Уточнение терминов и определений
Закон о бюджете, отчет об исполнении бюджета. Закон о бюджете – документ, который, помимо прочего, признает правомерным взимание налогов и осуществление расходов в пределах финансового года. Логичным окончанием бюджетного процесса является принятие документа под названием «Отчет об исполнении бюджета». Он должен, в случае его принятия, подтверждать, что исполнительная власть все налоги и сборы собрала с физических и юридических лиц на законных основаниях, а израсходовала собранные средства – эффективно. Утвердив отчет, законодательный орган власти берет на себя всю полноту ответственности за состояние дел на территории. Если отчет об исполнении бюджета не утверждается, значит, законодательный орган не удовлетворен деятельностью исполнительной власти по исполнению бюджета и, соответственно, не берет на себя ответственность за, очевидно, ухудшившееся положение граждан. Логичным последствием неутверждения отчета об исполнении бюджета являются кадровые перемены в составе руководства исполнительных органов власти.
Бюджет, ориентированный на результат. С целью повешения качества государственного и муниципального управления разработана концепция «Бюджета, ориентированного на результат». Концепция предполагает, что каждый орган власти разрабатывает набор принципиально важных параметров, описывающих такое состояние управляемой территории, которого хочется достичь, а далее разрабатывает набор программ и проектов, которые позволят достичь значения данных параметров. Концепция БОРа предполагает существенное сокращение в структуре расходов бюджета сметного финансирования и максимизацию проектного.
Обоснование росту расходов бюджета. Не всякий рост расходов бюджета, после поправки на инфляцию, является оправданным с точки зрения эффективного финансирования территории. Орган власти вправе увеличивать расходы, закладываемые в закон о бюджете, только тогда, когда имеет место прирост налоговых доходов, закрепленных за данным бюджетом. Разные уровни органов власти имеют разные полномочия и сферы ответственности. Соответственно, это проявляется в том, что деятельность органов власти разных уровней получает отдачу также от разных сторон общества. В части финансов это устроено так, что за разными уровнями власти обычно закрепляютя разные налоги, соответственно, усилия в области госуправления проявляются в приросте или сокращении взимаемых (начисляемых) отдельных налогов. Например, для федерального уровня индикатором служит налог на добавленную стоимость, для регионального – налог на прибыль, для муниципального – подоходный налог.
Базовая ставка земельного и подоходного налогов, налога на прибыль. Итоговая ставка любого налога представляет собой коррекцию базовой ставки на: потребность в стимулировании или ограничении экономической активности, просто максимально возможное наполнение бюджета ресурсами и пр. Здесь представлено три, достаточно субъективных, тезиса относительно базовой ставки ряда налогов.
Земельный налог. Существует мнение, что земля, в силу своей исключительности, не может быть ни в чьей в собственности. Но может находиться во временном пользовании у того, кто ее обрабатывает. При таком положении дел, после смерти фермера, община должна будет определить нового пользователя участка. Но если фермер желает передать право пользования участком по наследству, он должен будет компенсировать общине стоимость участка, исходя из посыла, что так община сможет купить равноценный участок. Такую компенсацию он может выплатить равномерно, в течении всего срока жизни. Таким образом, базовая ставка земельного налога может быть получена путем деления 100% (стоимости участка) на среднюю продолжительность трудового периода фермера.
Подоходный налог. Несомненно, что труд является товаром. Но не все граждане (по рождению, от увечий или болезней) обладают этим ресурсом. Логично предположить, что распределение товаров, обязательное в обществе, должно касаться и этого товара тоже. Распределение между людьми с ограниченными возможностями ресурса «способность трудиться» не может производиться в товарном виде, а только в денежном. И происходить это может путем изъятия у каждого трудоспособного человека части заработанного им и централизованного расходования этих средств на нужды лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, базовая ставка подоходного налога может быть получена как отношение количества лиц с ограниченными возможностями к общему количеству трудоспособных лиц.
Налог на прибыль. Существует мнение, что прибыль не является экономически обоснованным элементом стоимости товара. Один из вариантов ответа на вопрос: «в чем причина возникновения этого феномена» заключается в следующем: прибыль является своеобразным стимулом для предпринимателя заниматься бизнесом. Этот стимул создает общество, а реализует его – предприниматель. Тогда можно предположить, что раз две стороны создают, то эти же две стороны и должны потреблять ее, то есть прибыль должна делиться между обществом и предпринимателем в равной пропорции, соответственно, базовая ставка налога на прибыль – 50%.
Межбюджетные отношения. Система вертикальных межбюджетных отношений включает в себя четыре основные составляющие: предоставление бюджетных кредитов, предоставление трансфертов, предоставление отчислений от регулирующих налогов, финансирование расходов и проектов, относящихся к ведению иных уровней власти.
Многолетний профицит. Это свидетельство того, что налоговая нагрузка на налогоплательщиков завышена. Если многолетий профицит государственного бюджета соседствует с многолетним дефицитом муниципальных, следовательно неэффективна система межбюджетных отношений.
Отличие муниципальной системы власти от региональной. Деятельность муниципального органа власти осуществляется под ответственность самих жителей муниципалитета. Это означает, что ответственность за, например, неудачный выбор избираемых лиц, и возникшие в связи с этим хозяйственные, финансовые и пр. проблемы, население несет самостоятельно. Более того, Конституция гарантирует всему населению страны ряд услуг в равном объеме по всей территории страны (образование, медицинское обслуживание и пр.), но такой же гарантии относительно муниципальных услуг не существует. Это означает, что могут быть и богатые муниципалитеты и бедные и, что не существует оснований для дотирования муниципалитетов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности.
Перекрестное субсидирование. Такое регулирование органами власти тарифов естественных монополий и унитарных предприятий, при котором одни потребители оплачивают, обычно частично, потребление услуги другими. Например, когда часть расходов физических лиц оплачивается юридическими.