Тема 2. Природа и особенности протекания конфликтов на Северном Кавказе

Подавляющее большинство конфликтов на Северном Кавказе протекают в латентной форме, но с постоянной угрозой их активизации. Природа и особенности их протекания обусловлены историческими, этническими, религиозными факторами, нестабильностью на внешних и административных границах региона. На обострение этнополитических проблем на Северном Кавказе влияет феноменом исламского возрождения, политизация ислама, появление исламских партий, движений, являющихся активными участниками современного политического процесса, также бандитских группировок формирующихся, как правило, вокруг ультрарадикальных идей ислама.

Северный Кавказ является одним из наиболее плотно заселенных регионов современной Российской Федерации, обладает стратегическим значением в силу своего пограничного положения - выхода к Каспийскому и Черному морям, близости к главным разведывательным нефтяным запасам на шельфе Каспийского моря, а также к маршрутам вывоза нефти и газа на европейские рынки.

Однако, несмотря на то, что на сегодняшний день Северный Кавказ является сферой переплетения региональных и глобальных интересов России, США, ряда европейских и азиатский стран, его основная специфика - высокий уровень социально-политической, межэтнической, межконфессиональной, экономической напряженности, проявляющихся в многочисленных военных конфликтах как на территории северокавказских республик в составе Российской Федерации, так и за ее пределами (Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Азербайджан, Армения), что неизбежно дестабилизирует ситуацию в регионе.

Современную ситуацию на Северном Кавказе на протяжении последних десятилетий можно охарактеризовать как затянувшийся острый этнополитический кризис, коренящийся не только во взаимоотношениях северокавказских народов, но и во многом обусловленный спецификой федеральной политики по отношению к этому региону, а также социально-политическими и экономическими трансформациями, произошедшими с момента распада СССР. Современные конфликты на Северном Кавказе сложносоставные, основанные на взаимовлиянии этнических, экономических, политических, социальных, религиозных, демографических факторов. Среди них можно отметить следующие наиболее существенные для понимания природы и особенностей протекания конфликтов в этом регионе причины, нивелировать их воздействие и потенциально стабилизировать ситуацию.

В первую очередь, напряженность в данном регионе поддерживается постоянным воспроизведением исторических обид, связанных с покорением, гонениями и репрессиями северокавказских народов, их разделением, потерей ими своей исторической родины и утратой территорий. Это порождает взаимные территориальные претензии между этносами, стремление этноса любыми способами восстановить историческую справедливость, используя для этого не только и не столько политические методы урегулирования противоречий, а военные. Кроме того, такая ситуация способствует активизации сепаратистских настроений и устремлений выйти из-под влияния империи, федерации, создать независимое территориально-государственное образование.

В данном случае положение дел в регионе усугубляется спецификой российского федерализма, основанного на национально-территориальном принципе разделения регионов, что позволяет поднимать вопросы о том, какую территорию можно считать этнической родиной народа, какие исторические факторы являются достаточными для выдвижения претензий на ту или иную территорию этносом, как разрешать ситуации, когда на одну и ту же территорию претендуют несколько этносов и пр.

По мнению В. Авксеньтьева[287], современные этнические конфликты на Северном Кавказе чаще всего представляют собой конфликты идентичностей, когда стремление одного народа сохранить свои традиции, культуру, уклад жизни воспринимаются другим народом как угроза собственной безопасности. Этот фактор чаще всего проявляется в настороженном и нередко негативном отношении к мигрантам, которые не только могут нарушать традиции и обычаи коренного населения, но и законы.

Северный Кавказ является многоэтничным регионом, на его территории проживает более 100 народов, представляющих основные мировые религии, что нередко в исторической ретроспективе и современной ситуации приводило к обострению отношений между ними. Связано это не в последнюю очередь с этнопсихологическими причинами, когда этнос выделяет себя в качестве самостоятельного субъекта в полиэтническом окружении, что приводит к формированию искаженных форм этнического сознания, выдвижению самодовлеющих ценностей и идей, порождающих агрессивные формы поведения с целью доказать приоритет именно своих этнических интересов над другими национальными интересами.

Этничность кавказских народов формируется вокруг понятия «своя земля», что отличает их, например, от французов, чья идентичность складывается относительно понятия «гражданство» и немцев – относительно концепции «по крови»[288]. Однако фактор напряженности кроется здесь в различном понимании каждым этносом «своей земли», что позволяет каждому их них ставить под сомнение легитимность границ тех или иных территориально-государственных образований и оспаривать свои права, игнорируя действующие международно-правовые нормы, опираясь исключительно на «аргументы истории». В этой связи в качестве фактора, влияющего на специфику протекания конфликтов в данном регионе, следует отметить фактор «вооруженного сознания» населения и национальных элит, готовых решать политические вопросы, опираясь на силовое принуждение, что способствует развитию и укоренению у населения криминального сознания.

