Тема 3. Организационно-правовые меры противодействия терроризму в Китае
Несмотря на то, что Китай является коммунистической страной с достаточно жестким тоталитарным режимом, проблема борьбы с терроризмом в нем стоит так же остро, как и во многих современных демократических государствах. Простой просмотр официальных сообщений из КНР явно свидетельствует, что в Поднебесной не так уж спокойно. Накануне открытия Олимпиады-2008 в ряде районов КНР произошла целая цепь террористических актов. [254]
Так, например, 4 августа 2008 г., два грузовика с террористами ворвались во двор базы полиции, расположенной в городе Кашгар в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Преступники сбили несколько человек и с ножами напали на полицейских, которые в это время делали утреннюю зарядку. Расправившись с силовиками, террористы взорвали пост двумя ручными гранатами. От рук преступников погибли 16 полицейских, столько же были госпитализированы с различными травмами. Органы безопасности подозревают, что за терактом скрывается уйгурская группировка Исламское движение Восточного Туркестана.
В марте 2008 года на борту самолета, выполнявшего внутренний рейс в Китае, удалось предотвратить попытку теракта. Инцидент произошел на борту лайнера «Южных китайских авиалиний», следовавшего в Пекин из Урумчи – административного центра северо-западного Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Взрывоопасные материалы были найдены в туалете самолета. Действия террористов были своевременно пресечены членами экипажа. Самолет совершил аварийную посадку в городе Ланьчжоу. Никто из пассажирова и членов экипажа не пострадал. Террористы были переданы в органы общественной безопасности.
21 июля 2008 г. в южнокитайском городе Куньмин неизвестные взорвали два автобуса. В результате погибли два пассажира, еще 14 получили ранения. По данным предварительного расследования, в салонах автобусов сдетонировали самодельные взрывные устройства, изготовленные на основе аммиачной серы. При этом местные жители утверждали, что незадолго до инцидента они получали на телефоны СМС-сообщения с рекомендацией не ездить на автобусах по маршруту, на котором впоследствии произошел взрыв. Вышеописанные террористические акты были спланированы и осуществлены уйгурскими боевиками. Официальными властями был также раскрыт заговор уйгурских сепаратистов, намеревавшихся похитить иностранных спортсменов, журналистов и других гостей столицы летней Олимпиады.
Для того, чтобы успокоить спортсменов и других участников Олимпиаду, глава Министерства общественной безопасности КНР заявил: «Подготовка обеспечения безопасности Пекинской Олимпиады завершена, и мы уверены в своей способности помешать любым атакам, чтобы провести безопасные Игры»[255]. Охрана безопасности Игр была поручена 34 тысячам солдат, более чем 110 тысячам полицейских. В городе было дополнительно установлено 300 тысяч видеокамер и полтора миллиона добровольцев осуществляли наблюдение за безопасностью. В итоге Олимпийские игры в Пекине прошли без каких-либо происшествий.
За предотвращение терактов в КНР отвечает Министерство общественной безопасности Китайской Народной Республики, (Ministry of Public Security; Gunganbu).[256] Деятельность МОБ КНР основана на Законе о государственной безопасности КНР, Криминальном законе КНР, Законе о сохранении тайны и иных законодательных документах КНР. Основная ответственность за борьбу с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом возложена на департамент антитеррористических действий МОБ КНР[257]. МОБ располагает аналогичными департаментами на провинциальном уровне и в крупных городах-мегаполисах. В структуру Министерства общественной безопасности также входит некоторая часть Народной вооруженной милиции Китая. Общая численность личного состава Министерства общественной безопасности КНР составляет свыше трех миллионов человек.
