации ситуации на Северном Кавказе и повышение его участия в проектах развития региона;
2) определение в качестве важнейшего приоритета нормализацию и развитие отношений с непосредственными соседями — государствами Закавказья по всем основным направлениям;
3) осуществление мер, направленных на историческое примирение России с исламским миром с целью превратить традиционный ислам на Северном Кавказе в союзника в борьбе с экстремизмом;
4) изоляция экстремистских сил на Северном Кавказе путем заинтересованного диалога с руководством Турции, Египта, Израиля, других государств Ближнего и Среднего Востока, стран СНГ, Европейского Союза, США;
5) объяснение российской общественности и внешнему миру целей и методов российской политики на Северном Кавказе с целью достижения ее понимания и поддержки;
6) Оборудование государственной границы с Азербайджаном и Грузией, создание специальной зоны безопасности на территории Чечни и сопредельных территориях, региональной системы обеспечения безопасности Юга России.
Более того, российская политика в северокавказском регионе должна исходить из следующих приоритетов:
1) противостоять созданию новых разделительных линий и искусственных барьеров для взаимовыгодного международного сотрудничества в районе Черного моря и Большого Кавказа;
2) настаивать на учете своей позиции при выработке любых формул региональной безопасности, так как Кавказ - это целостный организм, включающий часть российской территории;
3) выделить в качестве приоритетов в регионе искоренение терроризма и экстремизма, мирное урегулирование карабахского, абхазского и южноосетинского конфликтов, защиту малых народностей из числа разделенных этносов;
4) выступать против межгосударственного военно-политического противостояния, пересмотра стратегического баланса сил на Кавказе, а тем более - вытеснения оттуда России, против попыток искусственного соперничества там, где нужны коллективные и встречные усилия;
5) если конфликты в данном регионе непосредственно не затрагивают российские интересы, то не принимать в них участия, ограничившись политическими оценками действий сторон;
6) принимая же решение об участии в урегулировании того или иного регионального конфликта, необходимо исходить, прежде всего, из интересов безопасности самой России. Нашим партнерам по СНГ и государствам, расположенным на постсоветском пространстве, следует дать понять, что Россия не будет занимать в конфликтах одностороннюю позицию, так же, как и не станет решать за свой счет проблемы своих южных соседей. В идеале России желательно стать нейтральным, но действенным арбитром при решении возникающих и уже существующих споров и противоречий и перейти к методам преимущественно экономического и политического воздействия. В этом случае ей удастся поддерживать на Кавказе приемлемый уровень стабильности, сохраняя контроль над ситуацией;
7) предложить закавказским государствам ряд направлений совместной деятельности: противодействие угрозам и вызовам безопасности региона - наркоторговле, криминалу, религиозному и политическому экстремизму; урегулирование старых конфликтов и предотвращение новых; содействие экономическим и политическим реформам как средству достижения стабильности; кооперативные связи - развитие разветвленной системы энергопотоков, включая трубопроводы, проекты строительства которых не конкурировали бы друг с другом, а, напротив, дополняли друг друга; осуществление социальных программ, развитие приграничного, международного и внешнеэкономического сотрудничества государств Закавказья и субъектов Российской Федерации Северного Кавказа[339].
Контрольные вопросы
- В чем заключается геополитическая специфика северокавказского региона?
- Какие факторы влияют на протекание современных геополитических процессов на Северном Кавказе?
- В чем состоят геополитические интересы и приоритеты РФ на Северном Кавказе?
- Каковы стратегические интересы Ирана на Северном Кавказе?
- Каковы стратегические интересы Турции на Северном Кавказе?
- Каковы стратегические интересы западных стран на Северном Кавказе?
- Каковы стратегические задачи Российской Федерации на Северном Кавказе в среднесрочной перспективе?