Обращение людей к своему этносу мотивированно не только историческими или психологическими причинами, но и, безусловно, экономическими и социальными. Неблагоприятная экономическая ситуация в регионе, не позволяющая людям удовлетворять своих основных потребностей, неизбежно приводит к изменению их душевного состояния в сторону подавленности, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне. В результате в поиске решения возникающих экономических и социальных проблем они обращаются, в первую очередь, к представителям своего этноса, близким им по духу, привычкам, характеру, миропониманию и пр. На политическом уровне такая ситуация приводит к образованию национальных движений, пропагандирующих усиление внутренних связей и национально-патриотических чувств, призывающих к созданию на Северном Кавказе новых национально-государственных образований по этническому принципу (Кумыкстан, Лезгистан, Ногайстан, Карачаевская республика, республика Балкария). Однако лидеры таких движений не берут в расчет позиции федерального центра, мнение других народ, проживающих на данной территории.

Земля на Кавказе понимается не только как родина, но и, естественно, как основной экономический ресурс, имеющий для северокавказских народов наивысшую ценность. Основная проблема состоит в том, что Северный Кавказ – малоземельный регион. Дефицит земельных ресурсов неизбежно порождает борьбу за них между неоднородным по этническому составу населением. В то же время в этом регионе ведется разработка крупных запасов нефти и газа, что позволяет рассматривать его как важнейший стратегический центр мировых энергетических ресурсов. Однако одновременно Северный Кавказ становится регионом, находящимся в сфере геополитических интересов не только России, но и многих европейских и восточных стран, а также США. Соответственно, фактор внешнего вмешательства, наличия геополитических претензий также является значимым в понимании причин и специфики конфликтов в этом регионе.

На обострение этнополитических проблем на Северном Кавказе влияет феноменом исламского возрождения, в частности, политизация ислама, появление исламских партий, движений, являющихся активными участниками современного политического процесса. Наиболее сильное влияние ислам имеет в Чечне, Дагестане и Ингушетии, в наименьшей степени – в двусоставных республиках Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, а также в Адыгее. Неизбежно, в регионе развиваются конфликты, в которых именно религиозный фактор является ключевым мобилизационным рычагом, активизирующим различные этносы на борьбу. Влияние исламского фактора многократно усиливает степень конфликтности в регионе и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ в силу того, что в массовом сознании создан образ ислама как изначально враждебного христианству, создавая тем самым благоприятную почву для создания мифа об исламском проекте установления мирового господства. Оппозиционные официальной власти движения открыто апеллируют к исламу, облекая идеологию сопротивления власти в религиозные лозунги. Получает распространение радикальная политическая идеология – фундаментализм, которая не всегда встречает адекватную реакцию властей национальных республик и федерального центра. Наиболее активно ваххабиты действуют в Дагестане, Карачаево-Черкесии и Чечне.

Добаев И.П. выделяет следующие тенденции развития исламского движения на Северном Кавказе:

1) традиционалистский тип религиозного сознания верующих в предгорных и горных районах все больше тяготеет к фундаментализму;

2) формирующиеся элементы фундаменталистского сознания стали благодатной почвой для развития на их базе радикального исламского (неоваххабитского) сознания;

3) доминированию традиционного и тяготеющего к экстремальному религиозного сознания способствует отсутствие на Северном Кавказе реформистских процессов;

4) неустойчивость официальных мусульманских структур, которые погрязли в борьбе с неоваххабизмом и междоусобных дрязгах, способствует радикализации верующих, отходу их от классических принципов традиционализма;

5) традиции радикального ислама, заложенные еще во времена Кавказской войны XIX века, сохранились до сегодняшнего дня в неизменном виде;

6) на современном этапе сопротивление некоторой части северокавказских мусульман проходит на фоне военно-политического возбуждения ислама во всем мире, что активизирует влияние внешнего фактора на развитие ситуации в регионе;

7) война в Чечне способствовала значительному обновлению рядов «сопротивления»: в войну вступило новое поколение чеченцев, более ожесточенных и радикально настроенных, готовых к борьбе с властями в любых формах;

8) группировки боевиков-ваххабитов объединяются на качественно новой идеологической основе, взяв на вооружение диверсионно-террористическую практику «пчелиного роя», элемента «сетевой войны». Так, на территории современного Северного Кавказа активно орудуют многочисленные мобильные полуавтономные группы, которые способны быстро менять место дислокации, маневрировать, объединяться с другими аналогичными группами. Таким образом, деятельность неоваххабитских бандитских группировок приобрела все основные черты современного исламского террористического движения;

9) по территории Северного Кавказа медленно и неуклонно распространяется джихад в его диверсионно-террористической форме[289].