Нормы об уголовной ответственности за совершение терроризма содержатся в Уголовном Кодексе КНР. Современный УК КНР 1997 г., пришел на смену Уголовному кодексу Китая 1979 г.[258] За данный промежуток времени ни государственный, ни политический строй в Китае не изменились. Вместе с тем в экономической сфере, благодаря реформам Дэн Сяопина, были проведены весьма серьезные преобразования: многие элементы классической рыночной экономики, хотя и под достаточно жестким контролем государства, в КНР были легализованы. Все это потребовало внесения определенных корректив и в уголовное законодательство. Нынешний УК КНР объединяет 452 статьи и вступил в силу с 1 октября 1997 г. Источниками уголовного права Китая являются только уголовный кодекс КНР, состоящий из Общей (5 глав) и Особенной (10 глав) частей.[259] Следует отметить, что на первом месте социальных ценностей, защищаемых уголовно-правовыми методами находится государственная и общественная безопасность, социалистический, экономический, рыночный порядок.
Глава 2 УК КНР носит название «Преступления против общественной безопасности» и содержит 26 различных составов (ст.114-139). Особую роль в рассматриваемой главе стала играть в последнее время ст. 120 УК КНР, которая в части первой предусматривает уголовную ответственность за организацию, руководство или активное членство в террористической организации. При этом важно отметить, что если первоначальная редакция ст. 120 УК предусматривала максимальное в виде 10 лет лишения свободы, то ныне действующая статья, после изменений, внесенных в декабре 2001 года, допускает применение бессрочного лишения свободы. Ужесточение санкций статьи последовало после сентябрьских событий 2001 года.
Часть вторая ст. 120 УК устанавливает, что лица, помимо совершения преступления, упомянутого в части первой настоящей статьи, принимавшие участие в убийстве, организации взрыва, похищении людей и совершении других преступлений, наказываются по совокупности преступлений согласно соответствующим статьям настоящего Кодекса.[260]
Представляется, что существенным недостатком рассматриваемой статьи является отсутствие определения понятия террористической организации. Такая ситуация безусловно может создать почву для злоупотреблений со стороны правоохранительных органов, так как позволяет по сути произвольно относить ту или иную организацию к категории террористических.
Сравнивая положения ст. 120 УК КНР с нормами УК РФ в части ответственности за участие в террористической организации, можно сделать вывод о том, что в России уголовные наказания за совершение подобных действий излишне либеральны. По статье 2821 УК РФ к лицу, организовавшему экстремистское сообщество, может быть применено максимальное лишение свободы сроком до четырех лет. Часть вторая статьи 2821 относит участие в экстремистском сообществе к категории преступлений небольшой тяжести. В соответствии с Федеральным законом «Об противодействии экстремистской деятельности» № 211 ФЗ от 27.07.2006 к экстремистским относятся организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. В настоящее время в РФ Верховным судом запрещена деятельность семнадцати организаций, признанных террористическими. Все семнадцать организаций так или иначе имеют отношение к экстремистскому крылу организации «Братья мусульмане», которая стремится создать свой великий эмират "от моря до моря" в составе халифата. При этом «братья мусульмане» исходят из известной карты Усамы бен Ладена, где через сто лет весь мир становится исламским.
Организация «Братья мусульмане» запрещена как в КНР, так и на территории РФ. Напрашивается очевидный вопрос: почему в России лицо, участвующее в этой организации может быть лишено свободы на срок не более двух лет, в то время как за аналогичное преступление в Китае предусмотрено бессрочное лишение свободы? Международная борьба с терроризмом должна разрушать международные связи террористических организаций, загонять их во все более узкие рамки и границы, ограничивать их территориально. В связи с этим было бы логично установить одинаково жесткие санкции в уголовном законодательстве стран, совместно противодействующих терроризму. В связи с этим, считаю целесообразным ужесточить санкции, предусмотренные статьей 2821 УК РФ.
Статья 115 УК КНР предусматривает лишение свободы на срок свыше 10 лет, бессрочное лишение свободы, а также смертную казнь за совершение поджога, затопления, взрыва, применение отравляющих веществ либо совершение иных опасных действий, повлекшие за собой человеческие жертвы, тяжелые увечья или смерть, либо причинившие серьезный ущерб государственному или частному имуществу.
