Тема 4. Социально-экономические аспекты развития ситуации на Северном Кавказе
Одной из определяющих причин обострения ситуации на Северном Кавказе стало депрессивное состояние национальных республик этого региона, усугубившееся в начале 1990-х годов. Распад единой хозяйственной системы, массовый отток русскоязычного населения, прекращение работы ключевых отраслевых предприятий привели к масштабному росту безработицы, социальной напряженности, росту теневого сектора экономики. В свою очередь, такая ситуация стала благоприятной для активизации деятельности экстремистских, террористических организаций, рекрутирующих в свои ряды в основном оставшуюся не удел молодежь.
Один из наиболее существенных факторов, влияющих на усиление напряженности, степени конфликтности в регионе, – уровень социально экономического развития. Именно в северокавказском регионе после распада СССР в наибольшей степени проявилось социальное расслоение на фоне разрушения единой хозяйственной системы, тотальной безработицы, высокого уровня коррупции, роста преступности и криминализации общества.
Экономический профиль Северного Кавказа определяют агропромышленный комплекс, обрабатывающая промышленность, потенциальные туристические возможности, неразработанность природных ресурсов (исключение составляют нефтяные разработки на территории Чечни, вольфрамомолибденовые руды на территории Кабардино-Балкарии). По официальным показателям соотношения среднего дохода и прожиточного минимума этот регион относится к категории малообеспеченных и бедных (в частности, это касается Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии)[300].
Специфика экономического развития Северного Кавказа во многом определяется доминирующими географическими и климатическими условиями – расположенность в предгорной или горной частях региона. Удельный вес Северного Кавказа в экономике Кавказа составляет 52,4%, а в экономике Российской Федерации – 2,8%.
Распад СССР привел к еще большему усугублению экономической ситуации в регионе, показатели по всем отраслям понизились в разы, при условии, что до распада СССР Северный Кавказ имел самые низкие показатели экономического развития. К примеру, масштабы добычи нефти сократились втрое (в 2002г. – 3-4 мил. т., по сравнению с 10-12 мил. т. В конце 1980-х годов; добыча угля – 10-12 мил. т., по сравнению с 29 мил. т. В 1990г., добыча газа – 3,5 млд. куб. м, по сравнению с серединой 1970-х, когда газодобывающие области Северного Кавказа обеспечивали 1/5 общесоюзной добычи газа)[301].
Одной из ключевых проблем экономики Северного Кавказа является недостаточное развитие транспортно-коммуникационной инфраструктуры федерального и международного значения (морские и речные пути и порты, железные и автомобильные дороги, трубопроводы), связывающей регион, как с другими регионами самой России, так и с другими закавказскими государствами.
В тяжелом положении оказалась базовая отрасль Северного Кавказа – нефтегазовая. Основные разведывательные запасы нефти сосредоточены а Ставропольском крае (34%), бывшей Чечено-Ингушской республике (33%), Краснодарском крае (27%), Дагестане (5%), Кабардино-Балкарии (1%), но в настоящее время добывается только 1,8% общероссийского объема нефти и 0,8% природного газа, так как в большинстве своем месторождения находятся в стадии разработки, а запас существующих исчерпан на 60%. Однако разработка месторождений каспийской нефти делает Северный Кавказ стратегическим регионом в связи с пролеганием по его территории магистралей по транспортировке нефти на Запад[302].
В 1992г. на Северном Кавказе было зарегистрировано 36 тысяч безработных (12% от всего трудоспособных в России). В настоящее время по уровню безработицы лидируют Чечня и Дагестан.
Ведущую экономическую роль в регионе играют не национальные северокавказские республики, а Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, на долю которых приходится порядка 90% общего объема промышленного и сельскохозяйственного производства. При этом среднедушевые доходы не превышают 65-75% среднероссийского показателя. Для сравнения в Дагестане и Ингушетии – 34-37%.
Резкое ухудшение экономического развития, обострение межэтнических и межконфессиональных конфликтов, продолжительные военные действия в Чечне, отсутствие капиталовложений, способных стимулировать дальнейшее развитие региона – все это явилось причиной становления теневой экономики как некоего буфера между старыми и новыми хозяйственными структурами, частично сглаживающего негативные последствия проводимых в начале 1990-х годов реформ.