Локальные конфликты на Северном Кавказе связаны с проблемой терроризма. Проводимые террористические акции постоянно расширяют свою географию, распространяются на все новые регионы. Отдельные лидеры террористических группировок не скрывают своих амбиций по овладению оружием массового поражения. Цели таких акций – психологическое воздействие на людей, случайно оказавшихся на месте событий, создание атмосферы страха в массовом сознании (теракты в людных местах, на остановках, рынках и пр.).

Касаясь вопроса о специфике протекания конфликтов на Северном Кавказе, следует, прежде всего, отметить, что по форме протекания существуют актуализированные и латентные конфликты. По оценке С. Маркедонова[290], на Кавказе все вооруженные столкновения были результатом неразрешенных многолетних латентных конфликтов, связанных с территориально-статусным положением, реакцией на депортацию, нежеланием официальных властей признавать наличие этнических конфликтов, рассматривая их исключительно как социальные, а отдельные акции протеста – не как межэтническое противостояние, а как хулиганство.

На территории Кавказа действуют три типа радикальных исламистских группировок:

  1. Боевые джамааты (в основном они составляют ядро незаконных вооруженных формирований). Оказывая вооруженное сопротивление объединенной группировке войск и правоохранительным органам, они демонстрируют заинтересованным силам за рубежом, что на Кавказе реализуются основные постулаты радикального фундаментализма: «большой джихад» (война с неверными) и такфир (борьба с мусульманами-отступниками). Провозглашаемый ими лозунг – борьба с коррупцией власти, - безусловно, находит отклик среди населения. Демографический состав боевых джамаатов – в основном молодежь, родившаяся после 1980 г., которая не нашла своего места в регионе, где царит бедность и безработица, а все доходные сферы деятельности находятся, как правило, в собственности людей постарше, которые имеют устойчивые коррупционные связи с местными администрациями.
  2. Радикально настроенное мусульманское духовенство, выступающее за «чистый» ислам. Идеологической основой укрепления подобных настроений являются интеллектуальные искания некоторых мусульман, получивших образование в мусульманских странах. Их недовольство политикой федерального Центра на Кавказе, действиями региональных органов власти усиливается критическим отношением к местной исламской практике, значительно расходящейся с зарубежными канонами. Члены таких групп становятся потенциальной питательной средой для пополнения вооруженных отрядов боевиков.
  3. Оппозиционные движения в среде крупных объединений мусульман региона. Их появление вызвано конкуренцией между отдельными группами верующих, объединенных вокруг духовных лидеров, располагающих значительными материальными и людскими ресурсами, за влияние на политическую элиту региона. Подобные противоречия, которые могут носить и этнический характер, часто толкают религиозных лидеров на контакты с умеренными фундаменталистами. Наиболее затяжной характер имеет конфликт между различными фракциями мусульманского духовенства и группами верующих в Дагестане.

В большинстве своем конфликты в данном регионе не перешли в фазу открытого, кровопролитного военного противостояния, однако продолжают существовать в латентной форме (кабардинцы и балкарцы, карачаевцы и черкесы, русское население Кубани, Ставрополя, Краснодарского края и мигранты из северокавказских республик), находя свое выражение в акциях протеста, погромах, драках, кадровых притеснениях «чужаков» и пр. Ряд конфликтов, в частности, на территории Дагестана (аварско-чеченский, кумыкско-аварский) сопровождались насилием. Эскалация или нивелирование объективно существующих противоречий между многочисленными народам Северного Кавказа напрямую будет зависеть от грамотной национальной политики, проводимой как федеральным центром, так и региональными властями.

Контрольные вопросы

  1. Какие факторы определяют природу и специфику протекания конфликтов на Северном Кавказе?
  2. В чем состоит специфика этнической идентичности северокавказских народов?
  3. Каково влияние фактора исламского возрождения на специфику протекания конфликтов в северокавказском регионе?
  4. Каковы тенденции развития исламского движения на Северном Кавказе?
  5. В какой форме протекают конфликты на Северном Кавказе?

Наши рекомендации