Смертная казнь также предусматривается за захват и удержание воздушного, морского, речного транспортного средства с применением угроз или насилия, в случае если это привело к человеческим жертвам, тяжелым увечьям, смерти или к серьезному повреждению транспортного средства.
УК КНР предусматривает в качестве самостоятельного состава преступления насилие по отношению к лицам, находящимся на борту совершающего полет воздушного транспортного средства (ст. 123 УК КНР) при условии, что такое насилие создает угрозу безопасности полета. Такое деяние наказывается лишением свободы сроком до 5 лет. Подобного состава в УК РФ не имеется. Думается, что подобные действия могут быть квалифицированы по ст. 213 УК РФ.
Власти жестко оценивают каждый теракт. Так, народный суд средней ступени Кашгара, Синьцзян-Уйгурского автономного района по делу о терроризме приговорил шестерых обвиняемых к высшей мере наказания и пожизненному заключению.
Суд приговорил трех обвиняемых к смертной казни, двоих к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора и одного к пожизненному тюремного заключению.
Как было установлено судом, шестеро обвиняемых при поддержке террористической организации "Исламское движение Восточного Туркестана", базирующееся за пределами КНР, устроили лагерь боевиков в горах Памира на юге Синьцзяна, где готовили десятки рекрутов к будущим террористическим атакам. [261]
Обеспечение стабильности и безопасности является приоритетной государственной задачей современного Китая. Хотя террористические акты в Китае, по сравнению с Россией, не такие масштабные, в Пекине постоянно подчеркивают, что КНР является объектом нападок террористов. При этом чаще всего упоминается Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР) — малонаселенный мусульманский край на северо-западе страны. Там долгие годы ведет подрывную раскольническую деятельность исламское сепаратистское движение “Восточный Туркестан”, которое представляет угрозу не только Китаю, но и всему региону. Говоря конкретно, на Западе некоторые считают, что терроризм группировки "Восточный Туркестан" и их политические требования - это борьба за "права человека", за "право народа на самоопределение", но это только покрывает их и абсолютно не отражает реальной ситуации. Требования, которые выдвигает данное движением, сводятся к "отделению от Китая", "установление в Синьцзяне "Государства Восточный Туркестан" и "отделение Синьцзяна".
Экстремистские ячейки Восточного Туркестана тесно связаны с международной террористической сетью “Аль-Каида” и останками “Талибана” и имеют за рубежом базы по подготовке боевиков. “Наши меры решительны: мы без всяких колебаний будем “железной рукой” уничтожать террористов, как только те появятся”, — заявил член Политбюро ЦК Компартии Китая, секретарь синьцзянского парткома Ван Лэцюань.[262] Интересно отметить, что заявление властей не расходятся с конкретными делами. За последние годы в Урумчи была казнена целая группа уйгурских сепаратистов. Суд признал их виновными в «деятельности, направленной на раскол страны», а также в принадлежности к «реакционной исламской организации». Один из осужденных был арестован за хранение 4 тонн химических веществ, обычно используемых для приготовления взрывных устройств.
Одним из действенных методов борьбы против уйгурского сепаратизма стало проведение с апреля 1996 г. «кампании по борьбе с серьезными криминальными элементами» («Яньли дацзи яньчжун синши фаньцзуи хуодун» или «Strike Hard, Muximum Pressure»).По информации ответственного за проведение этой кампании Министерства общественной безопасности КНР, все действия, предусмотренные в рамках кампании, были направлены на расследование и раскрытие многочисленных криминальных эпизодов, поимку сбежавших преступников, разгром нелегальных группировок, а также подавление злого влияния хулиганов. В ходе этой кампании подверглись преследованию неофициальные политические организации, особенно сепаратистские структуры в Тибете, Внутренней Монголии и в СУАР. Так, в Синьцзяне кампания в результате проведенных мероприятий к сентябрю 1997 г. китайские власти нейтрализовали около сорока очагов восстаний и мятежей. Действия Пекина привели к уничтожению 80, ранению 200 и аресту 800 уйгур, участвовавших в незаконных вооруженных формированиях. В период проведения антитеррористической кампании в различных городах страны было зафиксировано 27 терактов, которые были спланированы и проведены уйгурскими боевиками.
