Тема 5. Исторические предпосылки нестабильности на Северном Кавказе
История взаимоотношений народов Северного Кавказа с Россией насчитывает несколько веков, она сопровождалась и кровопролитными войнами, репрессиями и дипломатическими контактами. На сегодняшний день исторические обиды горцев, особенно недавнего советского прошлого, стали одним из факторов дестабилизации ситуации в регионе.
Современная политическая обстановка на Северном Кавказе дестабилизирована не только социально-экономическими факторами, но и немаловажное значение имеет фактор исторической памяти многочисленных народов этого региона, связанный как со спецификой сближения с Россией, так и с особенностями взаимоотношений этносов на протяжении многих лет. История взаимоотношений горских народов с Россией насчитывает несколько веков, она сопровождалась и кровопролитными войнами, и дипломатическими контактами, и откровенным произволом со стороны властей по отношению к отдельным этносам.
С конца XY века южные и юго-восточные границы Российского государства представляли собой бескрайние степи, по которым постоянно продвигались многочисленные кочевые народы, наносящие огромный экономический ущерб русским городам и селам. Именно поэтому Россия стремилась к установлению границ, которые можно было бы охранять. Однако до Кавказских гор, Черного и Каспийского морей на юге таких границ не было. Соответственно, изначально Кавказ рассматривался как «буферная зона», стабильность и безопасность которой была залогом безопасности всего Российского государства. Кроме того, немаловажным фактором явилось и выгодное геополитическое положение региона, так как именно здесь проходил «Малый Шелковый путь», другие важные торговые и транспортные маршруты, соединявшие Европу с Центральной Азией. В то же время внутри самого кавказского региона сложилась крайне неблагоприятная обстановка, он представлял собой источник постоянной угрозы не только для России, но и для народов самого Кавказа. В отдельных общинах укоренилась «набеговая система» в отношении соседних этносов. Таким образом, можно заключить, что Российское государство не искало в кавказском регионе материальных выгод, а ставило цель укрепления границ от Османской империи и Персии.
Руководствуясь этими факторами, русские цари выстраивали политику добрососедских отношений с кавказскими народами, при которых сохранялись бы их традиционные формы жизнедеятельности, культурная и национальная специфика. На протяжении длительного времени они даже стремились уйти от непосредственного присоединения Кавказа. В отношении большинства государственных образований Кавказа был установлен принцип вооруженного протектората: феодальные владетели региона, оставаясь формально суверенными, находились под вооруженной защитой русских военных гарнизонов, получали жалование из российской казны и периодически привлекались на службу в царской армии для отражения внешней агрессии. Первые русские крепости на Северном Кавказе были построены в XVI веке по просьбе влиятельных владетелей. Важно подчеркнуть, что никакого завоевания земли, сгона населения и насильственного насаждения своего языка со стороны Русского государства не было. «Если в британской Индии мальчишка-англичанин, войдя в вагон мог вытолкать взашей семью раджи, то дочь кабардинского князя Темрюка Идарова, много сделавшего для будущего вхождения Кабарды в Россию, княжна Кученей, во святом крещении Мария, в 1561 году стала русской царицей - женой Иоанна Грозного»[312].
Взаимоотношения Российского государства с кавказскими народностями осложнялось междоусобицами между кавказскими князьями, стремившимися войти под эгиду России, но они часто резко возражали против аналогичных попыток их соседей. В свою очередь, России всячески устранялась от их тяжб и попыток втягивания ее в борьбу с иранскими шахами и султанами. Так, например, несмотря на прошения дагестанских князей, Россия, находясь в мирных отношения с шахом, признала общую принадлежность дагестанских правителей и Ирану, и Москве[313].
Целенаправленная военная экспансия на Северный Кавказ началась в период правления Екатерины Великой и шла в направлении Чечни и Дагестана через земли Терских и Гребенских казаков, а также через Грузинские царства и княжества. С 1765г. на протяжении 14 лет шла война с кабардинцами, в результате которой была продлена южная граница Российской империи. В ходе войны с Османской империей русские войска впервые вступили на Кавказский хребет, а по Кючук-Кайнарджийскому договору 1774г. граница продвинулась на Кубань, а кабардинцев турецкий султан признал русскими подданными. В 1783г. была ликвидирована ногайская угроза русским граница.