В регионе отчетливо проявляется тенденция к фактическому сращиванию мафиозно-клановых и властных структур, проникновения организованной преступности в структуры государственной власти, превращение региона в средоточие политического терроризма, который приобретает международный характер. По имеющимся данным, ряд северокавказских республик – Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан – становятся транзитными базами транскавказской преступности. В последнее время практически вся территория Северного Кавказа превратилась в пространство бесконтрольного разгула преступных группировок. Через регион идут основные потоки спирта в Россию, ввозимого из-за рубежа не только законным путем, но и контрабандой. Здесь процветают подполье производство и реализация нефтепродуктов и рыбноикорный бизнес. Результатом этого являются резкое усиление социальной напряженности, криминализация общества, рост наркомании и алкоголизма и т.д. Все это создает дополнительные проблемы на пути достижения социально-политической стабильности в регионе[303].
Среди главных отраслей теневого оборота, сформировавшихся на Северном Кавказе можно выделить следующие:
1) нелицензированное производство нефтепродуктов и их продажа (Чеченская Республика);
2) неофициальное производство икры и осетровой рыбы, их реализация через подпольную сбытовую сеть;
3) нелицензированное производство винно-водочных фальсификатов под известными торговыми марками из контрабандного спирта;
4) неучтенный экспорт через Новороссийск[304].
Именно теневая экономика позволяет обеспечить занятость населения в регионе, подтянуть уровень денежных доходов. По некоторым оценкам каждый третий житель Северного Кавказа занимается нелегальным бизнесом. Крайне высоки эти показатели для Ингушетии (87%), Северной Осетии (80%), Дагестана (75%)[305].
Такая экономическая структура региона наносит колоссальный финансовый ущерб Российской Федерации в целом. Так, потери федерального бюджета в 2004г. от теневой экономики Северного Кавказа составили 50 млрд. руб., а финансовые дотации Югу России составили 47 млрд. руб. Кроме того, было выявлено более 50 тыс. экономических преступлений, их них 13,5% - в крупном и особо крупном размерах с величиной ущерба 56 млрд. руб.[306]
Одной из причин масштабного развития теневого сектора экономики является сохранившаяся у многих народностей Северного Кавказа клановой системы, которая проникла после распада СССР в региональные властные структуры. Борьба кланов за власть, монополизация и присвоение ими экономических и политических ресурсов сделали возможным формирование коррумпированной системы управления.
Конечно, нельзя игнорировать и тот факт, что уровень безработицы в этом регионе значительно превышает общероссийский показатель. Самой ущемленной в этом смысле оказалась молодежь: по различным оценкам, от 70 до 80% молодежи не имеют постоянной занятости, чему причиной не только кризисное состояния экономики, но и крайне низкий уровень профессиональной подготовки. Закономерным следствие такого положения вещей становится рост социальной напряженности, обостряется криминальная ситуация, усиливается влияние экстремистских, радикальных группировок.
Рассмотрение социально-экономического положения отдельных субъектов, составляющих северокавказский регион, позволит более точно охарактеризовать ситуацию и оценить влияние этого фактора на усиление межэтнической напряженности.
Республика Дагестан по состоянию на 2006 год входит в число 29 высокодотационных регионов РФ. Более 70% средств консолидированного бюджета республики формируется за счет получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. После распада СССР объемы промышленной продукции в этом субъекте сократились на 80%, причиной чему послужили особенности хозяйственного комплекса республики, основанного в эпоху СССР на предприятиях ВПК. Кроме того, негативную роль сыграла транспортная и энергетическая блокада Дагестана в периоды обострения ситуации в Чеченской Республике[307]. Валовой региональный продукт на душу населения в республике по состоянию на 2006 г. в 3,5 раза ниже среднероссийского, уровень безработицы составляет 22% экономически активной части населения (в основном молодежь от 18 до 30 лет); средняя зарплата самая низкая по стране. Однако этот показатель компенсируется колоссальным масштабами теневой экономики, порождающей неконтролируемую властями легализацию доходов, полученных преступным путем.