Однако несмотря на столь решительные меры, уйгурский вопроса так и остался нерешенным, а проблема сепаратизма в Китае до сих пор не снята с повестки дня. В январе 2007 г. на официальном интернет сайте газеты «Жэньминь жибао» появились данные об уничтожении в СУАР лагеря подготовки террористов, убийстве 18 террористов и захвате ещё 17 человек; были изъяты оружие и компоненты для изготовления взрывчатки[263]. Таким образом можно сделать вывод о том, что в будущем китайскому правительству придется найти более действенные средства для решения проблемы сепаратизма.
Важно отметить, что китайское правительство предпринимает шаги для борьбы как внутри Китая и Синьцзяна в частности, так и на международной арене.[264] События, произошедшие 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне, помогли военно-политическому руководству КНР признать борьбу с международным терроризмом главной задачей и приступить к решению наиболее чувствительного для Китая вопроса — уменьшения угрозы раскола страны исламскими сепаратистами и религиозными экстремистами.
Большинство специальных аналитических учреждений, принадлежащих спецслужбам КНР и обеспечивающих оценку уровня угроз национальной безопасности Китая, определили новые приоритеты в обеспечении стратегических интересов и изложили для военно-политического руководства государства результаты своих исследований в документе под названием: «Стратегические направления реализации национальных интересов и обеспечение государственной безопасности Китая на период до 2015 г.».
В указанном документе отмечается, что даже в 2006 году первым стратегическим направлением реализации национальных интересов КНР считалось решение «тайваньского вопроса». Отсюда вытекала проблема обеспечения национальной безопасности КНР — противостояние вмешательству Соединенных Штатов Америки в решение указанного вопроса, а также отсюда вытекали главные задачи спецслужб КНР, расчеты их сил и средств на выполнение указанных задач.
Главной идеей новой концепции является участие в борьбе против международного терроризма, экстремизма и сепаратизма с целью обеспечение национальных интересов, территориальной целостности и безопасности государства. При отработке новой концепции китайские специалисты тщательно изучали политику и опыт Соединенных Штатов, политика которых в сфере борьбы с международным терроризмом сводится к следующим основным тезисам:
- в борьбе против международного терроризма не может быть никаких уступок и никаких договоренностей;
- страны, являющиеся спонсорами международных террористических группировок и организаций, должны быть изолированы и ощущать постоянное давление с целью прекращения их покровительства террористам;
- страны, сотрудничающие с США в сфере борьбы против международного терроризма, всегда должны чувствовать всестороннюю поддержку и помощь со стороны Соединенных Штатов.
Военно-политическое руководство КНР, оценивая уровень угрозы собственной национальной безопасности со стороны «исламского движения Восточного Туркестана» и иных экстремистских и сепаратистских организаций, сразу же после террористических актов в США приняло решение о предоставлении американским спецслужбам имеющейся информации о террористических группировках в регионе для подготовки и осуществления широкомасштабных антитеррористических операций. При этом лидеры КНР пошли на беспрецедентный шаг: между США и КНР впервые было возобновлено сотрудничество на уровне экспертов спецслужб по обмену разведывательной информацией (сотрудничество не осуществлялось в течение более десяти лет), а в 2002 году в Пекине даже был открыт офис ФБР для достижения координации совместной борьбы против международного терроризма.
Также в январе 2002 г. официальным Пекином была опубликована статья под заголовком «Террористические силы “Восточного Туркестана” не уйдут от ответственности», где рассказывалось о существовании и деятельности сил «Восточного Туркестана» в течение длительного времени. В статье отмечалось, что в 90-х гг. эта деятельность, направленная на осуществление насильственных актов, таких как взрывы, теракты, отравления, поджоги, особо активизировалась. Китайские власти подсчитали, что с 1990 по 2001 г. как на территории Синьцзяна и Китая, так и за пределами КНР было осуществлено более 200 террористических актов, которые привели к смерти 162 человек и ранениям более 440 человек[265].