С 1801 г. после подписания манифеста о присоединении Картли и Кахетии происходит уже постепенное масштабное освоение северокавказского региона. 1801-1810 гг. связаны с добровольным объединением Грузии, 1803-1813 гг. - Азербайджана, однако их территория оказалась отделенной от территории Российской империи землями Чечни, горного Дагестана, Северо-Западного Кавказа, населенными воинствующими горскими народами.
С 1816 г. начинается полувековая Кавказская война, представлявшая собой серию кровопролитных вооруженных конфликтов с чеченцами, аварцами, адыгами. Самый ожесточенный этап войны начался с 1834 г., когда движение горцев возглавил новый лидер – имам Шамиль, которому удалось реализовать основную идею движения мюридов – создать теократическое государство (имамат Шамиля). Это было, по сути, государство-войско, ориентированное на войну с Россией. В результате Российская империя одержала победу в этом длительном военном противостоянии. Однако для горских народов Россия стала представлять собой обобщенный образ врага, так как за время военных действий в практику русских войск были введены карательные экспедиции с сопутствующими им репрессиями мирного населения, была физически уничтожена или изгнана значительная часть коренного населения.
Через несколько лет после окончания Кавказской войны в регионе началось проведение реформ, определивших дальнейшее развитие этого региона до 1917 г. В частности, были упразднены ханства, султанаты, шамхальства, на месте которых образованы округа,участки, входившие в губернии. Новое административное деление следовало сложившимся в позднем средневековье и новое время границам владений аристократических и вольных обществ.
После революции 1917 г. северокавказский регион в очередной раз оказался в эпицентре внимания властей. Неоднократная перестройка границ автономных республик и произвол тоталитарной власти задали негативную направленность формированию менталитета горских народов.
Сначала еще во времена Гражданское войны большевики стремились уничтожить враждебное революции Белое Терское казачество, жестко расправлялись с ним. Именно они были первым кавказским народом, подвергнутым выселению в 1914 г. и 1917 г., разграблению и убийствам со стороны чеченцев и ингушей. Казаков выселяли без средств к существованию, а освободившиеся земли переходили в распоряжение чеченцев. В 30-е г. казачество в очередной раз подверглось репрессиям. «Тем временем фашистская Германия готовилась к новому переделу мира. Докладная записка НКВД СССР "О положении в Турции и Ближнем Востоке» от 5 ноября 1940 года прямо указывала, что «в случае предполагаемого возникновения военных действий между Германией и СССР турки намерены выступить против Советского Союза с целью отторжения Кавказа и образования на его территории Второй Кавказской Федерации. С началом войны неизбежно вспыхивает бандповстанческое движение все тех же «скверных элементов», которых большевики натравливали на казаков, отдавая им земли. Обрабатывать землю те вовсе не хотели»[314].
В 1943-1944 гг. были осуществлены депортации в Казахстан и Среднюю Азию целых этнических групп (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев). Начавшаяся после 1957 г. реабилитация и возвращение их на Северный Кавказ не способствовали решению проблемы, так как возникли вопросы обустройства жилья вынужденных переселенцев, восстановления упраздненных после депортации административных единиц и территориального размежевания, что только обострило межнациональные споры и до сих пор является источником напряженности в этом регионе.
Так, современная межэтническая напряженность в республиках Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия во многом обусловлена непростой историей взаимоотношений составляющих их народностей. В Кабардино-Балкарии в результате Кавказской войны в основном пострадали черкесы и кабардинцы. Сохранению балкарского этноса способствовало его проживание в труднодоступных горных районах, а также проводимая им и осетинами политика нейтралитета, их добровольное вхождение в 1827 г. в состав Российской империи. Балкарцы не принимали и прямого участия в гражданской войне, но оказывали помощь белому движению и казачеству, что вызывало недоверие к ним со стороны большевистского руководства.
Вопреки сопротивлению населения в 1922 г. была образована Кабардино-Балкарская Автономная область, преобразованная позднее в республику. Балкарское население всегда оказывало активное сопротивление властям, поэтому все территориальные размежевания внутри республики проводились всегда не в пользу этой народности. В 1944 г. балкарский народ был обвинен в дезертирстве, сотрудничестве с гитлеровской Германией и депортирован в Киргизию и Казахстан. Возвращение балкарцев на родину было ознаменовано серьезными конфликтами с кабардинцами по поводу принадлежности имущества и земли. Важно отметить, что конфликт между двумя народностями исторически складывался не как межнациональный, а как ресурсный конфликт, свойственный северокавказским народам.