По статистическим данным каждое второе предприятие в Дагестане убыточное, распространена практика сокрытия доходов и ухода от налогообложения. Промысел Каспийского моря пришел в упадок, перейдя в основном в теневой сектор. Резко обострились в регионе земельные отношения, что связано с дефицитом земли, высокой плотностью населения, переселением с гор в равнинные части, коррупцией. Отсутствие цивилизованных земельных отношений при полиэтничности Дагестана трансформируется в проблему взаимоотношений между различными народностями, выливающуюся в открытые конфликты.
Дагестан отличает самый низкий уровень инвестиционной привлекательности, что во многом связано с высоким уровнем организованной преступности, низким уровнем квалификации трудовых ресурсов. Высокие темпы рождаемости и высокий уровень безработицы стимулируют миграционные процессы.
Социальная ситуация в Дагестане обостряется фактором полиэтничности: на территории этого субъекта федерации проживает несколько десятков народностей и этнических групп, более того, отсутствует «титульная нация», что сильно осложняет достижение баланса интересов.
Кабардино-Балкария во времена СССР была одной из экономически благополучных республик Северного Кавказа, формировавших свой бюджет исключительно за счет собственных средств. К середине 1990-х годов ситуация резко изменилась к худшему в силу разрушения существовавшей структуры экономики, ориентированной на выпуск промежуточной продукции ВПК; спада сельскохозяйственного производства, основу которого составляло животноводство, в котором наметилась устойчивая тенденция сокращения поголовья скота из-за отсутствия нормальных условий сбыта продукции[308]. На сегодняшний день удельный вес Кабардино-Балкарии в общем объеме промышленного производства Российской Федерации составляет 0,2%, а средний уровень доходов населения в 2,5 раза ниже, чем по России.
Причина современного экономического состояния республики состоит в изначально нерациональном размещении производственных мощностей в советские времена: 80% производства и 70% рабочей силы были сконцентрированы в трех городах (Нальчик, Прохладный и Тырныауз), что предопределило отставание хозяйственного развития других регионов республики. После распада СССР производство в Кабардино-Балкарии сократилось на 70%, были остановлены ключевые предприятия – Тырныаузский вольфрамомолибденовый комбинат и завод железобетонных изделий, что повлекло за собой колоссальный скачок безработицы (27% активного населения) и обострение ситуации в горных районах, в которых в большинстве своем проживают балкарцы. Показательно, что, концентрируя свыше 10% населения республики, балкарские горные районы производят только 1% всех выпускаемых в Кабардино-Балкарии товаров.
Социальная напряженность обостряется межэтническими противоречиями между представителями двух этнических групп населения – балкарцами и кабардинцами, усилением радикальных исламских настроений среди молодежи.
Краснодарский край – самый крупный и многочисленный субъект северокавказского региона. Напряженная социально-экономическая ситуация в национальных республиках Северного Кавказа не могла не сказаться на его развитии. Основная проблема, с которой столкнулся сегодня край, связана с быстрым приростом населения за счет мигрантов из северокавказских республик, что непосредственно влияет на этническую структуру населения, определяя его социально-экономическое положение и политическое поведение.
Несмотря на все сложности переходного периода и перестройки социально-экономических отношений, в Краснодарском крае удельный вес частного бизнеса значительно выше, чем в целом по России, это относится, прежде всего, к сфере услуг. По числу действующих предприятий с иностранным капиталом регион занимает первое место на Северном Кавказе и входит в первую десятку регионов Российской Федерации.
В 1996 г. был принят краевой Закон «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае», предусматривающий введение долгосрочной аренды земельных угодий, основанием для которого послужила распространенная практика скупки больших земельных массивов состоятельными мигрантами[309], что воспринимается коренным населением как захват территорий. Соответственно, проблемы землепользования могут привести в крае не только к социальным, но и межэтническим противоречиям и конфликтам.
В конце 90-х годов особенно четко проявилась тенденция к сильному имущественному расслоению, возросли масштабы теневой экономики. Для Краснодарского края характерно формирование криминальных группировок по этническому признаку, что также обостряет межэтнические отношения.