Важно отметить, что по мнению официального Пекина, силы «Восточного Туркестана» имели тесные связи с Аль-Каидой и финансировались Осамой Бен Ладеном. В частности, в статье указывалось, что исламское движение «Восточный Туркестан», руководимое Хасаном Махсумом, спонсировалось и возглавлялось Бен Ладеном будучи филиалом Аль-Каиды на территории соседнего с Афганистаном Синьцзяна. Более того, с 1999 г. по инициативе Бен Ладена были созданы тренировочные лагеря для членов движения за Восточный Туркестан. Часть обученных людей позже вернулась в Китай для создания террористических организаций, другие присоединились к чеченским террористам в России, остальные принимали участие в противоправной деятельности в Центральной Азии.[266]
В августе 2002 г. в КНР было объявлено о том, что в Синьцзяне и на территории Китая действуют восемь уйгурских террористических групп. Из них пять – Исламское движение «Восточный Туркестан», Исламская партия «Восточный Туркестан», Восточнотуркестанская Исламская партия Аллаха, Исламская реформистская партия «Ударная бригада» и Исламские священные воины – имели определенную религиозную направленность. Оставшиеся три – Международное движение «Восточный Туркестан», Организация за освобождение Восточного Туркестана и Организация за освобождение уйгур – являлись светскими.[267]
В 2002 г. первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж в ходе своего визита в Пекин заявил, что Вашингтон рассматривает Исламское движение «Восточный Туркестан» (ИДВТ) как террористическую группу с вытекающими отсюда последствиями. А именно: ИДТВ была внесена в список Управления по контролю над иностранными активами Министерства финансов США, согласно которому «все активы данной организации на территории США замораживаются».[268] Легально эта акция была обоснована указом президента США за №13224. Пекин «высоко оценил» такое решение США. В официальном документе Госдепартамента США утверждалось, что именно эта организация ответственна за все акты жестокости, совершенные за 11 лет на территории Китая.
11 сентября 2002 г. ООН включила в свой список Исламское движение «Восточный Туркестан» (другие названия: Исламская партия Восточного Туркестана и Восточно-туркестанская исламская партия Аллаха), где оно до сих пор числится террористической организацией. Помимо ИДВТ, список содержит имена трех лиц, которые, как считалось, были связаны с ИДВТ и причастны к совершению террористических актов. Вскоре эти люди были объявлены в розыск Интерполом .[269]
В конце декабря 2003 г. КНР опубликовала первый в своей истории перечень террористических организаций, куда вошли четыре мусульманских движения и 11 лиц (преимущественно руководители этих движений), которые считались причастными к террористической деятельности на территории СУАР.[270] Эти группы: Исламское движение «Восточный Туркестан» (ETIM), Организация освобождения Восточного Туркестана (ETLO), Всемирный конгресс уйгурской молодежи (WUYC) и Информационный центр Восточного Туркестана (ETIC). Министерство общественной безопасности КНР огласило список имен, обвиняемых в «терроризме» и попытках создания независимого исламского государства («Уйгуристан») на территории своего северо-западного района.
Что касается самой организации – Исламское движение «Восточный Туркестан» возникло после жестокого подавления восстания 1990 г. в Бажэне. Узнав, что власти Китая готовы применять силу против мирно настроенных студентов, уйгурские активисты из южного Синьцзяна пересекли границу с Пакистаном и продолжили там обучение в религиозной школе, где в середине 90-х гг. и было создано Исламское движение «Восточный Туркестан». Бойцы ИДВТ посвятили себя «священной войне» в Центральной Азии и борьбе против китайских захватчиков. Лидер ИДВТ Хасан Махсум прослужил три года в трудовом лагере в Синьцзяне, где параллельно подбирал рекрутов – уйгуров, один из которых, Рашид, впоследствии стал лидером «номер три» этого движения. Позже Рашид был схвачен вместе с группой талибов в Афганистане и депортирован в Китай весной 2001 г.