17 ноября 1991 г. состоялся I Съезд балкарского народа, принявший Декларацию о провозглашении республика Балкария в рамках РСФСР и национальном суверенитете балкарского народа. В 1992 г. было организовано Кабардинское национальное движение, принявшее решение о восстановлении существовавшей в начале 1920-х гг. Кабардинской Республики в составе РСФСР, а также признавшее единственно верной границу, которая была определена соглашением между Кабардой и пятью Балкарскими обществами в 1863г. Основное условие восстановления Балкарской и Кабардинской республик – разграничение принадлежащих земельных ресурсов.
На первых этапах официальное руководство Республики поддержало решение о провозглашении Республики Балкарии, однако в 1994 г. Парламент отменило постановление 1991 г. о провозглашении этой республики, а также Кабардинской республики. С 1994 г. началось интенсивное ущемление национальных движений балкарского народа, были предприняты попытки запретить проведение митинга в честь памяти о жертвах геноцида, предпринимались акции запугивания населения. В результате национальные движения стали больше ориентироваться на вопросы религиозного возрождения, что привело к гонениям сторонников нетрадиционных форм ислама («ваххабитов»).
Противостояние двух титульных групп республики продолжается и на современном этапе. Лидеры балкарских национальных движений пытаются добиться экономической самостоятельности районов с преимущественно балкарским населением, а также завершить процессы реабилитации в экономической и политической сферах.
В Республике Карачаево-Черкесия сложились иные исторические предпосылки современному конфликту. В 1943 г. в Среднюю Азию были депортированы карачаевцы, а их земли отошли Грузии и были возвращены РСФСР в середине 1950-х гг. С началом их возвращения на историческую родину после реабилитации была восстановлена Карачаево-Черкесская Автономна область в составе Ставропольского края, но карачаевцы были расселены не на своих исконных территориях, а в равнинных районах.
В 1990 г. на съезде депутатов Карачая была провозглашена Карачаевская автономная область, что неизбежно спровоцировало попытки территориального обособления других народов Карачаево-Черкесии. Так, в период с 1990 по 1991 гг. было объявлено о создании пяти республик. Однако на референдуме 1992 г. население высказалось против раскола республики. В 1993 г. был принят о Закон о преобразовании Карачаево-Черкесской автономной области в Республику в составе РФ.
В 1990-е годы представительство республики формировалось по этническому принципу с доминированием русских и карачаевцев, что обостряет межэтническое противостояние в регионе. За многие десятилетия статусное положение этносов в Карачаево-Черкесии не было выровнено, что используется во взаимных межэтнических претензиях и сегодня.
К историческим предпосылкам современной межэтнической напряженности на Северном Кавказе относится «армянский вопрос» на Кубани. С конца 1980-х годов в Краснодарском крае отмечается массовый приток армян, которые селились колониями в крупных городах. Коренное население края весьма негативно относилось к этим процессам, полагая, что армяне-мигранты ведут себя высокомерно и не желают адаптироваться к местным традициям, культурным нормам.
Миграционный вопрос дополняется проблемой с проживанием турок-месхетинцев, которые были депортированы в 1944 г. в Узбекистан, а после реабилитации часть из них вернулась в Краснодарский край. У них также отсутствовала установка на культурную адаптацию, что вызывало конфликты с местным населением, вплоть до акций протеста граждан, требовавших их выселения. На сегодняшний день перспективы их возвращения на историческую родину в Турцию и Грузию остаются неопределенными.
В 1944 г. была ликвидирована Чечено-Ингушская АССР, а ингуши и чеченцы депортированы в Казахстан и Среднюю Азию. Территория была разделена между Осетией, Грозненским районом и Грузией. В качестве компенсации после реабилитация ингушей в 1957 г. им были выделены три района Ставропольского края с русским населением, но не возвращен Пригородный район, который остался в составе Осетии. Однако ингуши стремились к возвращению своей территории, что создавало напряженную ситуацию между двумя народностями.
После распада СССР эта проблема актуализировалась, в Ингушетии стало набирать популярность движение за возвращение Пригородного района и перенос столицы в г. Владикавказ. В 1920-е годы советская власть определила г. Владикавказ столицей и Северной Осетии, и Ингушетии, а через некоторое время центр Ингушетии был переведен в г. Назрань.
К 1991 г. вокруг Пригородного района сложилось два конфликтных очага: между ингушами и осетинами, русско-ингушский (казаки вступали против ингушский притязаний, отстаивая необходимость реабилитации казачества). Русско-ингушское противостояние быстро сошло на нет, оно в большей степени способствовало исходу русских из этого региона. Радикализация кризиса вокруг Пригородного района наступила после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов», на основании которого ингуши ожидали скорейшего разрешения проблемы в свою пользу, а осетины опались решения проблемы без учета их мнения. В 1992 г. противостояние вылилось в вооруженное столкновение между ингушами и осетинами, которое удалось достаточно быстро остановить, однако территориальный спор до сих пор не урегулирован.
Особое место на Северном Кавказе занимает Чечня, испокон веков боровшаяся за свою независимость. В конце XVIII века объединенное войско северокавказский народов во главе с чеченцем шейхом Мансуром вело освободительную войну с Российской империей. Лидером следующего этапа Кавказской войны стал чеченец имам Шамиль, боровшийся против России за независимость. В результате Кавказской войны чеченцы потеряли значительную часть населения и плодородные земли, которые были переданы казакам и крестьянству из глубинных губерний Империи.
Чеченцы планомерно начали вытесняться с равнинных земель у вглубь гор и дальше на территорию Турции и Рана еще в XVIII веке. Если одним народностям (Кабарда, Кумыки) империя предоставляла отдельные привилегии, то на чеченцев они никогда не распространялись. На противодействие чеченцев власть отвечала, как правило, карательными экспедициями в чеченские селения, уничтожениями посевов, запасов продовольствия. Все это в результате обусловило глубокий социальный протест, вылившийся впоследствии в антиколониальное движение чеченцев под предводительством шейха Мансура в 1785 г. Кровопролитные сражения продолжались вплоть до 1970 г., каждое поражение горцев сопровождалось истреблением войсками всех близлежащих к местам сражения аулов вместе с жителями. Открытое сопротивление чеченцев удалось преодолеть к 1791 г.
С 1800 года начинается второй этап наступления на чеченцев со стороны империи. Наместник Кавказа А.П. Ермолов рассматривал истребление чеченцев как единственный способ очистки предгорий Кавказа от коренного населения. Таким образом, политика планомерного геноцида вынудила народы Кавказа прибегнуть к организованному сопротивлению, которое постепенно оформилось в суверенное многонациональное государство – имамат Чечни и Дагестана, просуществовавшее с 1828 по 1859 гг.
Высокая организованность сопротивления чеченцев имела свои преимущества и недостатки. С одной стороны, он позволяла вести учет сил и средств, необходимых для ведения продолжительных боевых действий и рациональное их использование. С другой стороны, высокая степень организации позволяла царским войскам видеть в каждом чеченце потенциального врага, которого необходимо уничтожить. Таким образом, облегчалась задача вытеснения чеченцев, и оправдывались средства достижения стратегической цели. Показательно, что аналогичная тактика была использована и в период военного противостояния чеченцев и федеральной власти, но уже в конце 20 века.
В 1934 г. Чечня и Ингушетия были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область, в 1936 г. преобразована в республику, при этом продолжаются крупномасштабные репрессии чеченского народа, закончившиеся депортацией и запретом чеченского языка. Очередной виток конфликта начинает разворачиваться после распада СССР, когда в 1990 г. собрался съезд чеченского народа и провозглашает независимость Чечни. На политическую арену выходит лидер радикального национального движения Д. Дудаев, возглавивший освободительное движение. После избрания его президентом Чечни в 1991 г. Д. Дудаев начинает проводить политику отделения Чечни от России, создания собственного государственного образования, что привело не просто к столкновениям, а к многолетним крупномасштабным военным действиям.
В 1944 г. из Ауховского района Дагестана были депортированы чеченцы-аккинцы. Сам район был урезан, переименован в Новолакский и стал зоной заселения и освоения лакцев и аварцев. После реабилитации чеченцев и ингушей власти Дагестана всячески создавали административные барьеры для возвращения их на родину. В конце 1980-х г. чеченцы-аккинцы стали требовать восстановления исторической справедливости, однако в ответ на это требование лакцы и аварцы стали выдвигать лозунги о выселении акинцев в Шелковской район Чечено-Ингушетии. В течение 1990-х годов прошла череда самовольных захватов земли чеченцами-аккинцами, межэтнических противоречий между лакцами и чеченцами, аварцами и чеченцами.
1970-е г. были самым стабильным периодом для северокавказского региона, когда не было проведено ни одной депортации, не проведено передела территориально-административных границ, не зафиксировано ни одного межэтнического конфликта. «В 1970-1980 годах Чечено-Ингушетия не была объектом какого-то особого внимания Кремля и руководства РСФСР. Эта автономия числилась среди быстро развивающихся регионов с достаточно стабильной политической и межэтнической ситуацией»[315].
Однако именно в этот период, по мнению С. Маркедонова, сложились основные предпосылки для будущих конфликтов и этнической напряженности: национальная коммунистическая бюрократия, национальное диссидентское движение, теневая экономика. «В 1970 годы на Кавказе альянс «трёх источников» ещё только-только намечался. Между некоторыми из них даже шло противоборство. Так, национальная бюрократия, связанная с партийной иерархией КПСС, боролась с диссидентами-националистами, выступавшими против советской власти и единого союзного государства. Дельцы же теневой экономики, щедро подкупая республиканскую бюрократию и обеспечивая себе преференции для подпольного бизнеса, были ещё не готовы к публичной политической деятельности; в тот период они, напротив, опасались всякой «политики». Однако по некоторым пунктам именно в 1970 годы обозначилось ситуативное сближение между диссидентами-националистами и партийной верхушкой кавказских республик. По мере нарастания общего кризиса «реального социализма» националистический дискурс становился доминирующим»[316].
Важно заметить, что инакомыслие в республиках Кавказа строилась не на апелляции к правам человека, а, прежде всего, к правам этноса, правозащитная риторика обращалась к идеям «национального возрождения», «восстановления исторических границ». Впоследствии реализация этих лозунгов приведет к исходу более 300 тыс. армян из Азербайджана, 208 тыс. азербайджанцев из Армении, 200 тыс. грузин из Абхазии, 220 тыс. русских из Чечни.
В социально-политической жизни Кавказа укреплялись неформальные связи и усиливалась ксенофобия, формировалась теневая экономика, в которой не работали формальные принципы (членство в партии), а доминировали факторы клановой и этнической принадлежности. По словам Г. Дерлугьяна, «на менее индустриализованном и соответственно менее советском Кавказе теневые капиталисты возникли задолго до распада СССР и давно срослись с местными властями, помогая бюрократии конвертировать её административную власть в денежное богатство и осязаемые материальные блага. Этничность играла в этой системе стержневую роль: во-первых, распределение управленческих должностей происходило в соответствии с советской национальной политикой (в Чечено-Ингушетии этот принцип нарушался местной номенклатурой); во-вторых, коррупция требует скрытности и взаимных обязательств, что намного легче достигается внутри своего этнического круга»[317].
1970-е г. стали исходной точкой для большинства современных проблем в северокавказском регионе, а также хорошей политической школой для многих политических лидеров будущих независимых государств. В этот период на политическом небосклоне взошли звезды Г. Алиева и Э.Шеварднадзе. Первый из них занимал пост первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана (1969-1982гг.), а второй возглавлял ЦК Компартии Грузии (1972-1985гг.).Бывшие первые секретари стали президентами независимого Азербайджана и независимой Грузии. Карен Демирчян, первый секретарь ЦК Компартии Армении в 1974-1988 годах, стал в период обретения независимости спикером парламента. В 1997 году в Азербайджане из 252 партийных секретарей различного уровня, карьера которых началась при Гейдаре Алиеве, в восстановленную компартию вошли лишь двое (бывшие секретари Евлахского райкома и Бакинского горкома КПСС)[318].
Таким образом, можно заключить, что многочисленные конфликты на Северном Кавказе, войны, вынужденные миграционные переселения народностей являются результатом произвола властей в период СССР, неадекватной, непродуманной политики современного федерального центра, не решающего, а все более усугубляющего ситуацию в регионе.
Контрольные вопросы
- Каковы основные цели и результаты политики Российской империи на Северном Кавказе с 1765 по 1917 гг.?
- Каковы основные направления национальной политики советской власти по отношению к народам Северного Кавказа?
- Каковы последствия советской политики переселения северокавказских народов?