Ставропольский край также демонстрирует позитивную динамику развития всех отраслей экономики, по сравнению с национальными северокавказскими республиками, и испытывает на себе давление миграционных потоков из северокавказского региона. Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом. Ежегодно наблюдается увеличение темпов роста основных макроэкономических показателей, но некоторые из них все же отстают от общероссийских. По уровню развития и разнообразию отраслей промышленности Ростовская область относится к ведущим в РФ. Наибольший удельный вес в ней занимают машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика. Многие предприятия имеют общероссийское значение, являясь единственными или крупнейшими производителями отдельных видов продукции в стране. Важно отметить, что этот регион является участником внешнеэкономической деятельности, экспортируя продукцию более чем в 70 стран (Китай, Италия, Нидерланды, Болгария, Турция, Испания). Однако в структуре экспорта 50% приходится на сырьевую отрасль.
В Республике Ингушетия социально-экономическая сильно напряжена. Это самый малонаселенный субъект Российской Федерации, однако он занимает важное стратегическое положение, так как государственная граница отделяет его от Грузии, а административная от Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чеченской республики. Непосредственная близость к Чечне неизбежно оказывает сильнейшее влияние на все процессы, протекающие в Республике, так как является приграничной территорией, зоной проведения контртеррористических операций. Кроме того, именно в Ингушетию перебралось большое количество беженцев из Чечни, на сегодняшний день они составляют порядка 10% населения республики. Последствием осетино-ингушского конфликта стал также массовый приток беженцев из Пригородного района Северной Осетии (порядка 50 тыс. чел.). Все это влечет за собой увеличение нагрузки на инфраструктуру и увеличивает ресурсные расходы, однако проблема беженцев на сегодняшний день остается нерешенной.
Экономику Ингушетии составляет сельское хозяйство, прежде всего, животноводство, которое находится в стагнации. Массовый отток русскоязычного населения республики привел к остановке большинства производственных предприятий. Глубокий экономический кризис вынуждает многих жителей республики переселять в соседние русские регионы (Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область, Волгоградская область и пр.). В свою очередь, это приводит к обострению межнациональной неприязни между мигрантами и коренным населением.
Даже на фоне бедности северокавказского региона показатели социально-экономического развития Ингушетии самые удручающие (по данным на январь-август 2004 г.)[310].
1. Уровень жизни населения (денежные доходы на душу населения):
· Республика Ингушетия – 1481,9 руб.;
· РСО–"Алания" – 3502,7 руб.;
· Кабардино–Балкарская Республика – 2780,5 руб.;
· Республика Дагестан – 2507,7 руб.
2. Потребительские расходы в расчёте на душу населения:
· Республика Ингушетия – 587,6 руб.;
· РСО –"Алания" – 2105,7 руб.;
· Кабардино –Балкарская Республика – 1966,6 руб.;
· Республика Дагестан – 1666,8 руб.
Экономика Чеченской Республики также находится в состоянии глубокого кризиса, вызванного прекращением производства и сокращением товарообмена с соседними регионами, обусловленным многолетними военными действиями. Базовый сектор чеченской экономики – добыча и переработка нефтепродуктов, что требует скорейшего реконструкции, а также создание комплекса транзитных коммуникаций для массовой транспортировки нефтепродуктов и природного газа из зоны Каспийского моря к черноморским портам[311].
В целях преодоления сложившихся социально-экономических проблем в северокавказском регионе федеральным правительством запущены целевые программы «Юг России» и «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации», целью которых является повышение уровня жизни населения и развитие перспективных для региона хозяйственных отраслей.
Контрольные вопросы
- Какие отрасли определяют экономический профиль Северного Кавказа?
- Как можно охарактеризовать социально-экономическую структуру северокавказского региона?
- Какова специфика социально-экономического положения Дагестана, Ингушетии?
- Какова специфика социально-экономического положения Ставропольского и Краснодарского краев?
- Каковы перспективы преодоления социально-экономического кризиса на Северном Кавказе?