Китай тесно сотрудничает с Россией в сфере борьбы с терроризмом. Взаимоотношения России и Китая основываются на прочной правовой базе и механизме регулярных встреч на всех уровнях. В 1997г между Россией и Китаем было подписано соглашение о создании организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств РФ и КНР.
«Крайне важно укрепить международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом, обращая внимание и на непосредственные проявления деятельности террористов, и на причины возникновения террористических структур. Нужно не только предотвращать сами теракты - терроризм необходимо уничтожать на корню", - заявил Ху Цзиньтао в мае 2008 г. в ходе двусторонней встрече с Медведевым. Президент России Дмитрий Медведев и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали совместную декларацию по международным вопросам, в которой осуждают все формы терроризма и призывают вести борьбу с этим злом на основе международного права и без двойных стандартов.
По мнению лидеров двух стран, борьба с терроризмом должна вестись на основе Устава ООН, «общепризнанных норм международных отношений, в рамках многосторонних подходов, без двойных стандартов и использования этой борьбы в целях, несовместимых с задачами обеспечения международной стабильности и безопасности».
В декларации подчеркивается, что стороны намерены прилагать совместные усилия для укрепления центральной координирующей роли ООН в организации международного отпора терроризму, другим новым вызовам и угрозам. [271]
17 августа 2008 руководители в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) прошли совместные российско-китайские антитеррористические учения "Мирная миссия-2007". Согласно замыслу учения, руководство государства "А" обратилось в Совет глав государств ШОС за военной помощью. После получения мандата ООН было создано оперативное командование и объединенная группировка войск в составе шести войсковых оперативных групп. Совместным решением оперативного командования намечено изолировать район предстоящих действий, локализовать бандформирования и террористические группы. В операции были задействованы все составляющие Объединенной группировки войск: авиационная, сухопутная и воздушно-десантная. В маневрах участвовали военные контингенты России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и группа офицеров Узбекистана общей численностью около 5 тысяч человек, до одной тысячи единиц боевой и специальной техники, свыше 70 вертолетов и самолетов России и Китая. В учении "Мирная миссия-2007" приняли 1700 военнослужащих Китая и 2000 российских военных.[272]
Проведенное исследование существующих организационно-правовых мер противодействия терроризму в Китае позволяет сделать следующие основные выводы:
· Китай активно борется с терроризмом как внутри страны, так и за ее пределами, активно сотрудничая при этом с Россией, США и другими государствами;
· после терактов 11 сентября 2001 года Китай ужесточил уголовные наказания за преступления террористической направленности;
· в главе 2 Особенной части Уголовного Кодекса КНР закреплены различные составы преступлений террористической направленности. Некоторые из них не имеют аналогов в российском уголовном праве. Например, ст. 123 УК КНР;
· Министерство общественной безопасности является центральным государственным, ответственным за предотвращение терактов. Превентивные мероприятия МОБ показали свою эффективность во время Олимпиады-2008, которая прошла без каких-либо инцидентов, несмотря на многочисленные угрозы со стороны террористических организаций;
· основная угроза терроризма в Китае на сегодняшний день исходит от уйгурского сепаратизма;
· китайское правительство постепенно приходит к пониманию того, что решение проблемы сепаратизма в Китае не должно сводиться лишь к силовым методам. В этом аспекте, Китаю было бы полезным изучение опыта России, которая успешно разрешила чеченскую проблему, своевременно перейдя от фазы силовой антитеррористической операции к стадии мирного строительства в республике.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит специфика норм об уголовной ответственности за терроризм в Китае?
2. Охарактеризуйте проблему уйгурского сепаратизма.
3. Каковы основные направления международного сотрудничества существуют в Китае в сфере борьбы с терроризмом?
РАЗДЕЛ 7 «ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕРРОРИЗМА ДЛЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА»